Психиатрия Всемирная психиатрия
№02 2020

Выявление и снижение медицинских рисков от легализации рекреационного употребления каннабиса: призыв к объединению усилий науки и политики №02 2020

Номера страниц в выпуске:189-191
За последнее десятилетие все большее количество исследований заявляет о рисках, которые рекреационное употребление каннабиса представляет для здоровья
За последнее десятилетие все большее количество исследований заявляет о рисках, которые рекреационное употребление каннабиса представляет для здоровья1. Краткосрочные риски включают в себя (но не ограничиваются ими) нарушение памяти и психомоторных реакций, а также опасное поведение, например, вождение автомобиля и выполнение работ в состоянии наркотического опьянения, что может привести к ДТП и несчастным случаям на производстве. К долгосрочным рискам относятся неблагоприятные последствия для физического здоровья (проблемы с органами дыхания, рак яичек, аномалии развития плода у беременных), ухудшение когнитивного функционирования и успеваемости, структурные изменения в головном мозге2, психические расстройства (психозы, депрессии, тревожные расстройства, биполярное расстройство), а также расстройства, связанные с употреблением каннабиса. Новейшие данные свидетельствуют о том, что употребление продукции, содержащей высокопотентный каннабис, на повседневной или практически повседневной основе, и ранний возраст начала употребления ведут к повышению рисков негативных последствий для здоровья у людей, употребляющих каннабис в рекреационных целях3
Hall и Lynskey4 описывают несколько последствий, имевших место для общественного здравоохранения в США после легализации рекреационного употребления каннабиса. Продукция с содержанием каннабиса стала более сильнодействующей, дешевой и доступной для взрослых потребителей. Употребление среди взрослых растет, и все больше людей употребляют каннабис ежедневно. Возросло число случаев обращений в отделения неотложной помощи и госпитализаций по причинам, связанным с употреблением каннабиса, причем как среди взрослых, так и среди подростков и детей. Подробное изучение материалов недавних исследований показало, что легализация ставит дополнительные, зачастую трудно решаемые задачи перед общественным здравоохранением. Но дают ли эти результаты опросов достаточно информации, чтобы уже можно было делать выводы об «общей картине»?
Есть три причины, почему это может быть не так. Во-первых, трудно проследить влияние существующего нормативного регулирования в отношении каннабиса на медицинские последствия, так как это регулирование неоднородно по своему содержанию и стадиям внедрения, а также реализуется в разном темпе в различных регионах. Это разнообразие параметров усложняет интерпретацию перемен в тенденциях, касающихся продукции, уровнях употребления и проблемах со здоровьем, связанных с употреблением каннабиса, в рамках одного штата, а также делает затруднительными сравнения между юрисдикциями5
Во-вторых, легализация ведет к становлению динамично растущего рынка каннабиса в США. Появилось много новой продукции (например, пищевые продукты с содержанием каннабиса, масла, настойки, электронные сигареты, продукты в жидкой форме, смолы, каннабис для выращивания дома). При этом нет согласованного управления, надзора и мониторинга в отношении их распространения и продажи5. Таким образом, контроль за составом, качеством, маркировкой и упаковкой продукции осуществляется неравномерно. Отсутствуют единообразные согласованные критерии для систематической оценки и сравнения свойств продукции (например, размеров порций, силы воздействия и способов употребления). Это приводит к тому, что риски для здоровья от употребления новой продукции с содержанием каннабиса чаще всего остаются неизвестными.
В-третьих, отсутствует «золотой стандарт» изучения эффектов от каннабиса. На протяжении десятилетий исследования в отношении употребления каннабиса и связанных с этим неблагоприятных последствий (а также благоприятных) строились на неоднородных и зачастую поверхностных характеристиках, например на разделении людей лишь на две категории – употребляющих и не употребляющих, без учета различий между теми, кто употребляет каннабис ежедневно и имеет зависимость, и теми, кто употребляет эпизодически и не имеет проблем с этим. В исследованиях не хватает деталей о том, какая именно продукция используется (к примеру, смола, пищевые продукты, жидкости), каков способ употребления (курение «косяков», через водяные трубки) и его уровни (частота, количество).
Помимо этого, опросы по месту жительства, в ходе которых оценивались масштабы употребления каннабиса, злоупотребления им и связанных с этим негативных последствий, проводились на нормативной выборке. 
В них не были отражены данные о труднодоступных слоях населения, которые могут быть более уязвимы перед неблагоприятными медицинскими последствиями употребления каннабиса (например, социально незащищенные или маргинализированные группы).
Одним словом, информации о медицинских рисках от легализации рекреационного употребления каннабиса все еще недостаточно. Имеется острая потребность в переоценке новых задач, стоящих перед общественным здравоохранением, а также ресурсов. Но как можно улучшить ситуацию? Нам необходима концепция улучшенного мониторинга рисков, связанных с употреблением каннабиса, в юрисдикциях, легализовавших рекреационное использование, и не только. В связи с этим можно предложить несколько стратегий для общественного здравоохранения.
Во-первых, необходимо сформировать общую основу. Для того, чтобы установить систематическое наблюдение за нормативной базой, рынками каннабиса, тенденциями в употреблении и неблагоприятными последствиями для здоровья, обществу понадобится время и материальные ресурсы. Правительствам может быть удобно применить многоэтапный подход к созданию постоянных систем мониторинга ситуации, связанной с каннабисом. На первом этапе можно задействовать информацию из доступных ресурсов, например уже имеющихся баз данных6. В среднесрочной перспективе можно провести крупномасштабные опросы внутри и между юрисдикциями, в том числе международными, с различным статусом легализации каннабиса. В долгосрочном плане могут быть организованы лонгитюдные исследования с участием многих стран и использованием единых методов тестирования («золотых стандартов») для наблюдения за различными системами регулирования.
Во-вторых, необходимо задействовать ключевых игроков для того, чтобы устранить барьер между наукой и политикой. Международные сообщества ученых, заинтересованные стороны (например, медицинские работники, государственные учреждения, органы здравоохранения, инициативные группы) и политические деятели должны объединить усилия и совместно разработать столь необходимый «золотой стандарт» изучения эффектов от каннабиса. Чтобы идти в ногу с новыми вызовами и ресурсами стремительно развивающихся рынков каннабиса, нужно разработать новые инструменты для оценки свойств и малоизученных последствий для здоровья от употребления новых продуктов с содержанием каннабиса. 
В-третьих, следует опираться на доступные ключевые показатели. К ним могут относиться: а) социально-демографические характеристики потребителей (возраст, гендер, социально-экономический статус) и социально-экономический индекс территории, где осуществляется продажа каннабиса; б) нормативное регулирование; 
в) распространенность и сценарии употребления каннабиса, включая представления о рисках; г) проблемное употребление каннабиса; д) неблагоприятные исходы (проблемы в результате острого воздействия, ДТП, несчастные случаи на производстве, отравления, проблемы с физическим и психическим здоровьем или социальные трудности); е) спрос на лечение (обращения в отделения неотложной помощи, амбулаторное лечение, госпитализации).
Для сбора репрезентативных данных по популяции можно задействовать опросы в местах жительства и на базах старших классов школ7. Также может быть использована информация, получаемая от колледжей, университетов и центров занятости, системы уголовного правосудия, отделений неотложной помощи, психиатрических и наркологических служб. Сбор информации от маргинализированных или труднодоступных популяционных групп может быть более затруднительным. Необходимо разработать инновационные стратегии поиска, что потребует дополнительных финансовых ресурсов.
В-четвертых, нужно ввести новые ключевые индикаторы. Важно вести наблюдение за обширными рынками каннабиса и следить за свойствами новых продуктов, которые появляются на рынке. Требуются новые инструменты для оценки типов, свойств и форм продукции; силы воздействия (содержания тетрагидроканнабинола), цены, потенциала развития зависимости и неблагоприятных последствий для здоровья. Как было предложено Hall и Lynskey, нужно также вести мониторинг объемов продаж.
Наконец, основным приоритетом должны стать исследования, касающиеся употребления каннабиса. Каннабис – это наиболее широко используемый запрещенный наркотик в мире, который, тем не менее, во многом остается малоизученным. Чтобы справляться с новыми задачами, которые ставят перед общественным здравоохранением изменения в правовом регулировании употребления каннабиса, нужно больше исследований. Потребуется существенно увеличить их финансирование для того, чтобы обеспечить их высокое качество и независимость от набирающей обороты индустрии каннабиса. В целях облегчения исследовательского процесса нужно будет снять нормативные барьеры для проведения экспериментальных исследований.
В заключение можно сказать, что имеются свежие данные о рисках, связанных с употреблением каннабиса, однако понимание последствий от легализации рекреационного употребления все еще находится на начальном этапе. Ученым, заинтересованным лицам и политикам необходимо будет объединить усилия для того, чтобы восполнить этот пробел.

Перевод: Суслова Ж.В. (Москва)
Редактура: к.м.н. Федотов И.А. (Рязань)

Hoch E, Lorenzetti V. Mapping and mitigating the health risks of legalizing recreational cannabis use: a call for synergy between research and policy. World Psychiatry. 2020;19(2):189-191.

DOI:10.1002/wps.20738
Список исп. литературыСкрыть список
1. US National Academies of Sciences, Engineering and Medicine. The health effects of cannabis and cannabinoids: the current state of evidence and recommendations for research. Washington: National Academies Press, 2017.
2. Lorenzetti V, Chye Y, Silva P et al. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci 2019;269:59-71.
3. Hoch E, Bonnet U, Thomasius R et al. Dtsch Arztebl Int 2015;112:271-8.
4. Hall W, Lynskey M. World Psychiatry 2020;19:179-86.
5. Pacula RL, Smart R. Annu Rev Clin Psychol 2017;13:397-419.
6. Ontario Public Health Association. The public health implications of the legalization of recreational cannabis. https://opha.on.ca.
7. Melchior M, Nakamura A, Bolze C et al. BMJ Open 2019;9:e025880.
Количество просмотров: 230
Предыдущая статьяЛегализовывать или не легализовывать каннабис, вот в чем вопрос!
Следующая статьяЛегализация употребления каннабиса в рекреационных целях как возможность снизить вред, причиняемый производством медицинского каннабиса в Соединенных Штатах
Прямой эфир