Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2021

Международные системы классификации: взгляд начинающих карьеру психиатров №01 2021

Номера страниц в выпуске:148-149
Системы классификации являются важной частью медицинского образования и клинической практики.
Системы классификации являются важной частью медицинского образования и клинической практики. Надежная, полезная в клинической работе и применяемая во всем мире система классификации обеспечивает важную основу для диагностики психических расстройств, помогает выявлять пациентов, наиболее нуждающихся в медицинской помощи, и обеспечивает ее наилучшее оказание 1 . Система, которая не удобна для использования в клинической практике, скорее всего, не будет применяться врачами 2 .
Для клинических, образовательных и административных целей Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Клинические описания и диагностические указания ( the Clinical Descriptions and Diagnostic Guidelines – CDDG ) для психических и поведенческих расстройств по МКБ-10 3 . Опросы, проведенные в рамках разработки МКБ-11, показали, что многие клиницисты постоянно пользуются этими материалами, систематически просматривая их перед постановкой первичного диагноза 4 .
Всемирное исследование отношения психиатров к классификации психических расстройств, проведенное совместно ВПА и ВОЗ ( The WPA–WHO Global Survey of Psychiatrists’ Attitudes Towards Mental Disorders Classification ), было опубликовано в 2011 г. на основании ответов 4887 психиатров из 44 стран 5 . Респонденты считали общение между врачами наиболее важной целью диагностической классификации, за которой следовало информирование о лечении и принятие управленческих решений. Использование систем классификации было очень распространено, и МКБ-10 к тому времени наиболее широко применялась во всем мире. Поскольку одним из критериев включения в исследование было то, что участвовавшие психиатры завершили свое обучение, исследование не отражало мнения тех, кто еще проходил обучение. Это особенно важно, поскольку большая часть клинической работы во всем мире выполняется психиатрами, проходящими обучение, которые ставят клинические диагнозы пациентам в соответствии с уровнем своих знаний и несут за это ответственность.
Секция начинающих карьеру психиатров ВПА ( The WPA Early Career Psychiatrists Section ) разработала онлайн-опрос, основанный на вышеописанном опроснике ВОЗ 6 , и попросила начинающих карьеру психиатров со всего мира рассказать о своем опыте и мнении относительно систем классификации. Опрос был распространен через онлайн-платформы Секции начинающих карьеру психиатров ВПА среди его членов в период с августа по сентябрь 2019 г. Были изучены частота непосредственного оказания психиатрической помощи пациентам, ответственность за установление пациенту психиатрического диагноза, частота использования различных систем классификации, цели такого использования и его эффективность, а также интерес к классификациям и предложениям по участию начинающих карьеру психиатров в реализации МКБ-11.
Ответы были получены из 52 стран Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии. Выборка состояла из 202 начинающих карьеру психиатров (52,5% женщин; средний возраст – 33 года, диапазон 25–59 лет). 41,1% респондентов были психиатрами, проходившими обучение, а остальные только начали свою карьеру. Подавляющее большинство, 86,6% респондентов сообщили, что они обычно сами устанавливают психиатрический диагноз, 0,5% – что они делают это совместно со своим руководителем, 9% – что диагноз устанавливают другие медицинские работники и 0,5% – ч то психиатр-консультант ставит его во время еженедельной встречи.
В течение обычной рабочей недели большинство респондентов (33,7%) тратили 40 и более часов на непосредственное оказание психиатрической помощи пациентам, 18,3% тратили от 30 до 39 ч, 14,9% – от 20 до 29 ч, 12,4% – от 10 до 19 ч, 13,9% – от 4 до 9 ч, 5,4% – от 1 до 4 ч и 1,5% – менее одного часа.
Большинство респондентов (63,9%) регулярно использовали МКБ-10; DSM-5 иногда использовали 35,6% участников. По результатам опроса об основной цели использования систем классификации МКБ-10 заняла первое место как инструмент для постановки диагнозов для административных целей (81,7%) и в клинической практике (74,3%), в то время как DSM-5 заняла первое место в области обучения и образования (66,4%) и исследований (56%).
Большинство начинающих карьеру психиатров интересовались (47,0%) или очень интересовались (41,6%) системами классификации, и лишь очень немногие (0,5%) совсем не интересовались. Начинающие карьеру психиатры проявляли интерес (41,6%) или большой интерес (55,0%) к МКБ-11, к DSM-5 проявляли интерес (48,5%) или очень большой интерес (38,1%). Многие начинающие карьеру психиатры сообщили о своем желании и готовности участвовать во внедрении и обучении по МКБ-11, предложили использовать для этих целей виртуальные технологии (например, приложения для смартфонов, видео и вебинары).
Эти данные подтверждают важную роль начинающих карьеру психиатров в постановке психиатрического диагноза в повседневной клинической практике во всем мире. При разработке CDDG МКБ-11 ее польза для клинической практики была подчеркнута как ключевой принцип 1 , а полевые исследования, проведенные в 13 странах в клинических условиях, показали, что врачи считают клиническую эффективность МКБ-11 высокой 7 . В то время как Всемирная сеть клинической практики ( the Global Clinical Practice Network ) благодаря полевым исследованиям в Интернете позволила специалистам в области психического здоровья и первичной медико-санитарной помощи во всем мире внести свой вклад в разработку МКБ-11 2 , начинающие карьеру психиатры практически не привлекались.
В настоящее время ВОЗ работает со своими государствами-членами, специалистами в области здравоохранения, академическими центрами и профессиональными организациями, такими как ВПА, над внедрением МКБ-11 и проведением обучения. Основываясь на результатах проведенного опроса, секретарь ВПА по вопросам образования созовет новую рабочую группу с участием членов Секции начинающих карьеру психиатров ВПА и Международной федерации ассоциаций студентов-медиков ( the International Federation of Medical Student Associations ), чтобы сформулировать рекомендации по ключевым стратегическим шагам, позволяющим грамотно использовать МКБ-11.
С запуском новой системы управления обучением ВПА на веб-сайте ВПА 8,9  можно проводить онлайн-обучение и обсуждение среди молодых психиатров, работающих в любой части мира. Мы надеемся, что озвучивание мнения молодых психиатров повысит осведомленность об их важной роли в клинической практике и поддержит их в использовании существующих и будущих систем классификации психических расстройств во всем мире.
Авторы выражают благодарность членам Секции начинающих карьеру психиатров ВПА из Албании, Армении, Австралии, Австрии, Беларуси, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Бразилии, Болгарии, Хорватии, Дании, Египта, Сальвадора, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Индии, Индонезии, Ирландии, Кении, Латвии, Ливана, Литвы, Малайзии, Мальты, Мексики, Непала, Новой Зеландии, Нигерии, Пакистана, Польши, Португалии, Румынии, России, Сербии, Сингапура, Словении, Южной Африки, Испании, Шри-Ланки,, Швеции, Швейцарии, Тайваня, Таиланда, Нидерландов, Туниса, Турции, Великобритании, Украины и США за их участие в опросе.

Перевод: к.м.н. Павлова-Воинкова Е.Е. (Санкт-Петербург)
Редактура: к.м.н. Чумаков Е.М. (Санкт-Петербург)

Pinto da Costa M, Ng R MK, Reed MG. International classification systems: views of early career psychiatrists. World Psychiatry 2021;20(1):148-149.

DOI:10.1002/wps.20834
Список исп. литературыСкрыть список
1. International Advisory Group for the Revision of ICD Mental and Behavioural Disorders. World Psychiatry 2011;10:86-92.
2. Reed GM, First MB, Kogan CS et al. World Psychiatry 2019;18:3-19.
3. World Health Organization. The ICD-10 classification of mental and behavioural disorders: clinical descriptions and diagnostic guidelines. Geneva: World Health Organization, 1992.
4. First MB, Rebello TJ, Keeley JW et al. World Psychiatry 2018;17:187-95.
5. Reed GM, Correia JM, Esparza P et al. World Psychiatry 2011;10:118-31.
6. First MB, Reed GM, Hyman SE et al. World Psychiatry 2015;14.82-90.
7. Reed GM, Keeley JW, Rebello TJ et al. World Psychiatry 2018;17:306-15.
8. Kallivayalil RA. World Psychiatry 2019;18:239.
9. Ng RMK. World Psychiatry 2020;19:257-8.
Количество просмотров: 312
Предыдущая статьяВПА быстро реагирует на кризис в сфере охраны психического здоровья: пример Украины
Следующая статьяНовости секции ВПА по образованию в области психиатрии
Прямой эфир