Современные здоровьесберегающие технологии №01 2015
Аннотация. Работа посвящена медико-педагогическому аспекту работ В.А. Сухом-линского, его подходам и концепции деятельности. Сделан акцент на то, какие именно ком-поненты в воспитании детей педагог считал необходимыми для поддержания необходимого уровня здоровья учеников.
Ключевые слова: педагогика; воспитание; здоровье; ценности.
N.V. Kartashev
State University of Humanities and Technologies
Abstract. This work devoted of medical and pedagogical aspect of the V.A. Sukhomlinsky works, approaches and concepts of operations. Focus on what components in the education of chil-dren, the teacher felt it necessary to maintain the required level of health of students.
Key words: pedagogy; education; health; values.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Карташев Николай Васильевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики, Государственный гуманитарно-технологический университет, г.
Орехово-Зуево, E-mail: kartashev50post.ru
Современные здоровьесберегающие технологии №01 2015
Медико-педагогический аспект деятельности в. а. сухомлинского в современном контексте формирования ценностного отношения человека к здоровью
Номера страниц в выпуске:9-15
Аннотация. Работа посвящена медико-педагогическому аспекту работ В.А. Сухом-линского, его подходам и концепции деятельности. Сделан акцент на то, какие именно ком-поненты в воспитании детей педагог считал необходимыми для поддержания необходимого уровня здоровья учеников.
Ключевые слова: педагогика; воспитание; здоровье; ценности.
Постановка проблемы.
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский в своей многогранной и многолетней педагогической деятельности уделял значительное внимание проблемам сохранения здоровья ребенка в общеобразовательной школе и лечебно-педагогическому просвещению родителей и учащихся. Так, в книге «Сердце отдаю детям» он пишет, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе обусловлена плохим состоянием здоровья, недомоганием или заболеванием, чаще все-го незаметным и поддающимся излечению совместными усилиями родителей, учителей и медицинского работника. Это позволило актуализировать лечебно-педагогический аспект деятельности образовательного учреждения [1, 2, 3].
Цель исследования – анализ лечебно-педагогической деятельности В.А. Сухомлинского.
Задача исследования – отобразить принципы внедрения и использования медицин-ской педагогики В.А. Сухомлинского.
Методы исследования: анализ специальной и архивной литературы, творчества В.А. Сухомлинского.
Результаты исследования. Скрытые, замаскированные детской живостью, подвиж-ностью недомогания и заболевания часто являлись не болезнью, а отклонением от нормаль-ного состояния здоровья. Это позволило педагогу утверждать, что так называемое замедлен-ное мышление школьника часто является следствием общего его недомогания, которого не чувствует и сам ребенок, а не каких-то физиологических изменений.
У отдельных детей педагог замечал болезненно бледные лица, отсутствие аппетита. Попытки родителей улучшить питание ребенка вызывали у него реакцию на теле в виде прыщиков. В большинстве случаев причиной болезненного состояния являлось нарушение обмена веществ, которое возникает в результате длительного пребывания детей в помеще-нии. При этом нарушении ребенок терял способность к сосредоточенному умственному тру-ду. Особенно возрастало число недомоганий в период бурного роста организма и половой зрелости. Единственным радикальным лечением в таких случаях являлось изменение режима учебы и отдыха: более продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон при открытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъем, рациональное питание.
Дальнейшее изучение Сухомлинским лечебно-педагогических аспектов учебной дея-тельности показало, что некоторые дети на вид казались здоровыми. Однако при вниматель-ном изучении их урочной деятельности открывались их скрытые недуги и недомогания, свя-занные с очевидной учебной перегрузкой, стремлением учителя наполнить каждую минуту урока напряженным умственным трудом. «Ускоренный» темп учебной работы, по словам Сухомлинского, был порою непосилен даже для совершенно здоровых детей. При этом педа-гог формулирует показатели чрезмерного умственного напряжения школьников: у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся вялыми.
Родители этих детей обращали внимание на их плохой аппетит. В данной ситуации педагог убедил родителей в необходимости ежедневно закаливать организм школьников. Например, все родители согласились с рекомендацией посылать детей в жаркие дни в школу босиком, что для сельских и поселковых школьников было большой радостью. Кроме этого, с большим трудом педагогу удалось добиться того, чтобы родители не кутали детей, не надевали на них слишком теплой одежды «про запас», «на всякий случай».
Педагог постепенно укреплял здоровье детей, формировал у них правило ходьбы пешком. Так, в первые 3‒4 недели дети проходили ежедневно 2‒3 километра; во второй ме-сяц ‒ 4‒5; в третий ‒ 6. Быть в движении, считал педагог, ‒ одно из важных условий физиче-ской закалки. Поэтому при школе была выстроена игровая площадка, где было все необхо-димое для игр и развлечений на свежем воздухе. Многолетние наблюдения В.А. Сухомлин-ского за физическим развитием младших школьников убедили его в том, какую большую роль играет полноценное, здоровое питание ребенка. В пище многих детей не хватало важ-ных веществ, необходимых для укрепления организма, предотвращения простудных заболе-ваний и нарушений обмена веществ. Только в 8 семьях был мед, а мед педагог образно назы-вал «кусочком солнца на тарелке». В беседах с родителями он убеждал, какое большое зна-чение для здоровья детей имеет употребление меда. Поэтому сначала 13 родителей приобре-ли по одной ‒ две семьи пчел, а затем уже пчелы были в 23 семьях учащихся. Кроме этого, педагог посоветовал родителям запастись на зиму вареньем из шиповника, терна и других богатых витаминами плодов; убеждал в том, чтобы каждая семья на своем земельном участ-ке имела достаточное количество плодовых деревьев, особенно яблонь, чтобы всю зиму в рационе питания детей были фрукты.
Вместе с тем педагог эликсиром здоровья считал воздух, насыщенный фитонцидами злаковых растений - пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, а также луговых трав. Не случайно Су-хомлинский часто водил детей в поле, на луг подышат воздухом, настоянным на аромате хлебных растений. При этом педагог советовал родителям посадить под окном спальни ре-бенка несколько ореховых деревьев, которые насыщают воздух фитонцидами, убивающими многие болезнетворные микробы; запах ореха не переносят вредные насекомые; там, где есть орехи, нет мух и комаров.
Остро педагог ставил проблему плохого зрения детей. Наблюдения за многими деть-ми младшего возраста привели к выводу, что данная проблема не столько в переутомлении от чтения, сколько в неправильном режиме; что питание бедно витаминами; что ребенок не закаляется физически и легко поддается простудным заболеваниям. А некоторые заболева-ния, перенесенные в детстве, отражаются как раз на зрении человека. Правильный режим, полноценное питание, физическая закалка способны предохранить ребенка от заболеваний, дать ему счастье наслаждения красотой окружающего мира.
Годы педагогических наблюдений за детьми позволили В.А.Сухомлинскому выявить тенденцию: весной, начиная с марта, у всех детей ослабевает здоровье: ребенок как бы вы-дыхается, снижается сопротивляемость его организма простудным заболеваниям, падает ра-ботоспособность. Особенно это заметно в весенние месяцы, когда ухудшается зрение. Объ-яснение этим явлениям педагог находил в трудах медиков и психологов: в весенние месяцы резко изменяется ритм взаимодействия систем организма. Причина в том, что в организме исчерпывается запас витаминов, к весне дает о себе знать резкий спад активности солнечной радиации, и продолжительная напряженная умственная деятельность приводит нервную си-стему в состояние усталости. Данные объективные причины актуализировали поиск лечебно-педагогических средств помощи семьям школьников: родителям рекомендовалось больше запасать продуктов, богатых витаминами, специально для весенних месяцев; каждый сол-нечный день зимой и весной предлагалось максимально использовать для прогулок на све-жем воздухе.
Педагогу не давала покоя мысль, что в весенние месяцы напряженность умственного труда детей должна снижаться. Выход из данной ситуации педагог видел в разнообразии ум-ственной деятельности: как можно больше учебных занятий проводить не в классе, а среди природы, сочетать с физическим трудом. Постепенно это стало одним из основных правил обучения детей в весенние месяцы.
Появление в школе детей с особенностями психики заставило В.А. Сухомлинского применять в своей работе принципы медицинской педагогики. Такой подход позволил учи-телям щадить легко уязвимую болезненную психику ребенка; всем стилем, укладом школь-ной жизни отвлекать детей от мрачных мыслей и переживаний, пробуждать у них жизнера-достные чувства; ни при каких обстоятельствах не давать понять ребенку, что к нему отно-сятся, как к больному.
Особое место в медицинской педагогике В.А. Сухомлинский уделял детям с замед-ленным, угнетенным мышлением. При этом педагог предупреждал, что вялость, инертность клеток коры полушарий головного мозга надо так же вдумчиво и терпеливо лечить, как и за-болевание сердечной мышцы или кишечника. Но лечение это требует в тысячу раз большей осторожности и педагогического мастерства, глубокого знания индивидуальных особенно-стей каждого ребенка.
Лейтмотивом деятельности В.А. Сухомлинского выступала забота о здоровье как важнейшее направление деятельности учителя, потому что от жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. При этом забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Подавляющее большинство бесед с родителями, особенно в первые 2 года обучения детей в школе, ‒ это беседы о здоровье малышей, которые должны больше находиться на свежем воздухе, соблюдать режим дня, спать при открытой форточке.
Важным направлением оздоровительного просвещения родителей было приучение детей к утренней гимнастике (желательно на свежем воздухе), выполнению водных процедур (в летнее время купание в пруду). Педагог формулирует для родителей рекомендации: сделать для детей душевые установки во дворах, саду. Советы педагога выполнили многие родители, что позволяло детям с мая по сентябрь принимать душ. Причем, для многих детей это стало настолько прочной привычкой, что школьники обмывались водой по пояс, а в зимние месяцы, конечно, в комнате.
Особое внимание в школе Сухомлинского уделялось детям, у которых от природы был какой-нибудь недостаток (сутуловатость, непропорциональность в строении туловища, лица и др.). Таким школьникам настойчиво рекомендовались утренняя гимнастика с последующими водными процедурами. Философия такой помощи объяснялась тем, что человек должен быть не только здоровым, но и красивым; красота же неотделима от здоровья, от гармонического развития организма.
От питания в годы детства зависит гармония, пропорциональность частей тела, в частности, правильное развитие костной ткани и особенно грудной клетки. Многолетние наблюдения педагога убедили его в том, что при отсутствии в пище минеральных веществ и микроэлементов непропорционально развиваются отдельные части скелета, что на всю жизнь отражается на осанке человека. Чтобы не допустить этого ребенок должен получать полноценное витаминное питание в сочетании с минеральными веществами.
Наблюдения и специальные исследования, проведенные В. А. Сухомлинским в течение ряда лет, выявили тревожные тенденции утреннего питания детей: уходя в школу, 25% детей младшего возраста не завтракают, объясняя это тем, что им не хочется есть; 30% ‒ едят утром меньше половины того, что необходимо для нормального питания; 23 % школьников едят половину полноценного завтрака и только 22% ‒ завтракают так, как требуют нормы. После нескольких часов пребывания в классе у ребенка, не завтракавшего утром, сосет под ложечкой, появляется головокружение. Ребенок возвращается из школы, несколько часов он не ел, но настоящего, здорового аппетита у него нет (родители в этом случае часто жалуются, что дети не хотят есть простой здоровой пищи ‒ супа, борща, каши, молока; им хочется поесть «что-нибудь вкусное»).
Отсутствие аппетита является грозным бичом здоровья, источником разнообразных болезней и недомоганий. Главная причина данного явления заключена в многочасовом сидении в душном классе, однообразии умственного труда, отсутствие разнообразной деятельности на свежем воздухе и «кислородное голодание», потому что ребенок целый день дышит воздухом, насыщенным углекислотой. Многолетние наблюдения привели педагога-исследователя к еще одному неутешительному выводу: длительное пребывание ребенка в помещении, насыщенном углекислотой, ведет к заболеваниям желез внутренней секреции, играющих важную роль в пищеварении. Причем эти заболевания становятся хроническими и не поддаются никакому излечению. Серьезные заболевания органов пищеварения вызываются также и тем, что родители, стремясь пробудить аппетит, дают детям различные лакомства, в частности, сладости. Не допустить «кислородного голодания», составить реальный режим дня, добиваться его неукоснительного выполнения ‒ в этом заключалась одна из очень важных предпосылок заботы о здоровье. Поэтому родители школьников нуждались в медико-педагогическом просвещении по целому ряду вопросов: как готовить вкусную и здоровую пищу для детей, заготовлять на зиму побольше фруктов, богатых витаминами.
В школе В.А. Сухомлинского одно время было несколько семей пчел, и на зиму образовательное учреждение имело возможность полученный мед применять для питания малышей в школьной столовой. Благодаря тому, что дети большую часть суток находились на свежем воздухе, много двигались, трудились физически, не засиживались над учебниками сразу после школьных занятий, у них был прекрасный аппетит. Утром все ребята съедали полноценный завтрак; через 3 часа после ухода в школу (примерно через 2,5 часа после начала школьных занятий) обедали в школьной столовой, получая горячий суп или борщ с мясом, котлету, стакан молока, хлеб с маслом. После занятий обедали дома (через 3‒3,5 часа после школьного обеда). Вторую половину дня дети проводили на свежем воздухе ‒ дома или в школе. Только в дождь или метель они находились в помещении. Поэтому в гармоническом развитии ребенка все взаимосвязано.
В школе Сухомлинского сложилась традиция, что осенние, весенние и зимние каникулы дети всегда проводили на свежем воздухе, среди природы ‒ в походе, на привалах,
в лесу, в игре... Уже в первые зимние каникулы все дети вставали на лыжи, ходили в лес, катались с горок, строили снежный городок, сооружали ледяное колесо. В пионерском возрасте в лесу они проводили самые интересные сборы своего отряда. При этом важным источником здоровья детей был труд в зимнее время на свежем воздухе. При умеренном морозе (до минус 10°) 8-летние дети трудились раз в неделю по 2 часа, 9‒10-летние ‒ по 3 часа, 11-летние ‒ по 4 часа. При этом школьники обвязывали стволы деревьев камышом, переносили снег на маленьких носилках для защиты растений от холода и т.п. Труд на свежем воздухе становился прекрасным средством закаливания организма и предупреждения простудных заболеваний.
Летние каникулы дети проводили в походах, путешествиях по лугам, полям, лесам. Месяцы непосредственного общения с природой давали очень много и для укрепления здоровья, и для умственного развития малышей. После окончания 1 класса дети проводили август в колхозном саду и на пасеке. После окончания 2 класса ‒ на колхозном баштане. Август ‒ месяц щедрых даров природы, зенит расцвета ее красоты, время торжества труда. Воздух в это время становится особенно чистым, прозрачным, бодрящим, как будто настоянным на аромате скошенной пшеницы, созревающих дынь, винограда и яблок. На рубеже между летом и осенью воздух особенно насыщен фитонцидами, что чрезвычайно важно для закаливания детей, предрасположенных к легочным, простудным, ревматическим заболеваниям.
Сухомлинский-педагог справедливо отмечал, что забота о детском здоровье ‒ это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это ‒ забота о гармонической полноте физических и духовных сил, венцом которой выступает радость творчества. Поэтому педагог придавал важное значение спортивным играм. С помощью старшеклассников были оборудовали игровая площадка и качели. Дети увлеченно играли в настольный теннис, занимались метанием диска и мяча, лазанием по шесту и канату, все лето ходили босиком, не боялись дождя. В этом педагог видел особенно важное средство физической закалки. Если в первом ‒ втором классах были три случая простудных заболеваний детей, то в третьем и четвертом ‒ никто не болел.
Особенно важным педагог-новатор считал воспитание невосприимчивости к всевозможным простудным заболеваниям: в периоды резкого изменения погоды почти половина детей чихала. В школе была разработана система укрепления организма, которая начиналась с закаливания ног (при этом принималось во внимание общее состояние ребенка). Педагогический коллектив выработал наиболее рациональный режим: не приучать детей к тепличной обстановке; не проявлять излишних забот, ослабляющих защитные силы организма; по возможности ходить в летнюю пору босиком, купаться и обтираться мокрым полотенцем и др.
Особое место в медико-педагогической деятельности В.А. Сухомлинского занимало взаимодействие образовательного учреждения с семьями учеников. Для психолого-педагогического и лечебно-педагогического просвещения отцов и матерей была создана школа для родителей. В школе были организованы группы родителей по возрастным особенностям ребенка: будущих учеников (с ними учителя начинали работать за 3 года до поступления их детей в школу); группы родителей учеников начальной школы. По этому же принципу объединялись родители учеников 4‒5 классов, 6‒8 классов, 9‒10 классов. Цель деятельности школы для родителей состояла в предотвращении ошибок родителей в семейном воспитании ребенка, создании единого в ценностном понимании воспитательного и лечебно-педагогического пространства школы и семьи, психолого-педагогического и медико-педагогического просвещения родителей.
В ходе работы школы для родителей поднимались многие актуальные психолого-педагогических проблемы, среди которых в рамках медицинской педагогики нами выделяется тема здоровья и умственного развития ребенка. Большое внимание учителя, классные руководители уделяли проблеме наследственности: в популярно-разъяснительной форме учителя давали информацию о механизме наследственности, об умственных способностях ребенка, работе коры головного мозга, учебно-познавательной деятельности ученика, умственном развитии ребенка и влиянии на интеллект ребенка наследственных механизмов. Речь идет о наследственности. Умственные способности имеют материальную основу – мозг. И эта основа начинает формироваться в утробе матери. Сухомлинский называет врага детского здоровья – алкоголизм родителей. Именно у алкоголиков часто рождаются дети, которые в той или иной мере имеют отклонения, аномалии в развитии коры полушарий головного мозга. Чтобы родить неполноценного ребенка, не обязательно быть алкоголиком. Достаточно отцу и матери быть в состоянии сильного опьянения. Дети, зачатые в момент опьянения родителей, уже в зародыше несут страшные следы «зеленого змия». В одних случаях эти отклонения имеют ярко выраженный характер и ребенок растет умственно отсталым. В других случаях недостаточное развитие клеток коры полушарий менее выражено – клетки угнетенные, хилые, их функции нарушены. Такой ребенок очень медленно мыслит, у него плохая память. Всю жизнь этот человек вынужден нести тяжкое бремя легкомысленных родителей. Педагог подчеркивает, что дети, имеющие нарушения, отклонения, аномалии в умственном развитии, являются жертвами пьяных родителей.
В.А. Сухомлинского стала важнейшим элементом гармоничного развития, системообразующим фактором здоровья и сохранения жизни как высшей ценности; появилась система работы, обеспечивающая гармонию физической и духовной жизни, многогранной деятельности человека. Анатомо-физиологические процессы, происходящие в школьном возрасте, тесно связаны с духовной жизнью и формированием сознания, а физическая культура уже не может ограничиваться культурой тела и здоровья, а расширяет свое влияние на такие сферы человеческой личности, как жизненный идеал, моральные и эстетические критерии, самооценка индивида. Особое место в лечебно-педагогической деятельности педагога занимало взаимодействие образовательного учреждения с семьями учеников. Для психолого-педагогического и лечебно-педагогического просвещения отцов и матерей была создана школа для родителей, в которой рассматривались проблемные лечебно-педагогические вопросы, в том числе разрушительное влияние алкоголизма родителей на умственные способности ребенка.
Просветительская и организационно-педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского включала медико-педагогическую диагностику каждого ученика, что давало научно-методическое основание для рационального построения образовательно-воспитательного процесса в школе, социуме и семье; обеспечивало системную взаимосвязь учителей с медицинскими работниками и родителями, позволяло успешно управлять не только процессом обучения, воспитания, развития, образования, но и оздоровления учащихся. Педагогом были умело объединены в единое целое школьное и семейное закаливание ребенка; уроки физкультуры и внеклассная физкультурно-оздоровительная работа; школьный туризм и создание школьно-поселковой оздоравливающей инфраструктуры с посадкой разнообразных зеленых насаждений, привезенных из разных регионов страны; целенаправленная работа по повышению уровня гигиенической и медико-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, включая родителей школьников.
Цель исследования – анализ лечебно-педагогической деятельности В.А. Сухомлинского.
Задача исследования – отобразить принципы внедрения и использования медицин-ской педагогики В.А. Сухомлинского.
Методы исследования: анализ специальной и архивной литературы, творчества В.А. Сухомлинского.
Результаты исследования. Скрытые, замаскированные детской живостью, подвиж-ностью недомогания и заболевания часто являлись не болезнью, а отклонением от нормаль-ного состояния здоровья. Это позволило педагогу утверждать, что так называемое замедлен-ное мышление школьника часто является следствием общего его недомогания, которого не чувствует и сам ребенок, а не каких-то физиологических изменений.
У отдельных детей педагог замечал болезненно бледные лица, отсутствие аппетита. Попытки родителей улучшить питание ребенка вызывали у него реакцию на теле в виде прыщиков. В большинстве случаев причиной болезненного состояния являлось нарушение обмена веществ, которое возникает в результате длительного пребывания детей в помеще-нии. При этом нарушении ребенок терял способность к сосредоточенному умственному тру-ду. Особенно возрастало число недомоганий в период бурного роста организма и половой зрелости. Единственным радикальным лечением в таких случаях являлось изменение режима учебы и отдыха: более продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон при открытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъем, рациональное питание.
Дальнейшее изучение Сухомлинским лечебно-педагогических аспектов учебной дея-тельности показало, что некоторые дети на вид казались здоровыми. Однако при вниматель-ном изучении их урочной деятельности открывались их скрытые недуги и недомогания, свя-занные с очевидной учебной перегрузкой, стремлением учителя наполнить каждую минуту урока напряженным умственным трудом. «Ускоренный» темп учебной работы, по словам Сухомлинского, был порою непосилен даже для совершенно здоровых детей. При этом педа-гог формулирует показатели чрезмерного умственного напряжения школьников: у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся вялыми.
Родители этих детей обращали внимание на их плохой аппетит. В данной ситуации педагог убедил родителей в необходимости ежедневно закаливать организм школьников. Например, все родители согласились с рекомендацией посылать детей в жаркие дни в школу босиком, что для сельских и поселковых школьников было большой радостью. Кроме этого, с большим трудом педагогу удалось добиться того, чтобы родители не кутали детей, не надевали на них слишком теплой одежды «про запас», «на всякий случай».
Педагог постепенно укреплял здоровье детей, формировал у них правило ходьбы пешком. Так, в первые 3‒4 недели дети проходили ежедневно 2‒3 километра; во второй ме-сяц ‒ 4‒5; в третий ‒ 6. Быть в движении, считал педагог, ‒ одно из важных условий физиче-ской закалки. Поэтому при школе была выстроена игровая площадка, где было все необхо-димое для игр и развлечений на свежем воздухе. Многолетние наблюдения В.А. Сухомлин-ского за физическим развитием младших школьников убедили его в том, какую большую роль играет полноценное, здоровое питание ребенка. В пище многих детей не хватало важ-ных веществ, необходимых для укрепления организма, предотвращения простудных заболе-ваний и нарушений обмена веществ. Только в 8 семьях был мед, а мед педагог образно назы-вал «кусочком солнца на тарелке». В беседах с родителями он убеждал, какое большое зна-чение для здоровья детей имеет употребление меда. Поэтому сначала 13 родителей приобре-ли по одной ‒ две семьи пчел, а затем уже пчелы были в 23 семьях учащихся. Кроме этого, педагог посоветовал родителям запастись на зиму вареньем из шиповника, терна и других богатых витаминами плодов; убеждал в том, чтобы каждая семья на своем земельном участ-ке имела достаточное количество плодовых деревьев, особенно яблонь, чтобы всю зиму в рационе питания детей были фрукты.
Вместе с тем педагог эликсиром здоровья считал воздух, насыщенный фитонцидами злаковых растений - пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, а также луговых трав. Не случайно Су-хомлинский часто водил детей в поле, на луг подышат воздухом, настоянным на аромате хлебных растений. При этом педагог советовал родителям посадить под окном спальни ре-бенка несколько ореховых деревьев, которые насыщают воздух фитонцидами, убивающими многие болезнетворные микробы; запах ореха не переносят вредные насекомые; там, где есть орехи, нет мух и комаров.
Остро педагог ставил проблему плохого зрения детей. Наблюдения за многими деть-ми младшего возраста привели к выводу, что данная проблема не столько в переутомлении от чтения, сколько в неправильном режиме; что питание бедно витаминами; что ребенок не закаляется физически и легко поддается простудным заболеваниям. А некоторые заболева-ния, перенесенные в детстве, отражаются как раз на зрении человека. Правильный режим, полноценное питание, физическая закалка способны предохранить ребенка от заболеваний, дать ему счастье наслаждения красотой окружающего мира.
Годы педагогических наблюдений за детьми позволили В.А.Сухомлинскому выявить тенденцию: весной, начиная с марта, у всех детей ослабевает здоровье: ребенок как бы вы-дыхается, снижается сопротивляемость его организма простудным заболеваниям, падает ра-ботоспособность. Особенно это заметно в весенние месяцы, когда ухудшается зрение. Объ-яснение этим явлениям педагог находил в трудах медиков и психологов: в весенние месяцы резко изменяется ритм взаимодействия систем организма. Причина в том, что в организме исчерпывается запас витаминов, к весне дает о себе знать резкий спад активности солнечной радиации, и продолжительная напряженная умственная деятельность приводит нервную си-стему в состояние усталости. Данные объективные причины актуализировали поиск лечебно-педагогических средств помощи семьям школьников: родителям рекомендовалось больше запасать продуктов, богатых витаминами, специально для весенних месяцев; каждый сол-нечный день зимой и весной предлагалось максимально использовать для прогулок на све-жем воздухе.
Педагогу не давала покоя мысль, что в весенние месяцы напряженность умственного труда детей должна снижаться. Выход из данной ситуации педагог видел в разнообразии ум-ственной деятельности: как можно больше учебных занятий проводить не в классе, а среди природы, сочетать с физическим трудом. Постепенно это стало одним из основных правил обучения детей в весенние месяцы.
Появление в школе детей с особенностями психики заставило В.А. Сухомлинского применять в своей работе принципы медицинской педагогики. Такой подход позволил учи-телям щадить легко уязвимую болезненную психику ребенка; всем стилем, укладом школь-ной жизни отвлекать детей от мрачных мыслей и переживаний, пробуждать у них жизнера-достные чувства; ни при каких обстоятельствах не давать понять ребенку, что к нему отно-сятся, как к больному.
Особое место в медицинской педагогике В.А. Сухомлинский уделял детям с замед-ленным, угнетенным мышлением. При этом педагог предупреждал, что вялость, инертность клеток коры полушарий головного мозга надо так же вдумчиво и терпеливо лечить, как и за-болевание сердечной мышцы или кишечника. Но лечение это требует в тысячу раз большей осторожности и педагогического мастерства, глубокого знания индивидуальных особенно-стей каждого ребенка.
Лейтмотивом деятельности В.А. Сухомлинского выступала забота о здоровье как важнейшее направление деятельности учителя, потому что от жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. При этом забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Подавляющее большинство бесед с родителями, особенно в первые 2 года обучения детей в школе, ‒ это беседы о здоровье малышей, которые должны больше находиться на свежем воздухе, соблюдать режим дня, спать при открытой форточке.
Важным направлением оздоровительного просвещения родителей было приучение детей к утренней гимнастике (желательно на свежем воздухе), выполнению водных процедур (в летнее время купание в пруду). Педагог формулирует для родителей рекомендации: сделать для детей душевые установки во дворах, саду. Советы педагога выполнили многие родители, что позволяло детям с мая по сентябрь принимать душ. Причем, для многих детей это стало настолько прочной привычкой, что школьники обмывались водой по пояс, а в зимние месяцы, конечно, в комнате.
Особое внимание в школе Сухомлинского уделялось детям, у которых от природы был какой-нибудь недостаток (сутуловатость, непропорциональность в строении туловища, лица и др.). Таким школьникам настойчиво рекомендовались утренняя гимнастика с последующими водными процедурами. Философия такой помощи объяснялась тем, что человек должен быть не только здоровым, но и красивым; красота же неотделима от здоровья, от гармонического развития организма.
От питания в годы детства зависит гармония, пропорциональность частей тела, в частности, правильное развитие костной ткани и особенно грудной клетки. Многолетние наблюдения педагога убедили его в том, что при отсутствии в пище минеральных веществ и микроэлементов непропорционально развиваются отдельные части скелета, что на всю жизнь отражается на осанке человека. Чтобы не допустить этого ребенок должен получать полноценное витаминное питание в сочетании с минеральными веществами.
Наблюдения и специальные исследования, проведенные В. А. Сухомлинским в течение ряда лет, выявили тревожные тенденции утреннего питания детей: уходя в школу, 25% детей младшего возраста не завтракают, объясняя это тем, что им не хочется есть; 30% ‒ едят утром меньше половины того, что необходимо для нормального питания; 23 % школьников едят половину полноценного завтрака и только 22% ‒ завтракают так, как требуют нормы. После нескольких часов пребывания в классе у ребенка, не завтракавшего утром, сосет под ложечкой, появляется головокружение. Ребенок возвращается из школы, несколько часов он не ел, но настоящего, здорового аппетита у него нет (родители в этом случае часто жалуются, что дети не хотят есть простой здоровой пищи ‒ супа, борща, каши, молока; им хочется поесть «что-нибудь вкусное»).
Отсутствие аппетита является грозным бичом здоровья, источником разнообразных болезней и недомоганий. Главная причина данного явления заключена в многочасовом сидении в душном классе, однообразии умственного труда, отсутствие разнообразной деятельности на свежем воздухе и «кислородное голодание», потому что ребенок целый день дышит воздухом, насыщенным углекислотой. Многолетние наблюдения привели педагога-исследователя к еще одному неутешительному выводу: длительное пребывание ребенка в помещении, насыщенном углекислотой, ведет к заболеваниям желез внутренней секреции, играющих важную роль в пищеварении. Причем эти заболевания становятся хроническими и не поддаются никакому излечению. Серьезные заболевания органов пищеварения вызываются также и тем, что родители, стремясь пробудить аппетит, дают детям различные лакомства, в частности, сладости. Не допустить «кислородного голодания», составить реальный режим дня, добиваться его неукоснительного выполнения ‒ в этом заключалась одна из очень важных предпосылок заботы о здоровье. Поэтому родители школьников нуждались в медико-педагогическом просвещении по целому ряду вопросов: как готовить вкусную и здоровую пищу для детей, заготовлять на зиму побольше фруктов, богатых витаминами.
В школе В.А. Сухомлинского одно время было несколько семей пчел, и на зиму образовательное учреждение имело возможность полученный мед применять для питания малышей в школьной столовой. Благодаря тому, что дети большую часть суток находились на свежем воздухе, много двигались, трудились физически, не засиживались над учебниками сразу после школьных занятий, у них был прекрасный аппетит. Утром все ребята съедали полноценный завтрак; через 3 часа после ухода в школу (примерно через 2,5 часа после начала школьных занятий) обедали в школьной столовой, получая горячий суп или борщ с мясом, котлету, стакан молока, хлеб с маслом. После занятий обедали дома (через 3‒3,5 часа после школьного обеда). Вторую половину дня дети проводили на свежем воздухе ‒ дома или в школе. Только в дождь или метель они находились в помещении. Поэтому в гармоническом развитии ребенка все взаимосвязано.
В школе Сухомлинского сложилась традиция, что осенние, весенние и зимние каникулы дети всегда проводили на свежем воздухе, среди природы ‒ в походе, на привалах,
в лесу, в игре... Уже в первые зимние каникулы все дети вставали на лыжи, ходили в лес, катались с горок, строили снежный городок, сооружали ледяное колесо. В пионерском возрасте в лесу они проводили самые интересные сборы своего отряда. При этом важным источником здоровья детей был труд в зимнее время на свежем воздухе. При умеренном морозе (до минус 10°) 8-летние дети трудились раз в неделю по 2 часа, 9‒10-летние ‒ по 3 часа, 11-летние ‒ по 4 часа. При этом школьники обвязывали стволы деревьев камышом, переносили снег на маленьких носилках для защиты растений от холода и т.п. Труд на свежем воздухе становился прекрасным средством закаливания организма и предупреждения простудных заболеваний.
Летние каникулы дети проводили в походах, путешествиях по лугам, полям, лесам. Месяцы непосредственного общения с природой давали очень много и для укрепления здоровья, и для умственного развития малышей. После окончания 1 класса дети проводили август в колхозном саду и на пасеке. После окончания 2 класса ‒ на колхозном баштане. Август ‒ месяц щедрых даров природы, зенит расцвета ее красоты, время торжества труда. Воздух в это время становится особенно чистым, прозрачным, бодрящим, как будто настоянным на аромате скошенной пшеницы, созревающих дынь, винограда и яблок. На рубеже между летом и осенью воздух особенно насыщен фитонцидами, что чрезвычайно важно для закаливания детей, предрасположенных к легочным, простудным, ревматическим заболеваниям.
Сухомлинский-педагог справедливо отмечал, что забота о детском здоровье ‒ это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это ‒ забота о гармонической полноте физических и духовных сил, венцом которой выступает радость творчества. Поэтому педагог придавал важное значение спортивным играм. С помощью старшеклассников были оборудовали игровая площадка и качели. Дети увлеченно играли в настольный теннис, занимались метанием диска и мяча, лазанием по шесту и канату, все лето ходили босиком, не боялись дождя. В этом педагог видел особенно важное средство физической закалки. Если в первом ‒ втором классах были три случая простудных заболеваний детей, то в третьем и четвертом ‒ никто не болел.
Особенно важным педагог-новатор считал воспитание невосприимчивости к всевозможным простудным заболеваниям: в периоды резкого изменения погоды почти половина детей чихала. В школе была разработана система укрепления организма, которая начиналась с закаливания ног (при этом принималось во внимание общее состояние ребенка). Педагогический коллектив выработал наиболее рациональный режим: не приучать детей к тепличной обстановке; не проявлять излишних забот, ослабляющих защитные силы организма; по возможности ходить в летнюю пору босиком, купаться и обтираться мокрым полотенцем и др.
Особое место в медико-педагогической деятельности В.А. Сухомлинского занимало взаимодействие образовательного учреждения с семьями учеников. Для психолого-педагогического и лечебно-педагогического просвещения отцов и матерей была создана школа для родителей. В школе были организованы группы родителей по возрастным особенностям ребенка: будущих учеников (с ними учителя начинали работать за 3 года до поступления их детей в школу); группы родителей учеников начальной школы. По этому же принципу объединялись родители учеников 4‒5 классов, 6‒8 классов, 9‒10 классов. Цель деятельности школы для родителей состояла в предотвращении ошибок родителей в семейном воспитании ребенка, создании единого в ценностном понимании воспитательного и лечебно-педагогического пространства школы и семьи, психолого-педагогического и медико-педагогического просвещения родителей.
В ходе работы школы для родителей поднимались многие актуальные психолого-педагогических проблемы, среди которых в рамках медицинской педагогики нами выделяется тема здоровья и умственного развития ребенка. Большое внимание учителя, классные руководители уделяли проблеме наследственности: в популярно-разъяснительной форме учителя давали информацию о механизме наследственности, об умственных способностях ребенка, работе коры головного мозга, учебно-познавательной деятельности ученика, умственном развитии ребенка и влиянии на интеллект ребенка наследственных механизмов. Речь идет о наследственности. Умственные способности имеют материальную основу – мозг. И эта основа начинает формироваться в утробе матери. Сухомлинский называет врага детского здоровья – алкоголизм родителей. Именно у алкоголиков часто рождаются дети, которые в той или иной мере имеют отклонения, аномалии в развитии коры полушарий головного мозга. Чтобы родить неполноценного ребенка, не обязательно быть алкоголиком. Достаточно отцу и матери быть в состоянии сильного опьянения. Дети, зачатые в момент опьянения родителей, уже в зародыше несут страшные следы «зеленого змия». В одних случаях эти отклонения имеют ярко выраженный характер и ребенок растет умственно отсталым. В других случаях недостаточное развитие клеток коры полушарий менее выражено – клетки угнетенные, хилые, их функции нарушены. Такой ребенок очень медленно мыслит, у него плохая память. Всю жизнь этот человек вынужден нести тяжкое бремя легкомысленных родителей. Педагог подчеркивает, что дети, имеющие нарушения, отклонения, аномалии в умственном развитии, являются жертвами пьяных родителей.
В.А. Сухомлинского стала важнейшим элементом гармоничного развития, системообразующим фактором здоровья и сохранения жизни как высшей ценности; появилась система работы, обеспечивающая гармонию физической и духовной жизни, многогранной деятельности человека. Анатомо-физиологические процессы, происходящие в школьном возрасте, тесно связаны с духовной жизнью и формированием сознания, а физическая культура уже не может ограничиваться культурой тела и здоровья, а расширяет свое влияние на такие сферы человеческой личности, как жизненный идеал, моральные и эстетические критерии, самооценка индивида. Особое место в лечебно-педагогической деятельности педагога занимало взаимодействие образовательного учреждения с семьями учеников. Для психолого-педагогического и лечебно-педагогического просвещения отцов и матерей была создана школа для родителей, в которой рассматривались проблемные лечебно-педагогические вопросы, в том числе разрушительное влияние алкоголизма родителей на умственные способности ребенка.
Выводы
Просветительская и организационно-педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского включала медико-педагогическую диагностику каждого ученика, что давало научно-методическое основание для рационального построения образовательно-воспитательного процесса в школе, социуме и семье; обеспечивало системную взаимосвязь учителей с медицинскими работниками и родителями, позволяло успешно управлять не только процессом обучения, воспитания, развития, образования, но и оздоровления учащихся. Педагогом были умело объединены в единое целое школьное и семейное закаливание ребенка; уроки физкультуры и внеклассная физкультурно-оздоровительная работа; школьный туризм и создание школьно-поселковой оздоравливающей инфраструктуры с посадкой разнообразных зеленых насаждений, привезенных из разных регионов страны; целенаправленная работа по повышению уровня гигиенической и медико-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, включая родителей школьников.
MEDICAL-PEDAGOGICAL ASPECT OF ACTIVITY OF V. A. SUKHOMLINSKY IN THE MODERN CONTEXT
OF FORMING VALUABLE ATTITUDE OF A MAN TO HEALTH
OF FORMING VALUABLE ATTITUDE OF A MAN TO HEALTH
N.V. Kartashev
State University of Humanities and Technologies
Abstract. This work devoted of medical and pedagogical aspect of the V.A. Sukhomlinsky works, approaches and concepts of operations. Focus on what components in the education of chil-dren, the teacher felt it necessary to maintain the required level of health of students.
Key words: pedagogy; education; health; values.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Карташев Николай Васильевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики, Государственный гуманитарно-технологический университет, г.
Орехово-Зуево, E-mail: kartashev50post.ru
Список исп. литературыСкрыть список1. Пальцев А.И. Образ жизни и здоровье человека. ‒ Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. ‒ 340 с.
2. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. ‒ М.: Знание, 1978. ‒ 96 с.
3. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. ‒ М., 1979. ‒ Ч. 1. ‒ 352 с.
15 ноября 2015
Количество просмотров: 1685