Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017

Влияние оздоровительных занятий плаванием на организм студентов

Номера страниц в выпуске:59-67

Аннотация. Образ жизни современного человека характеризуется снижением его двигательной активности. Двигательная активность – одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественная потребность человека на всех этапах жизни, в том числе и в период обучения в вузе. Особый вид физических упражнений – плавание и его разновидности: свободное, с элементами, с имитацией спортивных стилей. Использование плавания как средства оздоровления на занятиях обусловлено прежде всего уменьшением тяжести тела человека в воде на 9/10 под действием выталкивающей подъемной силы воды. Привлечение к занятиям плаванием студентов с отклонениями в состоянии здоровья носит выраженный оздоровительный эффект.

Ключевые слова: здоровье, студенты, оздоровительное плавание, двигательная активность.

Аннотация. Образ жизни современного человека характеризуется снижением его двигательной активности. Двигательная активность – одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественная потребность человека на всех этапах жизни, в том числе и в период обучения в вузе. Особый вид физических упражнений – плавание и его разновидности: свободное, с элементами, с имитацией спортивных стилей. Использование плавания как средства оздоровления на занятиях обусловлено прежде всего уменьшением тяжести тела человека в воде на 9/10 под действием выталкивающей подъемной силы воды. Привлечение к занятиям плаванием студентов с отклонениями в состоянии здоровья носит выраженный оздоровительный эффект.

Ключевые слова: здоровье, студенты, оздоровительное плавание, двигательная активность.

Постановка проблемы. Оздоровительные занятия плаванием положительно влияют на состояние здоровья студентов, поскольку плавание представляет собой тот вид спорта, положительно влияет целиком на весь организм человека, но особенно сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Очень важным является тот факт, что занятия плаванием не предусматривает никаких побочных эффектов, есть только противопоказания при которых посещение бассейна или нежелательно или запрещено. Плавание в бассейне способно снимать стресс и раздражительность, что сказывается на психоэмоциональном состоянии, поэтому регулярные занятия плаванием имеет оздоровительное воздействие, который необходим в течение обучения студента в вузе (Н. Н. Кардамоновы, 2001; Н. Ж. Булгакова, 1999 и другие). Но в настоящее время занятия по плаванию не занимают весомое и приоритетное место в учебных планах ВУЗов. Ведь большинство ВУЗов не обеспечены такой материально-технической базой, или недофинансированы государством. Поэтому даже поддержание здоровья детей не может осуществляться за счет занятий плаванием, не говоря о лечебных особенности этих занятий. Со временем становится все более целесообразно говорить о том, что нужно вносить в учебные планы дисциплину плавание, или же увеличивать количество часов. Что даст возможность студентам больше времени заниматься плаванием, как с профилактической и учебного так и лечебного характера.

Анализ последних публикаций по тематике статьи. В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья молодого поколения, поддержания потребности в здоровом образе жизни, а также здоровом досуге и оно вполне заинтересовано средствами привлечения молодого поколения к спорту. И это является достаточно актуальной проблемой на данный момент. Плавание является уникальным видом физической активности. Кроме того, именно занятия плаванием пользуются популярностью у молодых людей. Исследования различных проблем повышения уровня здоровья и качества жизни при активном занятием плавания представлены в работах таких авторов, как: Кондаков В.Л., Горелов А.А. (2013); Курко Я.В. Федчишин О.Я. (2012); Козина Ж.Л., Ермаков С.С., Базылюк Т.А., Волошина Е.В. (2012); Скирене В.В., Скирюс Э.Р. (2012); Дрогомерецкий В.В., Ганчар А.И. (2012); Баламутова Н.М. (2012); Баламутова Н.М., Сидоренко Г.М. (2011); Химич И.Ю. (2009). Данные авторы показали пути эффективного решения имеющихся проблем и привели практические рекомендации, касающиеся студентов с различным уровнем подготовки. Вместе с тем, многие авторы отмечают заметное снижение уровня здоровья студенческой молодежи. Поэтому не следует упускать возможность способствовать оздоровлению собственного организма с помощью плавания как спортивно оздоровительного процесса.

Актуальность. Плавание относится к циклическим видам спорта и применяется как средство физического развития студента в высшем учебном заведении. Плавание осуществляет разностороннее влияние на организм человека, развивает выносливость и улучшает подвижность в суставах - оздоровительное воздействие на опорно-двигательный аппарат, такой оздоровительное воздействие очень полезным для молодого организма студента. Широкое использование занятий по плаванию в рамках физического воспитания студента способствует повышению функциональных возможностей организма и обеспечивает работоспособность в течение обучения.

Основной проблемой студенческой молодежи в последние годы является ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности. Дефицит двигательной активности тормозит их нормальное физическое и умственное развитие и угрожает здоровью - увеличилось количество студентов, которые имеют ухудшение деятельности различных систем организма, увеличилось число студентов с хроническими заболеваниями и тому подобное. Поэтому формирование установки на занятия физической культурой и избранными видами спорта являются важным аспектом физического развития студентов.

Цель и задачи. Проанализировать необходимость применения занятий по плаванию для студентов; изучить влияние занятий в воде на состояние здоровья и физическую подготовленность молодежи; Исследовать основные аспекты влияния занятий в воде на физическое и психическое здоровье студентов.

Организация и методы исследования. Анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение положительного опыта работы преподавателей, беседы.

Результаты исследования. В наше время существует множество различных видов спорта, как для укрепления здоровья студентов, так и для повышения физической активности студента. Из различных видов физической деятельности стоит выделить занятия плаванием. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ дошкольных, средних и высших учебных заведений (при возможностях учебных заведений).

Плавание – циклический вид двигательной деятельности человека в водной среде, обладающий огромным оздоровительным потенциалом. Оно является составной частью оздоровительной физической культуры, следовательно, использует основные понятия, категории, закономерности, принципы, теоретические положения этого вида физической культуры, учитывает современные тенденции ее развития.

Кроме того, для плавания характерны некоторые особенности, прежде всего при занятиях плаванием участвует все тело, то есть движения совершаются и верхними, и нижними конечностями. Поэтому происходит укрепление скелетно-мышечной системы. По мнению многих авторов, занятия плаванием оказывают положительное влияние на показатели объективного здоровья студентов, что проявляется в нормализации деятельности их костной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Стоить отметить, что занятия положительно влияют на субъективное здоровье занимающихся: снижается количество жалоб на вегетативные расстройства и психоэмоциональную усталость, самооценка своего здоровья становится более адекватной. А это в свою очередь положительно отражается на всеобщем укреплении здоровья студента. Так как учебный процесс является весьма напряженным, то соответственно необходимо снятие стресса, и для этого врачи рекомендуют посещать бассейн и заниматься плаванием.

С учетом поставленной цели возникает вопрос каковы педагогические условия развития и модель эффективного процесса, оказывающего положительный эффект от оздоровительных занятий плавания на общее состояние студента? Занятия плаванием и их эффективность во многом зависят от правильной организации учебного процесса, соответствующего технического и кадрового обеспечения. Рекомендации Ганчара А.И. стоит выделить в этом аспекте. Автор отмечает пять основных аспектов в теории и практике формирующих навыков. Каждый из них детально характеризует качественную реализацию учебно-воспитательных, оздоровительно-гигиенических, профессионально-прикладных, лечебно-профилактических и спортивно-педагогических влияний процесса плавания на людей различного возраста с учетом их анатомических, морфологических, функциональных и гендерных отличий.

Особенно автор акцентирует внимание на уровне и степени формирования навыков плавания и считает необходимым корректировку государственных тестов и программ по физическому воспитанию разных групп населения. Вместе с тем, такой подход позволил установить доминирующие аспекты формирования навыков плавания для разных возрастных групп.

Отмечено, что плавание как спортивно оздоровительный процесс оказывает благотворное влияние на сердечно сосудистую систему. Регулярные занятия данным видом спорта повышают функциональные возможности сердца и позволяют работать сердечной системе более экономичной. Это достигается благодаря: увеличению силы сердечной мышцы и объема выталкиваемой за один цикл крови, непосредственно при движениях, происходящих в воде; снижению частоты сердечных сокращений (чем реже сокращается сердце в состоянии покоя, тем мощнее сердечная мышца, сердце работает в более экономном режиме); повышению выносливости к физическим нагрузкам(сердце учится адекватно реагировать на преодоление тяжелой нагрузки и даже перегрузки, так как оно научилось проталкивать в сосуды необходимое для этого количество крови).

Плавание является одним из таких упражнений, которое вовлекает в работу более 50 % мышечных групп человека и требует для обеспечения их работы значительного количества кислорода. Наиболее часто профилактико-оздоровительный эффект физической тренировки в водной среде связывают с выполнением упражнений в зоне умеренной (аэробной – до 150 уд./мин) интенсивности. Плавание в аэробном режиме оказывает преимущественно развивающее воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. В связи с этим большинство специалистов оздоровительной и лечебной физической культуры рекомендуют преимущественное (до 90–100 %) использование в программах оздоровительной тренировки упражнений на выносливость. В зависимости от возраста, плавательной и функциональной готовности длина дистанции безостановочного плавания в одном занятии (30–60 мин) может колебаться от 300 до 1500 м.

Кроме оздоровительного плавания существуют лечебное, рекреационное и гидрореабилитационное плавание. Основная направ- ленность оздоровительного плавания связана с восстановлением соматического, физического и психического здоровья, поддержанием или сохранением имеющегося уровня здоровья, развитием и поддержанием функционального состояния основных систем организма человека, повышением плавательной подготовленности и развитием физических качеств.

Кроме того, если посещать занятия плавания в качестве физической нагрузки, то однозначно будет оказано положительное влияние на дыхательную систему. Прежде всего, тренируется дыхательная мускулатура: повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус; совершенствуется дыхательный ритм, вырабатывается более глубокое и редкое дыхание; усиливается вентиляция легких, увеличивается количество альвеол и их эластичность; в работу включаются мало-задействованные ткани легких; увеличивается устойчивость организма к пониженному содержанию кислорода в организме.

Известно, что плавание как спортивно-оздоровительный комплекс способствуют укреплению, а также процессу тренировки опорно-двигательного аппарата. Это особенно полезно для студентов, как нам известно, что учебный день в ВУЗе составляет около 6–8 ч..  А также, затрачивается время на самоподготовку, и оно колеблется в среднем 3–4 ч, в период сессии возрастает до 7–8 ч..  Это очень значимая психофизиологическая нагрузка на организм молодых людей, которая в итоге показывает, что учебный процесс является весьма напряженным.

Длительное ограничение двигательной активности приводит к снижению умственной работоспособности, ослаблению скелетной мускулатуры, нарушению осанки. В основном на лекциях студенты принимают сидячее положение. И конечно же после лекционных занятий каждый студент нуждается в снятии напряжения позвоночника. У тех, кто занимается плаванием, имеется прекрасная возможность усовершенствовать осанку, ведь во время плавания: уменьшается статическое напряжение тела, происходит естественная разгрузка позвоночника от давления на него веса тела; укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета; улучшается координация движений; исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц; восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков; формируется чувство правильной осанки.

Совершая двигательные действия в воде тело плывущего человека находится в горизонтальном положении. Для того, чтобы удержаться на поверхности воды и проплыть определенное расстояние, преодолевая лобовое сопротивление воды, человеку, находящемуся в воде, приходится выполнять специфические движения, характерные только для плавания и не имеющие аналогов в других видах физической деятельности как спортивно оздоровительных комплексов. В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно таки сложно. Во время плавания чередование напряжения и расслабления разных мышц увеличивает их силу и работоспособность, благодаря этому, плавание не перенапрягает мышечный аппарат и позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки. А равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры.

Большинство студентов имеют огромное желание заниматься в бассейне, аргументируя это тем, что при занятиях плаванием, они чувствуют, как сам процесс влияет на их уровень здоровья. Со слов студентов из нашей организованной экспериментальной группы, после плавания, становилось гораздо легче дышать; плавание влияло на коррекцию осанки; а также студенты не чувствовали усталости от умственной деятельности в которую вкладывают свои силы студенты непосредственно на занятиях и лекциях в учебных заведениях.

Занятия оздоровительным плаванием являются весьма эффективным средством для укрепления здоровья и физического развития. Уже простое погружение человека в воду вызывает повышение функций различных органов:

 – учащается дыхание;

– повышается частота сердечных сокращений;

– усиливается обмен веществ, интенсивность процессов обмена, что особенно важно для людей пожилого возраста;

 – за 15 мин пребывания в воде при температуре 24°С человек теряет 100 килокалорий тепла (вот почему при погружении в воду резко увеличивается теплоотдача, а это усиливает биохимические процессы, связанные с производством тепла);

 – мышечная работа заставляет активизироваться выделительную систему; – плавательные движения связаны с необходимостью преодолевать сопротивление воды, что приводит к получению значительной нагрузки (особенно при плавании с большой скоростью);

 – нагрузку во время плавания можно изменять и дозировать, начиная с кратковременного купания в относительно теплой воде и кон- чая интенсивным тренировочным уроком продолжительностью до 120 мин и более;

 – при плавании активно работают многие мышцы тела (движения руками и ногами, поддержание положения равновесия тела, толчок во время старта и поворота, движение головой во время вдоха и выдоха), это требует больших физических усилий, работы крупных мышечных групп;

– плавание требует больших энергетических затрат, которые расходуются на согревание тела пловца и на выполнение плавательных движений.

Для оздоровительных целей наиболее полезно, пожалуй, плавание брассом. Он может быть рекомендован лицам среднего и пожилого возраст, т.к. является отличной дыхательной гимнастикой и наиболее экономным способом передвижения в воде. Тренирующий эффект возникает при продолжительном плавании – не менее 20-30 минут суммарного времени. В этот период равномерно нагружаются мышцы всего тела, что способствует пропорциональному и гармоничному их развитию. Замечено, что у тех кто занимается плаванием с детства, наиболее правильное телосложение.

Положительные результаты от одного проплыва оздоровительной дистанции, повышающие готовность организма к новым нагрузкам, сохраняются от 2 до 3 суток. Поэтому для получения максимального эффекта таких проплывов необходимо на протяжении всей жизни повторять их минимум 2-3 раза в неделю, а лучше (особенно в летние месяцы, во время отпуска – 4-5 раз в неделю).

Оздоровительные проплывы полезнее всего выполнять одним из спортивных способов – кролем на груди или брассом, потому что в их основе лежат особенности, повышающие оздоровительную роль плавания и усиливающие его профилактическое воздействие.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Плавание - это прекрасный процесс физического развития и укрепления здоровья, который необходим студентам для поддержания собственного уровня здоровья. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц - особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно--сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мин.

 Таким образом, проведение занятий плаванием как спортивно оздоровительным комплексом имеет выраженный оздоровительный эффект, который воздействует на мощность аппарата внешнего дыхания; в развитии органов дыхания, в физической работоспособности, в адаптационных возможностях организма к окружающей среде, то есть происходит активная работа иммунной системы организма, что особенно полезно для физической и умственной активности студентов ВУЗов, колледжей, лицеев и других высших учебных заведений.


Summary

EFFECTS OF HEALTH ON THE ORGANISM SWIMMING LESSONS STUDENTS

N.I. Gorbenko

Pereyaslav – Khmelnytskyi state pedagogical University simani Hryhoriy Skovoroda, Pereyaslav – Hmelnitskiy

Abstract. The way of life of modern students is characteristic the decline of his motive activity. Motive activity – one of necessary terms of life, having not only biological but also social value. It is examined as a natural necessity of man on all of the stages of life. The special type of physical exercises is swimming, with the imitation of sporting styles. Use of swimming as facilities of making healthy on employments are conditioned foremost diminishing of weight of body of man in water on 9/10 under the action of pushing carrying capacity of water. Bringing in to employments swimming of students with rejections in a state of health carries the expressed health effect.

Keywords: health, students, recreational swimming, motor activity.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Горбенко Николай Иванович – доцент кафедры спортивных дисциплин и туризма, ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий Государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. Переяслав-Хмельницкий, Украина. E-mail: sportkaf@ykr.net

Gorbenko Nikolay Ivanovich – associate professor in the department of sports and tourism, State Higher Educational Institution "Pereyaslav-Khmelnitsky State pedagogical University named after Hryhoriy Skovoroda", Pereyaslav-Khmelnitsky, Ukraine. E-mail: sportkaf@ykr.net

Список исп. литературыСкрыть список
1. Базылюк Т.А., Козина Ж.Л., Безнес Е.Е., Коверя В.Н. Применение аква фитнеса иг-ровой направленности в физическом воспитании студенток // Физическое воспитание сту-дентов. – 2010.– № 6. – С. – 8 – 12
2. Булгакова Н.Ж. Плавание: учеб. пособие. –М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с.
3. Ганчар А.И. Гаркуша С.В. Теоретико-методические аспекты формирования навыков плавания среди разных групп населения в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий обучающихся // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 3. – С. – 24 – 28.
4. Ганчар А.И. Динамика показателей плавательной и физической подготовленности курсантов морского профиля в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендер-ных отличий // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 4. – С. – 37 – 41.
5. Дрогомерецкий В.В., Кондаков В.Л., Горелов А.А. Применение средств оздорови-тельного плавания с целью коррекции нарушений суставно-связочного аппарата студентов // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 5. – С. 46-54.
6. Маклауд Йен. Анатомия плавания: иллюстрированное руководство по развитию си-лы, скорости и выносливости. – М.: ПОПУРРИ, 2010.200 – С.
Количество просмотров: 6466
Предыдущая статьяЦели и задачи физической реабилитации больных, перенёсших инсульт
Следующая статьяВлияние туристско-краеведческой деятельности на психофизическое развитие ребенка
Прямой эфир