Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№04 2021

Влияние последствий режима самоизоляции на психическое здоровье и психологическое благополучие подростков: результат Всероссийского онлайн-опроса обучающихся 8–10 классов образовательных организаций России №04 2021

Резюме
В статье представлены обобщенные данные результатов Всероссийского онлайн-опроса обучающихся 8-10 классов образовательных организаций России в отношении влияния карантинных мероприятий на психологическое состояние. В целом в России подростки адаптивно перенесли изменения обычного уклада жизни и ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции: только 14,5% испытывали средний или высокий уровень тревожности, более 50% положительно восприняли дистанционные формы обучения и не отмечали значительных трудностей в усвоении материала в таком формате. Определены факторы, влияющие на тревожность подростков в условиях пандемии коронавирусной инфекции.
Ключевые слова: психическое здоровье, психологическое благополучие, COVID-19, подростки, тревога, дистанционные формы образования.
Для цитирования: Н.В. Треушникова, Е.В. Бачилo. Влияние последствий режима самоизоляции на психическое здоровье и психологическое благополучие подростков: результат Всероссийского онлайн-опроса обучающихся 8–10 классов образовательных организаций России. Психиатрия и психофармакотерапия. 2021; 4: 26–31.

The impact of the consequences of the self-isolation regime on the mental health and psychological well-being of adolescents: the result of an all-Russian online 
survey of students in grades 8–10 of educational organizations in Russia

N.V. Treushnikova1, E.V. Bachilo2  

Введение
Согласно данным UNICEF (2019 г.), в мире более 2,2 миллиарда детей и подростков, которые составляют примерно 28% населения мира, при этом люди в возрасте от 10 до 19 лет составляют порядка 16% [11]. Пандемия COVID-19 беспрецедентным образом повлияла на жизнь людей во всем мире, включая детей и подростков. Практически во всех странах важным инструментом профилактики инфекции были стратегии изоляции и социального дистанцирования для снижения риска заражения [7]. Аналогичные шаги были предприняты и в России. В этой связи одной из основных мер, принятых во время режима изоляции, было закрытие школ и других учебных заведений. Данное обстоятельство, выходящее за рамки обычного жизненного опыта, приводит к стрессу, тревоге и чувству беспомощности [8]. Группа французских исследователей (Guessoum S.B. at al., 2020) при изучении психических расстройств у подростков в период пандемии отметила, что эта обстановка может привести к обострению психических расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство, депрессивные и тревожные расстройства, а также к возникновению психологических симптомов, связанных с проявлением горя, а нахождение в домашних условиях связано с ростом насилия в семье [3]. Shen K. с соавторами (2020) указывают, что, по сравнению со взрослыми, влияние пандемии на детей и подростков может иметь более серьезные долгосрочные неблагоприятные последствия [7]. Характер и степень воздействия на эту возрастную группу зависит от множества факторов: возраст, образовательный статус, наличие особых потребностей в связи с проблемами со здоровьем, психические расстройства в анамнезе, социально-экономические факторы, наличие у ребенка и/или родителя инфекции и помещение в этой связи на карантин.
Для предотвращения долгосрочных последствий карантинных мероприятий для психического здоровья и психологического благополучия детей и подростков необходимо создание адекватной системы профилактики и своевременной диагностики в деятельности общеобразовательных организаций Российской Федерации.

Цели и задачи исследования
Целью Всероссийского онлайн-опроса обучающихся 8–10 классов общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации (далее – опрос) является анализ психического состояния и психологического благополучия обучающихся 8-10 классов после периода карантинных мероприятий и вынужденной изоляции для подготовки рекомендаций психологическим службам школ по обеспечению условий, способствующих преодолению негативных психологических последствий пандемии COVID-19, развитию возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, необходимых для решения задач в рамках федерального проекта «Современная школа» (национальный проект «Образование»). 

Задачи исследования
Для достижения указанной цели планируется: 
• оценить субъективное восприятие подростком сферы коммуникации и своего состояния в период карантина и после него; 
• проанализировать уровень тревожности подростков после периода самоизоляции; 
• подготовить рекомендации педагогам-психологам образовательных организаций, психологическим службам по обеспечению условий для преодоления негативных психологических последствий пандемии COVID-19, развитию возрастных и индивидуальных возможностей подростков в процессе обучения. 

Материалы и методы
Общая характеристика исследования
Основой для исследования является опросник для самостоятельного заполнения обучающимися 8–10 классов общеобразовательных организаций с использованием онлайн-платформы «Google-формы». Участники отвечали на вопросы анонимно в сети Интернет в период с 16 ноября 2020 г. по 4 декабря 2020 г. Поддержку в распространении опросника среди обучающихся общеобразовательных организаций оказало Министерство просвещения Российской Федерации, направив информационные письма руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
При составлении опросника были учтены рекомендации Всемирной организации здравоохранения и накопленный международный опыт в проведении аналогичных исследований. Используемые в опроснике скрининговые инструменты (шкалы) имеют широкое применение как в общей популяции, в том числе русскоязычной [1,12,13], так и у подростков [2,10], включая оценку состояния в период карантина [14].
Опросник включает следующие тематические блоки:
1. Социально-демографический блок (населенный пункт, пол, возраст, тип семьи по составу);
2. Блок субъективного восприятия подростком сферы коммуникации и своего состояния в период карантина и после него;
3. Блок субъективной оценки эмоционального состояния: опросник генерализованного тревожного расстройства – ГТР-7 (GAD-7).
Социально-демографические параметры включали: пол; возраст; образование; семейное положение (с кем проживает ребенок). 
Блок субъективного восприятия подростком сферы коммуникации и своего состояния в период карантина и после него был представлен вопросами о влиянии карантинных мероприятий на здоровье, отношения с родственниками, близкими и друзьями, отношение к дистанционным формам образования.
Для оценки симптомов тревоги была использована русскоязычная версия шкалы GAD-7 – ГТР-7. Участникам опроса предлагается ответить на вопросы и оценить свое состояние за последние 2 недели, выбирая один из ответов: «никогда», «несколько дней», «более половины дней», «почти каждый день». Далее баллы суммируются (сумма баллов может быть от 0 до 21), и по итоговой сумме баллов производится расчет. Минимальный уровень тревоги – 0–4 балла; умеренный – 5–9 баллов; средний – 10–14 баллов; высокий уровень тревоги – 15–21 баллов.
Поскольку основной целью опроса явилось изучение психического состояния и психологического благополучия обучающихся 8-10 классов после периода карантинных мероприятий и вынужденной изоляции в связи с пандемией COVID-19, в опрос был включен вопрос:
Переживали ли Вы за последние 2 недели события, которые сильно повлияли на Ваше эмоциональное состояние (серьезный конфликт в семье, школе, с друзьями, потеря близкого человека, неудачи в учебе и др.)? 
Респонденты, ответившие на этот вопрос «Да», были выделены в отдельную группу, и их ответы не учитывались в связи с высокой вероятностью влияния недавно произошедших негативных событий на психоэмоциональное состояние.
Статистическая обработка
Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась в программе SPSS Statistics 27 (IBM).
Внутреннюю согласованность при использовании опросников GAD-7 оценивали с использованием альфа-статистики Кронбаха. Альфа Кронбаха при использовании GAD-7 составило 0,886, что говорит о надежности полученных результатов. 
При обработке данных использовались следующие методы описательной статистики: 
• анализ частотных таблиц распределения для категориальных показателей; графический метод;
• анализ показателей среднего и стандартного отклонения, медианы и квартилей, гистограммы распределения, для количественных показателей.
Для установления закономерностей использовались следующие методы аналитической статистики:
• вывод и анализ частот и процентов с помощью z-критерия в таблице сопряженности, тест независимости хи-квадрат.
Различия считались статистически значимыми при уровне значимости p<0,001.

Результаты
В исследовании приняло участие 542 171 человек. Не дали согласие на участие 5 936 родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, данные результаты были исключены из дальнейшего анализа. 
В итоге были проанализированы данные 536 235 респондентов. Средний возраст респондентов составил 14,8±1,0 года, 57,4% из них были девочки (307 579 человек), 42,5% – мальчики (228 656 человек).
таблица 1 статья 4.PNG

таблица 2 3 статья 4.PNGПо результатам оценки заполнения шкалы GAD-7 были получены результаты, представленные в таблице 1.
Все респонденты были разделены на 2 группы в зависимости от ответа на вопрос: «Переживали ли Вы за последние 2 недели события, которые сильно повлияли на Ваше эмоциональное состояние (серьезный конфликт в семье, школе, с друзьями, потеря близкого человека, неудачи в учебе и др.)?» Для дальнейшего анализа были отобраны только респонденты, ответившие «Нет», – 76% (403 581 человек) (таблица 2).
Респонденты мужского пола чаще испытывают минимальный уровень тревоги в отличие от респондентов женского пола (таблица 3). Респонденты женского пола испытывают 
умеренный, средний и высокий уровень тревоги чаще, чем респонденты мужского пола. Пропорции столбцов различаются значимо между категориями тревоги.
Уровень тревоги у респондентов женского пола выше в возрастной группе 15 лет и старше (таблица 4). У лиц мужского 
пола различия не являются значимыми.
Среди опрашиваемых респонденты, которые проживают в полной семье, чаще всего имели минимальный уровень тревоги (таблица 5).
Был проведен анализ зависимости уровня тревоги от факторов социально-демографического блока с заданием поочередно параметров в качестве слоя (второго признака). Основная тенденция: вне независимости от состава семьи респонденты старше 14 лет испытывают более высокий уровень тревоги. В зависимости от состава семьи увеличивается разность распределений, и, начиная с неполных семей, границы в возрастах становятся более явные, в подобных семьях уровень тревоги растет с возрастом (чем старше ребенок, тем выше уровень тревоги).
У респондентов мужского пола высокий уровень тревоги наблюдается среди тех, кто живет только с папой, у респондентов женского пола – в последней категории состава семьи («Нет, с тетей/дядей/бабушкой/дедушкой/другое»). Минимальный уровень тревоги среди респондентов 14 лет испытывают те, кто проживают с мамой и папой и только с папой. Повышенный уровень тревоги отмечается у респондентов 15 лет, которые проживают только с мамой, и тех, кто проживает с тетей/дядей/бабушкой/дедушкой. Среди респондентов 16 лет повышенный уровень тревоги у тех, кто проживает только с папой (таблица6).
Среди респондентов, имеющих близких, которые перенесли COVID-19, те, кто живут только с папой, имеют повышенный уровень тревожности; более низкие показатели отмечаются в полных семьях.
Переходя к оценке субъективного восприятия, следует сказать, что из 403 581 респондента 73,9% отметили, что пандемия и карантинные мероприятия никак не повлияли на их здоровье, 15,5% отметили негативное влияние, а 10,6% – позитивное влияние (таблица 7).
таблица 6 статья 4.PNG 
94,5% респондентов не отметили случаев в период пандемии и изоляционных мероприятий, когда родители или другие близкие люди, с которыми подросток проживает, без достаточных на то оснований повышали на него голос, оскорбляли или наказывали его; 3,9% указали на то, что такое бывало чаще, чем обычно; 1,6% участников обозначили, что такое происходило часто (таблица 8).
Таблица 9 отражает отношение подростков к дистанционным формам обучения. Треть респондентов (33,7%) относятся к нему положительно, 23,7% – скорее положительно, а отрицательно относятся 18,7%. 
56,1% подростков, принявших участие в опросе, не отмечают значительных трудностей в усвоении материала в дистанционной форме; 17,8% плохо усваивают материал в такой форме (таблица 10). Причем у подростков, которые отрицательно относятся к дистанционным формам образования и имеют сложности с усвоением материала в таком формате, отмечается более высокий уровень тревоги.
58,6% не отметили сложностей в общении со своими одноклассниками/друзьями/знакомыми в период второй волны коронавирусной инфекции по сравнению с этим же временем прошлого года, 9,1% стало общаться сложнее (таблица 11).
41,8% обучающихся указали на то, что они испытывали негативные эмоции в связи с отсутствием возможности личного общения со своими одноклассниками/друзьями/ знакомыми, а 39,1% однозначно указали на то, что не испытывали таких эмоций (таблица 12).таблицы 13 14 статья 4.PNG
Среди респондентов, которые отметили негативное влияние пандемии и карантинных мероприятий на здоровье, также отмечался повышенный уровень тревожности (таблица 13). Минимальный уровень тревоги наблюдается у тех, кто ответил, что карантинные меры никак не повлияли.
Более высокий уровень тревоги выявляется у респондентов, которые испытывали негативные эмоции в период карантина, из-за ограничений в общении со своими друзьями (таблица 14).


таблица 4 . 5.PNGОбсуждение
В конце 2020 и 2021 годах появилось больше исследований в отношении психического здоровья детей и подростков в условиях пандемии (первые исследования уже проведены в Китае, Германии, Испании, Италии, США и др.). Однако их сложно сопоставлять ввиду разных методологических подходов и используемых инструментов. 
В систематическом обзоре Nearchou F. с соавт. (2020) было выделено 12 исследований, признанных подходящими для анализа данных (n=12 262). Результаты показывают, что COVID-19 влияет на психическое здоровье молодежи и связан с депрессией и тревогой в подростковых когортах. Однако оценка качества показала, что все исследования были низкого или среднего методологического качества, что служит препятствием для принятия обоснованных решений [4].
Настоящее исследование – это первый в России и, судя по имеющимся данным, самый широкомасштабный в мире перекрестный интернет-опрос, посвященный оценке психического состояния и психологического благополучия подростов в период после изоляционных мероприятий. 
В целом российские подростки адаптивно реагировали на изоляционные мероприятия и дистанционные формы образования. Однако здесь следует отметить, что отдаленные последствия еще предстоит изучить. Аналогично в работе Pedreira Massa J.L. (2020) отмечается, что возвращение к очному школьному образованию станет еще одним важным моментом, поскольку последствия изоляционных мероприятий имеют важное значение, особенно с точки зрения аддиктивного поведения, связанного с информационными и коммуникационными технологиями [5].
Полученные в опросе данные не всегда совпадают с данными других исследований. Так, например, в Германии две трети детей и подростков сообщили, что они серьезно пострадали от пандемии COVID-19. У них было значительно более низкое качество жизни (40,2% против 15,3%), больше проблем с психическим здоровьем (17,8% против 9,9%) и более высокий уровень тревожности (24,1% против 14,9%), чем до пандемии [6].
С другой стороны, Tang S. с соавт. (2020) отметили, что тремя наиболее распространенными симптомами были: тревога (24,9%), депрессия (19,7%) и стресс (15,2%). Однако участники исследования в целом были «довольны жизнью», а 21,4% стали более «довольны жизнью» во время закрытия школ [9].
Вместе с тем, как показывает наше исследование, есть наиболее уязвимые группы подростков, на которых пандемия оказывает негативное влияние и которым требуются особые формы поддержки для коррекции психологического состояния. Полученные данные могут лечь в основу создания рекомендаций в отношении дифференцированных подходов к работе с подростками в условиях изоляционных мероприятий и пандемии.
Очевидно, что необходимы более глубокие исследования в этом направлении, с использованием сопоставимых методологических подходов в разных странах для выработки научно обоснованных форм помощи и поддержки подросткам в складывающихся условиях.таблицы 7 89 статья 4.PNG

Выводы
1. Опрос показал, что в целом в Российской Федерации подростки адаптивно перенесли изменения обычного уклада жизни и ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции: только 14,5% испытывали средний или высокий уровень тревожности (85,5% – минимальный или умеренный уровень), более 70% респондентов не отметили ухудшения своего здоровья и отношений с родственниками и близкими людьми, с которыми они проживают, более 50% положительно восприняли дистанционные формы обучения и не отмечали значительных трудностей в усвоении материала в таком формате.
2. Уровень тревоги достоверно выше среди респондентов женского пола от 15 лет и старше.
3. Для подростков 15 лет и старше уровень тревожности выше у тех, чьи родственники или близкие люди перенесли COVID-19 (особенно среди тех, кто живет только с папой), при этом респонденты женского пола тяжелее переносят болезнь близкого человека.
4. У респондентов мужского пола высокий уровень тревоги наблюдается среди тех, кто живет только с папой, а у респондентов женского пола у тех, кто проживает с тетей/дядей/бабушкой/ дедушкой/ другое.
5. 73,9% отметили, что пандемия и карантинные мероприятия никак не повлияли на их здоровье, 15,5% отметили негативное влияние, а 10,6% – позитивное влияние.
6. 76,2% участников опроса отметили, что отношения с родителями (близкими людьми, с которыми проживает подросток) в период изоляции и карантинных мероприятий никак не изменились, а 20,7% отмечают их улучшение. 94,5% респондентов не отметили в период пандемии и изоляционных мероприятий случаев, когда родители или другие близкие люди, с которыми подросток проживает, без достаточных на то оснований повышали на него голос, оскорбляли или наказывали его.
7. В целом 57,4% положительно относятся к дистанционным формам образования, причем треть всех респондентов (33,7%) относятся однозначно положительно. 56,1% подростков не отмечают значительных трудностей в усвоении материала в дистанционной форме. Плохо усваивают материал в такой форме – 17,8%.
8. 58,6% не отметили сложностей в общении со своими одноклассниками/друзьями/знакомыми в период второй волны коронавирусной инфекции по сравнению с этим же временем прошлого года.
9. Повышенный уровень тревожности у подростков чаще всего был связан со следующими факторами:
• ограниченное общение со своими друзьями;
• сложности в общении со своими одноклассниками/ друзьями/знакомыми во время второй волны коронавирусной инфекции по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года;
• сниженное желание к обучению;
• отрицательное восприятие дистанционных форм обучения и сложности с усвоением материала в таком формате;
• конфликтные ситуации в семье/ухудшение отношений с родителями.


Список исп. литературыСкрыть список
1. Погосова Н.В., Довженко Т.В., Бабин А.Г. с соавт. Русскоязычная версия опросников PHQ-2 И 9: чувствительность и специфичность при выявлении депрессии у пациентов общемедицинской амбулаторной практики // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2014. - №3. - С. 18-24. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2014-3-18- 24;
2. Alharbi R., Alsuhaibani K., Almarshad A. et al. Depression and anxiety among high school student at Qassim Region // J. Family Med Prim Care. – 2019. - №8(2). – Р. 504-510. doi: 10.4103/jfmpc.jfmpc_383_18.
3. Guessoum S.B., Lachal J., Radjack R. et al. Adolescent psychiatric disorders during the COVID-19 pandemic and lockdown // Psychiatry Res. 2020. - №291. 113264. doi:10.1016/j.psychres.2020.113264.
4. Nearchou F., Flinn C., Niland R. et al. Exploring the Impact of COVID-19 on Mental Health Outcomes in Children and Adolescents: A Systematic Review // Int J. Environ Res Public Health. – 20207 - №17(22):8479. doi: 10.3390/ijerph17228479.
5. Pedreira Massa J.L. Salud mental y COVID-19 en infancia y adolescencia: visión desde la psicopatología y la Salud Pública [Mental Health and COVID-19 in children and adolescents: psychopathologycal and Public Health approach.] // Rev Esp Salud Publica. – 2020. - №94:e202010141. Spanish. PMID: 33063746.
6. Ravens-Sieberer, U., Kaman, A., Erhart, M. et al. Impact of the COVID-19 pandemic on quality of life and mental health in children and adolescents in Germany // Eur. Child Adolesc Psychiatry (2021). doi:10.1007/s00787-021-01726-5
7. Shen K., Yang Y., Wang T. et al. Diagnosis, Treatment, And Prevention Of 2019 Novel Coronavirus Infection In Children: Experts’ Consensus Statement // World J Pediatr. – 2020. - №16(3). – Р. 223-231. doi: 10.1007/s12519-020-00343-7.
8. Singh S., Roy D., Sinha K. et al. Impact of COVID-19 and lockdown on mental health of children and adolescents: A narrative review with recommendations [published online ahead of print, 2020 Aug 24] // Psychiatry Res. – 2020. - № 293:113429. doi:10.1016/j.psychres.2020.113429.
9. Tang S., Xiang M., Cheung T. et al. Mental health and its correlates among children and adolescents during COVID-19 school closure: The importance of parent-child discussion // J. Affect Disord. – 20217 - №279. – Р. 353-360. doi: 10.1016/j.jad.2020.10.016.
10. Tiirikainen K., Haravuori H., Ranta K. et al. Psychometric properties of the 7-item Generalized Anxiety Disorder Scale (GAD-7) in a large representative sample of Finnish adolescents // Psychiatry Res. – 2019. - №272. – P. 30-35. doi: 10.1016/j.psychres.2018.12.004.
11. UNICEF Global population of children 2100. Statista. 2019. https://www.statista.com/statistics/678737/total-number-of-children-worldwide/
12. Wang W., Bian Q., Zhao Y. et al. Reliability and validity of the Chinese version of the Patient Health Questionnaire (PHQ-9) in the general population // Gen Hosp Psychiatry. – 2014. - №36(5). – Р. 539–544. doi:10.1016/j.genhosppsych.2014.05.021.
13. Zhang Y.L., Liang W., Chen Z.M. et al. Validity and reliability of Patient Health Questionnaire-9 and Patient Health Questionnaire-2 to screen for depression among college students in China // Asia Pac Psychiatry. – 2013. - №5(4). – Р. 268–275. doi: 10.1111/appy.12103.
14. Zhou S.-J., Zhang L.-G., Wang L.-L. et al. Prevalence and socio-demographic correlates of psychological health problems in Chinese adolescents during the outbreak of COVID-19 // Eur. Child Adolesc. Psychiatr. – 2020. - №29. – Р. 749–758. doi: 10.1007/s00787-020-01541-4.
Количество просмотров: 745
Предыдущая статьяАутоинтоксикационные и иммунологические нарушения в клинике некоторых психических заболеваний и подход к терапии
Следующая статьяПерспективы применения кветиапина для лечения психических нарушений, возникающих на фоне заболевания COVID-19
Прямой эфир