Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№06 2024

Тревожные и депрессивные расстройства среди студентов медицинского профиля №06 2024

Номера страниц в выпуске:52-55
Аннотация
Введение. Актуальной проблемой психиатрии на сегодняшний день являются психические расстройства у молодого поколения, основное место среди которых занимают тревожно-депрессивные расстройства (ТДР), которые получили большую распространенность у обучающихся медицинских специальностей. Диагностика тревожно-депрессивных состояний на ранних стадиях их развития основывается на постоянном мониторинге психической картины личности.
Цель исследования: оценить частоту встречаемости и степень тяжести тревожных и депрессивных расстройств у студентов медицинского профиля, выявить гендерные особенности.
Материал и методы. Исследование проходило в 2024 году на базе ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. В анкетировании приняли участие 510 студентов, из них 255 женщин и 255 мужчин, в возрасте от 18 до 27 лет (средний возраст 24,29±4,39 года), обучающиеся по программам высшего образования. Респонденты отвечали на вопросы, позволяющие оценить психоэмоциональное состояние обучающихся, с использованием вопросов шкалы тревоги и депрессии HADS. Статистическая обработка производилась с помощью программ Statistica и MS Excel. Значимость достоверных различий оценивалась при помощи t-критерия Стьюдента.
Результаты. По результатам настоящего исследования можно отметить, что более половины обучающихся имеют тревожные состояния, а чуть больше 1/4 – депрессивные. При этом достоверно выше уровень тревоги у девушек. Удалось зафиксировать связь между степенью тревоги и депрессии с курсом обучения и академической успеваемостью, что отмечается также в других исследованиях по данной проблеме.
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что тревога и депрессия довольно часто встречаются в студенческой среде медицинского ВУЗа. Девушки более склонны к тревоге, чем мужчины. Уровень депрессии и тревоги имеет слабую положительную связь с курсом обучения, и слабую отрицательную связь с академической успеваемостью. 
Ключевые слова: депрессия, тревога, студенты медицинского профиля, шкалы тревоги и депрессии HADS.
Для цитирования: Е.В. Левченко, А.Ю. Снегирева, В.С. Кузьминов, М.П. Ивенков, Д.В. Щербакова, П.В. Бредихина, А.О. Старкова, М.В. Агеев. Тревожные и депрессивные расстройства среди студентов медицинского профиля. Психиатрия и психофармакотерапия. 2024; 6: 52–55. DOI: 10.62202/2075-1761-2024-26-6-52-55

Anxiety and depressive disorders among medical students 

E.V. Levchenko, A.Yu. Snegireva, V.S. Kuzminov, M.P. Ivenkov, D.V. Shcherbakova, P.V. Bredikhina, A.O. Starkova, 
M.V. Ageev
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kursk State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Kursk, Russia

Abstract
Introduction: An urgent problem of psychiatry today is mental disorders in the younger generation, the main place among which is occupied by anxiety and depressive disorders (TDD), which have become more common among students of medical specialties. The diagnosis of anxiety-depressive states in the early stages of their development is based on constant monitoring of the mental picture of the personality. 
The purpose of the study: to assess the frequency and severity of anxiety and depressive disorders in medical students, to identify gender characteristics. 
Material and methods. The study took place in 2024 on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of the KSMU of the Ministry of Health of the Russian Federation. 510 students took part in the survey, 255 of them women and 255 men, aged 18 to 27 years (average age 24.29±4.39 years), enrolled in higher education programs. The respondents answered questions to assess the psychoemotional state of the students using questions on the HADS anxiety and depression scale. Statistical processing was performed using Statistica and MS Excel programs. The significance of significant differences was assessed using the Student's t-test.
Results. According to the results of this study, it can be noted that more than half of the students have anxiety states, and slightly more than 1/4 are depressed. At the same time, the level of anxiety in girls is significantly higher. It was possible to fix the relationship between the degree of anxiety and depression with the course of study and academic performance, which is also noted in other studies on this issue. 
Conclusion. Thus, it can be concluded that anxiety and depression are quite common in the student environment of a medical university. Girls are more prone to anxiety than men. The level of depression and anxiety has a weak positive relationship with the course of study, and a weak negative relationship with academic performance. 
Keywords: depression, anxiety, medical students, anxiety and depression scales HADS.
For citation: E.V. Levchenko, A.Yu. Snegireva, V.S. Kuzminov, M.P. Ivenkov, D.V. Shcherbakova, P.V. Bredikhina, A.O. Starkova, M.V. Ageev. Anxiety and depressive disorders among medical students. Psychiatry and psychopharmacotherapy. 2024; 6: 52–55. DOI: 10.62202/2075-1761-2024-26-6-52-55

Введение.

Психические расстройства молодежи являются одной из наиболее актуальных проблем в психиатрии, ключевое место среди которых занимают тревожные и депрессивные расстройства по причине их высокой распространенности, клинического разнообразия, склонности к затяжному течению. Помимо медицинского, тревожно-депрессивные расстройства имеют и экономическое значение: снижается производительность труда, возрастает число случаев нетрудоспособности.
Самым распространенным психопатологическим состоянием является депрессия, которая характеризуется сочетанием подавленного настроения и снижением психической и двигательной активности, и включающая соматовегетативные расстройства [1]. Стоит отметить, что депрессия наиболее распространена среди молодого поколения (15-29 лет), при этом женщины входят в приоритетную группу риска, вследствие высокой распространенности данного расстройства среди них, нежели чем среди мужчин. Депрессия может быть как самостоятельным явлением, так и сопровождать соматическую патологию [2]. Тревога, в свою очередь, является наименее специфичным психопатологическим проявлением и характеризуется широким диапазоном невротических расстройств, что служит основанием ее высокой распространенности в популяции. Всеобъемлющий характер и значительная распространенность тревоги среди различных групп населения не только в Российской Федерации, но и во всем мире создают повышенный интерес к изучению данной проблемы [1].
Большая распространенность тревоги и депрессии в качестве отдельных состояний и в качестве смешанного состояния зависит во многом от способов преодоления трудных жизненных ситуаций, возникающих в жизни человека, в том числе в процессе обучения. Известно, что студенты высших учебных заведений подвергаются большим физическим и, особенно, психоэмоциональным нагрузкам, которые связаны с учебным процессом, что не может не сказаться на общем состоянии здоровья, следовательно, обучающиеся ВУЗов относятся к категории риска развития ряда заболеваний, при этом закономерности формирования структуры заболеваемости и влияния различных факторов еще до конца не определены, что дает основания на дальнейший поиск направлений совершенствования мероприятий повышения качества жизни данной группы населения [3]. Кроме этого, тревожно-депрессивные расстройства влияют на течение, прогноз и нередко на возникновение соматической патологии: в частности, заболеваний сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца), желудочно-кишечного тракта, иммунной, эндокринной и других систем [4]. Ряд исследований подтверждают высокую распространенность депрессии и тревоги у студентов-медиков, например, в отличие от обучающихся технических специальностей, кроме этого, они более склонны к генерализованным формам указанных расстройств [5], при этом распространенность тревожных и депрессивных расстройств среди обучающихся медицинского профиля может достигать 65% [6].
Бохан Н.А., Воеводин И.В. и др. в своем исследовании выявили различия в распространенности тревожных и депрессивных расстройств у мужчин и женщин, обучающихся в медицинском ВУЗе: было отмечено незначительное снижение уровня тревожных расстройств за счет мужчин и незначительный рост депрессий за счет женщин [7]. Согласно данным клинико-эпидемиологического исследования Стрижева В.А. в области тревожно-депрессивных расстройств среди студентов первого и пятого курсов медицинского университета было выявлено, что такие расстройства на пятом курсе почти в 2 раза выше, чем на первом, кроме этого, у большинства опрошенных студентов отмечалась клинически выраженная симптоматика, при этом тревожные и депрессивные расстройства на указанных курсах более распространены среди женщин, также было отмечено, что у первого курса преобладает тревожная симптоматика, а на пятом – депрессивная [8]. Аналогичные результаты были получены Деревянных Е.В. и др. в ходе исследования частоты и выраженности ТДР у обучающихся медицинского университета: тревожные расстройства более характерны для младших курсов, а депрессивные – для старших, с преобладанием указанных расстройств в обеих выборках у женщин [9].
В другом исследовании, наоборот, высокий уровень тревожности выявлен у студентов выпускного курса и объясняется нечетким представлением о дальнейшей профессиональной деятельности и внутренней неготовности к ней. Нормальные показатели тревоги и депрессии отмечаются в большей степени у студентов средних курсов ввиду их адаптированности к условиям университетской жизни [10, 11].
Некоторые исследования были направлены на выявления связи между уровнем тревожности и успешностью обучения. Было установлено, что низкий уровень тревожности может способствовать обучению, но при этом снижает успешность профессиональной деятельности [10].
На сегодняшний день диагностика тревожно-депрессивных состояний на ранних стадиях их развития основывается на постоянном мониторинге психической картины личности [2]. В медицинской практике, особенно в первичном звене здравоохранения, специалистами любого профиля для быстрой оценки психического здоровья может быть применена госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS (The Hospital Anxiety and Depression Scale), с помощью которой можно осуществить раннюю оценку распространенности тревожных и депрессивных расстройств среди пациентов. Шкала состоит из 14 вопросов, половина из которых направлена на выявление тревоги, другая – депрессии, оцениваемые независимо друг от друга. Каждый вопрос оценивается от 0 до 3 баллов, сумма которых показывает норму (0-7 баллов), субклинически выраженную тревогу/депрессию (8-10 баллов), клинически выраженную тревогу/депрессию (11 и более баллов). Данная шкала валидизирована и обладает высокой чувствительностью [11].

7.png

Цель исследования – оценить частоту встречаемости и степень тяжести тревожных и депрессивных расстройств у студентов медицинского профиля, выявить гендерные особенности.
Материалы и методы. Исследование проходило в 2024 году на базе ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. В анкетировании приняли участие 510 студентов, из них 255 женщин и 255 мужчин, в возрасте от 18 до 27 лет (средний возраст 24,29±4,39 года), обучающиеся по программам высшего образования. Респонденты отвечали на вопросы, позволяющие оценить психоэмоциональное состояние обучающихся, с использованием вопросов шкалы тревоги и депрессии HADS. Статистическая обработка производилась с помощью программ Statistica и MS Excel. Значимость достоверных различий оценивалась при помощи t-критерия Стьюдента.

Результаты.

8.pngВ ходе исследования было выявлено, что у 47,3% испытуемых не было выявлено тревожных расстройств. При этом у 27,4% зафиксирована субклинически выраженная тревога, в то время как у 25,3% – клинически выраженная тревога. Причем у 6 человек был выявлен максимальный балл тревоги по шкале HADS.
При анализе частоты встречаемости тревожных состояний у гендерных групп, были получены следующие результаты: субклиническая форма тревоги была выявлена у 26,7% девушек и 22,7% мужчин, тогда как клиническая форма – у 12,9% мужчин и 31,2% девушек. Были выявлены статистически значимые различия в распространенности субклинической и клинической форм тревоги между мужчинами и женщинами (p≤0,01) (таб. 1).
В исследовании проводилась оценка связи тревоги с курсом обучения и с академической успеваемостью. Так, у всех респондентов зафиксированы слабые положительные корреляционные связи между количеством лет обучения в университете и уровнем тревоги. Напротив, между оценками и тревожными состояниями были зарегистрированы слабые отрицательные связи. Аналогичные показатели выявлены у представителей обоих полов (таб. 2).
Установлена слабая положительная связь между уровнем тревоги и курсом обучения у обучающихся на бюджетной форме. При этом академическая успеваемость у бюджетников имела слабую отрицательную связь с исследуемым психоэмоциональным состоянием. Оценки и количество лет обучения у студентов коммерческой формы имели слабую отрицательную корреляционную связь (таб. 3).
В исследовании выявлено, что среди респондентов у 72,2% не было выявлено депрессивных расстройств. Однако у 17,1% обучающихся зарегистрирована субклинически выраженная форма, а у 10,7% – клинически выраженная. Максимальный балл депрессии по шкале HADS был зафиксирован у 3 человек.
При оценке частоты встречаемости депрессии у гендерных групп, было получено следующее: субклинически выраженная депрессия у девушек выявлялась в 18,4% случаев, в то время как у мужчин – в 16,1% случаев. Клинически выраженная депрессия – у 10,2% девушек и 9,1% мужчин. Статистически значимых различий зафиксировано не было (р>0,05) (таб. 1).
При анализе корреляции между депрессией и курсом обучения, выявлена слабая положительная связь у каждой гендерной группы. Академическая успеваемость и депрессия имели слабую отрицательную связь у мужчин, в то время как у женщин отмечалась умеренная отрицательная связь (таб. 4). 
Среди обучающихся бюджетной формы зафиксированы слабая положительная связь между уровнем депрессии и курсом обучения, и слабая отрицательная связь между исследуемым психоэмоциональным состоянием и академической успеваемостью. Студенты, обучающиеся на коммерции, имели только слабую отрицательную связь между количеством лет обучения, оценками и депрессией (таб. 5).
Обсуждение. Результаты исследования в студенческой среде у студентов-медиков позволили выявить, что чуть больше половины респондентов имеют тревогу. В своих ответах они отмечали большой объем теоретического материала, ответственность и требовательность к собственным знаниям и неопределенность с профилем будущей специальности среди наиболее триггерных моментов, вызывающих тревожные мысли. При этом удалось выявить достоверные различия в распространенности субклинической и клинической форм тревоги между мужчинами и женщинами (p≤0,01), где девушки имеют более высокую степень, что объясняется психоэмоциональными особенностями и адаптивностью к стрессу.
Уровень тревожности имеет слабые положительные связи с курсом обучения у гендерных групп, и слабые отрицательные связи с академической успеваемостью. С каждым годом растет степень переживания обучающихся, связанная с образовательным процессом и неуверенностью в собственном будущем, правильности своего выбора, что приводит к стрессу. При этом понимание ответственности за получаемые знания и практический опыт нередко являются триггерными моментами, что отражается в повышении тревоги у студентов, имеющих более низкую академическую успеваемость. 
Среди студентов-медиков депрессивные состояния встречались в 1/4 случаев. Наиболее частыми причинами являлись эмоциональное выгорание, несоответствие ожиданий от учебы с реальностью, недостаточное количества сна и отсутствие свободного времени. У девушек степень депрессии встречалась в большем процентном соотношении, чем у мужчин, однако достоверных различий выявить не удалось (р>0,05).
Корреляция уровня депрессии с курсом обучения и академической успеваемостью обучающихся разных гендерных групп имела схожие тенденции, выявленные при поиске связей между исследуемыми параметрами и уровнем тревоги. При этом удалось выявить умеренную отрицательную связь между оценками и уровнем депрессии у девушек, что говорит о более выраженной эмоциональной реакции девушек к их успеваемости. В то же время форма обучения не имела значительного влияния на изучаемые психоэмоциональные состояния.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что тревога и депрессия довольно часто встречаются в студенческой среде медицинского ВУЗа. Девушки более склонны к тревоге, чем мужчины. Уровень депрессии и тревоги имеет слабую положительную связь с курсом обучения, и слабую отрицательную связь с академической успеваемостью.

Сведения об авторах:
Левченко Елена Вадимовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: levchenkoev@kursksmu.net, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-5587-4678.
Снегирева Анастасия Юрьевна – студент, Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса, 3, 89606973973, е-mail: snegireva@yahoo.com, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-5449-8671.
Кузьминов Владислав Сергеевич – студент, Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса, 3, 89513100921, е-mail: kuzminov.vladisav@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-6900-6944.
Ивенков Максим Петрович – студент, Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса, 3, 89510825717, e-mail: ivenkovmp@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1441-7929.
Щербакова Дарья Владимировна, Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса, 3, 89207239390, e-mail: daria261201dv@ gmail.com, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-0029-1687.
Бредихина Полина Владимировна – студент, Курский государственный медицинский университет, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3, 89996082394, e-mail: evm4662@mail.ru, ORCID : https://orcid.org/0009-0001-7810-5692.
Старкова Алина Олеговна – студент, Курский государственный медицинский университет, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3, 89103121280, e-mail: alinastarkova2001@icloud.com, ORCID https://orcid.org/0009-0006-3873-6410.
Агеев Михаил Владимирович – студент, Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса, 3, 89307690669, e-mail: mihailageev44@gmail.com, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-1043-0752.

Дата поступления: 14.10.2024
Received: 14.10.2024
Принята к печати: 15.11.2024
Accepted: 15.11.2024

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest. 
Список исп. литературыСкрыть список
1. Фасхутдинова Э. А. Копинг-стратегии женщин среднего возраста с проявлениями смешанных тревожных и депрессивных состояний. Вестник магистратуры. 2021. 11: 69-73.
2. Тапалова О. Б., Жапаров Э. Ж. Распространенность тревожно-депрессивных состояний у студентов казахстанских вузов. Вестник. Серия «Психология». 2020. 62. (1): 215-218.
3. Бурыкин И. М., Ибрагимов Т. М., Хафизьянова Р. Х. Влияние физической активности, тревожности и депрессии на качество жизни студентов медицинского университета в условиях пандемии COVID-19. Общественное здоровье и здравоохранение. 2023. 1(76): 62-74.
4. Погосова Н. В., Бойцов С. А., Оганов Р. Г., Юферева Ю. М., Костюк Г. П., Курсаков А. А., Аушева А. К., Выгодин В. А. Клинико-эпидемиологическая программа изучения психосоциальных факторов риска в кардиологической практике у больных артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца (КОМЕТА): первые результаты российского многоцентрового исследования. Кардиология. 2018. 58. (9): 47-58.
5. Демчева Н. К., Бухановская О. А., Заика В. Г. Структурно-клиническая характеристика пограничных психических расстройств у студентов медицинского и технического университетов. Российский психиатрический журнал. 2019. 6: 36-44.
6. Соколова А. А., Липанова Л. Л., Гончарова А. С. Оценка состояния здоровья студентов Уральского государственного медицинского университета. Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: Материалы V Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 90-летию УГМУ и 100-летию медицинского образования на Урале. 2020. 1: 701-706.
7. Бохан Н. А., Воеводин И. В., Лукьянова Н. А., Пушкаренко А. Б. Аддиктивные и тревожно-депрессивные расстройства у студентов Томской области: динамика, половозрастной и миграционный аспекты. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017. 3 (96): 38-45.
8. Стрижев В. А. Клинико-эпидемиологические исследования тревожно-депрессивных и аддитивных расстройств у студентов-медиков. Кубанский научный медицинский вестник. 2016. 2 (157): 126-30.
9. Деревянных Е. В. Балашова Н. А., Яскевич Р. А., Москаленко О. Л. Частота и выраженность тревожно-депрессивных нарушений у студентов медицинского вуза. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2017. 9 (1): 10-28.
10. Доника А. Д. Гендерный подход в исследовании социально-психологических детерминант профессионального развития специалиста медицинского профиля. Гендерный подход в гуманитарных исследованиях. 2016. 1: 110-120.
11. Махмудова А. А. Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS). Инновации. Наука. Образование. 2021. 26: 1830-1835.
Количество просмотров: 70
Предыдущая статьяПсихические расстройства как проявления постковидного синдрома
Следующая статьяПсихофизиологические механизмы самоповреждающего поведения у подростков (обзор литературы)
Прямой эфир