Психиатрия Всемирная психиатрия
№02 2019

Колледжи восстановления как инновация в системе психиатрической помощи №02 2019

Номера страниц в выпуске:145-147
В психиатрическом сообществе существует единогласное мнение, согласно которому выздоровление после психического расстройства включает гораздо больше, чем просто ремиссию симптомов. Действительно, люди с психическими расстройствами часто описывают выздоровление как полную смысла, автономии и полномочий жизнь в обществе1. Несмотря на это, они продолжают испытывать неравенство во многих областях, включая высокий уровень безработицы, низкий уровень полученного образования, значительную общественную стигматизацию и социальную изоляцию.
В психиатрическом сообществе существует единогласное мнение, согласно которому выздоровление после психического расстройства включает гораздо больше, чем просто ремиссию симптомов. Действительно, люди с психическими расстройствами часто описывают выздоровление как полную смысла, автономии и полномочий жизнь в обществе1. Несмотря на это, они продолжают испытывать неравенство во многих областях, включая высокий уровень безработицы, низкий уровень полученного образования, значительную общественную стигматизацию и социальную изоляцию.
Колледжи восстановления – это новая инициатива, предназначенная для людей с психическими расстройствами и призванная поддержать их выздоровление и исправить перечисленные неравенства. Первые колледжи восстановления появились в США в 1990-х годах в соответствии с моделью, которая в последнее десятилетие была принята и внедрена по всему миру1. В 2009 году первый подобный колледж был открыт в Лондоне, и теперь их количество в Великобритании превышает 702. Сейчас колледжи восстановления существуют более чем в 20 странах, включая Гонконг, Италию, Шри-Ланку, Израиль, Японию и Нидерланды. Более того, было создано международное сообщество колледжей восстановления с целью продвижения исследований, обмена знаниями и лучшего взаимопонимания.
Некоторые описательные исследования изучали определяющие характеристики, ключевые ценности и центральные черты колледжей восстановления. В основном это исследования, проводившиеся в одном месте3,4, которые были сопоставимы по общим темам в двух недавних систематических обзорах5,6. Эти исследования указывают на существование нескольких общих основных характеристик колледжей восстановления.
Во-первых, колледжи восстановления обычно основываются на теории и практике обучения взрослых, а не на клинических и терапевтических моделях3. Следовательно, они обладают многими ключевыми характеристиками взрослого образовательного колледжа: регистрацией, зачислением, расписанием на семестр, рабочим персоналом, сессионными преподавателями и годовым циклом занятий. Слушатели являются студентами (а не пациентами, клиентами или получателями услуг), и колледжи стремятся быть местами серъезного обучения2. Поэтому некоторые из них расположены в известных учреждениях образования для взрослых (напр., Mayo Recovery College, Ирландия) или в обстановке высшего образования (напр., Boston University Recovery Education Program).
Во-вторых, они предлагают широкий спектр образовательных курсов, которые каждый студент может адаптировать для своих собственных обстоятельств жизни и болезни. Часто эти курсы сфокусированы на предоставлении студенту новых навыков, которые могли бы улучшить различные аспекты его восстановления (в широком смысле)5,6. Программа может включать курсы по факторам, связанным со здоровьем, например, управление болезнью, уход за собой и физическое здоровье; а также курсы по жизненным навыкам, трудоустройству и информационным технологиям2,4,7.
В-третьих, колледжи восстановления характеризуются значимым вовлечением людей, проходящих обучение (сокурсников), во все аспекты жизни колледжа3-5. Сокурсники часто работают преподавателями колледжа самостоятельно или в сотрудничестве с экспертами. Такая система получила название совместного предоставления услуг. Студенты также участвуют в управлении колледжем с возможностью вносить вклад в принятие решений о расписании, структуре, персонале и философии в целом. Такое сотрудничество между профессионалами и обучающимися также известно как совместное производство. Акцент на совместное предоставление услуг и производство отличает колледжи восстановления от традиционных образовательных практик.
Колледжи восстановления получают фонды оборотных средств от множества организаций, включая официальную службу здравоохранения, некоммерческие и корпоративные пожертвования; а также от государственных департаментов занятости и образования2,7. Существующие обзоры литературы указывают на то, что фактическое расположение колледжей восстановления значительно различается2,6. Некоторые интегрированы в общество (напр., Calgary Recovery College, Канада), в то время как другие находятся в составе больниц и психиатрических учреждений (напр., Butabika Recovery College, Уганда). Также появляются новые модели, такие как онлайн-колледжи восстановления (напр., https://lms.recoverycollegeonline.co.uk/). Учитывая описанные различия, необходимы дальнейшие исследования по сравнению различных моделей финансирования и предоставления услуг.
Существующая информация утверждает, что колледжи восстановления популярны среди студентов и что опыт учебы в колледже может быть полезен для выздоровления6,7. Более того, колледжи могут подойти тем, кто находит существующие сервисы неподходящими для себя, и ассоциируются с улучшением самоотчетов в нескольких областях, включая самооценку, понимание себя и уверенность в себе. Кроме того, студенты сообщали о позитивном влиянии колледжей на занятость, социальные результаты и пользование услугами.
Действительно, колледжи восстановления обладают возможностями для наделения студентов новыми навыками, которые могут помочь их присоединению к трудовым коллективам5,6, однако существует мало количественных исследований по оценке специфического их влияния на итоговую занятость. Интересно, что недавнее эмпирическое исследование показало, что у колледжей может быть позитивное влияние не только на студента, но и на отношение персонала психиатрических учреждений, уменьшая стигму внутри служб здравоохранения и увеличивая инклюзивность в обществе в более широком смысле9.
Увеличивается количество исследований по оценке работы колледжей восстановления, на данный момент проходят исследования в Канаде, Англии и других местах. Однако большинство исследований представляет собой неконтролируемые исследования отдельных случаев или исследования ретроспективного дизайна. Существует недостаток точных количественных исследований, до сих пор не было проведно ни одного рандомизированного контролируемого исследования. Тем не менее, ситуация быстро меняется. 
В недавнем тщательном исследовании использовался контролируемый дизайн «до-после» для анализа работы психиатрической службы в большой выборке студентов колледжей восстановления, и было обнаружено, что у студентов были более низкие уровни частоты пользования социальными службами после посещения колледжа8.
Похожее на вышеупомянутое исследование затронуло 39 колледжей в Великобритании. В нем разработаны и психометрически валидизированы опросники внедрения для колледжей восстановления, а также шкала точности (они доступны по адресу researchintorecovery.com/recollect) для оценки модифицируемых и немодифицируемых факторов5. Это исследование подтвердило, что образовательный подход и использование совместного производства являются основополагающими для колледжей восстановления. Необходимо заметить, что большинство исследований проводилось в англоговорящих странах с высоким уровнем дохода, таких как Великобритания, США, Канада и Австралия, что указывает на необходимость проведения подобных исследований в других местах.
Таким образом, колледжи восстановления являются практическим отражением международного движения в сторону организации системы психического здоровья, более ориентированной на восстановление1. Они являются новаторскими вмешательствами, претворяющими в жизнь большое количество теоретических знаний по восстановлению здоровья. Во-первых, благодаря им студенты могут ликвидировать функциональный и образовательный дефицит, который играет значительную роль в их социальной изоляции. Во-вторых, они могут предоставить студентам навыки самообслуживания, способствуя умению успешно контролировать свою болезнь и управлять своей жизнью2. В-третьих, они основаны на эффективном партнерстве между экспертами по опыту (обучающимися) и экспертами по образованию (клиницистами)3. Следовательно, у колледжей восстановления есть потенциал к стимуляции индивидуального выздоровления студентов, а также они способствуют более широким изменениям сервисов и уменьшению стигмы6,9.
В заключение отметим: колледжи восстановления предлагают нечто разительно отличающееся от существующих фармакологических и психологических вмешательств. 
У их сторонников есть энтузиазм, но им недостает достоверных доказательств исходов их работы. В частности, необходимы рандомизированные контролируемые исследования с оценкой их влияния на социальные и функциональные исходы для пациентов, а также на клинические исходы и результаты использования социальных служб.

Перевод: Скугаревская Т.О.  (Минск)                                                                                                                                                                                     
Редактура: к.м.н. Северова Е.А. (Смоленск)

Whitley R, Shepherd G, Slade M. Recovery colleges as a mental health innovation. World Psychiatry 2019;18(2):141-142.

DOI: 10.1002/wps.20620
Список исп. литературыСкрыть список
1. Slade M, Amering M, Farkas M et al. World Psychiatry 2014;13:12‐20.
2. Perkins R, Meddings S, Williams S et al. Recovery colleges 10 years on. Nottingham: ImROC, 2018.
3. McGregor J, Repper J, Brown H. J Ment Health Training Educ Pract 2014;9:3‐15.
4. Gill K. Health Issues 2014;113:10‐4.
5. Toney R, Knight J, Hamill K et al. Can J Psychiatry (in press).
6. Toney R, Elton D, Munday E et al. Psychiatr Serv 2018;69:1222‐9.
7. Meddings S, McGregor J, Roeg W et al. Ment Health Soc Incl 2015;19:212‐21.
8. Bourne P, Meddings S, Whittington A. J Ment Health 2018;27:359‐66.
9. Crowther A, Taylor A, Toney R et al. Epidemiol Psychiatr Sci (in press).
Количество просмотров: 539
Предыдущая статьяСоздавая пространство для интегрированной психиатрической помощи молодежи
Следующая статьяТренировки оказания первой психиатрической помощи: уроки из всемирного распространения общественной образовательной программы
Прямой эфир