Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017

Исследование психоэмоционального состояния студенток четвертого курса технического вуза с помощью цветового теста Люшера

Номера страниц в выпуске:75-79

Аннотация. В данной статье предоставлены оценки психоэмоционального состояния студенток ИРНИТУ четвертого курса.

Ключевые слова: цветовой тест Макса Люшера, оценка психоэмоционального состояния студентов. 

Аннотация. В данной статье предоставлены оценки психоэмоционального состояния студенток ИРНИТУ четвертого курса.

Ключевые слова: цветовой тест Макса Люшера, оценка психоэмоционального состояния студентов.

 

Эмоциональное состояние студенток оценивалось с целью осуществить относительную оценку психоэмоционального состояния  студенток четвертого курса обучения  в  Иркутском национальном техническом университете (ИРНИТУ). Это исследование велось с помощью цветового теста Макса Люшера (ЦТЛ). Методика предназначена с целью исследования неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных нужд, персонального стиля переживания, типа реагирования и степени адаптированности обследуемого. Данная методика также предоставляет возможность выявить компенсаторные возможности человека, оценить степень выраженности болезненно заостренных черт характера. Практическое руководство содержит детальную интерпретацию функциональных пар цветового выбора с использованием современного психологического тезауруса. ЦЛТ создан на предположении, что выбор цвета отображает направленность человека на конкретную деятельность, настроение, функциональное состояние, а также показывает наиболее устойчивые черты его личности [1, 2]. Тест дает возможность определить психофизиологические состояние человека, его стрессоустойчивость, динамичность и коммуникативные способности, а также установить причины возможного психологического стресса, который может привести к образованию физиологических признаков и расстройств. Всего было обследовано 23 девушки в возрасте от 20  до 21 лет. Полученные в ходе тестирования результаты представлены в Таблице 1.

С целью формирования единого психологического портрета любой из обследованных групп применялась краткая версия ЦТЛ. Согласно условиям теста испытуемому предлагается восемь карточек разного цвета (фиолетового, синего, желтого, коричневого, серого, красного, зеленого, черного), которые он раскладывает по степени индивидуальной приятности. Во время теста испытуемый должен забыть все свои ассоциации, которые возникают у него к каждому цвету, так как они связаны с модой или общепризнанными вкусами и традициями. Делая выбор картинки с каким-либо цветом, в первую очередь, необходимо отталкиваться от своего собственного восприятия. Выбор цветов осуществляется в порядке убывания: от самого привлекательного, до самого неприятного .Таким образом, формируются восемь позиций:

№1,2 – очевидное преимущество

№3,4 - преимущество

№5,6 – равнодушие к цвету

№7,8 – антипатия к цвету.

Таблица 1 

Результаты ЦЛТ у студенток IV курса

Номер позиции

Цвет

%

1-я

Фиолетовый

22,2%

Синий

5,55%

Желтый

16,6%

Коричневый

0

Серый

0

Красный

38,9%

Зеленый

16,6%

Черный

0

2-я

Фиолетовый

22,2%

Синий

27,7%

Желтый

5,5%

Коричневый

5,5%

Серый

0

Красный

11,1%

Зеленый

22,2%

Черный

5,5%

3-я

Фиолетовый

11,1%

Синий

5,5%

Желтый

22,2%

Коричневый

5,5%

Серый

11,11%

Красный

16,6%

Зеленый

27,8%

Черный

0

4-я

Фиолетовый

16,7%

Синий

22,2%

Желтый

27,8%

Коричневый

16,7%

Серый

5,5%

Красный

5,5%

Зеленый

0

черный

5,5%

5-я

Фиолетовый

11,1%

Синий

11,1%

Желтый

11,1%

Коричневый

16,6%

Серый

5,5%

Красный

5,5%

Зеленый

27,8%

черный

11,1%

6-я

Фиолетовый

11,1%

Синий

11,1%

Желтый

11,1%

Коричневый

27,8%

Серый

22,2%

Красный

5,5%

Зеленый

0

черный

11,11%

7-я

Фиолетовый

0

Синий

5,5%

Желтый

0

Коричневый

11,1%

Серый

33,3%

Красный

16,7%

Зеленый

5,6%

черный

27,8%

8-я

Фиолетовый

5,5%

Синий

11,1%

Желтый

5,5%

Коричневый

16,7%

Серый

22,2%

Красный

0

Зеленый

0

черный

38,8%


Обобщение сведений по цветовым выборкам позволило выявить наиболее характерное для каждой группы распределение восьми цветов по восьми позициям. Было установлено, что общим для всех групп является приоритетное положение основных цветов (красный, фиолетовый, желтый, зеленый) на первых четырех позициях. Данный факт позволяет сделать заключение о положительном психоэмоциональном состоянии большинства обследуемых девушек (73,91%), а также об отсутствии у них значительных напряжений и расстройств.

Особое внимание стоит уделить тому, что большая часть опрошенных девушек69,5 (%) не сделали свой выбор на первые четыре позиции в пользу вспомогательных цветов (серого, коричневого, черного), что говорит об отсутствии личностного конфликта, компенсаторного поведения и стрессового состояния. Доминирующий выбор красного цвета говорит об агрессивности и возбужденном состоянии многих девушек (38,9%)  и о постоянном появлении у них чувства досады.  Фиолетовый цвет, который выбрали (22,2%)  говорит о присущих девушкам чувственности, внушаемости, стремлению нравиться и восхищать. Зеленый цвет говорит о стремлении меньшинства обследованных (16,6%)  к самоопределению, самостоятельности, самообладанию. Выбор желтого цвета (16,6%) говорит о потребности девушек в перспективах, надеждах на лучшее, мечтах, а также об их стремлении к разрядке напряжения.

Изучив все собранные сведения следует вывод: для большинства опрошенных девушек (73,91%) имеют устремленность в будущее. Это абсолютно ожидаемо и логично, так как все, без исключения, испытуемые являются студентками 4 курса в возрасте от 21 до 22 лет. В таком возрасте девушки ещё только подготавливаются к самостоятельной жизни, мысли и мечты о которой вызывают у них живой интерес. Они хотят найти свое место в жизни, быть самодостаточными и достичь успеха в обществе. Но они вовсе недовольны достигнутыми итогами на пути к своей цели (26.09%). Данное обстоятельство вызывает у девушек некоторое чувство беспокойства и определённую нервозность. В основном, эти девушки чувственны, общительны и открыты.


STUDY STUDENTS PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF THE FOURTH YEAR TECHNICAL COLLEGE WITH LUSCHER COLOR TEST

A.V. Druzhinina, O.I. Cousina

Irkutsk State Technical University, Irkutsk, Russia

Abstract. This article provided by assessment of mental and emotional state of students IRNITU fourth year.

Keywords: Max Lüscher color test, evaluation of students' mental and emotional state.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Дружинина Алена Викторовна - студент институт кибернетики, информационные системы и технологии,  Иркутский национальный исследовательский технический университет Г. Иркутск, Российская Федерация. E-mail: alena.druzhinina@mail.ru

Druzhinina Alena - student of Institute of cybernetics, information systems and technology, Irkutsk State Technical University, Irkutsk, Russian Federation. E-mail: alena.druzhinina@mail.ru

Кузьмина Ольга Ивановна - канд. пед. наук.,  дoцент, кафедра физическoй культуры, Иркутский нациoнальный исследoвательский технический университет Г. Иркутск, Рoссийская Федерация. E-mail: www.ariana.ru@mail.ru

Kuzmina Olga - Ph.D., dotsent, Department fizicheskoy culture natsionalny issledovatelsky Irkutsk Technical University, Irkutsk, Rossiyskaya Federation.. E-mail: www.ariana.ru@mail.ru

Список исп. литературыСкрыть список
1. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
2. Марищук В.Л. и пр. Психодиагностика в спорте: учеб.пособие для вузов. М.: Про-сведение, 2005. - 350 с.
Количество просмотров: 3520
Предыдущая статьяВлияние туристско-краеведческой деятельности на психофизическое развитие ребенка
Следующая статьяИзмерение выносливости в общей системе физической подготовленности студентов
Прямой эфир