Журнал телемедицины и электронного здравоохранения №01 2017

Стандарты ведения телемедицинской практики: пример из сестринского дела

Номера страниц в выпуске:27-29

Стандарты для практического здравоохранения являются общепринятыми концепциями, которые используются в качестве моделей для сравнения качества или производительности работы. Для разработки и внедрения стандартов оказания медицинской помощи используют определенные критерии и методики.

Ключевые слова: телемедицина, медицинская сестра, компетенции, стандарт

Стандарты для практического здравоохранения являются общепринятыми концепциями, которые используются в качестве моделей для сравнения качества или производительности работы. Для разработки и внедрения стандартов оказания медицинской помощи используют определенные критерии и методики.

Целью данной статьи является описание критериев для разработки стандартов телемедицинской помощи в области сестринского дела, а также обсуждение того, как эти стандарты могут быть применимы к другим телемедицинском специальностям.

Телемедицинские стандарты и методические рекомендации важны для того, чтобы приоритетом в оказании медицинской помощи и практической работе специалистов по данной специальности было максимальное качество выполняемой работы. Американская телемедицинская ассоциация (АТА) в настоящее время занимается разработкой руководств по разным клиническим специальностям, которые важны для разработки телемедицинских служб и формирования основ системы обеспечения качества оказываемой пациентам помощи. Базу этих руководств составляют опыт и результаты клинических исследований [1].

В основе предлагаемых стандартов положены методические разработки, касающиеся использования телемедицины медицинскими сестрами в сфере интенсивной терапии и в системе амбулаторно-поликлинического обслуживания.

Отметим, что в последние годы происходит интенсивный рост телемедицинских сетей в сфере интенсивной терапии (ИТ): географически распределенные палаты и отделения ИТ централизованно дистанционно получают консультации, рекомендации и информационно-методическую поддержку. В работу таких телемедицинских сетей вовлечено большое количество сестринского персонала. Поэтому, Американская Ассоциация Интенсивной Терапии (ААИТ) разработала стандарты и практические руководства для медицинских сестер, практикующих телемедицину в сфере интенсивной терапии [2, 3].

Также, в данной статье при описании критериев использованы разработки Американской Академии Амбулаторного Сестринского Дела (АААСД) - ведущей организации в области оказания медицинской помощи во внебольничных условиях [4]. Телемедицинское амбулаторное обслуживание становится все более значимым в глобальной перспективе. Рост важности и эффективности такой формы организации медицинской помощи связан с тем, что применение технологий электронного здравоохранения для обеспечения доступности медицины в изолированных, труднодоступных местностях и районах с низкой плотностью населения стало своеобразной догмой.

РАЗРАБОТКА СТАНДАРТОВ

Перед разработкой стандартов для ведения практической деятельности в той или иной телемедицинской области нужно понимать, в каких условиях будет проходить работа, а также принимать во внимание ожидания и возможности персонала. Например, от медицинских сестер ожидается, что они имеют основополагающие клинические и теоретические навыки для оказания своевременно и качественной медицинской помощи. Также, предполагается, что сестринский персонал должен получать новые знания и опыт в течение всей жизни. АААСД выделила 14 предполагаемых способностей, которыми должны обладать медицинские сестры, и характеристик рабочей среды. Представление о рабочей среде включает в себя как внешние факторы, такие как финансирование и системы управления, так и внутренние, как спектр потребностей пациентов разной степени тяжести для оказания помощи (от пропаганды здорового образа жизни до заботы об инвалидах до конца жизни). Организационные моменты описываемых стандартов включают наличие центров оказания третичной медицинской помощи, публичных больниц, независимых клиник, правительственных систем, школ и телемедицинских служб.

СТАНДАРТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ МЕДИЦИНСКИМИ СЕСТРАМИ: КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Были разработаны стандарты для клинической телемедицины, разделенные на шесть категорий в соответствии с процессами лечебнодиагностической работы, условиями труда и особенностями амбулаторной формы предоставления медицинской помощи [4]. Подчеркнем, что концептуальные основы организации сестринского дела, используемые как для обучения, так и в практической деятельности, остаются практически неизменными в течение последних 50 лет.

Относительно телемедицины - каждый стандарт содержит четкие описания действии и определенные компетенции, которыми должен обладать персонал. Компетенции определяются как набор знаний и навыков, которые позволяют индивидууму эффективно действовать в сложившейся ситуации. Области знаний включают критическое мышление, заботу о людях, интеграцию знаний и принятие решений.

Стандарт №1 (С1) является оценочным. Согласно С1, медицинские сестры, практикующие телемедицину, должны систематически собирать исчерпывающую специализированную информацию, имеющую отношение к заботе о здоровье и потребностях пациента или целевой группы в популяции. Компетенции, которыми необходимо обладать для соблюдения С1: сбор данных о клиническом статусе пациента, использование доказательной базы, получение новых данных, информации и сестринского опыта, а также документирование информации в таком виде, чтобы ее легко можно было извлечь, прочитать и понять. 

Далее приводим тематику стандартов №2-6 (соответственно, С2-С6):

  • С2 - медсестринская диагностика,
  • С3 - оценка клинических исходов,
  • С4 - планирование,
  • С5 - реализация планов (в том числе, С5а -управление медицинской помощью, С5б - санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни, С5в - консультирование),
  • С6 - оценка результативности.

Стандарт С5 обеспечивает выполнение

4 функции телемедицины в области сестринского дела:

  1. Выполнение разработанного плана лечения с целью получения ожидаемых клинических результатов.
  2. Координирование оказания помощи, как в условиях медицинской организации, так в при взаимодействии с иными учреждениями.
  3. Использование стратегий, стимулирующих развитие личного и общественного здоровья.
  4. Проведение консультаций с целью модификаций установленных планов лечения, а также -для улучшения качества работы и способностей других сотрудников.

СТАНДАРТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ МЕДИЦИНСКИМИ СЕСТРАМИ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Стандарты телемедицины, которые управляют профессиональной деятельностью и устанавливают ее границы, охватывают 10 областей [4], а именно:

  • применение профессионального этического кодекса,
  • обучение необходимым навыкам,
  • доказательность практики,
  • эффективное взаимодействие с коллегами,
  • лидерство,
  • взаимодействие с пациентами, их семьями и специалистами в других областях медицины,
  • оценку собственной практической деятельности,
  • оптимальное использование доступных ресурсов и обеспечение безопасных условий труда.

Согласно этическим стандартам, медицинские сестры, практикующие телемедицину, соблюдают принципы профессионального этического кодекса, который гарантирует сохранение личных прав во всех областях профессиональной деятельности. Так же, как и в ситуации с клиническими аспектами, профессиональные стандарты включают описание необходимых для их реализации компетенций. В первую очередь к таким способностям сотрудника относятся:

  • безоговорочное соблюдение этических правил, поддержка этических комитетов и соблюдение прав пациентов,
  • постоянное информирование об этических установках, касающихся прав пациентов,
  • помощь пациентам в принятии решений,
  • соблюдение неприкосновенности пациентов,
  • использование подходящих ресурсов для безопасного и грамотного оказания помощи,
  • содействие распространению доступа к качественным службам здравоохранения.

Согласно стандарту использования необходимых ресурсов, медицинские сестры осуществляют телемедицинскую деятельность так, чтобы она была эффективной, безопасной и оправданной с финансовой стороны. Навыки, которыми нужно обладать для соответствия данному стандарту, включают:

  • способность использовать технические ресурсы для определения необходимого уровня или вида медицинской помощи,
  • оценку факторов, влияющих на безопасность, эффективность, производительность и стоимость медицинской помощи,
  • обеспечение использования этических протоколов и подходящих рекомендаций по оказанию медицинской помощи,
  • использование методик сестринской работы и критического мышления для обеспечения уникальных потребностей каждого пациента.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ

Клинические и профессиональные стандарты использования телемедицины в работе медицинских сестер применимы к различным дисциплинам. Четыре документа были сформированы наиболее подробно, с указанием обязательных навыков и знаний, которыми необходимо обладать для соблюдения каждого из них. Предполагается, что каждый, кто оказывает медицинскую помощь, должен давать правильную оценку применения этих стандартов, что подразумевает координацию оказания помощи, просвещение в сфере здравоохранения и осуществление консультаций. Подобно этому, каждый работник здравоохранения должен действовать в соответствии с этическими правилами и использовать предоставленные ему ресурсы рассудительно, для достижения наибольшего эффекта.

Говоря о всех 16 стандартах вместе, стоит отметить, что принципы, лежащие в их основе, широко применимы во многих других дисциплинах.
В процессе разработки стандартов и руководств, АТА хотела найти их применение для специалистов из разных дисциплин. Более интенсивное междисциплинарное сотрудничество было бы полезным для установления подходящих стандартов и навыков, которыми нужно обладать, для работы в сфере телемедицины. 

 

Список исп. литературыСкрыть список
1. American Telemedicine Association. Telemedicine Practice Guidelines.-2016.-http://www.americantelemed.org/resources/telemedicine-practiceguidelines/ telemedicine-practice-guidelines#.VqKOs1 Juzfc.
2. American Association of Critical Care Nurses. Scope and Standards for Acute and Critical Care Nursing Practice, 2008. -12 p. http://www.aacn.org/wd/prac-tice/docs/130300-standards_for_acute_and_cri....
3. American Association of Critical Care Nurses. Tele-ICU Nursing Practice Guidelines.-2013.-http://www.aacn.org/wd/practice/content/tele-icu-guidelines.pcms?menu=practice.
4. Scope and Standards of Practice for Professional Telehealth Nursing, 5th Ed.- American Academy of Ambulatory Care Nursing, 2011.- https://www.aaacn.org/ practice-resources/standards.
Количество просмотров: 2657
Предыдущая статьяИнформированное добровольное согласие пациента как элемент правового обеспечения телемедицинской консультации
Следующая статьяСистематический обзор применения мессенджеров «WhatsApp®» и «Viber ®» в клинической медицине
Прямой эфир