Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017

Измерение выносливости в общей системе физической подготовленности студентов

Номера страниц в выпуске:80-87

Аннотация. Первостепенным условием физического воспитания студентов является применение системы диагностирования физических параметров студентов. Предложена авторская методика определения специальной физической выносливости, достаточной для выполнения любых ациклических упражнений, проходящих в аэробно-анаэробном режиме. Приводятся примеры расчета индекса достаточной выносливости.

Ключевые слова: физическая выносливость, утомление, проба Руфье-Диксона, запас скорости, индекс достаточной выносливости, динамика работоспособности.

Аннотация. Первостепенным условием физического воспитания студентов является применение системы диагностирования физических параметров студентов. Предложена авторская методика определения специальной физической выносливости, достаточной для выполнения любых ациклических упражнений, проходящих в аэробно-анаэробном режиме. Приводятся примеры расчета индекса достаточной выносливости.

Ключевые слова: физическая выносливость, утомление, проба Руфье-Диксона, запас скорости, индекс достаточной выносливости, динамика работоспособности.

Постановка проблемы. Выдвигая проблему здоровья студента на первое место, логично представить в основании системы организации научного и методического обеспечения учебных занятий по физическому воспитанию не набор формальных правил и требований в виде контрольных вопросов, нормативов и тестов, а комплекс жизненно значимых для каждого человека параметров его организма, определяющих, измеряющих и оценивающих собственное физическое (соматическое) здоровье. Эти же принципы и параметры должны лежать в основе непрерывно функционирующей в учебном процессе физического воспитания в вузе и органично в него интегрированной системы врачебно-педагогического контроля в ходе занятий. Важным критерием эффективности такой системы наряду с требованиями научности, валидности и информативности является также ее простота и доступность, возможность мобильной, оперативной реализации в условиях типового учебного процесса любого вуза. Согласно Серёгиной Д. и Кутузовой Е., система диагностирования физических параметров студентов обосновывается как первостепенное условие процесса физического воспитания [4].

Проблема измерения физической подготовленности человека, по мнению Рютиной Л.Н., дискутируется и до конца не решена по сей день. Тем не менее, существует достаточное количество исследований специалистов различных направлений (медицина, педагогика и пр.), которые свидетельствуют о разработках практически доступных систем оценок «как при оперативном, текущем контроле, так и в прогностическом, долговременном плане» [3].

В противовес этому мнению Серегина Д. и Кутузова Е. выражают обеспокоенность в том, что разработанные на практике двигательные тесты «с равным успехом» используются для оценки различных навыков и качеств в практике физического воспитания. При таком подходе не учитывается различный уровень физической подготовленности у различных групп студентов и их генетическая предрасположенность, наблюдается присутствие минимальной объективности [4]. Белых С.И., продолжая эту мысль, пишет, что физическое воспитание призвано не только развивать физические качества, но и должно способствовать совершенствованию личностных качеств, формировать мотивы к самосовершенствованию и самовоспитанию. Не последнюю роль в этих процессах автор отводит обучению студентов методам самоконтроля физической нагрузки. Студенты во время обучения в вузе должны освоить приемы оценки функционального состояния собственного организма, его выносливости [1, с. 160-165]. Выносливость, как важнейшее физическое качество, проявляется в профессиональной практике и повседневной жизни. Ею измеряется общий уровень работоспособности человека. Если человек способен значительное время выполнять работу, не снижая при этом мощность нагрузки, или противостоять утомлению, то это и будет определяться как выносливость организма того или иного человека. Это свойство - многофункционально и аккумулирует в себе множество процессов различного уровня: от клеточного до целостного организма. Специалисты рекомендуют перед усиленными занятиями фитнесом провести оценку общей выносливости или работоспособности сердца (Проба Руфье-Диксона). В последнее время проба Руфье стала широко применяться как индикатор к допуску детей и подростков к занятиям физкультурой. Этот тест позволяет быстро и без каких-либо материальных и временных затрат оценить физическую форму подростка и затем спланировать необходимую нагрузку. Проба проста в подсчетах и легка в применении. Следовательно, студенты, освоив данный метод таких замеров, могут самостоятельно следить за динамикой работоспособности своего сердца [6]. Наиболее известными в физическом воспитании и в спорте относительными показателями выносливости является так же запас скорости. Мы предлагаем авторский метод определения скоростной выносливости у студентов. Это простой и оригинальный способ.

Цель исследования

Определение физической выносливости, степени тренированности сердечно-сосудистой системы к выполнению физической нагрузки для перспективного конструирования адекватного комплекса физических упражнений в различных группах студентов по состоянию их здоровья.

Задачи:

1. Разработать и практически апробировать метод определения скоростной выносливости и формулу индекса достаточной выносливости.

2. Определить уровни скоростной выносливости у студентов с целью конструирования комплекса упражнений адекватных для каждой группы студентов.

Практическая значимость

Разработанная и валидизированная авторская формула определения индекса достаточной выносливости студентов, может быть применена в профессиональной деятельности преподавателей по физической культуре в учреждениях высшего образования для решения практических задач оптимизации процесса формирования физической выносливости  студентов вуза. Метод обеспечивает возможность самостоятельного определения выносливости при занятии ациклическими упражнениями в более широком диапазоне: в аэробно-анаэробном режиме работы организма.

Результаты исследования

Важнейшим физическим качеством, которое проявляется в профессиональной практике и повседневной жизни является выносливость. Ею измеряется общий уровень работоспособности человека. Если человек способен значительное время выполнять работу, не снижая при этом мощность нагрузки, или противостоять утомлению, то это и будет определяться как выносливость организма того или иного человека. Это свойство - многофункционально и аккумулирует в себе множество процессов различного уровня: от клеточного до целостного организма. Именно сердечно-сосудистая, дыхательная системы, ЦНС - факторы энергетического обмена веществ и вегетативные системы – играют ведущую роль в проявлении выносливости.

В своей работе мы сочли оправданным оценить у студентов степень тренированности сердечно-сосудистой системы к выполнению физической нагрузки, т.е. гемодинамические величины в покое и в условиях функциональных нагрузок. Основными гемодинамическими компонентами организма являются кровь, сердце, сосуды, а основными характеристиками их работы являются состав крови, частота сердечных сокращений (ЧСС), систолический объём (СО), сердечный выброс (СВ), артериальное давление (АД) и другие. Мы тестировали у студентов только ЧСС и АД. Считаем, что данная оценка поможет нам сконструировать для каждой группы студентов адекватный комплекс физических упражнений в системе их профессионального становления. Наиболее известными в физическом воспитании и в спорте относительными показателями выносливости является так же запас скорости или беговая выносливость. Беговая выносливость зависит от тренированности сердца. Улучшая свою силовую выносливость, человек одновременно тренирует выносливость своего сердца [5, с. 118-121].

Мы определяли скоростную выносливость у студентов по методу, разработанному нами и индекс достаточной выносливости по авторской формуле. Это простой и оригинальный способ [2].

Описание изобретения: Изобретение относится к спортивной медицине и может быть использовано для определения специальной физической выносливости, достаточной для выполнения любых ациклических упражнений, проходящих в аэробно-анаэробном режиме, например, при ритмической гимнастике, круговой тренировке силовых упражнений с участием ног. Известен способ определения кардио-респираторной выносливости человека путем предъявления дозированной физической нагрузки в виде приседаний, измерения частоты сердечных сокращений до нагрузки, после нее и в конце первой минуты восстановления пульса. Затем рассчитывают выносливость по индексу Руфье. Прием состоит в следующем - осуществляются приседания из положения, стоя в положение, сидя на стуле с опорой руками о бедра, в течение трех минут. Задача настоящего изобретения заключается в обеспечении возможности определения выносливости человека при занятии ациклическими упражнениями в более широком диапазоне: в аэробном и аэробно-анаэробном режиме работы организма. Поставленная задача решается тем, что в способе определения выносливости человека, включающем проведение циклических нагрузочных функциональных проб, заключающихся в измерении времени бега на средней и короткой дистанциях и определении на их основе индекса выносливости, тестируемый дополнительно пробегает длинную дистанцию с разной скоростью под заданный ритм и в заданный промежуток времени, затем определяют расстояние, которое тестируемый пробежал за этот промежуток времени, и определяют индекс достаточной выносливости для ациклических упражнений из выражения:

ИД = t1 - (tср - tкn + tкn1),

где t1 - время, за которое испытуемый пробегает длинную дистанцию в заданном ритме;

tср - время преодоления испытуемым средней дистанции;

tк - время, за которое испытуемый пробегает короткую дистанцию;

n - частное от деления длин средней и короткой дистанций;

n1 - частное от деления длин длинной и короткой дистанций.

Способ заключается в следующем:

На первом этапе испытуемый пробегает две дистанции: среднюю (например, 400 м) и короткую (60 или 100 м). Измеряют время, за которое испытуемый пробежал эти дистанции. Высчитывают, как и в прототипе, индекс выносливости при выполнении циклических упражнений.

После восстановления, а лучше на следующем занятии задают время t1=4-8 мин и определяют расстояние (длинную дистанцию – 1000м), которое испытуемый преодолеет под заданный ритм (метроном, плеер). По полученным данным определяют индекс выносливости, достаточный для выполнения циклических / ациклических упражнений.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены репрезентативностью выборки (1979 студентов 1-3 –х курсов Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова), длительностью и планомерностью исследования (исследование проводилось в течение 5-ти лет), сочетанием количественного и качественного анализа материала, подтвержденного методами математической статистики, проверкой и перепроверкой методического инструментария на валидность и надежность. При статистической обработке цифровых данных, полученных в ходе исследований, применялся метод непрямых разностей с вычислением ошибки средней арифметической по константной формуле Петерса.

У нас не было цели при тренировках получить группы студентов с показателями «высокий уровень выносливости». Наша задача заключалась в том, чтобы научить студентов определить личную физическую выносливость с целью определения и выбора оптимального рабочего режима в процессе обучения в консерватории.

Примеры расчета индекса выносливости

 № 1. Студентка, 20 лет, занимается общеукрепляющей гимнастикой третий год. Солистка. Были получены следующие результаты: на короткой дистанции в 100 м - 16,7 сек; на средней дистанции 400 м - 90 сек. За 10 мин (600 с) преодолела 2000 м (длинная дистанция). По формуле вычисляем Индекс выносливости:

ИД=600-(90- 16,7·4+16,7·20)=242,8.

Время упражнений в общеукрепляющей гимнастике - 5 мин, больше не требуется. Расстояние за это время - 1000 м.

Для этого случая ИД=300-(90-16,7·4+16,7·10)=109,8. Достигнутый уровень вполне достаточен для выполнения поставленных задач.

№ 2. Студентка, 18 лет, занимается общеукрепляющей гимнастикой 8 месяцев, в рамках ОФП, т. е. 2 раза в неделю. Пробегает 100 м за 18,7 с; 400 м за 120 с, за 5 мин (300 с) - 1000 м.

ИД=300-(120-18,7·4+ 18,7·10)=67,8 с.

Эта же студентка показала результаты: t1=730 с, дистанция 2000 м, tср= 120 с, tк=18,7с, n=4, n1=20,

Следовательно, ИД=730-(120-18,7·4+18,7·20)=310,8с.

Если у студента Индекс выносливости:

0 -170 единиц – низкий уровень,

171 – 230 единиц – средний уровень,

231 и выше – высокий уровень.

Нормативы ИД рассчитывались в соответствии с обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов. Тесты утверждены Государственным комитетом по высшему и среднему образованию приказом N 777 от 26.07.94 г.

Пример достижений студентами короткой, средней и длинной дистанций мы вынесли в табл. 1.

Таблица 1 Показатели индекса выносливости студентов на короткой, средней и длинной дистанциях

Курс, группа

60м.

400м.

1000м.

Индекс

1 Ф-но

9.8

1.17

4.44

109

1 Ф-но

10.6

1.47

5.45

132

1 Ф-но

10.4

1.26

4.52

102

1 Ф-но

11.7

1.49

5.47

111

1 Ф-но

12.0

2.01

7.00

179

1 Ф-но

11.5

1.41

5.30

114

1 ХНП

11.5

2.11

5.48

102

1 ХНП

9.5

2.06

6.16

155

1 ХНП

11.1

2.02

6.30

157

1 ХНП

9.4

1.53

7.00

213

1 ХНП

8.8

1.42

5.44

154

1 ХНП

7.3

1.33

7.00

254

1 ХНП

9.3

1.48

6.23

183

1 ОСИ

10.2

1.52

6.17

153

1 ОСИ

12.0

2.08

6.05

117

1 ОСИ

10.0

1.48

6.27

179

1 АП

9.9

1.38

7.18

241

Индекс выносливости определялся следующим образом:

1.       Ид = 284 – (77 - 9,8 Х 6,7+9,8 Х 16,7) =109

2.       Ид = 345 – (107 – 10,6 Х 6,7+10,6 Х 16,7) =132

3.       Ид = 292 – (86 – 10,4 Х 6,7+10,4 Х 16,7) =102

4.       Ид = 347 – (109 – 11,7 Х 6,7+11,7 Х 16,7) =111

5.       Ид = 420 – (121 – 12,6 Х 6,7+12,0 Х 16,7) =179 и т.д.

В табл. 2 вынесены результаты студентов СГК трех дистанций и индекс выносливости. Согласно полученным результатам были выделены 2 группы студентов: с низким и средним уровнем выносливости.

        

Таблица 2 Группы студентов по уровням беговой выносливости (%)

курс

Уровень выносливости

Низкий

средний

I

67.7

32.3

II

53.8

46.2

III

34.5

65.5

Выводы

Кардинальным вопросом в комплексном педагогическом контроле является оценка состояния двигательной функции как ведущего фактора, обеспечивающего рост результатов. Наиболее информативным и доступным комплексным тестом определения уровня физической подготовки является тест оценки уровня физического состояния. Разработанная формула определения индекса достаточной выносливости позволяет студентам самостоятельно определить специальную физическую выносливость, достаточной для выполнения любых ациклических упражнений, проходящих в аэробно-анаэробном режиме.

Перспективы дальнейших исследований

Выявление и описание индивидуальных интегральных образований, таких как индивидуальные стили и пути определения физической выносливости.


Summary

 

MEASUREMENT OF ENDURANCE IN THE GENERAL SYSTEM OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS

M. A. Konyaeva

Saratov state Conservatory. L. V. Sobinova

M. G. Akhmetvalieva

Saratov branch of the Siberian state technological University

Abstract. The primary condition of physical education students is the use of system diagnostics of the physical parameters of the students. The author proposes a method to define special physical endurance sufficient for any acyclic exercises held in aerobic-anaerobic mode. Examples of calculation of the index sufficient endurance.

Key words. Physical endurance, fatigue, alloy Rufe-Dixon, a reserve rate, an index sufficient endurance, dynamics of health.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Коняева Марина Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент ВАК, профессор  кафедры гуманитарных дисциплин и физической культуры  Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, г. Саратов, Россия. E-mail: konyaevama@mail.ru

Konyaeva Marina Alekseevna – candidate of pedagogical Sciences, HAC associate Professor of Humanities Department of physical culture of the Saratov state Conservatory. L. V. Sobinov. Saratov, Russia. E-mail: konyaevama@mail.ru

Ахметвалиева Мейсеря Гарафовна – кандидат педагогических наук, доцент Саратовского филиала Сибирского государственного технологического университета, г. Саратов, Россия, E-mail: konyaevama@mail.ru

Akhmetvalieva  Masera  Garafovna – candidate of pedagogical Sciences, docent, the Saratov branch of Siberian state technological University, Saratov, Russia.  E-mail: konyaevama@mail.ru

Список исп. литературыСкрыть список
1.Белых С. И. Основные положения технологии личностно ориентированного физического воспитания студентов European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. – № 7.- С. 160-165
2. Коняева М.А. Изобретение: Способ определения выносливости человека. // Шахлин В.В.// Патент на изобретение № 2136203. Москва. 1997 г.
3.Рютина Л.Н. Динамика физической подготовленности студентов железнодорожного вуза. admin@otbet.ru/ (Дата обращения 15.01.2017).
4.Серёгина Д., Кутузова Е. Тестирование физической подготовленности студентов вузов с использованием программ полиатлона. Тверская государственная медицинская академия ru.convdocs.org. (Дата обращения 19.01.2017).
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. – 480 с. Глава 7. Теоретико – практические основы развития физических качеств. 7.4 Выносливость и основы методики ее воспитания. - С.118-121.
6.Dr. Patrick Bacquaert. Test de Ruffier-Dickson. Par les docteurs P. Bacquaert et F. Maton. Ed. Chiron, 2009. +YouTube Dernière révision: 01.12.2014.
Количество просмотров: 2735
Предыдущая статьяИсследование психоэмоционального состояния студенток четвертого курса технического вуза с помощью цветового теста Люшера
Следующая статьяПрименение метода «до отказа» в силовых тренировках.
Прямой эфир