Корреляционные взаимосвязи между антропометрическими данными и уровнем физического развития у студентов педагогического профиля.

Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017 - Корреляционные взаимосвязи между антропометрическими данными и уровнем физического развития у студентов педагогического профиля.

Номера страниц в выпуске:47-52
Для цитированияСкрыть список
Д. М. Воронин, К. Корнеева. Корреляционные взаимосвязи между антропометрическими данными и уровнем физического развития у студентов педагогического профиля.. Современные здоровьесберегающие технологии. 2017; 01: 47-52

Аннотация. Данная работа посвящена установлению взаимосвязи между отдельными антропометрическими параметрами обучающихся педагогического профиля и уровнем развития отдельных физических качеств. Исследование проводилось с группой студентов 1 курса Государственного гуманитарно-технологического университета, не занимающимися физическими упражнениями регулярно. Полученные данные свидетельствуют о слабой взаимосвязи большинства исследуемых антропометрических параметров и проявлениями физических качеств.

Ключевые слова: антропометрия, физическое развитие, исследование, физические качества.

Постановка проблемы. Особенности современных условий жизни, стремительное развитие технического прогресса, модернизация учебных и трудовых процессов, резкий рост объемов информации, проблемы с экологией окружающей среды, преимущество вредных привычек над здоровым образом жизни – все это негативно влияет на организм студенческой молодежи. Пластичность функциональных систем здорового молодого человека способствует ее быстрой адаптации к различным воздействиям внешней среды. В то же время незначительные отклонения в состоянии здоровья приводят к тому, что организм не всегда адекватно реагирует на учебные нагрузки. Обучение в вузе усугубляет эту тенденцию. Недостаточная двигательная активность приводит к функциональным расстройствам, которые в дальнейшем переходят в хронические заболевания [1, 2].

Одним из основных параметров, характеризующих состояние здоровья, является физическое развитие, тенденции которого в последние годы вызывают серьезную озабоченность. Студенчество – это единственная категория организованного населения, где возрастные границы чрезвычайно узкие: основная масса студентов – это люди в возрасте 17–25 лет. У студентов младшего возраста еще полностью не завершено физическое развитие. У 25% юношей и 10% девушек в возрасте 18 лет не завершен рост тела в длину; нарастание массы тела и мышечной силы у большинства студентов завершается к 19–20 годам.

В XX веке естественная смена поколений проходила и проходит в сложных экологических, экономических и политических условиях, что отрицательно сказывается на здоровье и ухудшает генофонд нации. Ежегодно в России регистрируется от 33 до 44 млн. инфекционных заболеваний. Экономические потери от инфекционных заболеваний составляют ежегодно около 15 млрд. рублей.

Растет число больных новорожденных детей, 20% детей дошкольного возраста страдает хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются практически здоровыми. За последние 10 лет число здоровых девушек - выпускниц школ уменьшилось с 28,3% до 6,3%, т. е. более чем в 3 раза. Соответственно с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери - носительницы генофонда нации. За последние 6 лет годность к воинской службе при призыве упала почти на 20% [3, 4]

Физическое развитие обычно рассматривают в двух аспектах: как процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма и как состояние. Физическое развитие – это комплекс показателей, которые характеризуют морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств и пр. Физические качества — это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями формируются и совершенствуются разнообразные двигательные навыки и физические качества, постепенно развивается тренированность, характеризующаяся комплексом морфологических и функциональных сдвигов в деятельности организма, улучшением механизмов регулирования и адаптации к физическим нагрузкам, ускорением процессов восстановления [1].

Физическое развитие может быть оценено с помощью индексов, методов антропометрических стандартов, корреляции, а также с помощью изучения особенностей телосложения (соматотипов).

Метод антропометрических стандартов заключается в количественном и качественном сравнении степень соответствия полученных результатов измерения показателей физического развития испытуемого со среднестатистическими (стандартными) значениями этих показателей с учетом показателя стандартного отклонения (σ). Измерение производится между антропометрическими точками, строго локализуются, которые представляют сравнительно легко доступны для наблюдения элементы внешнего строения тела. Среднестатистические значения (антропометрические стандарты) представляют собой средние величины показателей физического развития, полученные путем статистической обработки большого числа измерений у лиц одного пола, возраста, профессии, проживающих в одной местности и т.д. [4, 5]. Эти стандарты имеются в региональных медицинских учреждениях, а также в специальных литературных источниках.

Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования физических качеств, характеризующих общественную деятельность, обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности. С другой стороны задачамии физического воспитания являются: оптимальное развитие физических качеств; укрепление и сохранение здоровья; сохранение высоко уровня физической работоспособности. В связи с этим актуальны исследования индивидуальных возможностей студентов. Антропометрические измерения позволяют получить объективные данные о важных морфологических параметрах тела. Они являются основой соматических методов изучения физического развития человека. Данные многих исследований в различных странах мира показывают, что рост, масса тела и другие морфологические показатели играют важную роль в физиологии человека, его здоровье напрямую зависит от этих показателей [4, 5].

Цель исследования: установить зависимость отдельных физических качеств от антропометрических особенностей развития организма

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать современные подходы к исследованиям уровня физической подготовленности студентов.

2. Выявить уровень развития физических качеств студенческой молодежи.

3. Провести анализ антропометрического профиля студентов педагогического профиля.

4. Выявить уровень корреляционных зависимостей между антропометрическими данными и уровнем физических качеств студентов.

Объект исследования: физическое развитие студентов.

Предмет исследования: взаимосвязь антропометрических компонентов физического развития студентов педагогического профиля с уровнем развития их двигательных качеств.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературных данных, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, педагогическое наблюдение, медико-биологические методы исследования, методы математической статистики.

Организация и методика проведения исследования. В эксперименте принимали участие мужчины в возрасте от 17 до 19 лет, общей выборкой 100 человек. Эксперимент проходил на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре. Исследования проводились в первом полугодии 2016-2017 учебного года, выполнялись все правила для проведения антропометрических исследований.

Исследования были посвящены установлению взаимосвязи между основными антропометрическими параметрами и уровнем развития отдельных физических качеств. Для этого было необходимо провести антропометрические измерения, которые позже сравнивались с результатами тестов, характеризующие основные физические качества.

Измерения проводились при помощи тщательно проверенных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра (кистевого), спирометра.

Статистическую обработку результатов проводили с помощью программы «STATISTICA 10» и Microsoft Excel. Для исследования уровня (слабая, средняя, сильна) взаимозависимости признаков в работе применен метод корреляционного анализа.

Результаты исследования.  Первым этапом исследования было определение роста, веса, обхват грудной клетки, экскурсии, длины верхних и нижних конечностей, кистевой динамометрии, пиковой объемной скорости форсированного выдоха. Затем проводились тесты для оценки физической подготовленности студентов: прыжок в длину, подтягивания, тест на определение гибкости.

Для оценки уровня физических качеств студентов педагогического профиля, сравним полученные данные с нормами ГТО в данном возрастном диапазоне.

Из всех юношей тест-прыжок в длину с места на золотой значок отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»(240 см) выполнило лишь 10%, 30% выполнили норматив на бронзовый значок ГТО (230 см), остальные не достигли необходимого результата. Тест-подтягивание из виса на высокой перекладине на золотой значок отличия (13 раз) выполнило 10% исследуемых. Тест на гибкость-наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье на золотой значок (+13 см) выполнили 30% студентов, на серебряный (+7) выполнили 20% исследуемых. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень физической подготовленности студентов педагогического профиля низок. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие. Поэтому необходимо повышать уровень физического развития и физической культуры в университетах.

Для выявления уровня корреляционных зависимостей между антропометрическими данными и уровнем физических качеств применяли методом парной корреляции с вычислением коэффициента r.  Слабой считалась корреляция при r0,5, при r=0,5-0,7 уровень корреляции признавался средним, и при r >0,7 расценивался как сильный.

Высокая корреляционная зависимость была между: кистевой динамометрией и ростом; динамометрией и длинной верхних и нижних конечностей.

Средний уровень корреляции был между следующими параметрами: прыжок в длину и экскурсия грудной клетки; прыжок длину и спирометрия.

Между другими антропометрическими параметрами и спортивным результатом достоверных корреляционных связей не определяется, что свидетельствует о незначительном влиянии антропометрических параметров на физические качества студентов.

Выводы. В результате проведенных исследований мы установили, что между антропометрическими параметрами и показателями тестирования физических качеств у студентов педагогического профиля наблюдаются лишь случайные не закономерные взаимосвязи, не несущие особой смысловой нагрузки, что в итоге указывает на низкий уровень физической подготовленности студентов регулярно не занимающихся двигательной активностью.


Summary

CORRELATIONS BETWEEN ANTHROPOMETRIC DATA AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL PROFILE STUDENTS

D. M. Voronin, K. Korneeva

State humanitarian university of technology

Abstract. This work is devoted to investigate the relationship between individual anthropometric parameters of pedagogical profile students and level of separate physical qualities development. The study was conducted with a group of students of 1 course State humanitarian university of technology, not engaged in physical exercises regularly. The data indicate a weak relationship between most of the studied anthropometric parameters and manifestations of physical qualities.

Key words: anthropometry, physical development, research, physical quality.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Воронин Денис Михайлович – кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, декан факультета биологии, химии и экологии, Государственный гуманитарно-технологический университет. E-mail: doctordennis@yandex.ru

Voronin Denis – candidate of sciences in physical education and sport, associate зrofessor, dean of the faculty of biology, chemistry and ecology, State humanitarian university of technology, Orekhovo-Zuyevo. E-mail: doctordennis@yandex.ru

Корнеева Кира - студентка 2-го курса Государственного гуманитарно-технологического университета, г. Орехово-Зуево. E-mail: kira_korneeva_98@mail.ru

Korneeva Kira – student, State humanitarian university of technology, Orekhovo-Zuyevo. E-mail: kira_korneeva_98@mail.ru

Список исп. литературыСкрыть список
1. Антропология: учеб. пособие / Хомутов А. Б. Ростов н/Д: «Феникс», изд. 3-е,2004. (Серия «Высшее образование») — С. 8-13.
2. Воронин Д.М. Оценка физического развития студентов Государственного гуманитарно – технологического университета методом индексов / Д.М. Воронин, А. Муравьева // Современные здоровьесберегающие технологии – Орехово-Зуево: ГГТУ - №1(2). – 2016. – С. 14-20.
3. Воронин Д.М. Модель инновационной здоровьесберегающей среды Государственного гуманитарно-технологического университета / Д.М. Воронин, Н.В. Привезенцева, А.В. Кузнецов // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей: – Ялта: РИО ГПА, 2016. – Вып. № 53-6. - С. 91-98.
4. Горбунов Н.С. Региональные особенности определения типа телосложения мужчин / Н.С. Горбунов, В.И. Чикун, М.Н. Мишанин // – М.: Морфологические ведомости, 2008. – Т. 1. – № 1–2. – С.148-149.
5. Применение антропологических методов в спорте, спортивной медицине и фитнесе : учеб. пособие / Э. Г. Мартиросов, С. Г. Руднев, Д. В. Николаев. – М. : Физическая культура, 2009. – С.97-106.
Количество просмотров: 116
Предыдущая статьяОценка неврологического и адаптационного статуса пациента с травмой спинного мозга. Реабилитация после травмы спинного мозга
Следующая статьяЦели и задачи физической реабилитации больных, перенёсших инсульт