Психиатрия Всемирная психиатрия
№02 2019

Вузовское обучение психиатрии: «срез» студентов-медиков по всему миру №02 2019

Номера страниц в выпуске:250-251
Знакомство с психиатрией во время получения медицинского образования может способствовать увеличению лиц, выбирающих ее в качестве своей специальности и удержанию в ней1,2. Это особенно важно, так как во всем мире тренд на выбор психиатрии в качестве профессии, кажется, находится на спаде3. Обучение психиатрии на постдипломном уровне уже изучалось в некоторой степени4-6, но очень мало известно о том, как это образование включено в вузовские учебные программы на глобальном уровне, и еще меньше о том, как студенты-медики фактически получают его во всем мире.
Знакомство с психиатрией во время получения медицинского образования может способствовать увеличению лиц, выбирающих ее в качестве своей специальности и удержанию в ней1,2. Это особенно важно, так как во всем мире тренд на выбор психиатрии в качестве профессии, кажется, находится на спаде3. Обучение психиатрии на постдипломном уровне уже изучалось в некоторой степени4-6, но очень мало известно о том, как это образование включено в вузовские учебные программы на глобальном уровне, и еще меньше о том, как студенты-медики фактически получают его во всем мире.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы попросили самих студентов-медиков пояснить, каким образом они изучают психиатрию во время базового вузовского обучения, сравнивая различия между регионами и странами. С этой целью было установлено сотрудничество Международной федерации ассоциаций студентов-медиков (International Federation of Medical Students’ Associations, IFMSA) и ВПА7. IFMSA является крупнейшей организацией студентов-медиков во всем мире, представляющей 1,3 миллиона студентов-медиков из 125 стран.
Был разработан онлайн-опрос, который был распространен через интернет-платформы IFMSA для представителей национальных организаций-членов. В ходе опроса были изучены вопросы о том, включена ли психиатрия в учебную программу вузовского обучения, какова продолжительность занятий по практике и/или теории и как производится оценка знаний/компетенций. Опрос проводился в период с марта по май 2018 года.
Ответили представители 83 стран (доля ответивших: 66,4%). Согласно сообщениям, психиатрия была включена в качестве обязательного курса для изучения в 81 из 83 стран и в качестве факультативного в двух странах (Эфиопия и Нигерия).
Сообщаемая продолжительность теоретических занятий широко варьировала: в 37 странах продолжительность занятий составляла более 30 дней; в 29 странах – от 16 до 30 дней; в 17 странах – от 1 до 15 дней. Продолжительность практических занятий была распределена относительно равномерно: от 1 до 15 дней в 29 странах, от 16 до 30 дней в 28 странах и более 
30 дней в 24 странах. Две страны (Нигерия и Буркина-Фасо) сообщили, что у них вообще нет практических занятий.
Сравнивая результаты между регионами мира, страны Азиатско-Тихоокеанского региона сообщили о более коротком сроке обучения психиатрией, в то время как Америка, по-видимому, предлагает наиболее продолжительное обучение.
Кроме того, как представляется, используются различные методы оценки приобретенных знаний и компетенций. Наиболее часто сообщалось о тестировании путем выбора правильного ответа из нескольких возможных (multiple‐choice question‐type, MCQ). Фактически это являлось единственным методом оценки в 17 странах, а в 57 странах использовалось среди других методов.
Эти результаты показывают, что во всем мире страны, по-видимому, признают важность психиатрического образования во время базового обучения медицине, хотя явно уделяют больше внимания теоретическому, чем практическому обучению. Этот же принцип применяется и в процессе оценки, поскольку, как представляется, предпочтение отдается MCQ и итоговому контролю.
Этот всемирный опрос студентов-медиков является крупнейшим из когда-либо проводившихся с точки зрения количества стран, что является его главным достоинством. Респондентами были представители национальных организаций-членов IFMSA, которые обладают знаниями о том, имеется ли и как построено обучение психиатрией в их странах из первых рук.
Однако ответили лишь 66,4% национальных представителей, и нельзя исключать, что могли быть не выявлены страны, в которых не предоставляется вузовское психиатрическое образование, поскольку их представители не участвовали в опросе. Кроме того, респонденты могут не всегда иметь полное представление о ситуации в своей стране, а также могут иметь место различия в психиатрическом образовании в университетах одной и той же страны, которые, возможно, не были отражены в исследовании.
Тем не менее, этот опрос является первоначальной попыткой понять, действительно ли медицинские вузы предоставляют студентам-медикам психиатрическое образование в различных странах мира. Остается выяснить, в какой степени медицинские вузы поощряют студентов к выбору профессии психиатра, особенно с учетом значительной нехватки кадров в области психического здоровья и ее растущего воздействия на глобальное здоровье8.
Мы надеемся, что эти результаты помогут повысить осведомленность о том, как психиатрическое образование включено в учебную программу студентов-медиков во всем мире, с точки зрения тех, кто его получает.

Перевод: Шуненков Д.А. (Иваново)                                                                                                                                                                                
Редактура: к.м.н. Федотов И.А. (Рязань)

Pinto da Costa M, Dima K, Ng R. Undergraduate psychiatric education: a snapshot of medical students across the world. World Psychiatry 2019;18(2):243-244.

DOI: 10.1002/wps.20642
Список исп. литературыСкрыть список
1. Lampe L, Coulston C, Walter G et al. Australas Psychiatry 2010;18:348­53.
2. Shields G, Ng R, Ventriglio A et al. World Psychiatry 2017;16:113­4.
3. Kuruppuarachch KA, de Silva NR. Ceylon Med J 2014;59:35­8.
4. Baessler F, Riese F, Pinto da Costa M et al. World Psychiatry 2015;14:372­3.
5. Riese F, Oakley C, Bendix M et al. World Psychiatry 2013;12:82­3.
6. Fiorillo A, Malik A, Luciano M et al. Int Rev Psychiatry 2013;25:431­7.
7. Ng RMK. World Psychiatry 2018;17:374­5.
8. Hanna F, Barbui C, Dua T et al. World Psychiatry 2018;17:367­8.
Количество просмотров: 458
Предыдущая статьяОсуществление плана действий секретаря по публикациям WPA
Прямой эфир