Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2021

Поисковые запросы в Интернете, связанные с самоубийствами, в Индии после сообщений СМИ о самоубийстве знаменитости: анализ прерванных временных рядов №01 2021

Номера страниц в выпуске:143-144
14 июня 2020 г. СМИ сообщили, что Сушант Сингх Раджпут, 34-летний мужчина-звезда Болливуда, покончил с собой.
14 июня 2020 г. СМИ сообщили, что Сушант Сингх Раджпут, 34-летний мужчина-звезда Болливуда, покончил с собой. Он снимался на телевидении и в кино уже более десяти лет, играя весьма заметные роли, которые затрагивали широкий круг общественности, включая роль капитана индийской команды по крикету М.С. Дхони в биографическом блокбастере 2016 г.
Самоубийство широко освещалось в СМИ, включая сообщения о повешении как методе самоубийства и борьбе актера с депрессией. Это событие вызвало немедленные опасения по поводу возможных подражательных самоубийств. Из-за длительных задержек с публикацией данных о самоубийствах может потребоваться некоторое время, прежде чем мы сможем оценить какое-либо влияние на суицидальное поведение.  Тем не менее можно оценить, как общественность отреагировала с точки зрения онлайн-запросов.
Социальное обучение играет важную роль в суицидальном поведении. Эффект Вертера предполагает, что самоубийство может стать стимулом для последующих подражательных самоубийств, и этот феномен усугубляется в случаях самоубийств знаменитостей и безответственных сообщений в СМИ. Недавний метаанализ 1  показал, что риск самоубийства увеличивался на 13% в период после сообщений СМИ о самоубийстве знаменитостей; а когда в средствах массовой информации было сообщено о методе самоубийства, количество смертей, связанных с этим методом, увеличилось на 30%, что подчеркивает, что средства массовой информации должны быть очень осторожными в этом отношении.
С другой стороны, эффект Папагено предполагает, что средства массовой информации могут сообщать о самоубийствах таким образом, чтобы стимулировать защитные механизмы. Были проведены исследования защитных эффектов репортажей о людях с суицидальным поведением, которые использовали внутренние или внешние ресурсы, чтобы избежать перехода к попытке самоубийства 2 , но также необходимо, чтобы средства массовой информации охватывали и другие варианты помощи, например обозначая роль психического здоровья и нездоровья в суицидальном кризисе, и описания вариантов доступной поддержки 3 .
Значительная часть социального обучения в настоящее время происходит в Интернете, и исследования суицидов в последнее время фокусируются на поисковых запросах в Интернете как одном из компонентов понимания воздействия онлайн-социального обучения и интереса к теме 4 . Например, в одном исследовании наблюдалось увеличение числа запросов о самоубийствах в Google по всему миру на 19% в течение 19 дней после выхода сериала «13 причин почему» 5  ( 13 Reasons Why ), и это событие было связано с ростом числа самоубийств среди молодежи в США на 13% 6 . Учитывая эти результаты, мы можем ожидать, что объемы поисковых запросов в Интернете могут дать представление о суицидальных тенденциях с течением времени в контексте самоубийств знаменитостей, которые получают высокий уровень освещения в СМИ.
Нами изучались изменения в поисковых запросах в Интернете в Индии в течение трех недель после самоубийства по сравнению с двумя предыдущими годами. Мы получили еженедельные данные об относительных объемах поиска от Google Trends ( https://trends.google.com/trends ) для ряда поисковых запросов за период времени с 13 июня 2018 г. по 4 июля 2020 г. Поисковые термины на английском были адаптированы на основании задокументированных в обзоре связанных с самоубийствами исследований Google Trends Studies 4 . Мы включили предположительно вредоносные поисковые термины (“самоубийство”, “совершить самоубийство”, “как покончить с собой”, “повешение”, “как повеситься”), а также “защитные” термины, которые могут отражать стимуляцию осознания самоубийства/депрессии (“профилактика самоубийств”, “депрессия”, “телефон доверия самоубийц”, “врач по депрессии”, “психиатр”, “антидепрессанты”). Мы также собрали данные для подборки поисковых терминов на хинди, включая “aatmahatya” (самоубийство), “khudkushi” (самоубийство) и “avsaad” (депрессия).
Из-за небольших ежедневных вариаций данных, полученных с помощью Google Trends, мы следовали проверенным методикам 4  и повторяли наш поиск семь дней подряд в период с 3 по 9 августа 2020 г., использовав среднее значение для нашего анализа. Чтобы выяснить, изменились ли еженедельные объемы поиска после самоубийства Сушанта Сингха Раджпута по сравнению с двумя предыдущими годами, мы провели регрессию прерванных временных рядов для каждого поискового термина. Результатом стал относительный недельный объем поиска по поисковому запросу, который генерируется в Google Trends в виде индекса в диапазоне от 0 до 100 4 , затем анализ был повторен с использованием бинарных переменных-предикторов, представляющих каждую из трех недель с момента самоубийства.
Модели были подобраны с использованием обобщенной пуассоновской линейной модели с логарифмической функцией связи и масштабным параметром для учета сверхдисперсии. Модели отрегулированы для долгосрочных трендов (вводятся в виде дробного многочлена для учета нелинейности) и краткосрочных трендов сезонности (вводятся в виде значений Фурье).
В первую неделю мы выявили увеличение большого относительного риска (RR) запросов “самоубийство” (RR=11,53, 95% CI: 10,01–13,27), “покончить с собой” (RR=16,46, 95% CI: 14,20–19,07), “как покончить с собой” (RR=10.15, 95% CI: 7,38–13,97), “повешенье” (RR=2,08, 95% CI: 1,65-2,62), “как повеситься” (RR=10,80, 95% CI: 6,33–18,44), “суицид через повешенье” (RR=2,53, 95%  CI: 2,00–3,19), “aatmahatya” (RR=2,70, 95% CI: 1,76–4,14) и “khudkushi” (RR=7,56, 95% CI: 5,02–11,38).
Значительное увеличение сохранялось на 2-й неделе для поисковых запросов “самоубийство” (RR=3,11, 95% CI: 2,55–3,80), “совершить самоубийство” (RR=2,96, 95% CI: 2,39–3,67), “как покончить с собой” (RR=6,50, 95% CI: 4,58–9,22), “повешение” (RR=1,43, 95% CI: 1,09–1,88), “как повеситься” (RR=4,00, 95% CI: 1,95–8,17) и “суицид через повешенье” (RR=1,67, 95% CI: 1,27–2,20), а на 3-й неделе для поисковых терминов “самоубийство” (RR=1,61, 95% CI: 1,25–2,08 “совершить самоубийство” (RR=1,48, 95% CI: 1,13–1,95), “как покончить с собой” (RR=3,05, 95% CI: 1,98–4,69) и “суицид через повешенье”  (RR = 1,82, 95% CI: 1,39–2,37).
На 1-й неделе мы также наблюдали значительное увеличение предполагаемых защитных поисковых запросов “профилактика самоубийств” (RR=12,64, 95% CI: 5,01–31,89), “телефон доверия суицид” (RR=5,63, 95% CI: 4,57–6,94), “депрессия” (RR=6,40, 95% CI: 5,93–6,92), “врач по депрессии” (RR=4,99, 95% CI: 3,10–8,03), “психиатр” (RR=1,86, 95% CI: CI: 1,65–2,10), “антидепрессанты” (RR=1,47, 95% CI: 1,19-1,81) и “avsaad” (RR=5,79, 95% CI: 3,22–10,39). Значительное увеличение сохранялось на 2-й неделе для поисковых терминов “телефон доверия суицид” (RR=1,86, 95% CI: 1,36–2,54), “депрессия” (RR=1,79, 95% CI: 1,59–2,02) и “психиатр” (RR=1,41, 95% CI: 1,23–1,62), а также на 3-й неделе для “врача по депрессии” (RR=2,61, 95% CI: 1,74–3,93) и “аvsaad” (RR=2,87, 95% CI: 1,16–7.13).
Самоубийство Сушанта Сингха Раджпута и последующее широкое освещение в средствах массовой информации, по-видимому, привели к значительному увеличению как вредных, так и защитных поисковых запросов Google в Индии. Это, возможно, было усугублено локдауном из-за COVID-19, когда больше времени проводилось дома на онлайн-ресурсах, что привело к увеличению воздействия средств массовой информации и расширению возможности поисков в Интернете.
Будет ли смерть Сушанта Сингха Раджпута и эти поисковые тренды связаны с увеличением числа самоубийств, следует исследовать, когда появятся данные.  Тем не менее текущий анализ ясно показывает, что его самоубийство было связано с резким увеличением числа связанных с самоубийствами поисковых запросов в Интернете, что подчеркивает необходимость продвижения рекомендаций СМИ 3 . Кроме того, мониторинг поисковых запросов в Интернете после самоубийств знаменитостей и других крупномасштабных медийных явлений может способствовать профилактике самоубийств.

Перевод: Пальчикова Е.И. (Санкт-Петербург)
Редактура: к.м.н. Руженкова В.В. (Белгород)

Armstrong G, Haregu T, Arya V et al. Suicide related Internet search queries in India following media reports of a celebrity suicide: an interrupted time series analysis. World Psychiatry. 2021;20(1):143-144.

DOI:10.1002/wps.20832
Список исп. литературыСкрыть список
1. Niederkrotenthaler T, Braun M, Pirkis J et al. BMJ 2020;368:m575.
2. Niederkrotenthaler T, Voracek M, Herberth A et al. Br J Psychiatry 2010;197: 234-43.
3. World Health Organization, International Association for Suicide Prevention. Preventing suicide: a resource for media professionals. Geneva: World Health Organization, 2017.
4. Tran US, Andel R, Niederkrotenthaler T et al. PLoS One 2017;12:e0183149.
5. Ayers JW, Althouse BM, Leas EC et al. JAMA Intern Med 2017;177:1527-9.
6. Niederkrotenthaler T, Stack S, Till B et al. JAMA Psychiatry 2019;76:933-40
Количество просмотров: 259
Предыдущая статьяИспользование глюкокортикоидов и риск суицида: датское популяционное исследование «случай-контроль»
Следующая статьяГлобальное влияние суицидов знаменитостей: меры профилактики
Прямой эфир