Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№04 2013

Шокирующая тайна Сикстинской капеллы №04 2013

Номера страниц в выпуске:19-20
14-1.jpg
Микеланджело по праву считается одним из величайших художников и скульпторов итальянского Возрождения, чье имя знакомо практически каждому человеку. В то же время немногим известно, что, как и Леонардо да Винчи, Микеланджело интересовала анатомия. Имеются исторические свидетельства того, что он подкупил флорентийского настоятеля, дабы тот позволил ему изучать человеческие тела в больнице при церкви. Тем не менее позже художник уничтожил практически все анатомические наброски и записи.
14-2.jpg
14-3.jpg
Микеланджело занимался росписью Сикстинской капеллы с 1508 по 1512 г. Секция росписи, на которой было замечено «скрытое послание», отмечена на представленном изображении. Недавно двум американским специалистам по нейроанатомии Йену Саку (Ian Suk) и Рафаэлю Тамарго (Rafаel Tamargo) удалось найти доказательства того, что мастер все же мог оставить некоторые материалы, спрятав их в одной из наиболее известных своих работ – росписи Сикстинской капеллы. Йен Сак и Рафаэль Тамарго являются учеными из Школы медицины при Университете Джонса Хопкинса в Балтиморе. Они утверждают, что спрятанное изображение представляет собой анатомический рисунок позвоночника со спинным мозгом, а также стволовой частью мозга. Спрятанное изображение было найдено в очертаниях Бога, разделяющего свет и тьму и изображенного на самой дальней западной секции. Рассматривая творение Микеланджело, специалисты заметили на шее и груди Бога очень явные анатомические несоответствия. Странным им показался тот факт, что на других фигурах, изображенных на фреске, ничего подобного не было. Кроме того, в то время как на всех фигурах освещение исходило слева по диагонали, шея Бога была подсвечена под прямым углом. Понимая, что художник не мог допустить подобной оплошности, работая над ключевой фигурой росписи, Сак и Тамарго пришли к выводу, что искажение пропорций было намеренным. Позже, поняв, что подобные очертания они уже видели на одной из фотографий в университете, они сравнили фрагмент росписи со снимком человеческого мозга. Впоследствии оказалось, что изображение шеи Бога совпало с фотографией человеческого мозга. Сак и Тамарго также отметили, что странный изгиб ткани, идущий по центру торса, может скрывать в себе намек на человеческий позвоночник. Новости о находке были представлены в научном журнале «Neurosurgery». В своей статье эксперты предположили, что при помощи скрытого изображения художник хотел что-то выразить. Тем не менее они решили не заходить далеко в своих предположениях. Впрочем, их нежелание углубляться в интерпретацию поступка Микеланджело не помешало другим заняться этой темой. В частности, согласно доктору Дугласу Филдсу (Douglas Fields) из Университета Мэриленда сам акт разделения света и тьмы на картине говорит о расколе между художником и церковными кругами. 
14-4.jpg
Собственно, о том, что отношения Микеланджело и католической церкви были несколько напряженными, знают многие. Например, известно, что представители духовенства обвинили Микеланджело в клевете после того, как тот закончил работу над секцией с изображением Страшного суда. Возможно ли, что скрытое изображение стало попыткой художника заявить о своем недоверии к церкви? Стоит отметить, существует большая вероятность того, что увиденные Саком и Тамарго очертания человеческого мозга могут быть чем-то наподобие пятен в тесте Роршаха. По крайней мере это объяснило бы, почему очертания мозга увидели именно эксперты по нейроанатомии. Однако стоит также принять во внимание тот факт, что ученые были не первыми, кто заметил скрытые анатомические элементы в росписи. В частности, в 1990 г. врач Фрэнк Мешбергер (Frank Meshberger) заявлял о том, что на центральной секции со сценой создания Адама можно видеть изображение человеческого мозга в разрезе. Итак, что же скрывал Микеланджело, когда расписывал потолок Сикстинской капеллы? Одной из лучших фресок плафона капеллы является «Сотворение Адама». Облокотившись на правую руку, на земле полулежит молодое и красивое, но еще не одухотворенное тело первого человека. Летящий в окружении сонма бескрылых ангелов Творец Саваоф протягивает свою десницу к левой руке Адама. Еще мгновение – их пальцы соприкоснутся, тело Адама оживет, обретя душу. Описывая эту фреску, искусствоведы обычно отмечают, что Саваоф и ангелы, объединенные в единое целое, очень удачно вписываются в картину, уравновешивая левую часть фрески. И все.
14-5.jpg
Однако вглядевшись внимательнее в то, что создал художник, вдруг понимаешь, что Адама оживляет Господь, изображенный не только в виде бородатого старца, окруженного ангелами, но и в образе огромного мозга, повторяющего в деталях строение головного мозга человека. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске мысль о том, что одухотворение было совершено Высшим разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил? Объяснение напрашивается само собой. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. А за надругательство над мертвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. И если бы 17-летнего Буонарроти поймали, когда он изучал анатомию, тайно вскрывая трупы в покойницкой монастыря Санто-Спирито во Флоренции, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проеме окна на третьем этаже дворца Синьории и мир никогда не увидел бы будущих шедевров Микеланджело. С тех памятных дней 1492 г., когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 г.) прошло почти 20 лет. Но несмотря на такой большой срок, поражает правильность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека. Впервые сходство фрески «Сотворение Адама» с головным мозгом человека заметил американский врач Фрэнк Мешбергер в 1990 г. Но он пришел к выводу, что великий мастер изобразил внутреннее строение мозга. Позднее ученым удалось обнаружить, что Микеланджело показал на фреске наружную поверхность мозга и с большой точностью отобразил извилины и борозды. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. 
14-6.jpg
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Профиль одного из ангелов повторяет центральную, или роландову, борозду, являющуюся границей между лобной и теменной долями мозга. И наконец, головы двух ангелов за спиной Создателя – это не что иное, как надкраевая и угловая извилины. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твердой мозговой оболочки (так называемого намета мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Поэтому, когда при вскрытии Микеланджело вынимал мозг из черепной коробки, он разрушал мозжечок. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Слишком много совпадений в деталях фрески с извилинами и бороздами мозга не могут быть объяснены простыми случайностями. Но и это еще не все. Микеланджело очень любил изображать обнаженную человеческую натуру. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Американский писатель Ирвинг Стоун, написавший замечательный биографический роман о Микеланджело, вкладывает в его уста такие слова: «Я считаю, что вся красота, вся телесная мощь заключена в мужчине. Погляди на него, когда он в движении, когда он прыгает, борется, кидает копье, пашет, вздымает ношу: вся мускулатура, все сочленения, принимающие на себя натугу и тяжесть, распределены у него с необыкновенной соразмерностью. А что касается женщины, то, на мой взгляд, она может быть прекрасной и волнующей только в состоянии абсолютного покоя». Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
14-7.jpg
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 3184
Предыдущая статьяИздание «Всемирной психиатрии» на русском языке
Следующая статьяКлиническое применение знаний о нейробиологических нарушениях при депрессии
Прямой эфир