Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2013

Распутывание сложностей в отношениях между религией и психиатрией №01 2013

Номера страниц в выпуске:39
Одним из значимых моментов современности явилось разделение науки и религии. У этого раскола были положительные последствия, такие как прогресс научных исследований и отделение церкви от государства в развитых обществах. С другой стороны, религия и наука начали игнорировать или презирать друг друга, и это оказало особое влияние на исследования и практику в психиатрии, поскольку эта дисциплина имеет дело с самой "духовной" из болезней, Geisteskrankheiten (буквально, “болезни ума и духа”). Религиозность часто расценивается или как проявление психического расстройства, или как не имеющая никакого значения для клинической практики.
Одним из значимых моментов современности явилось разделение науки и религии. У этого раскола были положительные последствия, такие как прогресс научных исследований и отделение церкви от государства в развитых обществах. С другой стороны, религия и наука начали игнорировать или презирать друг друга, и это оказало особое влияние на исследования и практику в психиатрии, поскольку эта дисциплина имеет дело с самой "духовной" из болезней, Geisteskrankheiten (буквально, “болезни ума и духа”). Религиозность часто расценивается или как проявление психического расстройства, или как не имеющая никакого значения для клинической практики.
Статья Pargament и Lomax является точным и всесторонним резюме новых перспектив во взаимоотношениях между религией и психическими заболеваниями. Мы хотим подчеркнуть здесь два важных аспекта.
Первый аспект имеет значение для повседневной практики. Согласно Pargament и Lomax, религия может просто быть идиомой, через которую выражается психическое заболевание. Действительно, бред по существу не просто является побочным явлением болезни мозга, но и выражением попытки осмысленно справиться с непостижимыми переживаниями. Много лет назад Sarro (1) досконально изучил содержание бреда и пришел к выводу, что оно соответствуют мифологемам, которые были описаны антропологами при изучении древних мифов и религий. Похожим образом Schneider (2) расценил бредовые идеи при тяжелых депрессивных состояниях как выражение первобытных страхов человека: страх не выжить, заболеть или быть на веки изгнанным. Рассматривая бредовые проявления аномальных состояний сознания, мы пришли к тому же самому заключению (3): сюжеты совпадают с вечными вопросами человечества (откуда мы взялись, есть ли жизнь после смерти, почему есть разделение на мужчин и женщин, и так далее). Болезненным является не сама озабоченность, не содержание бреда, а тот факт, что это появляется несвоевременно и вне контекста. В этом свете, относительно частое присутствие религиозного содержания в бредовых переживаниях не должно вызывать удивление.
Второй аспект является более общим и касается роли религии в становлении индивидуальной и коллективной идентичности, а также опасностей, которые содержатся в этом процессе, включая базирующееся на религии насилие и религиозную борьбу внутри себя, с другими, и с божественным. Недавно, мы рассмотрели (4) происхождение идентификации с антропологической точки зрения. Согласно Lovaglia и др. (5), человеческое развитие является последствием давления, возникшего в результате ксенофобии среди приматов на протяжении нескольких прошедших миллионов лет. Эта ксенофобия проявлялась в смертельных набегах на членов других групп того же самого вида приматов. Непосредственными последствиями являются и межгрупповые конфликты, и внутригрупповая кооперация. Согласно теории социальной идентичности (6), самоощущение зависит от идентификации с группой. После того как идентификация была осуществлена, люди начинают приписывать приятные и желательные особенности членам группы, а отталкивающие и неприятные особенности людям вне группы. Религия может быть вовлечена в этот процесс, но только как один из многих возможных элементов. Ксенофобия может даже быть ориентирована на тело и зло, которое с ним связано: например, анорексия может интерпретироваться как расстройство идентичности, основанное на желании личности доминировать и подчинить свое тело (аскетизм) и, таким образом, рассматриваться как священное заболевание.


Статья Pargament и Lomax должна приветствоваться как существенный вклад в разъяснение сложных отношений между религией и психическими заболеваниями. Также следует упомянуть о таких начинаниях [деятельности], как Секция WPA по Религии, Духовности и Психиатрии (www.religionandpsychiatry.com), публикация WPA руководства Психиатрия и Религия: Вне Границ (7); и Руководства по Религии и Здоровью (8). Стоит также отметить растущий интерес к темам, касающимся психиатрии, и с религиозной стороны. Наглядным примером тому является председательство Lopez Ibor, в институте Mystical Studies and Mental Health, основанном Орденом Кармелитов в Авиле (Испания), (www.citesavila.org; www.fundacionlopezibor.es).
Список исп. литературыСкрыть список
1. Mediavilla Sanchez JL. Mito y delirio. Cartas de Ramon Sarro. Oviedo: KRK, 2001.
2. Schneider K. Clinical psychopathology. New York: Grune and Stratton, 1959.
3. Garcıa Albea J, Gonzalez Vives S, Tejeira C et al. Psicosis inducidas por estados excepcionales de conciencia. Actas Esp Psiquiatr (in press).
4. Lopez-Ibor JJ, Ortiz T, Lopez-Ibor MI. Per- ception, experience and body identity. Actas Esp Psiquiatr 2011;39(Suppl. 3):113-8.
5. Lovaglia MJ, Barron C, Houser JA. Social development and human evolution: man- aging the in-group boundary. Theory Workshop 2003;31.
6. Hogg MA, Terry DJ, White KM. A tale of two theories: a critical comparison of identity theory with social identity theory. Soc Psychol Q 1995;58:255-69.
7. Verhagen PJ, van Praag HM, Lopez-Ibor JJ et al (eds). Psychiatry and religion: beyond boundaries. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010.
8. Koenig HG, King DE, Carson VB (eds). Handbook of religion and health. New York: Oxford University Press, 2012.
Количество просмотров: 1123
Предыдущая статьяРелигия и психическое здоровье: обоюдоострый меч или животворящая медицина?
Следующая статьяДля обсуждения «сложной» проблемы требуется четкое руководство
Прямой эфир