Современные здоровьесберегающие технологии №01 2015

Использование технологий адаптивного спорта в системе физического воспитания учащихся специальных коррекционных школ на современном этапе

Номера страниц в выпуске:42-48
Аннотация. Представленные в статье результаты исследований подтверждают, что
активные занятия адаптивным спортом в течение 5‒7 лет с воспитанниками коррекционных
образовательных учреждений способствуют повышению уровня физической подготовленно-
сти, существенно улучшают параметры наглядно-образного мышления в игровых видах
спорта, а также решают задачи социальной интеграции личности.
Ключевые слова: адаптивный спорт; спортсмены с интеллектуальными нарушениями;
специальные образовательные учреждения; занятия футболом; уровень физической подго-
товленности; наглядно-образное мышление; условно-рефлекторные связи.


В последние годы адаптивный спорт динамично развивается, увеличивается количе-
ство лиц с ограниченными возможностями, занимающихся спортом, развиваются новые ви-
ды адаптивного спорта, растет количество соревнований, число победителей и призеров Па-
ралимпийских, Сурдлимпийских игр и Специальной олимпиады. Сегодня в России таких
спортсменов более 200 тысяч человек, только за последнее время, выросшее в три раза.
Кроме того, в Российской Федерации в специальных образовательных учреждениях
обучается 70,9% детей и подростков с интеллектуальными нарушениями от общего числа
обучающихся в специальных коррекционных учреждениях [6, 13, 14]. Лишь половина таких
учащихся участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, а регулярно занимают-
ся спортом только около 6%.
Физическое воспитание в специализированных учреждениях закрытого типа осу-
ществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и тру-
довым обучением в общепринятых формах: организованную форму физического воспитания
составляют три урока физкультуры в школе, утренняя гимнастика, игры на больших переме-
нах, прогулки во второй половине дня, а внеклассные ограничиваются двумя часами ритми-
ки [2, 4, 10]. Следовательно, детям моторно-одаренным и детям с уровнем развития двига-
тельных способностей выше среднего не всегда удается реализовать возможности своей дви-
гательной сферы.
Возрастной уровень 15‒17 лет в структуре многолетней подготовки спортсменов-
футболистов с интеллектуальными нарушениями соответствует тренировочному этапу под-
готовки, во время которого решаются задачи совершенствования специальной и технико-
тактической подготовки. Спортсмены с интеллектуальными нарушениями, имеющие много-
летний опыт систематических тренировок в избранном виде спорта мало отстают от своих
здоровых сверстников и имеют крепкое соматическое здоровье [5, 11, 12].
Чтобы эффективно управлять подготовкой спортсменов с ограниченными возможно-
стями и их адаптацией к нагрузкам, прежде всего, необходимо знать, на какие показатели
физической подготовленности следует ориентироваться, какие патологические особенности
необходимо учитывать при подготовке спортсменов с ограниченными возможностями для
непрерывного повышения уровня возможностей организма.
Цель исследования. Определить влияние занятий футболом по специализированной
методике подготовки на уровень физической подготовленности и параметров наглядно-
образного мышления спортсменов с интеллектуальными нарушениями в годичном цикле.
Организация и методика исследования. В эксперименте приняли участие учащиеся
общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родителей г. Москвы инструктора физической культуры (тренера по
футболу) Шалыгина Николая Семеновича и учителя физической культуры Дукина Леонида
Григорьевича.
Для проведения исследований были созданы две группы: контрольная и эксперимен-
тальная. В состав каждой группы вошло 12 юношей 15‒17 лет, равноценных по возрасту, ро-
сту, весу, степени умственного отклонения.
Контрольная группа занималась физической культурой в рамках расписания и участ-
вовала в неурочных физкультурно-оздоровительных мероприятиях по программе коррекци-
онной школы-интерната.
Экспериментальная группа, кроме урочных и неурочных форм занятий по программе
коррекционной школы-интерната, занималась по методике подготовки, которая включала
ежедневные учебно-тренировочные занятия по футболу в течение 1 часа, участие в соревно-
ваниях по программе Специальной Олимпиады – 5 раз за период годичного цикла. В июне
месяце были предусмотрены учебно-тренировочные сборы.
В таблицах 1 и 2 представлены особенности проведения физкультурно-спортивных
занятий контрольной и экспериментальной групп в ходе педагогического эксперимента.
2016-08-26_17-55_szt 01_2015.pdf(3).jpg

Учитывая то обстоятельство, что уровень подготовленности в 15‒17 лет в футболе
может зависеть от повышения тотальных размеров тела, скоростно-силовых показателей, за-
креплению условно-рефлекторных связей, восприятия и принятия решений, в занятиях при-
давалось большое внимание созданию специального фундамента технико-тактической под-
готовленности.
По всем остальным параметрам тренировочных и соревновательных нагрузок трени-
ровочный процесс строился по принципам и рекомендациям системы тренировки в мини-
футболе, изложенным в литературе последних лет [3, 9]. При распределении тренировочных
нагрузок по месяцам учитывались теоретические положения построения моделей годичного
цикла у юных спортсменов в игровых видах спорта [1, 7, 8].
Таким образом, построение спортивной тренировки в годичном цикле и более малых
циклах, а также методика тренировок в экспериментальной группе, по нашему предложе-
нию, были ориентированы на выполнение нагрузок, направленных на увеличение объема
средств специальной и технико-тактической подготовки, определяющих уровень развития
технико-тактических действий в футболе, а также развитию наглядно-образного способа ре-
шения тактических задач у спортсменов с нарушенным интеллектом 15‒17 лет. В отличие от
контрольной группы, испытуемые которой занимались по программе физического воспита-
ния специального учреждения (табл. 1), испытуемые экспериментальной группы дополни-
тельно ежедневно занимались футболом 60 минут, а в переходный период находились на
учебно-тренировочных сборах (табл. 2).
Для достижения цели исследования был использован комплекс взаимодополняющих
методов: теоретических ‒ анализ и обобщение, систематизация, проектирование и др., и эм-
пирических – педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический
эксперимент, а также методы математической статистики.
Контроль за изменениями физической подготовленности испытуемых осуществлялся
через каждые 6‒8 недель, т. е. 4 раза за период эксперимента с использованием педагогиче-
ских тестов.
Контроль за изменениями параметров наглядно-образного мышления осуществлялся
по показателям времени решения тактических задач и точности пасов игроку своей команды
во время матчевых встреч.
Результаты и их обсуждение. Для контроля за уровнем физической подготовленно-
сти испытуемых были использованы бег на 30 и 60 м с ходу, прыжок в длину с места, бег на
2000 м, челночный бег 7х9 м, приседания на маховой ноге («пистолетик»), прыжок в высоту
с места.
Динамика результатов контрольных испытаний приведена в таблице 3.
2016-08-26_17-55_szt 01_2015.pdf(4).jpg
2016-08-26_17-56_szt 01_2015.pdf.jpg
Из таблицы 3 видно, что у спортсменов-футболистов 15‒17 лет экспериментальной
группы наблюдалось непрерывное повышение спортивных достижений. Наибольшее улуч-
шение результатов происходило после II-го базового этапа к предсоревновательному этапу.
У испытуемых контрольной группы результаты улучшались менее интенсивно, чем у
футболистов экспериментальной группы, кроме результатов по прыжкам в длину с места,
где прирост был почти одинаков в контрольной и экспериментальной группах.
Темпы прироста показателей двигательных тестов испытуемых 15‒17 лет, представ-
лены в таблице 4.
2016-08-26_17-56_szt 01_2015.pdf(2).jpg
Таким образом, результаты проведенного эксперимента показали, что уровень физи-
ческой подготовленности футболистов 15‒17 лет с нарушением интеллекта достоверно по-
высился за один годичный цикл. В челночном беге 7х9 м футболисты экспериментальной
группы улучшили результат на 3,63 с, а в контрольной – на 0,76 с. В беге на 2000 м спортс-
мены экспериментальной группы улучшили результат на 13,4 с, тогда как в контрольной
только на 7,5 с. Результаты приседания на маховой ноге в экспериментальной группе улуч-
шились на 56%, что является значительным улучшением результата, а в контрольной при-
рост был незначительным (табл. 4).
Известно, что в основе индивидуального тактического мастерства в спортивных играх
лежат тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления, а средствами
его проявления служат двигательные действия, т.е. технические приемы. Мы согласны с
данным утверждением и оценивали тактику мышления у футболистов с нарушением интел-
лекта в педагогическом эксперименте по времени и точности выполнения технических при-
емов во время игры. Для спортсменов с нарушением интеллекта из-за слабости формирова-
ния условно-рефлекторных связей самым оптимальным способом обучения техническим
приемам служит наглядный метод.
Для оценки влияния тренировочных занятий футболистов с нарушением интеллекта
на тактическое мышление во время игры регистрировались показатели времени решения
тактических задач и точность пасов игроку своей команды.
Оценка принятия оптимальных тактических решений осуществлялась во время четы-
рех матчевых встреч контрольной и экспериментальной групп.
Время поиска решения задачи определялось от момента получения мяча до момента
передачи мяча (паса) игроку своей команды во время атаки ворот. Точность принятия реше-
ния фиксировалась по количеству точных пасов игроку своей команды (точность решения
задачи).
Анализ тренировочной и соревновательной деятельности футболистов с нарушением
интеллекта показал, что за период педагогического эксперимента у футболистов экспери-
ментальной группы в 90,9% случаев решение принималось быстрее, чем у футболистов кон-
трольной группы – только 9,1%.
Точность пасов в экспериментальной группе также была значительно выше и состав-
ляла 88,3%, в контрольной группе только – 11,7%.

Выводы:

1. Результаты проведенного исследования показали, что моторно-одаренные дети с
интеллектуальными нарушениями в результате систематических занятий мини-футболом в
течение 5-7 лет способны реализовать возможности своей двигательной сферы. Так, на учеб-
но-тренировочном этапе в течение годичного цикла у таких спортсменов-инвалидов повы-
шается уровень физической подготовленности в педагогических тестах, характеризующих
специальную подготовленность футболистов.
2. Анализ деятельности футболистов с интеллектуальными нарушениями в игровом
процессе показал, что:
‒ качество и время оценки тактической ситуации во время игры улучшается с ростом
уровня спортивной подготовленности;
‒ наиболее предпочтительным для решения оперативно-тактических задач является
наглядный способ обучения техническим приемам, дающий высокий процент выигрыша в
точности и во времени решения задач (88,3% и 90,9%).
3. Повышение уровня физической подготовленности, развитие тактического мышле-
ния, волевых качеств позволяет считать, что мини-футбол для лиц с интеллектуальными
нарушениями способствует овладению и совершенствованию двигательных навыков необ-
ходимых им в повседневной жизни.

THE USE OF TECHNOLOGY ADAPTIVE SPORTS IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS
OF SPECIAL CORRECTION SCHOOLS AT THE PRESENT STAGE

O.N. Nikiforova, V.V. Cheshikina

Russian state agrarian University –

Moscow agricultural Academy named after K. A. Timiryazev

D.E. Nikiforov

Sports-pedagogical College of Moscow sport Committee

Abstract. Presented in the article the results of studies confirm that active sessions adaptive sports for 5‒7 years with inmates of correctional educational institutions contribute to the level of physical fitness, significantly improves the Visual thinking in team sports, as well as solve problems of social integration of the individual.

Key words: adaptive sports; athletes with intellectual disabilities; special educational institu-tions; participating in football; the level of physical fitness; eye-mindedness; conditional reflex con-nections

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Никифорова Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент ка-федры физической культуры, Российский государственный аграрный университет – Москов-ская сельскохозяйственная академия имени К.А.Тимирязева, г. Москва. E-mail: olganikifo-rova2014@yandex.ru
Nikiforova Olga Nikolaevna – candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of physical culture, Russian state agrarian University – Moscow agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ru

Чешихина Валентина Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, заве-дующая кафедрой физической культуры, Российский государственный аграрный универси-тет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А.Тимирязева, г. Москва. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ru

Cheshikina Valentina Viktorovna – doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of De-partment of physical culture, Russian state agrarian University – Moscow agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ru

Никифоров Дмитрий Евгеньевич – преподаватель Спортивно-педагогического кол
леджа Москомспорта, г. Москва. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ru

Nikiforov Dmitry – teacher Sports teacher number of ledge of Moskomsport, Moscow. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Андреев С.Н. Мини-футбол. Многолетняя подготовка юных футболистов в спор-
тивных школах. ‒ М., 2008. ‒ 89 с.
2. Балашова В.Ф. Адаптивный спорт для лиц с ограниченными возможностями здоро-
вья: состояние, проблемы развития / В.Ф. Балашова / Теория и методика физической
культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития: материалы
межд. конф., посвящ. 85-летию со дня рожд. заслуж. деятеля науки РФ Л.П. Матвее-
ва. ‒ М., 2010. ‒ С. 86-90.
3. Барамидзе А.М. Программирование тренировочного процесса футболистов-
инвалидов с последствиями детского церебрального паралича / А.М. Барамидзе,
В.А. Геселевич, И.Т. Чкония, А.В. Курбатов // Вестн. спорт. медицины России. ‒
1995. ‒ № 3-4. ‒ С. 40-41.
4. Ванюшкин В.А. Исследование развития координационных способностей и психиче-
ских функций у детей с легкой степенью умственной отсталости / В.А. Ванюшкин //
Теория и практика физ. культуры. ‒ 2011. ‒ № 2. ‒ С. 40-44.
5. Винник, Джозеф П. Адаптивное физическое воспитания и спорт. – К.: Олимп. лит.,
2010. – 608 с.
6. Евсеев С.П. Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состоя-
ние и перспективы развития / С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. –
2012. – № 2 (50). – С. 2–11.
7. Ивинский Д.В. Педагогические условия организации дополнительных физкультур-
но-спортивных занятий в школе-интернате 8 вида // Культура физическая и здоро-
вье. ‒ 2008. ‒ № 2 (16). ‒ С. 75-77.
8. Ильин В. А. Особенности содержания учебных программ Специальной Олимпиады
по технической и тактической подготовке баскетболистов / В.А. Ильин / Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех: материалы 12 между-
народного научного конгресса. ‒ М., 2008. ‒ Т. 2. ‒ С. 42-43.
9. Литош Н.Л. Спортивная подготовка в мини-футболе юношей 11‒16 лет с нарушени-
ем интеллекта / Н.Л. Литош // Адаптивная физическая культура. ‒ 2010. ‒ № 4 (44). ‒
С. 45-47.
10. Литош Н.Л. Возрастные закономерности развития двигательных способностей
юношей 11‒16 лет с нарушением интеллекта / Н.Л. Литош, Е.П. Парыгин //
Адаптивная физическая культура. ‒ 2011. – № 1 (45). ‒ С. 26-28.
11. Никифорова О.Н. Влияние адаптивного спорта на социальную интеграцию и
адаптацию детей с ограниченными возможностями / О.Н. Никифорова, Д.Е.
Никифоров // Физическая культура, спорт ‒ наука и практика. ‒ 2015. ‒ № 1. ‒ С. 70.
12. Чешихина В.В. Инновационные технологии реабилитации лиц с отклонениями в
состоянии здоровья средствами адаптивной физической культуры : монография /
В.В. Чешихина, О.Н. Никифорова, В.В. Селезнев, В.А. Чешихин. – М.: Изд-во РГСУ,
2012. – 170 с.
13. Шакурова Л.Е. Физическое воспитание умственно отсталых школьников 12-13 лет
оздоровительно-коррекционными средствами : автореф. … дис. канд. пед. наук. –
М., 2009. – 23 с.
14. Шипицына Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младше-
го школьного возраста / Л.М. Шипицына. – М.: Речь, 2008. – 148 с.
Количество просмотров: 1283
Предыдущая статьяСостояние биоэлектрической активности миокарда у подростков
Следующая статьяДифференцированная методика занятий шейпингом для женщин с учетом их гендерной идентичности
Прямой эфир