Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2019

К вопросу о консенсусе по поводу мобильных приложений и цифрового психического здоровья №01 2019

Номера страниц в выпуске:97-98
С психическим расстройством сталкивается каждый четвертый житель планеты, но доступ к специализированной помощи для многих нуждающихся в ней затруднен1.  Преодолеть этот барьер могли бы мобильные приложения в сфере психического здоровья, поскольку согласно прогнозам к 2020 году число обладателей смартфонов достигнет трех миллиардов.
С психическим расстройством сталкивается каждый четвертый житель планеты, но доступ к специализированной помощи для многих нуждающихся в ней затруднен1.  Преодолеть этот барьер могли бы мобильные приложения в сфере психического здоровья, поскольку согласно прогнозам к 2020 году число обладателей смартфонов достигнет трех миллиардов.
На данный момент доступно около 10 000 таких приложений, однако недостает ресурсов, которые помогли бы конечному пользователю (пациентам, врачам и медицинским организациям) оценить их качество и пригодность к использованию. Таким образом, существует острая потребность в соглашении о стандартах, принципах и подходах к исследованию и оценке данных приложений.
От лица лидеров в области mHealth (Мобильного здравоохранения) – исследователей, производителей и организаторов здравоохранения по всему миру, в данной публикации мы хотели бы способствовать становлению консенсуса по стандартам и принципам разработки приложений в сфере психического здоровья. В качестве стандартов, как минимум, должны рассматриваться: а) приватность и информационная безопасность; б) эффективность; в) отзывы и приверженность пользователей; г) интеграция данных.
 
Приватность и информационная безопасность. Учитывая нынешнюю практику нецелевого использования онлайн-данных из электронной почты или социальных сетей, необходимо удостовериться, что в вопросах передачи информации приложения в сфере психического здоровья будут удовлетворять требованиям медицинского законодательства2. Наравне с сугубо личными данными о здоровье, многие приложения в сфере психического здоровья собирают и другую информацию, которая регистрируется смартфонами: положение по глобальной системе навигации (GPS), использование клавиатуры, фото и видео, общее время пользования телефоном. Все это создает серьезные препятствия для обеспечения необходимого уровня приватности2,3.
Мы рекомендуем следующие меры: а) необходимо согласовать стандарты хранения, использования и передачи данных; б) политика хранения, использования и передачи данных должна быть прозрачна для пользователей; в) если данные передаются внешним партнерам (например, исследователям), то пользователь должен быть ознакомлен с намерениями этих партнеров относительно хранения, использования и передачи данных; г) пользователь должен иметь возможность отказаться от участия в сборе его/ее данных; д) правила хранения, использования и передачи данных должны быть изложены простым языком (уровень, понятный человеку в 11–12 лет); е) необходим контроль технической безопасности и ревизия данных, с целью убедиться, что приложение соответствует заявленным требованиям, а появляющиеся недостатки своевременно устраняются. 

Эффективность приложений.  Большинство приложений в сфере психического здоровья, которые продаются в качестве медицинских, не проходили соответствующую оценку, однако заявляют, что основаны на доказательной медицине, поскольку создаются на основе доказанных терапевтических методов4. В тех случаях, когда приложение действительно обладает доказанной эффективностью, технические изменения могут потребовать переоценки эффективности после каждого обновления. В то же время небольшие поправки, переход на другую платформу и смена аспектов вряд ли потребуют перепроверки, если уже сертифицированный терапевтический принцип остался прежним. В частности, для случаев, когда целью нововведений было повышение охвата, вовлеченности и приверженности (но не эффективности), может подойти А/B-тестирование. Если же произошли значимые изменения, например, внедрение нового терапевтического подхода или существенные изменения в изначальном, они также должны продемонстрировать эффективность, как если бы речь шла о новом приложении. 
Наши рекомендации таковы: а) впервые применяемые терапевтические принципы, которые должны быть определены и описаны, следует подвергнуть клиническим испытаниям для оценки их эффективности и результативности; б) после небольших изменений в приложении, которое уже имеет доказательную базу, новые клинические испытания не требуются, однако серьезные нововведения могут потребовать переоценки; в) следует подобрать нозологии для приложений в сфере психического здоровья5, а также привести в соответствующих рекомендациях уровни доказательности, показания и возможные риски, связанные с их применением6. 

 Отзывы пользователей и приверженность. Многие пациенты и в целом пользователи прекращают пользоваться приложением спустя две недели после загрузки7. Приверженность врачей приложению зависит от того, знакомы ли они с используемой технологией и сочетается ли она с привычными для них терапевтическими подходами. По всей вероятности, недостаточная приверженность отражает их удобство в применении, ведь поскольку при создании таких приложений редко учитывается мнение врачей и пациентов, в результате продукт может не отвечать предпочтениям и целям конечного пользователя6. 
Мы предлагаем следующее: а) при создании приложения должны использоваться клиент-центрированные подходы или подходы с учетом мнения пользователей (UX-design); сюда относятся привлечение конечного пользователя к процессу разработки и постоянный анализ текущего состояния по ходу процесса использования с целью убедиться, что приложение полезно и удобно, органично вписывается в жизнь пользователя и не обременяет его; 
б) после того, как будет оценено удобство приложения, разработчикам следует довести до конечных пользователей статистику по использованию приложения; в) следует разработать стандарты качественной практики в исследовании дизайна с ориентацией на пользователя применительно к приложениям в сфере психического здоровья. 

Интеграция данных. Приложения должны поддерживать интеграцию с электронными историями болезни (ЭИБ) и другими системами передачи информации лечащему врачу. Препятствовать этому могут разные требования по интеграции данных в разных системах ведения ЭИБ – не все из них поддерживают программный интерфейс для обмена данными (API). В США на данный момент развивается направление, которое дало бы пациентам доступ к информации из ЭИБ через систему Smart Health IT (https://apps.smarthealthit.org/) – открытую и основанную на стандартах платформу, которая позволяет создателям приложений наладить взаимодействие. Однако стандарты, которые регулировали бы обмен данными при таких взаимодействиях, до сих пор не разработаны. 
Мы рекомендуем следующее: а) приложения в сфере психического здоровья, которые предназначены для совместного использования с медицинскими организациями, должны пользоваться технологиями, поддерживающими связь с электронными историями болезни; б) приложениям в сфере психического здоровья надлежит документировать все используемые процессы, чтобы сделать обмен информацией между платформами безопасным; в) необходимы стандарты обмена внутренними данными, сходные с представленными по ссылке http://www.openmhealth.org/.
Поскольку деятельность mHealth в направлении предоставления помощи и в сфере психического здоровья только начинается, сейчас для исследователей, врачей, пользователей, разработчиков стандартов и инвесторов представляется удобный момент, чтобы поучаствовать во внедрении строгих стандартов, которым отвечали бы данные приложения, как и любой другой терапевтический метод. 

Некоторые меры уже предприняты. В США Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов уже заявило, что уходит от оценки отдельных приложений и собирается направить усилия на контроль разработчиков. Также разработкой подходов к оценке приложений занялись профессиональные сообщества, например, Американская Психиатрическая Ассоциация и Американская Медицинская Ассоциация8.  В Великобритании Национальная Медицинская Служба перезапустила в бета-версии Библиотеку приложений, где предложены рекомендации по созданию приложений для широкого спектра состояний, в том числе психических расстройств. Кроме того, Британский Институт Стандартов опубликовал стандарты для разработки медицинских приложений. В Европейском Союзе Национальный Институт Здравоохранения и Усовершенствования Медицинского Обслуживания (NICE) активно разрабатывает стандарты для приложений и других технологий в области поведенческой терапии. 

Подводя итоги, мы можем порекомендовать перечисленным организациям, а также аналогичным объединить усилия и прийти к соглашению относительно универсальных стандартов, которые бы обеспечивали качество приложений в сфере психического здоровья и включали бы как минимум требования по приватности и информационной безопасности, эффективности, учете приверженности пользователей и интеграция данных.

Перевод: Шишковская Т.И. (Самара)
Редактура: к.м.н. Федотов И.А. (Рязань)

(World Psychiatry 2019;18(1):97-98)

DOI: 10.1002/wps.20592
Список исп. литературыСкрыть список
1. World Health Organization. The world health report 2001 – Mental health: new understanding, new hope. Geneva: World Health Organization, 2001.
2. Huckvale K, Prieto JT, Tilney M et al. BMC Med 2015;13:214.
3. Kramer DB, Fu K. JAMA 2017;318:2077-8.
4. Larsen ME, Nicholas J, Christensen H. PLoS One 2016;11:e0152285.
5. Hollis C, Falconer CJ, Martin JL et al. J Child Psychol Psychiatry 2017; 58:474-503.
6. Mohr DC, Weingardt KR, Reddy M et al. Psychiatr Serv 2017;68:427-9.
7. Dorsey ER, McConnell MV, Shaw SY et al. Acad Med 2017;92:157-60.
8. Torous JB, Chan SR, Gipson SY et al. Psychiatr Serv 2018;69:498-500.
Количество просмотров: 476
Предыдущая статьяДоказательная модель симптом-редуцирования на групповом уровне как организующий принцип охраны психического здоровья: время перемен?
Следующая статьяAVATAR-терапия: многообещающий подход при персистирующих и дезадаптирующих голосах
Прямой эфир