25 сентября, 2025. Проще, чем о сексе: контрацепция перестаёт быть темой-табу

Исследование «Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер», проведенное совместно с Аналитическим центром НАФИ, показало: 47% мужчин и 52% женщин не могут свободно говорить о сексуальном здоровье на консультации с медицинским специалистом. Зато, когда речь заходит о контрацепции, разговор становится проще - трудности признали 15% опрошенных. Тем не менее, за консультацией по поводу контрацепции обращаются менее трети россиян.

Хотят надежности, но выбирают мифы

В 2025 году значительная доля респондентов «Индекса женского здоровья «Гедеон Рихтер» продолжает называть в числе известных им методов контрацепции воздержание (58%), кормление грудью (57%) и прерванный половой акт (78%). Хотя сексуальное воздержание, безусловно, является 100% эффективным способом предотвращения беременности, его не следует рассматривать как типичное средство контрацепции. В то же время два других указанных метода по-прежнему оцениваются как сомнительные или малонадежные.

Примечательно, что о действительно надёжных методах стали упоминать чуть реже: презервативы — 84% (VS 87% в 2024), гормональная контрацепция — 73% (VS 76% в 2024). Это особенно заметно на фоне того, что более половины опрошенных (53%) именно надёжность называют главным критерием выбора контрацепции. Стоит отметить, что в «Индексе женского здоровья «Гедеон Рихтер» 2024 года 60% россиян называли воздержание фактором риска для репродуктивного здоровья.

Женщины традиционно лучше осведомлены о методах предохранения: в зависимости от метода, разрыв в знаниях женщин и мужчин колеблется от 4 п.п. (женские барьерные методы, например, диафрагмы, колпачки) до 21 п.п. (внутриматочные спирали и экстренная контрацепция).

У россиян два главных источника информации о контрацепции: медицинские специалисты и поисковые системы (по 24%). Всё большую роль играет интернет-пространство: форумы, сайты клиник и фармкомпаний, блоги и видеохостинги. Особенно активно такими каналами пользуются представители поколения Z (18–23 года), которые, как показывает «Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер», проявляют повышенный интерес к теме сексуальной жизни и защиты от ЗППП и нежелательной беременности.

Анна Похитонова, руководитель департамента коммуникаций фармацевтической компании «Гедеон Рихтер» в России:

«Тема контрацепции всё сильнее интересует россиян: согласно нашему опросу, за прошедший год 71% респондентов искали о ней информацию. Источники, к которыми они обращались, самые разные - от разговоров с подругами до анонимных форумов и блогов. Медицинские работники и поисковики делят лидерство по частоте обращений (24%), но если прибавить к этому все остальные интернет-ресурсы, становится очевидно, что специалисты заметно уступают. С одной стороны, это можно приветствовать - люди хотят знать больше. С другой - при получении информации, связанной со здоровьем, важен доступ к источникам, которые умеют говорить на такие темы профессионально, доступно, доверительно. Именно поэтому мы, как социально ответственная компания, инициируем проекты, поддерживающие просветителей – как в сфере женского репродуктивного здоровья, так и здоровья в целом».

Кто настроен скептично и почему?

Отношение к контрацепции в целом становится более позитивным: положительно её оценивают 48% (VS 45% в 2024). Но сохраняется и значительная доля скептически настроенных респондентов. Более негативно к средствам защиты от нежелательной беременности относятся те, кто ими не пользуются (26% опрошенных), не имеет высшего образования (15%) или не сталкивается с проблемами репродуктивного здоровья (14%).

Наибольшую лояльность к контрацепции проявляют те, кто сталкивается с вопросами планирования семьи на практике: пользователи контрацептивов, пары и семьи с детьми. Среди них положительное отношение к контрацепции выше среднего: у 49% тех, кто состоит в отношениях, и у 51% респондентов с детьми.

За год выросло число тех, кто в случае нарушений репродуктивного здоровья ищет квалифицированной помощи: 53% женщин (VS 49% в 2024) и 30% мужчин (VS 23% в 2024). Но в поиске метода контрацепции лишь 34% назвали профессиональное мнение критерием выбора. С этой целью только 29% пользователей консультируются со специалистом — причём женщины (38%) делают это почти в два раза чаще мужчин (20%).

Примечательно, что общественное мнение по-прежнему колеблется в определении связи гормональных средств контрацепции и репродуктивного здоровья: 31% скорее согласны с тем, что они помогают его сохранить, а 28% — скорее не согласны.

«Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер» – мониторинг репродуктивного здоровья россиян, с 2016 года проводимый в формате всероссийского опроса аудитории. Является частью социального проекта «Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер». Структура выборки репрезентирует население РФ в возрасте от 18 до 45 лет по полу, возрасту, типу населенного пункта проживания и федеральным округам. В 2025 году сбор данных осуществлен методом онлайн-опроса на базе исследовательской онлайн-панели Аналитического центра НАФИ «Тет-о-твет». Объем выборки составил 3000 респондентов: 1491 мужчина и 1509 женщин.

###

Gedeon Richter / «Гедеон Рихтер» стремится стать мировым новатором в ключевых для себя научных областях, в то же время уделяя особое внимание вопросу доступности лекарственных средств для широкого круга пациентов в разных странах. Основанная в 1901 году со штаб-квартирой в Венгрии, компания на данный момент является крупнейшим научно-исследовательским центром в Центральной Европе. По итогам 2024 года, рыночная капитализация «Гедеон Рихтер» составляет 4,7 млрд евро, объём продаж 2,2 млрд евро. Исследователи компании способствуют поиску прорывных решений в области нейропсихиатрии и женского здоровья, а биотехнологии и лекарственные препараты направления «Общая медицина» укрепляют портфолио доступных методов лечения. Придерживаясь принципов устойчивого развития, «Гедеон Рихтер» инвестирует в научные разработки, совершенствование производства и цифровизацию - чтобы медицинские инновации становились реальностью. Среди активов «Гедеон Рихтер» - завод в России, открытый в 2001 году и ставший первой иностранной производственной площадкой компании. По итогам ежегодного рейтинга влиятельности «Фармацевтического вестника», «Гедеон Рихтер» уже несколько лет подряд входит в ТОП-10 самых влиятельных иностранных производителей России. По данным IQVIA за 2024 год, «Гедеон Рихтер» входит в ТОП-10 компаний фармацевтического розничного рынка в рублёвом выражении. www.gedeonrichter.com/ru/ru

###

Аналитический центр НАФИ – один из лидеров российского рынка в области социальных и маркетинговых исследований. Профиль компании – изучение общественного мнения, а также потребностей и привычек потребителей, измерение лояльности клиентов, рыночный анализ и бизнес-консалтинг. Среди российских аналитических агентств компания входит в тройку лучших по цитируемости. Исследования НАФИ за 18 лет работы более 200 раз упоминались в Российском индексе научного цитирования. География исследований охватывает российский рынок, большинство стран СНГ и Восточной Европы. В основе работы компании – научная методология и передовые исследовательские технологии. Исследовательский процесс автоматизирован на основе собственных IT-разработок. Для проведения онлайн-опросов компания создала свою онлайн-панель. Услугами Аналитического центра НАФИ пользуются российские и иностранные компании, госструктуры, общественные организации и СМИ. Сферы применения – самые разные: от финансовых услуг и IT-технологий до транспорта, туризма, спорта и других. www.nafi.ru

Новость предоставлена компанией «Гедеон Рихтер» на безвозмездной основе.


Прямой эфир