Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№02 2012

О работе школы детской и подростковой нейропсихофармакологии №02 2012

Номера страниц в выпуске:13-14
9-1.jpgВпервые с 19 по 24 февраля 2012 г. в Венеции (Италия) проходила школа детской и подростковой нейропсихофармакологии (School of Child and Adolescent Neuropsychopharmacology), которая была организована Европейской коллегией нейропсихофармакологии (European College of Neuropsychopharmacology – ECNP). В числе других целей ECNP – поддержка инновационных исследований в области нейропсихофармакологии, поощрение научной деятельности в странах Европы, содействие профессиональному образованию молодых ученых. ECNP организует широкий спектр мероприятий и программ по всей Европе: конгрессы, образовательные семинары, школы молодых ученых. В работе школы детской и подростковой нейропсихофармакологии приняли участие более 40 психиатров из 28 стран Европы. В течение 6 дней ведущие специалисты делились своими научными знаниями и клиническим опытом. Насыщенная программа затрагивала широкий спектр проблем детской и подростковой психиатрии. В первый день на открытии школы с приветственным словом к участникам обратился профессор A.Zuddas (Италия). Он отметил, что за последние несколько лет психофармакологические препараты все чаще используются для лечения детей и подростков. Вместе с тем у некоторых препаратов нет данных об эффективности и безопасности у детей и подростков, и зачастую клинический опыт лечения взрослых пациентов экстраполируется на детско-подростковую психиатрию. Детские и подростковые психиатры, представляющие несколько стран Европы (ECNP Child and Adolescent Psychiatry Advisory Scientific Group, European Child and Adolescent Psychopharmacology Network – ECAPN), начали сотрудничество в проведении научных исследований и клинических испытаний препаратов. Данная школа, по мнению организаторов, будет способствовать распространению передового опыта в области клинической нейропсихофармакологии, высокому уровню подготовки специалистов, а также развитию научно-исследовательской деятельности у себя в стране, что в целом соответствует целям и задачам ECNP. 9-2.jpgЛекция профессора C.Arango (Испания) была посвящена клинической психофармакологии антипсихотиков. Представлены данные о возможности применения различных препаратов в детской практике в соответствии с рекомендацией Европейского медицинского агентства (EMA) и подробная информация о каждом препарате в соответствии с рекомендацией Управления по контролю пищевых продуктов и лекарств в США (Food and Drug Administration – FDA). В заключение C.Arango сказал, что существует лишь небольшая разница эффективности лечения антипсихотиками, за исключением клозапина при резистентности, а различия проявляются лишь в побочных эффектах, которые развиваются у детей и подростков чаще, чем у взрослых. Сообщение профессора E.Simonoff (Великобритания) затрагивало тему расстройств аутистического спектра. Отмечено, что в настоящее время нет фармакологических методов лечения аутизма.9-3.jpg Отмечено, что аутизм часто сочетается с эмоциональными нарушениями – тревожными расстройствами, фобией, особенно социальной, агорафобией, депрессией, дистимией; нарушениями поведения – оппозиционным поведением, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью; другими расстройствами – синдромом Жиля де ля Туретта, хроническими тиками, энурезом, энкопрезом.  Тем не менее приведены данные об использовании рисперидона, арипипразола при раздражительности, метилфенидата и атомоксетина при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, эсциталопрама, флуоксетина, флувоксамина при обсессивно-компульсивном расстройстве. Один из дней школы был посвящен тревожно-депрессивным расстройствам и методам их лечения. I.Goodyer (Великобритания) коснулся вопросов моноаминовой теории развития депрессии, представил результаты рандомизированных клинических исследований эффективности препаратов при депрессии у подростков. В лекции G.Masi (Италия) были освещены вопросы лечения тревожных расстройств. Указано, что распространенность тревожных расстройств среди детей и подростков составляет от 6 до 18%. Отмечена высокая коморбидность тревожных и депрессивных расстройств, показаны результаты нескольких исследований препаратов при лечении тревожных расстройств. Среди побочных эффектов при лечении наиболее часто встречаются гиперкинезы у детей, суицидальные мысли и поведение, беспокойство, гиперактивность, расторможенность, редко маниакальные симптомы и смешанные состояния. Распространенность обсессивно-компульсивного расстройства у детей и подростков составляет 1–2%, пики развития заболевания приходятся на подростковый возраст и возраст около 21 года.9-4.jpg Когнитивно-бихевиоральная терапия является методом первого выбора при лечении легкого обсессивно-компульсивного расстройства, тяжелое течение заболевания и отсутствие ответа на психотерапию является показанием к назначению психофармакопрепаратов, в частности, были приведены результаты исследования POTS – Pediatric OCD Treatment Study (JAMA, 2004), показавшего эффективность сертралина. При отсутствии эффекта от лечения антидепрессантами возможно назначение нейролептиков, в частности арипипразола. Частота панического расстройства у детей и подростков составляет около 1%, однако панические атаки отмечаются у 4–6%. Наиболее распространенными симптомами у детей младшего возраста являются внезапный страх, ажитация с криком, сердцебиение, одышка, потливость, головокружение, слабость, страх рвоты после еды, страх перед сном. Лекция C.Moreno (Испания) касалась аспектов лечения биполярного расстройства у детей и подростков. У подростков депрессивные симптомы отмечаются чаще, чем маниакальные, дети испытывают трудности в выражении своих эмоций, и поэтому диагностика эмоциональных нарушений складывается из наблюдения за их поведением. Лекции профессора A.Zuddas (Италия) и D.Coghill (Великобритания) были посвящены фармакотерапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Данное заболевание представляет собой гетерогенное расстройство с такими симптомами, как нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность, часто сочетается с оппозиционным вызывающим расстройством, тикозными расстройствами, моторными нарушениями, тревожными расстройствами и дислексией. 9-5.jpgСообщение P.Santosh (Великобритания) затрагивало тему психических расстройств при метаболических и органических заболеваниях. Отмечено, что психотические состояния развиваются с частотой примерно 1 на 10 тыс. случаев при таких заболеваниях, как порфирия, синдром Аспергера, аутизм, синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы, синдром Жильбера, синдром Жиля де ля Туретта, болезнь Гентингтона, синдром Кляйнфельтера, синдром Марфана, фенилкетонурия, альбинизм. Приведены клинические проявления каждого заболевания. Показано, что утяжеление заболеваний, вызванных нарушением метаболизма, может происходить при назначении различных препаратов. Так, валь-проаты блокируют цикл мочевины, имипрамин, мепробамат, метиприлон ухудшают течение порфирии, нейролептики вследствие блокады D2-рецепторов – болезни Вильсона–Коновалова. J.Castro-Fornieles (Испания) подготовила сообщение о лечении больных с расстройствами пищевого поведения. Цели лечения – увеличение массы тела, нормализация приема пищи и контроль пищевого поведения, оценка и помощь при психологических проблемах, лечение сопутствующих заболеваний, в том числе психических, повышение самооценки и социальных навыков. Вопросы суицидального поведения и генетики были отражены в лекциях G.Zalsman (Израиль) и E.Taylor (Великобритания). На школе с сообщениями также выступили M.Kolch (Германия), A.Cipriani (Италия), M.Danckaerts (Бельгия), J.Buitelaar (Нидерланды). Повышенный интерес участников вызвали дебаты между E.Taylor и I.Goodyer на тему «Стоит ли считать медикаментозное лечение детей и подростков методом первого выбора?» В течение всех дней школы проходили образовательные семинары, на которых обсуждались актуальные вопросы, затронутые в лекциях, рассматривались клинические случаи. Кроме того, были представлены несколько лекций, из которых молодые ученые смогли узнать, как правильно делать презентации и организовывать различные научные мероприятия, проводить исследования. Опыт общения с психиатрами из разных стран позволил сформировать представление о подходах к диагностике и лечению детей и подростков с психическими расстройствами с учетом национальной специфики и разрешенных к применению в каждой стране психофармакопрепаратов. Школа прошла на высоком организационном и научном уровне, в дружелюбной атмосфере, и стала одним из значимых событий в области детской и подростковой психиатрии за последние несколько лет. Член правления и региональный представитель Всемирной психиатрической ассоциации по Восточно-Европейскому региону профессор П.В.Морозов был избран представителем ECNP в России. На встрече национальных представителей из стран Восточной Европы в феврале 2012 г. в Софии (Болгария) было подписано официальное соглашение о проведении семинара в России. Данное мероприятие планируется в апреле 2013 г. в Суздале перед традиционной школой молодых ученых. Принять участие в работе семинара смогут молодые специалисты со всей России, отобранные сотрудниками ECNP на основании представленных резюме. Семинар пройдет на английском языке. В организационной подготовке семинара непосредственное участие примет Совет молодых ученых Российского общества психиатров.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1006
Предыдущая статьяДепрессии позднего возраста: психопатология и подходы к фармакотерапии
Следующая статьяКафедра психиатрии ЦИУ с курсантами (1939 г.)
Прямой эфир