Психиатрия Всемирная психиатрия
Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2021
ВПА быстро реагирует на кризис в сфере охраны психического здоровья: пример Украины №01 2021
Номера страниц в выпуске:147-148
1 апреля 2020 г. правительство Украины реализовало второй этап реформы здравоохранения, предусматривающий реструктуризацию финансирования специализированной медицинской помощи, включая психиатрическую.
1 апреля 2020 г. правительство Украины реализовало второй этап реформы здравоохранения, предусматривающий реструктуризацию финансирования специализированной медицинской помощи, включая психиатрическую 1 . В результате многие психиатрические службы в стране сообщили о серьезном недофинансировании, что привело к выписке многих пациентов, увольнению большого числа сотрудников и закрытию нескольких отделений.
Это внезапное сокращение финансовой поддержки тревожно напомнило о недавних кризисах в других странах, имевших серьезные последствия для жизни, здоровья и сферы социального обслуживания 2 . Он возник в контексте недостаточного взаимодействия между психиатрической службой и государственными учреждениями в последние годы. Это также совпало с началом пандемии COVID-19 в Украине, охватившей несколько психиатрических больниц и интернатов в стране.
В апреле 2020 г. Украинская психиатрическая ассоциация (УПА) обратилась в ВПА с просьбой о помощи по разрешению кризиса в сфере психиатрической помощи, к которой впоследствии присоединилась базирующаяся в Харькове Ассоциация неврологов, психиатров и наркологов Украины. В начале мая ВПА поручила сформировать международный экспертный комитет для оказания помощи двум ассоциациям, обе из которых являются давними обществами-членами ВПА.
Экспертный комитет ( the Expert Committee ) был создан в сотрудничестве с Федерацией Глобальной инициативы в области психиатрии ( the Federation Global Initiative on Psychiatry, FGIP ). Основная задача Комитета заключалась в анализе ситуации в Украине после реализации второго этапа реформы здравоохранения, консультировании ассоциаций в том, как справиться с ситуацией, и помощи Министерству здравоохранения в поиске путей выхода из кризиса и разработке успешной реформы.
В этой статье представлен порядок формирования и функционирования Экспертного комитета, а также результаты его работы. Это может служить моделью для будущих запросов аналогичного характера. Она также демонстрирует, как организации другого профиля, в данном случае многонациональная ассоциация психиатрических обществ, такая как ВПА, и правозащитный фонд, такой как FGIP, могут успешно сотрудничать, помогая улучшить лечение и уход за людьми с психическими расстройствами.
E. Chkonia из Грузинской психиатрической ассоциации была приглашена возглавить Экспертный комитет. Она принимала участие в процессе реформ в Грузии, имеющей то же историческое наследие, что и Украина, входившая в состав Советского Союза, и свободно говорит на английском и русском языках. Остальные члены Комитета были выбраны, учитывая наличие определенного опыта и знания ситуации в Украине. R. van Voren был выбран секретарем комитета в связи с его опытом общения с людьми, работающими в Украине, и знанием украинской ситуации. Была назначена небольшая супервизионная группа, включавшая руководство ВПА и FGIP, для консультирования по процессу и рассмотрению проекта документа перед его окончательной доработкой.
E. Chkonia и R. van Voren обсудили цели и стратегию Экспертного комитета с членами Наблюдательного совета. Затем была организована серия конференц-звонков между E. Chkonia и R. van Voren с I. Pinchuk, директором Института психиатрии Украинского национального университета имени Тараса Шевченко в Киеве и вице-президентом УПА. Данные, необходимые для работы Комитета, были собраны I. Pinchuk и ее коллегами в Украине на основании отчетов психиатрических учреждений со всех концов страны. Первичные данные, собранные I. Pinchuk, впоследствии были переведены на английский язык.
Экспертный комитет собирался еженедельно в режиме видеоконференции. К нескольким собраниям присоединились члены Наблюдательного совета. Кроме того, между встречами E. Chkonia и R. van Voren поддерживали связь с I. Pinchuk, иногда к ним присоединялись другие члены Комитета.
Ситуация в Украине продолжала разворачиваться. В Министерстве здравоохранения были назначены новые лица, в том числе новый Первый заместитель Министра здравоохранения, которому было поручено разрешить кризис в психиатрии, и новый Министр здравоохранения, который был полон решимости избежать краха психиатрической службы. В результате стало жизненно необходимо, чтобы результаты работы Экспертного комитета были представлены как можно скорее и чтобы рекомендации позволили немедленно смягчить существующую ситуацию. Также было важно, чтобы рекомендации согласовывались с рекомендациями других консультативных органов, включая Всемирную организацию здравоохранения. Чтобы гарантировать это, поддерживалась постоянная связь с другими организациями в области психического здоровья.
В течение нескольких недель была подготовлена обширная и всеобъемлющая концептуальная записка, которая впоследствии был рассмотрена Наблюдательным советом и несколькими избранными экспертами. После завершения документ был переведен на украинский и русский языки. Русский язык был выбран не только потому, что многие специалисты в восточной части страны используют его в качестве родного языка, но и потому, что впоследствии этот документ может быть использован в качестве примера для других стран Восточно-Европейского региона.
29 июня 2020 г. концептуальная записка была отправлена двум обществам-членам ВПА и в Министерство здравоохранения Украины. На следующий день I. Pinchuk передала ее Первому заместителю Министра здравоохранения Украины. Президент УПА S. Gluzman направил документ в электронном виде Министру здравоохранения M. Stepanov.
Украинские ассоциации используют эту концептуальную записку в качестве основы для дискуссии с Министерством здравоохранения. Рекомендации включают необходимость расширения сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами в стране и восстановления отношений между Министерством и психиатрической службой. Министерство здравоохранения ведет диалог о процессе реформирования с привлечением психиатрических ассоциаций, гражданского общества и других министерств. УПА приняла рекомендацию обратиться к международным органам, которые следят за выполнением Украиной обязательств как страны, подписавшей международные конвенции. В июле 2020 г. УПА разослала письма специальным докладчикам Организации Объединенных Наций (ООН) по праву на здоровье и правам инвалидов, надеясь, что их участие усилит мотивацию украинских властей к разрешению нынешнего психиатрического кризиса.
Работа Экспертного комитета показывает, каким образом ВПА может помочь разработать эффективный и быстрый ответ на запрос о поддержке со стороны ее обществ-членов. Работа Комитета также является примером сотрудничества между ВПА и FGIP, которое помогло отреагировать на кризис с привлечением ведущих экспертов.
Полученный опыт будет полезен при реагировании на аналогичные кризисы. Он также поможет в разработке программы обучения для выработки навыков разрешения подобных ситуаций. Успех в таких обстоятельствах требует партнерской работы с политиками и общественными группами. Крайне важны навыки в информационно-просветительской деятельности, общении со СМИ, управлении профессиональными организациями, применении основных принципов Конвенции ООН о правах людей с ограниченными возможностями 3 и применение альтернатив принудительным мерам в сфере охраны психического здоровья 4-6 .
ВПА благодарит членов Экспертного комитета ( the Expert Committee ) и Наблюдательного совета ( the Supervisory Board ) за их самоотверженность и помощь. В Экспертный совет вошли E. Chkonia, R. van Voren, P. Delespaul, A. Germanavicius, R. Keukens, I. Koutsenok, M. Schulze и
N. Skokauskas. В Наблюдательный совет вошли H. Herrman, A. Javed, N. Sartorius и G. Thornicroft. Отчет Экспертного комитета доступен на сайтах WPA и FGIP.
Перевод: к.м.н. Павлова-Воинкова Е.Е. (Санкт-Петербург)
Редактура: к.м.н. Чумаков Е.М. (Санкт-Петербург)
Herrman H, Chkonia E, Pinchuk I, Javed A, Sartorius N, van Voren R. The WPA responds rapidly to a mental health crisis: the Ukrainian example.World Psychiatry 2021;20(1):147-148.
DOI:10.1002/wps.2083
Это внезапное сокращение финансовой поддержки тревожно напомнило о недавних кризисах в других странах, имевших серьезные последствия для жизни, здоровья и сферы социального обслуживания 2 . Он возник в контексте недостаточного взаимодействия между психиатрической службой и государственными учреждениями в последние годы. Это также совпало с началом пандемии COVID-19 в Украине, охватившей несколько психиатрических больниц и интернатов в стране.
В апреле 2020 г. Украинская психиатрическая ассоциация (УПА) обратилась в ВПА с просьбой о помощи по разрешению кризиса в сфере психиатрической помощи, к которой впоследствии присоединилась базирующаяся в Харькове Ассоциация неврологов, психиатров и наркологов Украины. В начале мая ВПА поручила сформировать международный экспертный комитет для оказания помощи двум ассоциациям, обе из которых являются давними обществами-членами ВПА.
Экспертный комитет ( the Expert Committee ) был создан в сотрудничестве с Федерацией Глобальной инициативы в области психиатрии ( the Federation Global Initiative on Psychiatry, FGIP ). Основная задача Комитета заключалась в анализе ситуации в Украине после реализации второго этапа реформы здравоохранения, консультировании ассоциаций в том, как справиться с ситуацией, и помощи Министерству здравоохранения в поиске путей выхода из кризиса и разработке успешной реформы.
В этой статье представлен порядок формирования и функционирования Экспертного комитета, а также результаты его работы. Это может служить моделью для будущих запросов аналогичного характера. Она также демонстрирует, как организации другого профиля, в данном случае многонациональная ассоциация психиатрических обществ, такая как ВПА, и правозащитный фонд, такой как FGIP, могут успешно сотрудничать, помогая улучшить лечение и уход за людьми с психическими расстройствами.
E. Chkonia из Грузинской психиатрической ассоциации была приглашена возглавить Экспертный комитет. Она принимала участие в процессе реформ в Грузии, имеющей то же историческое наследие, что и Украина, входившая в состав Советского Союза, и свободно говорит на английском и русском языках. Остальные члены Комитета были выбраны, учитывая наличие определенного опыта и знания ситуации в Украине. R. van Voren был выбран секретарем комитета в связи с его опытом общения с людьми, работающими в Украине, и знанием украинской ситуации. Была назначена небольшая супервизионная группа, включавшая руководство ВПА и FGIP, для консультирования по процессу и рассмотрению проекта документа перед его окончательной доработкой.
E. Chkonia и R. van Voren обсудили цели и стратегию Экспертного комитета с членами Наблюдательного совета. Затем была организована серия конференц-звонков между E. Chkonia и R. van Voren с I. Pinchuk, директором Института психиатрии Украинского национального университета имени Тараса Шевченко в Киеве и вице-президентом УПА. Данные, необходимые для работы Комитета, были собраны I. Pinchuk и ее коллегами в Украине на основании отчетов психиатрических учреждений со всех концов страны. Первичные данные, собранные I. Pinchuk, впоследствии были переведены на английский язык.
Экспертный комитет собирался еженедельно в режиме видеоконференции. К нескольким собраниям присоединились члены Наблюдательного совета. Кроме того, между встречами E. Chkonia и R. van Voren поддерживали связь с I. Pinchuk, иногда к ним присоединялись другие члены Комитета.
Ситуация в Украине продолжала разворачиваться. В Министерстве здравоохранения были назначены новые лица, в том числе новый Первый заместитель Министра здравоохранения, которому было поручено разрешить кризис в психиатрии, и новый Министр здравоохранения, который был полон решимости избежать краха психиатрической службы. В результате стало жизненно необходимо, чтобы результаты работы Экспертного комитета были представлены как можно скорее и чтобы рекомендации позволили немедленно смягчить существующую ситуацию. Также было важно, чтобы рекомендации согласовывались с рекомендациями других консультативных органов, включая Всемирную организацию здравоохранения. Чтобы гарантировать это, поддерживалась постоянная связь с другими организациями в области психического здоровья.
В течение нескольких недель была подготовлена обширная и всеобъемлющая концептуальная записка, которая впоследствии был рассмотрена Наблюдательным советом и несколькими избранными экспертами. После завершения документ был переведен на украинский и русский языки. Русский язык был выбран не только потому, что многие специалисты в восточной части страны используют его в качестве родного языка, но и потому, что впоследствии этот документ может быть использован в качестве примера для других стран Восточно-Европейского региона.
29 июня 2020 г. концептуальная записка была отправлена двум обществам-членам ВПА и в Министерство здравоохранения Украины. На следующий день I. Pinchuk передала ее Первому заместителю Министра здравоохранения Украины. Президент УПА S. Gluzman направил документ в электронном виде Министру здравоохранения M. Stepanov.
Украинские ассоциации используют эту концептуальную записку в качестве основы для дискуссии с Министерством здравоохранения. Рекомендации включают необходимость расширения сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами в стране и восстановления отношений между Министерством и психиатрической службой. Министерство здравоохранения ведет диалог о процессе реформирования с привлечением психиатрических ассоциаций, гражданского общества и других министерств. УПА приняла рекомендацию обратиться к международным органам, которые следят за выполнением Украиной обязательств как страны, подписавшей международные конвенции. В июле 2020 г. УПА разослала письма специальным докладчикам Организации Объединенных Наций (ООН) по праву на здоровье и правам инвалидов, надеясь, что их участие усилит мотивацию украинских властей к разрешению нынешнего психиатрического кризиса.
Работа Экспертного комитета показывает, каким образом ВПА может помочь разработать эффективный и быстрый ответ на запрос о поддержке со стороны ее обществ-членов. Работа Комитета также является примером сотрудничества между ВПА и FGIP, которое помогло отреагировать на кризис с привлечением ведущих экспертов.
Полученный опыт будет полезен при реагировании на аналогичные кризисы. Он также поможет в разработке программы обучения для выработки навыков разрешения подобных ситуаций. Успех в таких обстоятельствах требует партнерской работы с политиками и общественными группами. Крайне важны навыки в информационно-просветительской деятельности, общении со СМИ, управлении профессиональными организациями, применении основных принципов Конвенции ООН о правах людей с ограниченными возможностями 3 и применение альтернатив принудительным мерам в сфере охраны психического здоровья 4-6 .
ВПА благодарит членов Экспертного комитета ( the Expert Committee ) и Наблюдательного совета ( the Supervisory Board ) за их самоотверженность и помощь. В Экспертный совет вошли E. Chkonia, R. van Voren, P. Delespaul, A. Germanavicius, R. Keukens, I. Koutsenok, M. Schulze и
N. Skokauskas. В Наблюдательный совет вошли H. Herrman, A. Javed, N. Sartorius и G. Thornicroft. Отчет Экспертного комитета доступен на сайтах WPA и FGIP.
Перевод: к.м.н. Павлова-Воинкова Е.Е. (Санкт-Петербург)
Редактура: к.м.н. Чумаков Е.М. (Санкт-Петербург)
Herrman H, Chkonia E, Pinchuk I, Javed A, Sartorius N, van Voren R. The WPA responds rapidly to a mental health crisis: the Ukrainian example.World Psychiatry 2021;20(1):147-148.
DOI:10.1002/wps.2083
Список исп. литературыСкрыть список1. Ukrainian Ministry of Health. Health care system reform. www.kmu.gov.ua.
2. Hodal K, Hammond R. Emaciated, mutilated, dead: the mental health scandal that rocked South Africa. The Guardian, October 14, 2018.
3. Szmukler G. World Psychiatry 2019;18:34-41.
4. Herrman H. World Psychiatry 2019;18:368-9.
5. Herrman H. World Psychiatry 2020;19:256-7.
6. Herrman H. World Psychiatry 2020;19:404-6.
1 февраля 2021
Количество просмотров: 332