Суздальские Школы в истории отечественной психиатрии (к 40-летию существования) №03 2019

Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина - Суздальские Школы в истории отечественной психиатрии (к 40-летию существования)

Номера страниц в выпуске:4-8
Для цитированияСкрыть список
П.В. Морозов. Суздальские Школы в истории отечественной психиатрии (к 40-летию существования). Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина. 2019; 03: 4-8
Аннотация
Суздальские Школы молодых психиатров существуют в нашей стране уже более 40 лет. В статье рассказывается история развития школ в исторической перспективе. Выделяются их главные особенности: высокий научный уровень, разнообразная и насыщенная научная программа, интернационализация, размах, длительность, значительный выбор методов и форм подачи материала, многоступенчатый научный конкурс. Отмечается сохранение традиций необыкновенной атмосферы школ. Выпускниками школ являются около 4 тыс. психиатров трех поколений.
Ключевые слова: психиатрия, новые модели образования, Суздальские Школы молодых психиатров.
Для цитирования: Морозов П.В. Суздальские Школы в истории отечественной психиатрии (к 40-летию существования). Психиатрия и психофармакотерапия. 2019; 21 (3): 4–8.

Suzdal Schools in the history of Russian psychiatry (on the 40th anniversary of existence)

P.V. Morozov
Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia prof.morozov@gmail.com

Abstract
Suzdal Schools of Young Psychiatrists have existed in our side for more than 40 years. The article tells the history of the development of schools in a historical perspective. Their main features are distinguished: a high scientific level, diverse and rich program, internationalization, scope, duration, variety of the methods and forms of material presentation, a multi-stage scientific competition. The preservation of the traditions of the School, the unusual atmosphere of the School is noted. About 4000 psychiatrists of three generations are graduates of Schools.
Key words: psychiatry, new models of education, Suzdal Schools for Young Psychiatrists.
For citation: Morozov P.V. Suzdal Schools in the history of Russian psychiatry (on the 40th anniversary of existence). Psychiatry and Psychopharmacotherapy. 2019; 21 (3): 4–8.

Суздальские Школы молодых психиатров существуют в России уже более 40 лет. Возникнув вместе с другими подобными школами (генетиков, кардиологов и т.д.) под эгидой Академии медицинских наук и комсомола в конце 1970-х годов, они практически в неизменном и регулярном виде сохранились только у психиатров. В условиях тоталитарной системы и строгой научной иерархии школы давали робкую возможность молодым людям говорить более свободно, излагать свои собственные научные идеи, общаться накоротке с маститыми специалистами достаточно длительное время (все проживали и питались вместе в туристическом центре Суздаля в течение 6 дней). В непринужденной обстановке и наши видные ученые присматривались к молодежи, приехавшей из отдаленных уголков страны, выявляли наиболее способных, приоткрывали им дальнейшие пути в науку. Но, пожалуй, самым привлекательным для молодежи всегда являлись встречи с зарубежными экспертами первой величины. Замечу также, что, начиная с первой Суздальской Школы, мы всегда старались активно приглашать и молодых психиатров из-за рубежа, готовых общаться на русском языке. Именно поэтому интернационализм Суздальских Школ – еще одна их отличительная особенность. Но вернемся к известным зарубежным психиатрам. В разное время гостями Школы были Пьер Деникер (Франция), первооткрыватель хлорпромазина и всей психофармакологической эры в истории психиатрии Поль Кильхольц (Швейцария), всемирно признанный исследователь депрессивных состояний, президенты Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА) Норман Сарториус (Швейцария, Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ) и Афзал Джавед (Великобритания), президент Европейской психиатрической ассоциации Сильвана Гальдеризи (Италия), президент Европейской коллегии нейропсихофармакологии Селсо Аранго (Испания), такие видные специалисты, как профессора Асен Жабленски (ВОЗ, Австралия), Костас Солдатос (Греция), Гордана Милавич (Великобритания), Марк Миллан (Франция), Хайнц Катчниг (Австрия), Юрки Коркелиа (Финляндия), Карл Риделиус (Швеция), Дрисс Муссауи (Марокко), Майкл Дэвидсон (Израиль), Золтан Ример (Венгрия), Томас Шульце (Германия), Станислав Пужински (Польша) и др. Нынешний ректор Школы, профессор П.В. Морозов, в разные годы представлял в Суздале и ВОЗ, и ВПА, и Европейскую коллегию нейропсихофармакологии. Высочайший научный уровень Суздальских Школ обеспечивали и видные отечественные психиатры, стоявшие не только у истоков создания школ, но и их развития, становления и возобновления – академики, профессора, руководители ведущих центров, институтов и кафедр. Это А.В. Снежневский, Э.Я. Штернберг, М.Е. Вартанян, Р.А. Наджаров, А.Б. Смулевич, Г.Я. Авруцкий, Р.Я. Вовин, А.Е. Личко, Н.Г. Незнанов, В.Н. Краснов, А.С. Тиганов, С.Н. Мосолов, А.Е. Бобров (победитель конкурса на самой первой Школе), Т.П. Клюшник, А.Б. Шмуклер и др.
Огромную помощь (особенно в последнее десятилетие) в организации школ оказывает Российское общество психиатров – РОП (президент – профессор Н.Г. Незнанов), всегда откликается ВПА, под чьей эгидой проходят школы последних лет, а также Союз охраны психического здоровья (президент – Н.В. Треушникова), чья поддержка в трудные минуты помогает нам пережить организационные сложные преграды. Особой теплоты заслуживают врачи Владимирской психиатрической больницы №1, чей коллектив помогает нам на протяжении 40 лет во многих вопросах практической организации школ, от проведения клинических демонстраций больных до помощи с транспортом. Мы всегда будем благодарны главным врачам больницы разных лет – от В.И. Бацана до А.В. Берсенева и Т.Е. Земляковой. Кроме всего прочего владимирские психиатры, равно как и их коллеги из Иванова, всегда принимают активное участие в работе всех школ.
Непонятную пассивность в поддержке данной уникальной модели повышения профессиональной подготовки психиатров проявляет пока лишь Министерство здравоохранения Российской Федерации, не включая школы в план своих регулярных мероприятий (что даже не подразумевает каких-либо финансовых затрат). При этом на местах Школе все чаще и чаще оказывают живую поддержку, командируя молодых специалистов в Суздаль за счет лечебно-профилактического учреждения, что свидетельствует о ее высоком авторитете и статусности.
Деятельность Школы положительно оценивается Комитетом Совета Федерации по социальной политике (И.Н. Каграманян) и Комиссией по здравоохранению Государственной Думы РФ (профессор Н.В. Говорин, кстати говоря, выпускник первой Суздальской Школы), чьи поздравления были оглашены на открытии последних школ. Член Совета Федерации, доктор медицинских наук И.Н. Каграманян в своем приветствии, в частности, отмечает: «За эти годы Школа молодых психиатров стала авторитетной профессиональной площадкой, которая готовит кадры для отечественной психиатрии, тем самым внося неоценимый вклад в решение одной из актуальных задач социальной сферы – повышение качества психического здоровья населения России».
В послеперестроечный период деятельность школ была приостановлена на долгих 17 лет и возобновилась лишь в 2007 г. по инициативе РОП (в те годы президент – В.Н. Краснов) и владимирских психиатров (А.В. Берсенев) в несколько усеченном (4 дня) и измененном (проводилась осенью) виде. Практическую работу по организации осуществляли в основном молодые ученые Московского НИИ психиатрии, с энтузиазмом воспринявшие эту важную инициативу и действовавшие под эгидой молодежной секции РОП (в те годы – профессор А.А. Ткаченко) и воссозданного Совета молодых ученых – СМУ (Я. Кочетков).
Но настоящую масштабность (более 400 гостей и до 50 профессоров) Школа начала приобретать лишь после официального становления СМУ РОП в 2011 г. и дальнейшего его развития. Именно в этот период она приняла свои современные черты, были преодолены препятствия (а о них не хочется подробно говорить), тормозившие ее поступательное движение. Мы отстояли самобытность Школы, не позволили перенести ее под надуманным предлогом в другой город, настояли на необходимых изменениях в подходах к программе, не допустив смешивания психиатрии с другими специальностями, структурировали СМУ, сочувственно отнеслись к появлению некоторых локальных дублирующих семинаров для молодежи, тоже решивших называть себя школами, а также создали свою команду единомышленников, на которых можно было опереться.
Важнейшей особенностью Школы, определяющей ее необыкновенную популярность и притягательность, являются высочайший научный уровень, богатство и разнообразность тематик и проблем, поднимаемых в программе Школы, творческое обращение к аудитории, постоянная обратная связь со слушателями, обсуждение «горячих» тем, плодотворные дискуссии. Лекторы нередко вступают в заочные соревнования в борьбе за аудиторию, зачастую сессии идут параллельно в двух и даже в трех залах одновременно. Слушателей не натаскивают, но заставляют думать и творить. Подчас слышишь, что программа школ интересней некоторых конференций (недаром и ряд профессоров не стыдятся приехать в Суздаль в качестве вольнослушателей).
Уникальность Суздальских Школ молодых психиатров (председатель Оргкомитета последних школ – кандидат медицинских наук Т.А. Куприянова) заключается не только в их высоком уровне, длительности (5–6 дней), интернациональности, традициях (40 лет!) и размахе (еще раз: более 400 участников и около 50 преподавателей), но и в оригинальной многоступенчатой модели организации конкурса научных работ молодых ученых. Отдельно проводился отбор докладов и постеров, причем на предварительном этапе они оценивались по своим группам присланных тезисов, основные задачи рецензирования включали:
• выявление победителей конкурса тезисов;
• приз победителям – грант на поездку в Суздаль;
• возможность выступления с устным 5-минутным докладом;
• возможность выступить на постерной сессии;
• проведение анализа качества научных работ и социодемографических характеристик участников.
В состав членов комиссии по рецензированию тезисов с целью определения победителей традиционно входят 
8 представителей кафедр и научно-исследовательских институтов психиатрии страны (председатель Конкурсной комиссии – профессор Л.Н. Горобец).
Рецензирование носит характер перекрестного двойного слепого исследования. Все тезисы (в среднем не менее 150 «ослепленных» работ) разбиваются на 8 равных частей. Каждая из этих частей анализируется двумя независимыми рецензентами. Оценка тезисов рецензентами осуществляется по следующим критериям:
• актуальность (1–5 баллов);
• методология исследования (материалы, методы, дизайн) – 1–5 баллов;
• научная новизна (1–5 баллов);
• практическая значимость (1–5 баллов).
С учетом того, что тезисы изучаются двумя рецензентами, максимальная оценка по каждой рубрике составляет 10 баллов, а общая максимальная оценка – 40 баллов. Полученные данные сопоставляются по нескольким параметрам: тематика работы, спектр суммарных и частных критериев оценки тезисов. Конкурсанты, набравшие не менее 35 баллов по суммарной оценке их труда, образуют группу победителей (22–25 человек), которые и получают грант на поездку в Суздаль. Участники постерной сессии не проходят на предварительном этапе столь жесткого отбора, но и не имеют привилегий при поездке.
Во время предварительной подготовки победители конкурса разбиваются на три группы. Уже в процессе работы Школы ежедневно на трех семинарах (полуфиналах) «Доклады победителей конкурса» каждому участнику предоставляется возможность выступить с 5-минутным сообщением. Сопредседатели-менторы (по два человека на каждой сессии) по итогам разбора и обсуждения выбирают шестерых победителей-финалистов для выступления в суперфинале. Параллельно проходят конкурсные соревнования в трех группах постерных сессий (второй полуфинал, примерно 10 постерных докладов за одну сессию с участием двух менторов). Три победителя постерных сессий и шесть победителей конкурса докладов выходят в суперфинал, где выступают на заключительном пленарном заседании с докладами по 10 мин. Победители награждаются памятными грамотами Школы, сувенирами и книгами по психиатрии с автографами авторов.
Отметим также тот факт, что присланные на конкурс работы обязательно публикуются в специальном сборнике научных трудов. Кроме того, все участники Школы получают официальные сертификаты с баллами непрерывного медицинского образования. На наш взгляд, подобная оригинальная конкурсная модель, специально разработанная и внедренная на Школе, способствует выработке у молодых психиатров навыков написания научных работ, улучшению представления собственного материала (стиль, свобода изложения, владение материалом, умение правильно отвечать на вопросы и др.).
Работа Школы начинается рано утром, а заканчивается поздно вечером, ближе к полуночи. После ужина все собираются в каминном зале, где проходят устные выпуски «Дневника психиатра» – встречи и интервью, которые проводит главный редактор «Дневника психиатра» и первый ректор Школы профессор П.В. Морозов со своим зарубежными гостями, либо круглые столы, где обсуждаются неординарные темы: «Геноцид психически больных при нацизме», «Психиатры: отцы и дети», «Гениальность и безумие», «Возможно ли правильное употребление алкоголя?», «Страдал ли Печорин ПТСР?».
Screenshot_1.png

Но и после этого все не расходятся: на вечерних (ночных) сеансах демонстрируются лекции зарубежных ученых с переводом и комментариями (профессор А.С. Аведисова) из серии вебинаров «Ученый совет», организованных с помощью редакции журнала «Психиатрия и психофармакотерапия» имени П.Б. Ганнушкина.
В первые годы школ, в советский период, по вечерам проводились профессиональные викторины, велись свободные дискуссии на отвлеченные темы, в гости приглашались видные журналисты (В. Овчинников, А. Бовин, А. Сенкевич), космонавты (В. Севастьянов), артисты (театр «Современник»), музыканты (рок-группа «Аквариум» с Борисом Гребенщиковым или известные барды), художники-карикатуристы (А. Бильжо), кинорежиссеры со своим нашумевшими фильмами [А. Учитель («Рок»), А. Котт («Герой нашего времени»)]. В советские времена нам удалось посмотреть и не допущенные к широкому прокату ленты, такие как «Пролетая над гнездом кукушки». Уже в эпоху перестройки с приходом гласности появились остроумнейшие капустники, которые затем переросли в полноценные КВН на профессиональные темы с участием 3–4 команд (координатор Ю. Осадший). Подготовка КВН сплачивает команды, и эти личные контакты часто перерастают в профессиональные связи и совместные работы по специальности в дальнейшем. С первых дней школ регулярно выходили оперативные фотогазеты с ироническими подписями, заставлявшими участников улыбаться. Сейчас все перешло на цифровой уровень, но остроумия меньше не стало. Это проявляется в возникновении новых и новых организационных находок: то в бейджики с фамилиями участников встраиваются флешки для оперативного скачивания материалов и фото, то в залах заседаний появляется броский плакат с надписью «No Phubbing!», призывающий не отвлекаться на свои смартфоны, то участники получают возможность выиграть красочные майки с символикой Школы.
Да и в целом структура и программы школ (руководитель программного комитета профессор П.В. Морозов) – это постоянно саморазвивающийся процесс. Каждый раз неизменно возникает что-то новое, доселе неиспробованное. Так, на следующей Школе планируется проведение 1–2 заседаний на английском языке без услуг переводчиков, появление (помимо упомянутых ночных сеансов) неофициальных утренних встреч с экспертами за ранним завтраком (условные названия «Дежурный по столовой» или «Сессия жаворонков»).
В первые годы работы школ мы все организовывали сами, да и в дальнейшем костяк Оргкомитета составляли молодые психиатры (ранее из ВНЦПЗ АМН СССР, ныне – из дружного коллектива детского отделения Московского НИИ психиатрии). Отдельное спасибо Татьяне Анатольевне Куприяновой – председателю Оргкомитета последних лет. Однако масштабы школ стали столь велики, что без профессионалов обойтись просто невозможно. Эту почетную ношу несет много лет агентство CoFactor, наш официальный провайдер, и выполняет ее безупречно (руководитель – А.П. Морозова).
Screenshot_2.png

Но, конечно, главная особенность Школы – ее атмосфера, атмосфера единения и серьезности, доверия и благожелательности, атмосфера, где все равны, нет деления на ранги и должности, где профессор с гитарой по вечерам – обычное явление, равно как и молодой ученый в качестве преподавателя. Многие солидные зарубежные гости говорили нам, что такое на Западе невозможно, такая раскрепощенность немыслима в иных условиях. Да и сама модель образования уникальна. Этому способствует и само место – Суздаль – неповторимая жемчужина земли русской, где всего 8 тыс. жителей, но это древнее романтическое и «намоленное» место (около 40 церквей, 5 монастырей, множество музеев, 8 памятников истории и архитектуры всемирного наследия ЮНЕСКО). У ребят есть возможность воспользоваться экскурсионной программой.
За все годы через школы прошли не менее 4 тыс. учеников из разных стран мира, было прочитано множество лекций, проведено немало тренингов, семинаров, круглых столов, вечеров у камина с интересными людьми. Первые победители школ стали маститыми профессорами и уже приезжают на школы со своими внуками. Кстати, их осталось не так много, но все они, включая ректора, всегда участвуют в работе школ по первому зову – зову сердца… Перефразируя Пушкина, первые выпускники этого «суздальского лицея» как-то провозгласили: «Отечество нам – Суздаля чело».
Бывшие ученики других поколений постепенно приходят на смену с новыми идеями и предложениями, сами становятся преподавателями.
Наконец в 2011 г. по инициативе Комиссии по работе с молодыми учеными РОП (тогда ее возглавлял П.В. Морозов) было принято конкретное решение о создании Устава Совета молодых ученых РОП (хотя бесплодные разговоры об этом ходили и раньше). Он был разработан, а впоследствии и принят в том же году на Суздальской Школе, определены цели и задачи, утверждена структура СМУ РОП (официальные избранные председатели за эти годы – Д. Смирнова, А. Павличенко, И. Федотов, М. Марачев). С тех пор на этом главном мероприятии молодых психиатров страны регулярно проходят отчетно-выборные собрания СМУ РОП, намечаются дальнейшие планы развития организации.
С первых дней существования Школы находятся под пристальным вниманием прессы, не только местной (что естественно), но и центральной («Комсомольская правда», 1979). В 1990 г. к нам приехал целый десант журналистов, чтобы поговорить откровенно о психиатрии в СССР. Не обходит нас стороной и профессиональная зарубежная пресса – в газете ВПА «WPA Newsletter» (более 225 тыс. подписчиков в примерно 120 странах мира) последние годы регулярно выходит информация о Суздальских Школах с цветными иллюстрациями с места событий. Последняя Суздальская Школа стала предметом сюжета для нового интернет-журнала «Психея» (видеовариант газеты «Дневник психиатра»).
Школы давно уже не нуждаются в какой-либо рекламе – так велик их авторитет, однако иногда дополнительная поддержка приходит с весьма неожиданной стороны. Так, недавно один из известных психиатров запретил членам своего коллектива посещать занятия Школы, пригрозив репрессиями, – результат, естественно, был обратным.
В конце прошлого года с помощью СМУ РОП ректор Школы организовал в Москве в рамках Конгресса, проводимого Союзом охраны психического здоровья, Первые Суздальские курсы для победителей школ и переводчиков журнала «Всемирная психиатрия». В течение 3 дней выдающиеся психиатры современности из разных стран читали «суздальцам» свои лекции и отвечали на многочисленные вопросы. Все занятия проходили на английском языке.
Есть и другие планы у организаторов – прежде всего создать сайт Школы, где хотелось бы сохранять связи, обсуждать новые идеи на форуме, завести архив, поддерживать традиции, не растерять наследие школ, хранить и далее их неповторимую атмосферу.
Суздальские Школы уже вошли в историю отечественной психиатрии.
Задача нынешнего поколения – продолжать эту славную летопись.

Сведения об авторе
Морозов Петр Викторович – д-р мед. наук, проф. каф. психиатрии ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова». E-mail: prof.morozov@gmail.com
Список исп. литературыСкрыть список
1. Медведев И.Л., Орлова М.А. 9-я Всероссийская школа молодых ученых в области психического здоровья в Суздале. Психиатрия и психофармакотерапия. 2009; 6. / Medvedev I.L.,
Orlova M.A. 9-ia Vserossiiskaia shkola molodykh uchenykh v oblasti psikhicheskogo zdorov'ia v Suzdale. Psikhiatriia i psikhofarmakoterapiia. 2009; 6. [in Russian]
2. Морозов П.В. 10-я школа молодых психиатров в Суздале. Психиатрия и психофармакотерапия. 2011; 5. / Morozov P.V.
10-ia shkola molodykh psikhiatrov v Suzdale. Psikhiatriia i psikhofarmakoterapiia. 2011; 13 (5). [in Russian]
3. Зальмунин К.Ю. XI Всероссийская школа молодых психиатров: традиции и современность. Психиатрия и психофармакотерапия. 2013; 15 (2). / Zal'munin K.Iu. XI Vserossiiskaia shkola molodykh psikhiatrov: traditsii i sovremennost'. Psikhiatriia i psikhofarmakoterapiia. 2013; 15 (2). [in Russian]
4. Зальмунин К.Ю. Media mentica Juvenem: Суздаль-2013. Дневник психиатра. 2013; 2. / Zal'munin K.Iu. Media mentica Juvenem: Suzdal'-2013. Dnevnik psikhiatra. 2013; 2. [in Russian]
5. Осадший Ю.Ю. О XII Всероссийской школе молодых психиатров «Суздаль-2015». Дневник психиатра. 2015; 2. / Osadshii Iu.Iu. O XII Vserossiiskoi shkole molodykh psikhiatrov “Suzdal'-2015”. Dnevnik psikhiatra. 2015; 2. [in Russian]
6. Горобец Л.Н. Итоги многоступенчатого научного конкурса школы молодых психиатров «Суздаль-2017». Психиатрия и психофармакотерапия. 2017; 19 (3). / Gorobets L.N. Itogi mnogostupenchatogo nauchnogo konkursa shkoly molodykh psikhiatrov "Suzdal'-2017'. Psikhiatriia i psikhofarmakoterapiia. 2017; 19 (3). [in Russian]
7. Горобец Л.Н. Итоги многоступенчатого научного конкурса школы молодых психиатров. Дневник психиатра. 2017; 2–4. / Gorobets L.N. Itogi mnogostupenchatogo nauchnogo konkursa shkoly molodykh psikhiatrov. Dnevnik psikhiatra. 2017; 2–4.
[in Russian]
8. Чумаков Е.М. Отечество нам – Суздаля чело. Дневник психиатра. 2017; 1. / Chumakov E.M. Otechestvo nam – Suzdalia chelo. Dnevnik psikhiatra. 2017; 1. [in Russian]
9. Голованов С. Большой сбор ученых. Комсомольская правда. 1979. / Golovanov S. Bol'shoi sbor uchenykh. Komsomol'skaia pravda. 1979. [in Russian]
10. Школа молодых ученых в Суздале. Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2008; 4: 135–6. / Shkola molodykh uchenykh v Suzdale. Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii. 2008;
4: 135–6. [in Russian]
11. Кудинова М.А., Карпенко О.А. Школа молодых ученых в области психического здоровья «Психиатрия XXI века: Традиции и инновации». Социальная и клиническая психиатрия. 2008;
18 (3): 111–2. / Kudinova M.A., Karpenko O.A. Shkola molodykh uchenykh v oblasti psikhicheskogo zdorov'ia “Psikhiatriia XXI veka: Traditsii i innovatsii”. Sotsial'naia i klinicheskaia psikhiatriia. 2008; 18 (3): 111–2. [in Russian]
12. Орлова М.А., Медведев И.Л. О работе школы молодых ученых в области психического здоровья, г. Суздаль, 30 сентября – 3 октября 2009 года. Социальная и клиническая психиатрия. 2010; 20 (1): 104–5. / Orlova M.A., Medvedev I.L. O rabote shkoly molodykh uchenykh v oblasti psikhicheskogo zdorov'ia, g. Suzdal', 30 sentiabria – 3 oktiabria 2009 goda. Sotsial'naia i klinicheskaia psikhiatriia. 2010; 20 (1): 104–5. [in Russian]
13. Юркова И.О., Понизовский П.А. XII Всероссийская школа молодых психиатров, г. Суздаль, 19–24 апреля 2015 года. Социальная и клиническая психиатрия. 2015; 25 (3): 107–11. / Iurkova I.O., Ponizovskii P.A. XII Vserossiiskaia shkola molodykh psikhiatrov, g. Suzdal', 19–24 aprelia 2015 goda. Sotsial'naia i klinicheskaia psikhiatriia. 2015; 25 (3): 107–11.
[in Russian]
14. Petr Morozov. The 10th School for Early Career Psychiatrists in Souzdal, Russia, WPA Newsletter 2011; 3: 12.
15. Petr Morozov. Edition of the “World Psychiatry” in Russian – printed version. WPA Newsletter 2013; 3: 4.
16. Petr Morozov. Russian Society of Psychiatrists (RSP) Educational Program “The 11th School for Early Career Psychiatrists”. WPA Newsletter 2013; 2: 3.
17. Petr Morozov. Russian Society of Psychiatrists (RSP) Educational Program “The 12th Suzdal School for Young Psychiatrists”. WPA Newsletter 2015; 2: 17.
18. Petr Morozov. A short summary of the WPA Zone 10 representative’s activities from September 2014 till May 2015 WPA Newsletter 2015; 2: 17–8.
19. Petr Morozov. Suzdal School-in my Mind’s Eye. WPA Newsletter 2017; 2: 12.
Количество просмотров: 134
Следующая статьяНервная анорексия: обзор зарубежных публикаций. Часть 1. Диагностические критерии, этиология, патогенез

Поделиться ссылкой на выделенное