Современные здоровьесберегающие технологии №01 2015

Дифференцированная методика занятий шейпингом для женщин с учетом их гендерной идентичности

Номера страниц в выпуске:49-54
Аннотация. Представлена дифференцированная методика занятий шейпингом с
женщинами зрелого возраста с разной гендерной идентичностью. Проведенный педагогиче-
ский эксперимент включал в себя применение шейпинг программ, основанных на дифферен-
цированном распределении нагрузки в зависимости от гендерных типов женщин. Эффектив-
ность методики подтверждается оптимизацией психологического состояния женщин зрелого
возраста.
Ключевые слова: шейпинг; женщины зрелого возраста; гендерная идентичность; пси-
хологическое состояние.


Постановка проблемы. Бурное развитие гендерных и женских исследований поста-
вило на повестку дня специальное изучение гендерной идентичности женщин.
Гендерная идентичность (психологический пол) ‒ это социальный конструкт, пред-
ставляющий собой целостную, сложно организованную, внутрипсихическую, динамическую
структуру, интегрирующую отдельные стороны личности, связанные с осознанием и пере-
живанием себя как представителя определенного пола. Содержательные составляющие пси-
хологического пола раскрываются понятиями маскулинности (мужественность), фемининно-
сти (женственность) и андрогинии (одновременная выраженность и маскулинных, и феми-
нинных черт) [1, 4, 8].
В настоящее время успешная современная женщина уходит от традиционно закре-
пившейся в социальном сознании женской роли [5, 9]. Типично женские, фемининные черты
начинают восприниматься как несоответствующие современному стилю поведения женщи-
ны. Новый уклад жизни ведет к возникновению новых психологических и социальных ха-
рактеристик. Амбициозность, независимость, активность, стремление к достижениям – все
эти качества, в патриархальной среде неприемлемые к женщине, становятся сегодня доволь-
но распространенными в характере их поведения. Современные женщины стремятся сегодня
к реализации «мужской половины» своей натуры, которую их веками учили подавлять [3, 6].
Анализ научных исследований. Вопросы гендерной идентификации и дифференци-
ации, привлекающие в последнее время все больший круг исследователей, находят отраже-
ние в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений и содержание совре-
менной педагогики [10].
Все чаще можно слышать мнение о необходимости включения в сферу физической
культуры гендерного компонента. Соответственно, занятия по физической культуре, опира-
ясь на гендерный подход, должны строиться с учетом гендерной идентичности занимающих-
ся, актуализируя их гендерные роли, посредством ориентации на предпочитаемые виды дви-
гательной активности, с помощью которых закрепляются модели поведения и личностные
качества формирующие гендер [3].
Влияние занятий физическими упражнениями на изменение психологического состо-
яния занимающихся женщин, увеличение их способности противостоять эмоциональным
стрессам и находиться в состоянии гармонии с окружающей средой широко изучается ис-
следователями, но зачастую без учета гендерной идентичности женщин [2, 7].
В связи с этим возникла необходимость поиска способов индивидуализации процесса
оздоровления женщин и современных продуктивных оздоровительных технологий, обеспе-
чивающих оптимизацию психологического состояния женщин зрелого возраста.
Шейпинг среди многих видов физической активности для женщин, занимает ведущее
место в течение более 20 лет и при этом, быстро развивается и совершенствуется. Это связа-
но, в частности, с тем, что современный шейпинг, используя богатство средств и методов,
дает возможность решать задачи физического, духовного и эстетического совершенствова-
ния женщин [2].
Цель работы. Разработать и экспериментально обосновать методику оптимизации
психологического состояния женщин зрелого возраста в процессе занятий шейпингом с уче-
том гендерной идентичности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить гендерную идентичность женщин зрелого возраста, занимающихся
шейпингом.
2. Разработать дифференцированную методику занятий шейпингом для женщин зре-
лого возраста с учетом их гендерной идентичности и определить её эффективность.
3. Апробировать эффективность разработанной дифференцированной методики заня-
тий шейпингом для оптимизации психологического состояния женщин зрелого возраста с
разной гендерной идентичностью.
Организация и методы исследования. Исследование проводилась на базе Гомель-
ского физкультурно-оздоровительного центра с участием женщин разного социального ста-
туса занимающихся шейпингом. В исследовании принимали участие 75 женщин в возрасте
от 22 до 50 лет. Педагогический эксперимент проводился в течение одиннадцати месяцев за-
нятий.
Для установления типа гендерной идентичности женщин, занимающихся шейпингом,
было проведено стандартизированное тестирование по методике S. Bem [3, 11] «Маскулин-
ность-андрогинность-феминность». Выявляемый в результате индекс (IS) указывает степень
соответствия ответов респондента наиболее типичным для мужчин или женщин в нашей
культуре.
На первом этапе экспериментального исследования нами установлено процентное со-
отношение женщин-респондентов, занимающихся шейпингом маскулинного, анрогинного и
феминного типов (таблица 1).
2016-08-26_17-56_szt 01_2015.pdf(3).jpg
В последние годы многие ученые высказывают мнение о том, что среди современных
женщин выражены признаки, свидетельствующие о большей маскулинности [1, 3, 6], данный
факт подтверждается и в настоящем исследовании. На основании анализа данных, приведен-
ных в таблице 1, можно констатировать что опрошенные «шейпинг-группы» женщин рас-
пределились по трем подгруппам маскулинных, андрогинных и феминных личностей, в то
время как наблюдается резкое преобладание маскулинных женщин. Выявлено что лишь 17%
женщин, желающих заниматься шейпингом с феминной идентичностью. Большая часть
женщин, демонстрируют тенденцию к маскулинной (49%) и андрогинной идентичности
(34%). Следовательно, в группах шейпинга наблюдается трехтиповая разнородность контин-
гента занимающихся женщин по гендерным (психологическим) особенностям личности.
На втором этапе экспериментального исследования все женщины были разделены на
относительно равноценные группы: контрольную (n=38) и экспериментальную (n=37) груп-
пы женщин, с разной гендерной идентичностью.
В контрольной группе (КГ) женщин занятия проводились по классической шейпинг-
программе (шейпинг-классик). В ней занятия проводились только с использованием класси-
ческого шейпинга по стандартным видео программам.
В экспериментальной группе (ЭГ) была предложена разработанная нами методика,
основанная на дифференцированном распределении нагрузки в зависимости от типов ген-
дерной идентичности женщин.
Занятия шейпингом в обеих группах проводились три раза в неделю по 60 минут.
Особенность проведения экспериментальной методики заключалась в разработке трех
видов комплексов упражнений, различных по направлению и интенсивности воздействия, в
каждой условно-выделенной подгруппе гендерной идентичности женщин.
Направленность и интенсивность нагрузки экспериментальной программы в комплек-
сах подбирались в зависимости от типа гендерной идентичности женщин.
Первый комплекс упражнений для использования на занятиях с женщинами маску-
линного типа – преимущественно упражнения в медленном темпе с отягощениями, направ-
ленность нагрузки для наращивания, тонуса мышечной массы.
Второй комплекс упражнений для использования на занятиях с женщинами феминно-
го типа – преимущественно упражнения в быстром темпе без отягощений, направленность
нагрузки для сжигания жировой массы.
Третий комплекс упражнений для андрогинных женщин – упражнения выполняются
в среднем темпе с комплексной направленностью занятий.
Экспериментальные занятия шейпингом проводились в организованном режиме в
спортивном зале со специальным оборудованием. Условно сформированные эксперимен-
тальные подгруппы женщин (по типу гендерной идентичности) занимались одновременно,
но каждая в своем двигательном секторе с видео инструктором.
Оценка эффективности занятий осуществлялась на основе выявлений различий в по-
казателях психоэмоционального тестирования до начала эксперимента и в ходе одиннадцати
месяцев занятий.
Результаты исследования. Исследование психического состояния женщин проводи-
лось с помощью методики, разработанной Н.А. Курганским, посредством которой оценива-
лись психическая активация, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность [7]
(таблица 2).
Таблица 2. Динамика показателей психического состояния женщин экспериментальной (ЭГ)
и контрольной (КГ) групп в процессе педагогического эксперимента (Х±m)
2016-08-26_17-57_szt 01_2015.pdf.jpg
2016-08-26_17-57_szt 01_2015.pdf(2).jpg
В результате исходного психологического тестирования женщин, было выявлено, что
обе группы (КГ и ЭГ) имели среднюю степень выраженности во всех исследуемых нами
психологических состояниях. Отметим, что статистически достоверные различия отсутству-
ют (p>0,05).
По окончании педагогического эксперимента в динамике психического состояния
женщин экспериментальной группы наблюдались положительные изменения по всем пока-
зателям. Средней степени выраженности в конце эксперимента соответствовали показатели
психической активации и интереса, которые снизились на 20,9% и на 26,6%, соответственно
(p<0,01). Высокой степени выраженности соответствовали показатели эмоционального тону-
са и комфортности, которые снизились на 29,0% и на 28,7% (p<0,01). Показатель напряжения
снизился на 36,8% и стал соответствовать низкой степени выраженности.
В результате психологического тестирования выявлена положительная динамика всех
психических состояний у женщин ЭГ, что свидетельствует об эффективности применения
предложенной оздоровительной методики.
Сравнительный анализ конечных средних показателей психического состояния жен-
щин выявил, что в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, улучшились та-
кие показатели, как эмоциональный тонус – на 41,3%, напряжение – на 21,7%, комфортность
– на 17,2% (p<0,01). Следовательно, можно заключить, что экспериментальная методика бо-
лее положительно воздействует на психическое состояние женщин.

Выводы.

В результате проведенного педагогического эксперимента в экспериментальной груп-
пе, по сравнению с контрольной, при относительно одинаковом уровне психического состо-
яния, отмечается более интенсивная, положительная динамика по исследуемым показателям.
Результаты проведенных исследований определили возможность составления тренировоч-
ных программ различной направленности и интенсивности для женщин зрелого возраста,
занимающихся шейпингом, с учетом гендерной идентичности.
Следовательно, в результате применения экспериментальной методики занятий шей-
пингом, с учетом типа гендерной идентичности женщин, позволило оптимизировать психо-
логическое состояние, что положительно повлияло на процесс их адаптации к условиям жиз-
ни.
Таким образом, полученные в педагогическом эксперименте результаты позволяют
предположить возможность наличия гендерной (психологической) дифференциации женщин
при начальном формировании шейпинг-групп, планировании и составлении тренировочных
шейпинг-программ, для успешности и комфортности в достижении оздоровительных целей
женщин зрелого возраста.
Гендерный подход выступает фактором индивидуализации в процессе физкультурно-
оздоровительных занятий шейпингом, он повышает заинтересованность в нем, способствуя
формированию гармоничного единства телесного и духовного начала занимающихся.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в целенаправленном изуче-
нии влияния занятий шейпингом по методике гендерной дифференциации на различные
функциональные системы организма женщин зрелого возраста и их телосложение.

DIFFERENTIATED METHODS OF SHAPING LESSONS FOR WOMEN BASED ON THEIR GENDER IDENTITY

A.A. Skidan, S.V. Sevdalis

EE "GSU im. F. Skorina"


E.P. Wroblewski

EE "GSU im. F. Skorina"

Zelenogorski University

Abstract. It is presented the differentiated methodology of shaping activity for middle age women with different gender identity. The pedagogical experiment included an application of shap-ing programs, based on the differentiated distribution of a load according to the women's gender types. The effectiveness of the methodology is proofed by the optimization of middle age women's psychological state.

Key words: shaping; middle age women; gender identity; psychological state.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Скидан Анна Александровна – аспирант, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь. E-mail: vru-evg@yandex.ru

Skidan Anna Aleksandrovna – postgraduate student, Gomel state University named after Skarina, Gomel, Republic of Belarus. E-mail: vru-evg@yandex.ru

Севдалев Сергей Владимирович ‒ кандидат педагогических наук, доцент, заведую-щий кафедрой теории и методики физической культуры, Гомельский государственный уни-верситет имени Франциска Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь. E-mail: vru-evg@yandex.ru

Sevdalev Sergey Vladimirovich ‒ candidate of pedagogical Sciences, Professor, head of which the Department of theory and methodology of physical culture, Gomel state University a University of a name Franziska Skorina, Gomel, Republic of Belarus. E-mail: vru-evg@yandex.ru

Врублевский Евгений Павлович ‒ доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры, Гомельский государственный универси-тет имени Франциска Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь; профессор кафедры наук о здоровье, Зеленогурский университет, г. Зелена Гура, Польша. E-mail: vru-evg@yandex.ru

Wroblewski Evgeny Pavlovich ‒ doctor of pedagogical Sciences, Professor, profes-SOR in the Department of theory and methodology of physical culture, Gomel state University a University of a name Franziska Skorina, Gomel, Republic of Belarus, Professor of health Sciences, Zelenogor-skiy University, Zielona góra, Poland. E-mail: vru-evg@yandex.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Бызова Л. В. Факторное описание гендерной идентичности женщины / Л.В. Бызова
// Вестник интегративной психологии. ‒ М., 2006. ‒ Вып. 4. – С. 50-52.
2. Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» / В.Е. Борилкевич // Теория и
практика физической культуры. – М., 2003. – № 2. ‒ С. 45.
3. Ильин Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. ‒ 680 с.
4. Козлов В.В. Гендерная психология / В.В. Козлов, Н.А. Шухова. – М.: Речь, 2010. –
270 с.
5. Клецина И.С. Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект /
И. С. Клецина, О.Ю. Малинова, А.Ю. Сунгурова / Права человека и проблемы иден-
тичности в России и в современном мире. ‒ СПб.: Норма, 2005. ‒ С. 167-184.
6. Кулаева Е.В., Иванова Н.Л. Гендерная идентичность в социальном самоопределении
женщин / Е.В. Кулаева, Н.Л. Иванова // Вестник Костромского государственного
университета им. Н.А. Некрасова. – 2008. ‒ Т. 14. ‒ №2. ‒ С. 149-154.
7. Курганский Н.А. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса,
напряжения и комфортности. Практикум по экспериментальной и прикладной пси-
хологии : учеб. пособие / Н.А. Курганский, Т.А. Немчин. – Л.: Изд-во Ленинград-
ского ун-та, 1990. – С. 44–50.
8. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реали-
зации / Л.Н. Ожигова. – Краснодар, 2006.
9. Попова Л.В. Психологические исследования и гендерный подход / Л.В. Попова. –
М., 1999. ‒ С. 119-130.
10. Шустова Л. П. К проблеме формирования гендерной идентичности / Л.П. Шустова /
Психолого-педагогические исследования в системе образования: Матер. Всес. науч.-
практ. конф. ‒ М.: Образование, 2005. – Ч. 7. ‒ С. 64-68.
11. Bem S. L. Sex-role adaptability: Тhe consequence of psychological androgyny // J. of Personality
and Social Psychology, Vol. 31, pp. 634-643.
Количество просмотров: 1168
Предыдущая статьяИспользование технологий адаптивного спорта в системе физического воспитания учащихся специальных коррекционных школ на современном этапе
Следующая статьяПоказатели сенсомоторных реакций у курсантов, участвующих в полосе препятствий со стрельбой
Прямой эфир