Психиатрия Всемирная психиатрия
№03 2020

Алкоголь и развивающийся юношеский мозг №03 2020

Номера страниц в выпуске:393-394
Несмотря на то, что каннабис, вейпинг и употребление опиоидов недавно стали широко освещаться средствами массовой информации, алкоголь по-прежнему остается самым широко используемым в мире наркотическим веществом.
Несмотря на то, что каннабис, вейпинг и употребление опиоидов недавно стали широко освещаться средствами массовой информации, алкоголь по-прежнему остается самым широко используемым в мире наркотическим веществом 1 . Употребление алкоголя связано со значительным ущербом для здоровья, экономики и социума, и на него ежегодно приходится 5,3% всех смертей в мире. Он вызывает более
200 заболеваний и отвечает за 5,1% бремени болезней и травм в мире 1 . Чрезмерное употребление алкоголя является серьезной международной проблемой общественного здравоохранения, заслуживающей большего внимания.
Исторически исследования употребления алкоголя проводились почти исключительно на взрослых. Большая часть исследований в США финансировалась больницами для ветеранов, и поэтому результаты в основном относились к пожилым белым мужчинам. Однако за последние два десятилетия возросло понимание того, что расстройства, связанные с употреблением алкоголя, затрагивают всех людей, независимо от возраста, пола, расы или этнической принадлежности.
Употребление алкоголя обычно начинается в подростковом возрасте, и, по мировым оценкам, 27% молодежи в возрасте от 15 до 19 лет 1  употребляли алкоголь за последний месяц. Раннее начало употребления алкоголя может иметь серьезные последствия и приводить к злоупотреблению в будущем. Например, у молодежи, начавшей употреблять алкоголь до 15 лет, вероятность развития расстройства, связанного с употреблением алкоголя, в четыре раза выше, чем у молодежи, которая не начинает употреблять алкоголь до 21 года. Вероятность последующего развития проблем с алкоголем снижается на 12% с каждым годом 4 . Эти выводы важны для программ профилактики и поощрения молодежи к откладыванию первого употребления алкоголя на более поздний возраст, что более реалистично, чем подходы, основанные на полном воздержании, которые неизменно оказывались неэффективными 3 .
Способы и характер употребления алкоголя молодежью могут сильно отличаться от присущих взрослым. Молодежь склонна пить реже, чем взрослые, но, когда они пьют, они, как правило, употребляют гораздо большие количества алкоголя, обычно во время эпизодов запоев (например, употребление 4+ напитков лицами женского пола, 5+ – мужского) 4 .
Высокие показатели употребления алкоголя среди подростков и, в частности, пьянства вызывают озабоченность, поскольку подростковый возраст — это период значительного нервного, социального, эмоционального и когнитивного развития. Хотя молодые люди могут физически выглядеть как взрослые, их мозг обычно достигает зрелости примерно к 25 годам 5 . Поэтому любые нарушения развития мозга в этот критический период роста могут иметь долгосрочные последствия.
В начале 2000-х гг. несколько исследований показали, что существует связь между употреблением алкоголя и развитием мозга, однако из-за кросс-секционного характера этих исследований направление взаимосвязи оставалось неясным. В последнее десятилетие проспективные долгосрочные исследования пытались ответить на вопрос «курица или яйцо?»: были ли патологические изменения, наблюдаемые у сильно пьющих подростков, уже существующим фактором риска для начала употребления алкоголя, следствием пьянства или и тем, и другим?
Поскольку было бы крайне неэтичным разделять молодежь на «пьющую» и «непьющую» группу, исследования, изучающие этот вопрос, были наблюдательными 6 . Исходно включали только непьющих молодых людей, что позволило оценить когнитивное и нейронное функционирование до употребления алкоголя. Естественно, со временем некоторые молодые люди начали употреблять алкоголь, в то время как другие не употребляли алкоголь в подростковом и юношеском возрасте.
Результаты этих исследований показывают, что мы имеем дело и с курицей, и с яйцом: существуют нейронные и когнитивные особенности, которые предсказывают, кто начнет обильно употреблять алкоголь в подростковом возрасте, а последующее обильное употребление алкоголя мешает нормальному развитию головного мозга 7 .
В частности, более низкая производительность при тестах на торможение и рабочую память, меньший объем серого и белого вещества, изменения в паттернах активации мозга во время тестов на торможение и рабочую память, обработку вознаграждения были связаны с более ранним началом употребления алкоголя в подростковом возрасте.
Как только начинается обильное употребление алкоголя, возникают следующие отклонения в нормальном развитии: ослабляется торможение и нарушается принятие решений, атипично развивается как серое, так и белое вещество, во время когнитивных тестов мозг активируется больше, несмотря на равную производительность (предполагается, что мозгу молодого человека, употребляющего алкоголь, требуется «работать больше», чтобы не отставать).
Конечно, алкоголь – не единственное вещество, которое обычно употребляет молодежь, и не единственная проблема, которая возникает в этот период развития. В настоящее время проводятся более масштабные исследования, которые помогут разобраться в сложной картине одновременного употребления психоактивных веществ и взаимовлияния психопатологии, демографии, привычек, связанных со здоровьем, и генетической уязвимости. Эти проекты включают в себя Когнитивное развитие мозга подростков (Adolescent Brain Cognitive Development, ABCD) и Национальный консорциум по проблемам алкоголя и нейроразвития в подростковом возрасте (National Consortium on Alcohol and NeuroDevelopment in Adolescence, NCANDA) в США, а также Европейский консорциум IMAGEN. Результаты этих исследований помогут увидеть более четкую картину того, как алкоголь влияет на нервное развитие.
Хотя эти исследования помогут нам узнать больше о том, как употребление алкоголя и других психоактивных веществ влияет на развивающийся мозг, крайне важно, чтобы мы, врачи, использовали эту информацию для профилактики и лечения расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ у подростков. Знание факторов риска для будущего проблемного употребления помогут сформировать образовательные профилактические мероприятия, а понимание механизмов употребления психоактивных веществ улучшит лечение молодежи.
Это важно, поскольку мы отчаянно нуждаемся в более эффективных методах лечения. Только 6% подростков и 8% молодых людей, которые соответствуют критериям расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ, получают лечение 4 . На сегодняшний день золотой стандарт лечения подростков от наркозависимости -психосоциальные интервенции или «разговорная терапия» (например, когнитивно-поведенческая терапия, мотивационное интервью и семейная терапия) 8 . Однако эти методы лечения являются лишь умеренно эффективными: от одной трети до половины молодых людей возвращаются к употреблению психоактивных веществ в течение 12 мес после лечения.
Использование данных за последние два десятилетия из области нейробиологии о влиянии употребления психоактивных веществ на развитие мозга могло бы позволить целенаправленно создавать альтернативные и более эффективные терапевтические подходы. Основанные на достижениях нейробиологии лекарства и когнитивные тренинги, которые противодействуют влиянию алкоголя на мозг, могут повысить эффективность текущих вариантов терапии. Новые методы профилактики и лечения расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, у подростков необходимы для облегчения на международном уровне огромного бремени для общественного здравоохранения, связанного с этой проблемой.
Таким образом, очевидно, что употребление алкоголя мешает когнитивному развитию и формированию нервной системы в юношеском возрасте. Ранние интервенции могут предотвратить эскалацию употребления психоактивных веществ и снизить вероятность хронических психологических и физических проблем со здоровьем, характерных для лиц с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, во взрослом возрасте. Наши технологии значительно усовершенствовались за последние два десятилетия и позволили нам улучшить понимание влияния употребления алкоголя на развивающийся мозг. Применение этой информации для разработки более совершенных методов профилактики и лечения - ключ к продвижению в этой области.

Перевод: Е. И. Тверская (Москва)
Редактура: к.м.н. Дорофейкова М.В. (Санкт-Петербург)

Squeglia L. Alcohol and the developing adolescent brain. World Psychiatry 2020;19(3):393-394.

DOI:10.1002/wps.20786


Список исп. литературыСкрыть список
1. World Health Organization. Global status report on alcohol and health 2018. Geneva: World Health Organization, 2018.
2. Dawson DA, Goldstein RB, Chou SP et al. Alcohol Clin Exper Res 2008;32: 2149-60.
3. Marlatt GA, Witkiewitz K. Addict Behav 2002;27:867-86.
4. Substance Abuse and Mental Health Services Administration. Reports and detailed tables from the 2018 National Survey on Drug Use and Health. Rockville: Substance Abuse and Mental Health Services Administration, 2018.
5. Giedd JN. J Res Adolesc 2018;28:157-9.
6. Squeglia LM, Tapert SF, Sullivan EV et al. Am J Psychiatry 2015;172:531-42.
7. Squeglia LM, Gray KM. Curr Psychiatry Rep 2016;18:46.
8. Fadus MC, Squeglia LM, Valadez EA et al. Curr Psychiatry Rep 2019;21:96.
Количество просмотров: 236
Предыдущая статьяКак система здравоохранения оправдывает ожидания в отношении парадигмы риска психоза
Следующая статьяДоктор Стрейнджлав, или как мы перестали бояться и полюбили неопределенность
Прямой эфир