Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№03 2015

Шота Акакиевич Гамкрелидзе (1922–2015) №03 2015

Номера страниц в выпуске:62
Острой болью пронзила меня весть о кончине незабвенного Шоты Акакиевича. 
Шота Гамкрелидзе был настоящим солдатом, а солдаты не умирают, они всегда с нами, в общем строю. За оборону Москвы он был награжден солдатским орденом Славы, ранее орден назывался Святым Георгием. Символично, что небесный патрон Грузии – Св.Георгий Победоносец, да и Москвы – тоже. Я храню у изголовья икону Св.Геогрия, подаренную мне дорогим Шотой Акакиевичем.
С особой теплотой я вспоминаю наши последние встречи –  в Тбилиси и Москве. Неоценимы были его усилия по восстановлению наших профессиональных и дружеских связей – мы будем им верны. 
За огромный вклад в нашу науку Ш.А.Гамкрелидзе был награжден Орденом Чести. Честь и Слава сопутствовали ему при жизни, теперь они будут сопровождать это имя в веках.
П.В.Морозов

r10.jpg
Когда началась война, 19-летний Шота Гамкрелидзе проходил срочную службу в армии, на которую был призван годом раньше с первого курса сельскохозяйственного института. Его отец – бывший офицер царской армии, а позже гвардейский офицер вооруженных сил независимой Грузии (1918–1921 гг.) в 1924 г. был репрессирован и расстрелян советской властью. Вырос Шота в селе Зоди близ Чиатура, среднюю школу закончил в Сачхере, после чего отправился учиться в Тбилиси. 
Служить ему пришлось в Украине, на станции Жмеринка Винницкой области. Но перед самой войной из части отобрали солдат с законченным средним образованием для отправки в авиационную школу. Так что начало войны Шота встретил в Киеве, откуда будущих курсантов переправили в 14-ю авиашколу в городе Орша в Белоруссии. Враг наступал на восток. Несколько раз молодым курсантам пришлось участвовать в боях с заброшенным в Оршу немецким десантом. Было принято решение об эвакуации авиашколы. Так Шота оказался в городе Павлово-на-Оке Горьковской области, где и пробыл до зимы, изучая мудреную науку технического обслуживания самолетов. 
Зимой враг подошел к Москве. Несколько курсантов авиашколы, среди которых был и молодой Шота, подали рапорты с просьбой направить их на фронт. Воевать пришлось в составе 630-го стрелкового полка 5-й гвардейской армии. Подразделение, в котором довелось служить Шоте, дислоцировалось неподалеку от Малоярославца. Шли бои за освобождение небольшого города Таруса неподалеку от Серпухова. Там в новогодний день, 1 января 1942 г., Шота Гамкрелидзе получил ранение, которое определило не только его дальнейшую военную биографию, но во многом и вообще дальнейшую судьбу. 
– Шли ожесточенные бои, – вспоминал он. – Накануне ранило заместителя командира полка, и мне было приказано сопровождать его в госпиталь. Я постарался обернуться побыстрее, и, когда опять оказался на месте дислокации, попал в самое пекло. В лесу вдоль железнодорожного полотна ветки Москва–Калуга велась перестрелка. Наши части заметно сдавали свои позиции. 
Я, разумеется, сразу же подключился к товарищам. Тут заметил, что со стороны железнодорожного полотна, из стоящей там будки, в нашу сторону ведется огонь, и решил уничтожить противника. Вооружился ручным пулеметом и открыл огонь по будке. На какое-то время выстрелы прекратились. Я, будучи уверенным, что выполнил задуманное, продолжил участие в перестрелке. У меня кончились патроны, я принялся менять диски у ручного пулемета. И в этот-то момент со стороны будки что-то с невероятной силой ударило меня в ногу. 
Рана оказалась более чем серьезной. В бедро солдату попали сразу две пули – бронебойная и разрывная. В госпитале, который располагался в Москве, на территории академии имени Фрунзе, парня сразу уложили на операционный стол. Стоял вопрос о возможной ампутации. Но мастерство врачей и молодость раненого сделали свое дело — ногу удалось спасти. Позже солдату сделали еще одну операцию, уже в госпитале в глубоком тылу – в Уфе, куда его перевели для дальнейшего лечения. А потом дали отпуск. И Шота Гамкрелидзе отправился домой – поправляться. 
– Еще в Киеве я собрал какие-то письма, записи, дорогие мне бумаги, – рассказывал он, – сложил их в коробку и отправил посылкой домой. В коробке оставалось место, и, чтобы ее содержимое не болталось, я прижал его рукавицей. Оказывается, получив одну рукавицу, мама восприняла это как намек на то, что я лишился руки. Конечно, очень горевала. Какова же была ее радость, когда она увидела меня, правда, на костылях, но с двумя руками и с двумя ногами. 
Тогда Шота Гамкрелидзе вынес документы из сельскохозяйственного института и поступил в медицинский. Труд медиков, за которым он наблюдал во время долгого пребывания в госпиталях, произвел на него такое сильное впечатление, что решил вопрос с выбором будущей профессии. На фронт он так и не попал, и в 1947 г. получил диплом врача, позже защитил кандидатскую диссертацию. В разные годы был главным врачом Сухумской психиатрической больницы, Республиканской психиатрической больницы в Тбилиси. Наряду с организационной деятельностью в качестве главного врача, с 1962 г. по инициативе и под руководством Ш.А.Гамкрелидзе в Грузии начались интенсивные исследования в лечении психических расстройств психотропными медикаментами. И вся его последующая деятельность была посвящена психофармакотерапии. 
В 1971 г. Шота Акакиевич защитил в Москве докторскую диссертацию на тему: «Психопатологические особенности циркулярно протекающих атипичных аффективных психозов». С 1973 г. он перешел на работу в НИИ Психиатрии им. М.Асатиани научным руководителем вновь созданного отдела клинической психофармокотерапии, где он был руководителем до 1999 г. Под его руководством на базе этого отдела выросли многочисленные научные сотрудники и клиницисты , которые и по сей день являются ведущими специалистами в этой области. В 1996 г. Ш.А.Гамкрелидзе был избран действительным членом медицинской академии Грузии. С 1988 по 2000 г. являлся первым президентом независимой ассоциации психиатров Грузии. В 1996 г. на Х всемирном конгрессе Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА) в Мадриде эта организация была принята в члены ВПА.
За всю свою научную и практическую деятельность им были созданы и опубликованы 326 научных трудов на 8 языках, из них 14 монографий и 2 учебника. Особо продуктивной оказалась его деятельность за последнее десятилетие. С 2005 по 2011 г. были созданы и опубликованы 7 монографий.
За мужество и доблесть, проявленные на фронте, Шота Гамкрелидзе награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Славы II степени и медалями. Его заслуги перед грузинской наукой отмечены Орденом Чести.
Светлая память о нашем друге останется в сердцах всех, кто его знал.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1239
Предыдущая статьяСообщение о XVI конгрессе Европейского общества дерматологии и психиатрии 25–27.06.2015, г. Санкт-Петербург
Прямой эфир