Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№04 2015

Профессиональная подготовка врачей-психиатров в странах Восточно-Европейского региона Всемирной психиатрической ассоциации: проблемы и решения №04 2015

Номера страниц в выпуске:4-8
Для обеспечения качества психиатрической помощи профессиональными сообществами Восточно-европейского региона Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА) был проведен анализ додипломной и последипломной подготовки специалистов-психиатров. Анализ проводился на основе сопоставления данных специально разработанного опросника, включающего 29 вопросов по проблемам додипломного образования, 34 – по вопросам послевузовской подготовки и 6 – по проблемам подготовки врачей общей практики к работе в сфере психического здоровья. В проекте приняли участие профессиональные организации психиатров Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Узбекистана и Украины. Сопоставление специфики профессиональной подготовки психиатров, проведенное в странах Восточно-европейского региона ВПА, дает возможность не только оценить слабые и сильные стороны образовательного процесса, но и наметить пути его совершенствования.
Ключевые слова: подготовка врачей-психиатров, Всемирная психиатрическая ассоциация, образование.
Для обеспечения качества психиатрической помощи профессиональными сообществами Восточно-европейского региона Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА) был проведен анализ додипломной и последипломной подготовки специалистов-психиатров. Анализ проводился на основе сопоставления данных специально разработанного опросника, включающего 29 вопросов по проблемам додипломного образования, 34 – по вопросам послевузовской подготовки и 6 – по проблемам подготовки врачей общей практики к работе в сфере психического здоровья. В проекте приняли участие профессиональные организации психиатров Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Узбекистана и Украины. Сопоставление специфики профессиональной подготовки психиатров, проведенное в странах Восточно-европейского региона ВПА, дает возможность не только оценить слабые и сильные стороны образовательного процесса, но и наметить пути его совершенствования.
Ключевые слова: подготовка врачей-психиатров, Всемирная психиатрическая ассоциация, образование.
prof.morozov@gmail.com
Для цитирования: Морозов П.В., Волошин П.В., Марута Н.А. и др. Профессиональная подготовка врачей-психиатров в странах Восточно-Европейского региона Всемирной психиатрической ассоциации: проблемы и решения. Психиатрия и психофармакотерапия. 2015; 17 (4): 4–8.

Training of psychiatrists in the Eastern European region of the World Psychiatric Association: problems and solutions

P.V.Morozov, P.V.Voloshyn, N.A.Maruta, N.G.Neznanov, N.N.Petrova, S.A.Altynbekov, M.A.Hotineanu, T.I.Galako, O.A.Skugarevskiy, A.Soghoyan, A.Melik-Pashayan, N.V.Ismayilov, E.Chkoniya, U.Kh.Alimov, N.I.Khodjaeva, Z.Sh.Ashurov, R.A.Evsegneev, A.M.Kozhina, V.I.Korostiy

National Societies of the World Psychiatric Association (WPA) zone 10 analyzed the state and level of the undergraduate and postgraduate training of mental health professionals. The analysis was performed based on a comparison of data specifically designed questionnaire comprising 29 questions on undergraduate education, 34 questions on postgraduate training and 6 questions on training general practitioners to work in the field of mental health. The project involved National Associations of psychiatrists of Armenia, Azerbaijan, Belarus, Georgia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Russian Federation, Uzbekistan and Ukraine. It should be noted that the comparison of the specificity of the training of psychiatrists conducted in the countries of the WPA zone 10, provides an opportunity to identify ways to improve it.
Key words: training of psychiatrists, World Psychiatric Association, education.
prof.morozov@gmail.com
For citation: Morozov P.V., Voloshyn P.V., Maruta N.A. et al. Training of psychiatrists in the Eastern European region of the World Psychiatric Association: problems and solutions. Psychiatry and Psychopharmacotherapy. 2015; 17 (4): 4–8.

Психиатрическая помощь является важнейшей и неотъемлемой составляющей современной системы здравоохранения и должна соответствовать требованиям стремительно развивающегося общества и современного социума [1–3]. Ключевое звено такой помощи, несомненно, – врач-психиатр, который не только осуществляет диагностику, терапию и реабилитацию психических расстройств в соответствии с данными доказательной медицины, но и является гарантом защиты прав пациента и его микросоциального окружения [4–7]. Поэтому на вооружении врача-психиатра должны быть не только профессионализм, совокупность знаний, навыков и установок, направленных на повышение эффективности психиатрической помощи, но и высокий уровень моральной чистоты и целостности, позволяющие обеспечивать защиту гражданских прав и интересов [7, 8].
Среди профессиональных качеств современного врача-психиатра следует выделить способность к практической и исследовательской работе, управленческим навыкам, самообучению и образованию широких слоев населения в сфере психического здоровья. Насколько существующая в постсоветских странах система обучения врачей-психиатров способна обеспечить подготовку таких специалистов? В каких направлениях следует совершенствовать обучение молодых врачей, чтобы, приступив к практической работе, они стали активными и компетентными участниками сложного процесса оказания психиатрической помощи?
Для ответа на поставленные вопросы в соответствии с решением совещания руководителей психиатрических обществ – членов Восточно-Европейского региона Всемирной психиатрической ассоциации – ВПА (Украина, Харьков, 2014), профессиональными организациями этих стран был проведен анализ вузовской и послевузовской подготовки врачей-психиатров в государствах этого региона. Анализ проведен на основании оценки результатов разработанного опросника, включающего этапы вузовской (30 вопросов) и послевузовской (33 вопроса) подготовки, а также некоторые аспекты подготовки врачей общей практики в области психического здоровья (5 вопросов). В опросе приняли участие эксперты психиатрических обществ Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Узбекистана, Украины.
В процессе обобщения полученных данных были выявлены сходства и различия системы образования, что дает возможность оценить ее перспективные тенденции и выявить недостатки. При оценке вузовского этапа подготовки было отмечено, что профессиональная подготовка психиатров в вузах большинства стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Россия, Украина) базируется на принципах Болонского процесса. В Кыргызстане используются некоторые из них, а в Узбекистане эти принципы не внедрены.
При этом в части стран система подготовки является одноуровневой (Беларусь, Грузия, Кыргызстан, Россия, Украина), а в части – двухуровневой, в рамках которой готовят бакалавров и магистров (Азербайджан, Армения, Казахстан, Молдова, Узбекистан). Следует отметить, что мнения экспертов по этому вопросу существенно разнились – от отставания преимуществ двухуровневой подготовки психиатров в рамках бакалавриата и магистратуры (Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан) до демонстрации преимуществ одноуровневой системы (Беларусь, Грузия, Кыргызстан, Россия, Украина). Одноуровневая система, по мнению специалистов, позволяет не нарушать традиции и адаптацию к ним системы образования, что в сочетании с использованием аспирантуры дает возможность успешно готовить кадры высшей квалификации.
Данные о числе медицинских вузов, в которых проводится вузовская подготовка врачей-психиатров, колеблются в большом диапазоне. К государствам с большим количеством медицинских вузов следует отнести Россию (более 50) и Украину (18), меньшее число вузов функционирует в остальных странах региона (1 – в Азербайджане, 1 – в Молдове, 3 – в Армении, 4 – в Беларуси, 4 – в Грузии, 6 – в Казахстане, 5 – в Кыргызстане и 5 – в Узбекистане). Важно отметить, что подготовка врачей-психиатров в Азербайджане, Беларуси, Молдове и Узбекистане проводится только в государственных вузах, а в остальных странах и в частных вузах, и на медицинских факультетах университетов.
Специфика образования в странах региона также состоит в том, что изучение психиатрии проводится на различных курсах, как правило на 4–6-м, и занимает разный период времени. В Азербайджане психиатрию изучают на 4–6-м курсе, в Армении – на 5-м, в Беларуси – на 4–5-м, в Грузии – на 5-м, в Кыргызстане – на 4–5-м, в Молдове – на 5–6-м, в России – на 4–5-м, в Узбекистане – на 4–5-м, на Украине – на 4-м. Специалисты большинства стран считают правильным такой выбор периода изучения психиатрии. Эксперты России и Украины отмечают целесообразность проведения подготовки психиатров на 5-м курсе, эксперты Молдовы – на 5–6-м, а эксперты Узбекистана – на 5, 6 и 7-м курсах.
Наибольший интерес среди изучавшихся показателей, на наш взгляд, вызывают количество академических часов, посвященных психиатрии, а также их распределение на аудиторное время и время для самоподготовки (рис. 1).
1r-1.jpg
Как свидетельствуют представленные на рис. 1 данные, число академических часов для изучения психиатрии сильно разнится в странах региона: в вузах Узбекистана предмет изучается 234 ч, а Беларуси – 99 ч. Значительное время отведено изучению психиатрии в Грузии (180 ч) и России (180 ч). К числу стран с небольшим количеством часов, отведенных предмету, следует отнести Азербайджан (105 ч) и Армению (120 ч).
Соотношение лекционных часов и практических занятий показывает, что основное внимание в изучении психиатрии отводится овладению практическими навыками. Время, отведенное для практических занятий, во всех программах в 2 раза и более превышает количество лекционных часов.
Существенный вклад в подготовку специалистов вносит самоподготовка студентов, которой в программах обучения в Грузии выделено максимальное число часов (98 ч), а в Армении – только 15 ч. Значительное время на самоподготовку отведено в программах вузов Узбекистана (64 ч), Кыргызстана (60 ч) и Украины (55 ч). Незначительное время самоподготовке по психиатрии посвящают студенты Беларуси (29 ч).
Большинство специалистов, проводивших анализ, считают количество часов, отведенных на преподавание психиатрии, недостаточным и предлагают увеличить продолжительность изучения предмета в среднем до 200 ч, что позволит улучшить знания будущих специалистов в области психотерапии, психообразования, психосоциальной реабилитации, психосоматики, нехимических форм зависимостей, т.е. в тех сферах, которые важны для врачей всех медицинских специальностей.
Результаты опроса показали, что во всех странах используются интерактивные формы преподавания и дистанционное обучение в виде репозитариев, электронных учебников, видеотек, онлайн-лекций (наиболее распространены электронные учебники). Изучение психиатрии в медицинских вузах осуществляется преимущественно по лицензированным программам (Беларусь, Казахстан, Россия, Узбекистан, Украина, Кыргызстан), в остальных странах программы не лицензированы. При этом содержание программ во всех странах включает вопросы медицинской психологии (исключение составляют учебные программы Азербайджана и Казахстана). Обновление и утверждение программ проводят регулярно в вузах всех стран, их пересмотр делают в среднем каждые 2–5 лет.
Изучение психиатрии в большинстве стран проводится с использованием модульной (Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Россия, Узбекистан, Украина) и балльно-рейтинговой системы (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина). Государственный аудит знаний студентов с применением лицензированных экзаменов «ШАГ-1», «ШАГ-2» внедрен в систему вузовской подготовки по психиатрии в Грузии, Узбекистане и Украине. Подготовка студентов по психиатрии завершается экзаменом (на Украине – зачетом). Преподавание психиатрии во всех странах осуществляется на основе Международной классификации болезней 10-го пересмотра. В России наряду с этим используются и национальные систематизации.
Для углубления теоретических знаний и практических навыков в вузах всех государств-участников опроса организованы и успешно функционируют студенческие научные общества, которые активно участвуют в организации и проведении студенческих конференций по психиатрии. В большинстве стран конференции проводятся на вузовском и региональном уровне, а в Беларуси, Молдове, России и Украине – на общегосударственном с международным участием.
При оценке подготовки преподавательского состава, работающего в вузах, было выявлено, что в большинстве стран существует эффективная система повышения педагогической квалификации преподавателей, которые один раз в 5 лет проходят повышение квалификации на факультетах последипломного образования. Специалисты Грузии и Азербайджана при заполнении опросника отметили отсутствие эффективной системы повышения квалификации преподавателей.
Число подготовленных врачей-психиатров существенно отличается в разных странах, что, возможно, отражает разную потребность систем здравоохранения в специалистах психиатрического профиля. Так за последние 3 года в России подготовлены 1535 специалистов, на Украине – 156, в Беларуси – 120, Казахстане – 75, Молдове – 35, Грузии – 12.
Следующим этапом проведенного анализа стало изучение последипломного этапа подготовки врачей-психиатров в странах Восточно-Европейского региона ВПА.
Результаты оценки длительности и формы первичной специализации представлены на рис. 2.
1r-2.jpg
Как свидетельствуют представленные данные, первичная специализация в Казахстане, Кыргызстане, России и Узбекистане проводится в два этапа в виде обучения в интернатуре и ординатуре (резидентуре). В остальных странах подготовка является одноэтапной, проводится в разных формах (ординатура, интернатура, резидентура).
Средняя длительность первичной специализации врачей-психиатров в странах Восточно-Европейского региона составляет 2–3 года. Исключением являются Беларусь и Украина, где обучение в интернатуре длится 1 и1,5 года соответственно. Мнения экспертов относительно оптимальной длительности первичной специализации существенно различались: некоторые достаточным сроком в данном контексте считали 6 мес (Узбекистан), некоторые – 2 года (Армения, Казахстан, Кыргызстан), остальные – 3–4 года и более (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина). В России длительность первичной специализации составляет не менее 2 лет, с 2016 г. отменена интернатура по всем специальностям.
Результаты опроса показали, что последипломная подготовка врачей-психиатров осуществляется в разных учреждениях: в Армении, Беларуси, Грузии обучение проводится медицинскими вузами; в Азербайджане и Узбекистане – вузами и институтами последипломного образования, а на Украине, в Молдове, России и Кыргызстане – не только вузами и учреждениями последипломного образования, но и научно-исследовательскими институтами.
В процессе первичной специализации изучаются смежные с психиатрией дисциплины. В большинстве стран в программу обучения включены вопросы неврологии и наркологии. Проблемы медицинской психологии представлены в программах Армении, Казахстана, России и Украины. В Кыргызстане этот раздел включен в программу дисциплины «Педагогика и психология». Вопросы судебной психиатрии включены в программу первичной специализации в Азербайджане и Кыргызстане, а психотерапии – в Армении. Вместе с тем большинство экспертов считают, что программы первичной специализации по психиатрии помимо этого должны включать проблемы медицинской психологии, психотерапии, детской, социальной и судебной психиатрии, а также сексологии.
Существующие программы первичной специализации содержат разделы, посвященные фундаментальным дисциплинам: клинической иммунологии, биохимии, патологической анатомии, фармакологии и др. Несмотря на это, специалисты отмечают, что эти разделы должны быть расширены за счет изучения нейрофизиологии, нейрохимии, медицинской генетики, что позволит молодым специалистам более глубоко изучить патогенетические механизмы формирования психических и поведенческих расстройств.
В процессе первичной специализации изучению основной специальности в среднем отводится 80–90% учебного времени, а теоретическая подготовка в структуре обучения занимает от 5–10% (Беларусь) до 50% (Россия) времени. Первичная специализация проводится с учетом квалифицированных требований по унифицированным программам обучения. Будущие психиатры в период первичной специализации имеют возможность овладеть практическими навыками работы в стационаре и внебольничных звеньях психиатрической службы.
Как было указано, число подготовленных за год врачей-психиатров колеблется в широком диапазоне. Следует подчеркнуть, что многие участники опроса отметили несоответствие бюджетных мест послевузовской подготовки потребностям здравоохранения (Грузия, Кыргызстан, Россия, Украина). Нагрузка на кураторов послевузовской подготовки существенно различается в подлежащих анализу государствах (рис. 3).
1r-3.jpg
Как свидетельствуют представленные на рис. 3 данные, с максимальной нагрузкой работают кураторы последипломного образования в Беларуси (1 педагог на 30 учащихся), а с минимальной – в Казахстане (5–6 учащихся) и Азербайджане (2 учащихся).
Технологическое обеспечение в процессе последипломной подготовки врачей-психиатров в большинстве стран требует дальнейшего развития и модернизации. Следует отметить, что дистанционные формы обучения не нашли широкого применения в учебном процессе (исключение – лишь Казахстан и Узбекистан); электронные образовательные ресурсы являются доступными только в части государств (Кыргызстан, Казахстан, Молдова, Россия, Узбекистан, Украина); тестирование в онлайн-режиме используется лишь в Казахстане и Узбекистане.
Несомненным достоинством профессиональной подготовки врачей-психиатров является активное участие в процессе повышения квалификации и разработки образовательных программ профессиональных ассоциаций. Проведенный опрос отразил участие профессиональных ассоциаций в подготовке врачей-психиатров в Грузии, Кыргызстане, Казахстане, России, Узбекистане, на Украине. В остальных странах, к сожалению, профессиональные ассоциации не принимают активного участия в подготовке врачей-психиатров. Повышение квалификации врачей-психиатров во всех странах, кроме Грузии, проводится в виде сертификационных циклов, частота прохождения которых – 1 раз в 5 лет.
Психиатрические субспециальности представлены в программах повышения квалификации наркологией (Армения, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина), психотерапией (Армения, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина), детской психиатрией (Грузия, Кыргызстан, Украина), судебной психиатрией (Грузия, Кыргызстан, Молдова, Украина) и сексологией (Армения, Россия, Украина). Медицинская психология в качестве субспециальности представлена в программах обучения только в Кыргызстане, Молдове и на Украине.
Число утвержденных учебных программ для специалистов, работающих в сфере психического здоровья, отличается в странах, участвовавших в опросе: от 1 – в Азербайджане до 10 – в Армении и Молдове. Во всех странах существует система контроля качества подготовки врачей-психиатров.
Обсуждение эффективности подготовки кадров в сфере психического здоровья показало, что все участники опроса единогласно подтвердили огромную роль врачей обшей практики в выявлении психических расстройств и оказании помощи пациентам с данной патологией. При этом вопросы психиатрии, как правило, недостаточно освещены в программах подготовки врачей общей практики – семейной медицины. Количество часов, посвященных изучению психиатрии, колеблется от их отсутствия (Армения, Беларусь) до 180 ч (Казахстан, Россия). Следует отметить, что наиболее важными темами в циклах подготовки врачей общей практики специалисты-психиатры считают депрессии, невротические и психосоматические расстройства, а также проблемы психологического развития и гериатрической помощи. Единая система повышения квалификации врачей общей практики в сфере психического здоровья в большинстве стран Восточно-Европейского региона ВПА отсутствует (исключением являются Россия и Кыргызстан). Профессиональные организации психиатров реализуют программы, направленные на повышение уровня знаний врачей общей практики в сфере психического здоровья, которые внедряются в формах лекций, круглых столов, семинаров, конференций (Армения, Кыргызстан, Украина).
Сопоставление специфики вузовского и послевузовского образования врачей-психиатров Восточно-Европейского региона ВПА свидетельствует о том, что подготовка специалистов проводится с учетом европейского и мирового опыта, а также национальных традиций. В большинстве стран региона основой подготовки являются принципы Болонского процесса с использованием модульной и балльно-рейтинговой систем, а также оценки качества знаний с помощью лицензированных экзаменов. Техническое оснащение подготовки включает применение электронных учебников, видеотек, онлайн-лекций и других дистанционных форм 
обучения.
В процессе опроса установлены проблемы, которые являются резервом улучшения качества подготовки специалистов-психиатров. К таким резервам большинство участников опроса отнесли увеличение длительности изучения психиатрии, возможность гибкой частоты пересмотра учебных программ, снижение нагрузки на преподавателей, привлечение профессиональных ассоциаций к подготовке кадров и их аттестации.
Проведенный опрос показал, что стратегическими задачами, стоящими перед профессиональными ассоциациями психиатров в сфере подготовки кадров, являются: 
• обеспечение доступа молодых специалистов к овладению широким спектром психиатрических специальностей и получению качественной послевузовской подготовки;
• получение в период вузовской и послевузовской подготовки знаний и навыков по проблемам психофармакологии, психотерапии и психосоциальной реабилитации с установкой на мультидисциплинарный подход к терапии психических расстройств; 
• подготовка врачей-психиатров нового поколения, которые, владея всем комплексом знаний в области психиатрии, оказывают высокоэффективную, дестигматизирующую психиатрическую помощь, реализуют психообразовательные программы и направляют свои усилия на укрепление психического здоровья общества.

Сведения об авторах
Морозов П.В. – д-р мед. наук, проф., член правления и региональный представитель ВПА по Восточно-Европейскому региону, вице-президент Российского общества психиатров (Россия)
Волошин П.В. – д-р мед. наук, проф., президент Научно-практического общества неврологов, психиатров и наркологов Украины (Украина)
Марута Н.А. – д-р мед. наук, проф., вице-президент Научно-практического общества неврологов, психиатров и наркологов Украины (Украина)
Незнанов Н.Г. – д-р мед. наук, проф., председатель правления Российского общества психиатров (Россия)
Петрова Н.Н. – д-р мед. наук, проф., зав. каф. психиатрии и наркологии медицинского фак-та ФГБОУ ВПО СПбГУ (Россия)
Алтынбеков С.А. – д-р мед. наук, проф., президент Ассоциации специалистов, работающих в сфере психического здоровья Республики Казахстан (Республика Казахстан)
Хотиняну М.А. – д-р мед. наук, проф., президент Лиги психического здоровья в Республике Молдова (Республика Молдова)
Галако Т.И. – д-р мед. наук, доц., президент Кыргызской психиатрической ассоциации (Кыргызстан)
Скугаревский О.А. – д-р мед. наук, проф., председатель Белорусской психиатрической ассоциации (Республика Беларусь)
Согоян А. – канд. мед. наук, президент Армянской психиатрической ассоциации (Армения)
Мелик-Пашаян А. – д-р мед. наук, проф., зав. каф. психиатрии Ереванского государственного медицинского университета им. М.Гераци (Армения)
Исмаилов Н.В. – д-р мед. наук, проф., президент Азербайджанской психиатрической ассоциации (Азербайджан)
Чкония Э. – д-р мед. наук, проф., президент Общества психиатров Грузии (Грузия)
Алимов У.Х. – д-р мед. наук, проф., президент Ассоциации психиатров Узбекистана (Узбекистан)
Ходжаева Н.И. – д-р мед. наук, проф., вице-президент Ассоциации психиатров Узбекистана (Узбекистан)
Ашуров З.Ш. – д-р мед. наук, проф., зав. каф. психиатрии и наркологии Ташкентской медицинской академии (Узбекистан)
Евсегнеев Р.А. – д-р мед. наук, проф., член правления Белорусской психиатрической ассоциации (Республика Беларусь)
Кожина А.М. – д-р мед. наук, проф., член президиума Научно-практического общества неврологов, психиатров и наркологов Украины (Украина)
Коростий В.И. – д-р мед. наук, проф., член президиума Научно-практического общества неврологов, психиатров и наркологов Украины (Украина)
Список исп. литературыСкрыть список
1. Казаковцев Б.А. Развитие служб психического здоровья. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. / Kazakovtsev B.A. Razvitie sluzhb psikhicheskogo zdorov'ia. M.: GEOTAR-Media, 2009.
[in Russian]
2. Нулевая версия проекта Глобального Плана Действий по Охране Психического Здоровья 2013–2020. Версия 27 августа 2012. / Nulevaia versiia proekta Global'nogo Plana Deistvii po Okhrane Psikhicheskogo Zdorov'ia 2013–2020. Versiia 27 avgusta 2012. [in Russian]
3. Campion J, Bhui K, Bhugra D. EPA guidance on prevention of mental disorders. European Psychiatry. 2012; 27 (2): 68–80.
4. Кожина А.М., Коростий А.М., Черкасова А.А. Подготовка врачей-психиатров в Украине (проблемы, пути решения). Український вісник психоневрології. 2014; 22, вип. 4 (81): 5–9. / Kozhina A.M., Korostii A.M., Cherkasova A.A. Podgotovka vrachei-psikhiatrov v Ukraine (problemy, puti resheniia). Ukraїns'kii vіsnik psikhonevrologії. 2014; 22, vip. 4 (81): 5–9.
[in Russian]
5. Современные тенденции и новые формы психиатрической помощи. Под ред. проф. О.Г.Ньюфельдта. М.: Медпрактика-М, 2007. / Sovremennye tendentsii i novye formy psikhiatricheskoi pomoshchi. Pod red. prof. O.G.N'iufel'dta. M.: Medpraktika-M, 2007. [in Russian]
6. Gaebel W, Becker T, Janssen B et al. EPA guidance of the quality of mental health services. Eur Psychiatry 2012; 27 (2): 87–114.
7. Bhugra D, Ventriglio A, Kuzman MR et al. EPA guidance on the role and responsibilities of psychiatrists. Euro Psychiatry 2015; 30 (3): 417–23.
8. Knapp D, McDaid D, Mossialos E et al. Mental Health Policy and Practice across Europe. The future direction of mental health care. Maidenhead U: McGraw Hill Open University Press: 2007 (cited 2010 Sep, 28). http:// www.euro.who.int
Количество просмотров: 1991
Следующая статьяДепрессия при болезни Паркинсона. Эффективность нового антидепрессанта Вальдоксана (агомелатина) в коррекции аффективных и диссомнических расстройств
Прямой эфир