Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№03 2013

К 100-летию профессора Юлия Егидовича Рахальского (1913–1990) №03 2013

Номера страниц в выпуске:81-82
Юлий Егидович Рахальский родился 7 августа 1913 г. Его отец – известный в Оренбурге врач-терапевт работал в медсанчасти (стационарном отделении) Оренбургской железной дороги. После успешного окончания средней школы в г. Оренбурге (в то время г. Чкалове) Юлий Егидович поступил в I Московский медицинский институт. Закончив его в 1936 г., он проходит обучение в аспирантуре и защищает кандидатскую диссертацию. Его первым научным руководителем и наставником был известный советский психиатр, блестящий педагог, клиницист профессор Б.Д.Фридман. Именно Б.Д.Фридман, по словам Юлия Егидовича, оказал решающее влияние на формирование его как врача, ученого и педагога. Это подтверждалось и тем, что Ю.Е.Рахальский до последних лет жизни Б.Д.Фридмана поддерживал с ним тесную связь.
16().jpgЮлий Егидович Рахальский родился 7 августа 1913 г. Его отец – известный в Оренбурге врач-терапевт работал в медсанчасти (стационарном отделении) Оренбургской железной дороги. После успешного окончания средней школы в г. Оренбурге (в то время г. Чкалове) Юлий Егидович поступил в I Московский медицинский институт. Закончив его в 1936 г., он проходит обучение в аспирантуре и защищает кандидатскую диссертацию. Его первым научным руководителем и наставником был известный советский психиатр, блестящий педагог, клиницист профессор Б.Д.Фридман. Именно Б.Д.Фридман, по словам Юлия Егидовича, оказал решающее влияние на формирование его как врача, ученого и педагога. Это подтверждалось и тем, что Ю.Е.Рахальский до последних лет жизни Б.Д.Фридмана поддерживал с ним тесную связь.
В годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (до 1947 г.) Юлий Егидович служит в Советской Армии врачом специализированного госпиталя, после чего работает научным сотрудником в Академии медицинских наук СССР под руководством талантливого ученого, врача, действительного члена АМН СССР профессора М.О.Гуревича на базе Психиатрической клиники им. С.С.Корсакова. Научное направление, полученное им в те годы (изучение органических психозов), Ю.Е.Рахальский сохранил на протяжении всей своей научной деятельности. Юлий Егидович с большой теплотой рассказывал о дружеских отношениях
(в лучших традициях самого С.С.Корсакова), царивших в коллективе того отделения, где он работал, вне зависимости от рангов и занимавших должностей членов этого коллектива. Эти отношения не только сказывались в совместном проведении досуга, но и во всесторонней помощи психически больным, начиная с младшего персонала.
Большой период (около 9 лет) врачебной и научно-педагогической деятельности Ю.Е.Рахальского связан с Молдавской республиканской психиатрической больницей, где он сначала заведовал отделением, а позднее работал ассистентом кафедры психиатрии Кишиневского медицинского института, которую возглавлял профессор А.Н.Молохов. Человеческие качества, профессиональные и научные знания Ю.Е.Рахальского высоко ценились как врачами больницы, так и коллективом кафедры. Результатом его творческой работы в этот период явилось издание 3 монографий: «Алкоголизм и борьба с ним» (1955 г.), «Диагностика органических психозов» (1957 г.) и «Хронический алкоголизм» (в соавторстве с А.Н.Молоховым, 1959 г.).
С 1959 по 1983 г. Ю.Е.Рахальский заведовал кафедрой психиатрии Оренбургского медицинского института. Его 25-летнее заведование кафедрой (предшественники – профессор Д.Н.Арутюнов и профессор В.И.Буторин заведовали кафедрой 5 и 6 лет соответственно) объяснялось скорее всего его привязанностью к родному городу, коллективу кафедры, который был его детищем. В 1964 г. Ю.Е.Рахальский защитил докторскую диссертацию по диагностике сосудистого процесса головного мозга. Глубоко эрудированный в зарубежной и отечественной профессиональной литературе, Юлий Егидович требовал от своих учеников знаний классической немецкой, отечественной и современной научной литературы. Он довольно хорошо владел 4 иностранными языками: немецким (более свободно), английским, французским и румынским.
Особое его расположение завоевывалось, когда научное исследование (познание ученика) распространялось и на другие дисциплины – патопсихологию, нейропсихологию, лингвистику, социальную психологию, патоморфологию, отличалось проникновением в смежные специальности.
С первых лет своей работы в Оренбургском мединституте он уделяет большое внимание учебно-методической работе вместе со своими сотрудниками (ассистентом И.В.Катариновой, а впоследствии ассистентами О.Н.Поморцевым, В.С.Григорьевских, В.Г.Будзой, А.Н.Минеевым). Преподавание психиатрии было построено по строгой системе, основанной на психолого-педагогическом принципе П.Я.Гальперина (поэтапного действия с практической задачей в центре). Созданы методические пособия по преподаванию психиатрии и медицинской психологии (преподавание последней введено в Vединституте с 1964 г.). Оптимизация преподавания велась в направлении четкой интеграции со смежными дисциплинами, строгого поэтапного программирования деятельности студента на практическом занятии, усовершенствования всех видов контроля с тестовыми заданиями различных уровней (от тестов на опознание до диагностической задачи). Для повышения наглядности обучения были созданы учебные фильмы, магнитофонные записи бесед с больными. Научная работа кафедрального коллектива и врачей областных психиатрических больниц была посвящена главным образом вопросам клиники, диагностики, терапии геронтопсихиатрических заболеваний. Впервые в отечественной психиатрии изучалось все многообразие психических нарушений у больных с атеросклеротическим поражением сосудов головного мозга (как ранних, так и при более выраженном процессе). Выделены и систематизированы формы атеросклероза, протекающие с симптоматикой, сходной с психопатологией других органических поражений мозга в позднем возрасте (докторская диссертация Ю.Е.Рахальского, 1964 г.). Разрабатывались вопросы дифференциальной диагностики синдромов при различной органической патологии у пожилых больных, особенности клиники, течения неорганических заболеваний у больных позднего возраста. В 1964 г. вышел первый сборник трудов Оренбургских психиатров, составленный вместе с невропатологами, – «Атеросклероз и расстройства кровообращения. Инфекционные психозы. Алкоголизм». 16().jpg
В 1970 г. издан самостоятельный тематический сборник статей врачей двух психиатрических больниц и кафедры – «Психопатология позднего возраста. Шизофрения». Впоследствии (1972 г.) изданы еще 2 сборника работ, посвященных вопросам клиники и терапии психических заболеваний позднего возраста. Под руководством Ю.Е.Рахальского выполнено 8 кандидатских и 2 докторских диссертации (В.Г.Будза, 1990 г.; В.С.Григорьевских, 1992 г. – после смерти Юлия Егидовича). Широта его кругозора не ограничивалась научными изысканиями. Приверженец лучших традиций мировой культуры, он нередко обращался к произведениям великих композиторов, писателей, поэтов, работам известных актеров. Его лекции содержали немало цитат отечественных и зарубежных классиков литературы. На кафедре под руководством Ю.Е.Рахальского разрабатывались вопросы психологии медицинского образования, которые обобщены в ряде работ коллектива кафедры, в том числе и в журнале «Здравоохранение Российской Федерации» (1984, №4). Талантливый педагог, профессор Ю.Е.Рахальский в течение 16 лет возглавлял методическую работу в Оренбургском медицинском институте. Им изданы рекомендации по деонтологии в преподавании (1980 г.), по методике чтения лекций, их контроля (1982 г.). Возглавляемая Ю.Е.Рахальским Центральная методическая комиссия Оренбургского медицинского института проводила огромную целенаправленную работу по оптимизации и совершенствованию преподавания, которая привела к заметному повышению организационного и методического уровня учебно-воспитательного процесса в вузе. Усилиями профессора Ю.Е.Рахальского была внедрена (по крайней мере, на кафедре психиатрии) важнейшая, составляющая модель специалиста, сфера контроля (стоявшая несколько в стороне от утвердившихся методов) – культуры и общей образованности, мировоззренческой, этической, эстетической, гражданской зрелости будущего врача. Деятельность кафедры во главе с Ю.Е.Рахальским по подготовке и совершенствованию врачебных кадров заключалась в проведении первичной специализации по психиатрии и психотерапии врачей, а с открытием института последипломной подготовки – врачей-интернов. Осуществлялось обучение врачей в очной и заочно-очной ординатуре.16().jpg
Юлия Егидовича можно было считать увлекающимся человеком с довольно стойкой привязанностью к понравившимся ему людям, вещам, занятиям. Он имел друзей среди студентов, преподавателей, врачей, доверявших ему свои глубоко личностные и нередко конфликтные проблемы своей жизни, деятельности, в силу его удивительного умения находить достойные выходы, казалось бы, из тупиковых ситуаций. С присущей его личности многогранностью Юлий Егидович увлекался разными видами спортивной деятельности (бадминтон, лыжи, коньки, велосипед), вовлекая в нее окружающих (сотрудников, студентов).
Итак, профессор Юлий Егидович Рахальский – ученый огромной эрудиции, оригинального творческого мышления, прекрасный педагог, верный принципам ортодоксального клинико-психопатологического направления, человек разносторонних интересов и высокой общей культуры. Оставив в 1983 г. пост заведующего кафедрой (в результате тяжелой болезни), он продолжал плодотворную творче-скую работу, руководил подготовкой докторской диссертации, публиковался в печати. Его жизнь, творческая и педагогическая деятельность служит и, смеем надеяться, будет служить примером не для одного поколения ученых и врачей-психиатров.

Сведения об авторах
Будза Владимир Георгиевич – д-р мед. наук, проф., зав. каф. психиатрии, медицинской психологии ГБОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Минздрава РФ
Антохин Евгений Юрьевич – канд. мед. наук, доц. каф. психиатрии, медицинской психологии ГБОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Минздрава РФ. E-mail: antioh73@yandex.ru
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 2272
Предыдущая статьяК вопросу об эволюции и перспективах развития психометрического метода: опыт применения клинического интервью для оценки депрессии и смежных синдромов
Прямой эфир