Современные здоровьесберегающие технологии №01 2015
R.R. Halfina, M.N. Kislitsyn, G.V. Koshevets
Ufa Law Institute of Ministry of Internal Affairs
Abstract. Results of researches of cadet’s sensomotor skills, who are engaged in overcoming of an obstacle course with firing, and in particular, reactions to moving object are presented in this article. Cadets of the II course of the Ministry of Internal Affairs Ufa legal institute of Russia (n=158) took part in researches. Cadets were divided into 2 groups – control (KG) and experimental (EG) of group. Groups were completed following the results of control running of an obstacle course with firing. The experimental group included the cadets who had 2 and less misses when performing firing. The control group included the cadets who made more than 2 gaffes when per-forming firing. It is established that for athletes the following indicators are characteristic: fast and exact actions in the changing situation, ability to concentrate the attention on performance of a task is also long to keep high level.
Key words: cadets; an obstacle course with firing.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Халфина Регина Робертовна ‒ доктор биологических наук, профессор кафедры фи-зической подготовки, Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа. E-mail: riga23@mail.ru
Halfina Regina Robertovna ‒ doctor of biological Sciences, professor of chair of physical training of Ufa Law Institute of Ministry of Internal Affairs. E-mail: riga23@mail.ru
Кислицын М.Н. ‒ преподаватель кафедры физической культуры, Уфимский юриди-ческий институт МВД России, г. Уфа.
Kislitsyn M.N. ‒ lecturer of chair of physical training of Ufa Law Institute of Ministry of In-ternal Affairs.
Кошевец Г.В. ‒ преподаватель кафедры физической культуры, Уфимский юридиче-ский институт МВД России, г. Уфа.
Koshevets G.V ‒ lecturer of chair of physical training of Ufa Law Institute of Ministry of Internal Affairs.
Современные здоровьесберегающие технологии №01 2015
Показатели сенсомоторных реакций у курсантов, участвующих в полосе препятствий со стрельбой
Номера страниц в выпуске:55-59
Аннотация. В данной статье представлены результаты исследований сенсомоторных
качеств курсантов, занимающихся преодолением полосы препятствий со стрельбой, а в
частности, реакции на движущийся объект. В исследованиях приняли участие курсанты II
курса Уфимского юридического института МВД России (n=158). Курсанты были поделены
на 2 группы – контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. Группы комплектовались
по итогам контрольного забега полосы препятствий со стрельбой. В экспериментальную
группу вошли курсанты, имевшие 2 и менее промахов при выполнении стрельбы. В
контрольную группу вошли курсанты, совершившие более 2-х промахов при выполнении
стрельбы. Установлено, что для спортсменов-полосистов характерны следующие показатели:
высокий уровень антиципирующих способностей, быстрые и точные действия в меняющейся
обстановке, способность концентрировать и длительно удерживать внимание на выполнении
задачи.
Ключевые слова: курсанты; полоса препятствий со стрельбой; сенсомоторные каче-
ства.
Достижение высоких спортивных результатов неразрывно связано с эффективностью
управления подготовкой спортсменов. При этом одним из наиболее важных принципов по-
строения тренировочного процесса является соответствие нагрузок текущему функциональ-
ному состоянию. Для оценки функционального состояния спортсмена одним из наиболее
прогностических являются показатели, характеризующие функциональное состояние ЦНС.
Оптимальное функциональное состояние центральных регуляторных механизмов является
необходимым условием эффективной деятельности в экстремальных условиях, к которой
относится спорт высших достижений [4].
На сегодняшний день имеется ряд публикаций по изучению реакции на движущийся
объект у представителей различных видов спорта: горнолыжники, боксеры, теннисисты и др.
[5, 6, 11]. При этом вопросы изучения сенсомоторных качеств спортсменов, участвующих в
преодолении полосы препятствий носят фрагментарный характер.
Иногда определяющим фактором успешной спортивной специализации в различных
видах спорта является специфически проявляемая способность к зрительному и простран-
ственно-временному ориентированию. Она заключается в точном определении, своевремен-
ном изменении положения тела и осуществлении движения в нужном направлении, связана с
восприятием и переработкой пространственной и временной информации, поступающей из
внешней среды.
Для оценки пространственно-временного ориентирования используется тестирование
реакции на движущийся объект (РДО), представляющей собой разновидность сенсомотор-
ной реакции, в которой необходима экстраполяция – пространственно-временное предвиде-
ние, позволяющее определить, в какой точке и в какой момент окажется перемещающийся
объект. Существенно, что при тестировании РДО важна не абсолютная быстрота реагирова-
ния, а его своевременность [5].
При этом время сенсомоторных реакций является одним из наиболее простых, до-
ступных и в то же время достаточно точных нейрофизиологических показателей, отражаю-
щих динамику скорости нервных процессов, их переключения, уровень зрительно-моторной
координации, общий уровень работоспособности и активности ЦНС в различные периоды
спортивной подготовки [2, 7].
Целью нашей работы является изучение сенсомоторных реакций у курсантов, участ-
вующих в полосе препятствий со стрельбой.
Методы и организация исследования. В исследованиях приняли участие курсанты
II курса Уфимского юридического института МВД России (n=158). Курсанты были поделены
на 2 группы – контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. Группы комплектовались
по итогам контрольного забега полосы препятствий со стрельбой. В экспериментальную
группу вошли курсанты, имевшие 2 и менее промахов при выполнении стрельбы. В кон-
трольную группу вошли курсанты, совершившие более 2-х промахов при выполнении
стрельбы.
Для определения реакции на движущийся объект проводили на аппаратно-
программном комплексе «НС-ПсихоТест».
Сущность реакции на движущийся объект состоит в том, что сигнал, с которым связа-
но ответное действие, не фиксирован на месте, а движется с определенной скоростью. При
помощи РДО оцениваются точность реагирования, склонность к риску, уравновешенность
процессов возбуждения и торможения, функциональное состояние и работоспособность
ЦНС. Определялось среднее время реакции (мс).
Реализация методики. На экране монитора изображен круг. Со скоростью один оборот
в секунду красная заливка заполняет его диаметр. Испытуемому предлагается нажать на
кнопку зрительно-моторного анализатора в момент совмещения красной заливки с чертой,
которая постоянно меняет угол расположения, что предотвращает привыкание к условиям
задачи. Время точных, запаздывающих и опережающих реакций характеризует уравнове-
шенность нервных процессов.
Статистическую обработку результатов исследования осуществляли с помощью
специального программного обеспечения ‒ «Attestat». Графический анализ полученных
результатов проводили с помощью табличного процессора Excel офисного пакета Microsoft
Office 2010. Оценку достоверности различий исследуемых показателей осуществляли,
используя методы непараметрической и параметрической статистики (критерии Вилкоксона
и Манна-Уитни).
Результаты и их обсуждение. В таблице 1 представлены результаты исследования ре-
акции на движущийся объект курсантов контрольной и экспериментальной групп.
Как видно из полученных результатов установлено, что как в контрольной, так и в
экспериментальной группе среднее время реакции имеют отрицательные значения, т.е. кур-
санты-спортсмены имеют опережающую реакцию на сенсорный сигнал. В то же самое время
в экспериментальной группе количество точных реакций достоверно значимо выше резуль-
татов, показанных спортсменами контрольной группы. Также в контрольной группе досто-
верно выше показатели количества опережений и запаздываний на предъявление сенсорного
стимула. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что спортсмены
контрольной группы при предъявлении стимула «торопятся», тем самым совершают боль-
шее количество ошибок. Результаты, показанные спортсменами экспериментальной группы,
свидетельствуют о высоком уровне антиципации, что проявляется в способности принимать
решения и действовать с определенным временно-пространственным упреждением в отно-
шении ожидаемого события.
Согласно исследованиям Ю.В. Корягиной и В.В. Вернер (2004) наименьшие величины
времени РДО были у лиц, занимающихся восточными единоборствами (0,055±0,002 с), фут-
болом (0,067±0,0081с), баскетболом и волейболом (0,071±0,009 с), боксом (0,076±0,014 с) и
греко-римской борьбой (0,083±0,001с), затем следовали лыжники (0,093±0,001 с), хоккеисты
(0,088±0,019 с), фехтовальщики (0,09±0,04 с), гиревики (0,096±0,02 с), пловцы (0,101±0,008
с), гимнасты (0,108±0,020с), легкоатлеты (0,110±0,020 с), тяжелоатлеты (0,109±0,024 с),
конькобежцы (0,126±0,016 с). Следовательно, наиболее точно выполняют тест на РДО
спортсмены ситуационных видов спорта, а наименее точно - циклических и ациклических
видов.
Одновременно, реализация сенсомоторной реакции связана с формированием доста-
точно сложной функциональной системы, включающей различные звенья, количество и сте-
пень вовлеченности которых зависит от типа осуществляемой реакции [7]. В настоящее вре-
мя сенсомоторные реакции человека рассматриваются как производные сложных психоэмо-
циональных функциональных систем и включают в себя следующие звенья: зрительный,
кожно-кинестетический, слуховой анализаторы; нижнетеменные ассоциативные области ко-
ры; корковые зоны, связанные с функцией речи; ретикулярные образования ствола мозга и
структуры заднего гипоталамуса; лимбическую систему; лобные ассоциативные зоны коры.
Установлено, что структура и уровень напряжения компонентов функциональных си-
стем зависит от типа осуществляемой сенсомоторной реакции [4], а её выполнение связано с
определёнными волевыми усилиями, и отражает уровень неспецифической и специфической
активации ЦНС [3]. При этом выявлена зависимость скорости и точности показателей от
устойчивости внимания, предстартовой установки испытуемого, эмоциональных факторов,
тревоги, нервно-эмоционального напряжения и экстремальных условий деятельности [4]. В
связи с этим целью настоящего исследования явилось изучение особенностей сенсомотор-
ных реакций у спортсменов в период учебно-тренировочных сборов.
Выводы.
Таким образом, для спортсменов-полосистов характерны следующие показатели: вы-
сокий уровень антиципирующих способностей, быстрые и точные действия в меняющейся
обстановке, способность концентрировать и длительно удерживать внимание на выполнении
задачи.
Полученные в исследовании данные позволяют определить модельные характеристи-
ки курсантов-полосистов по психомоторным показателям. Данные могут быть использованы
в системе спортивного отбора. Также отметим, что систематическое психофизиологическое
обследование спортсменов в годичном тренировочном цикле позволит прослеживать дина-
мику их психоэмоционального состояния (напряжение, утомление и др.) и своевременно
вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс для повышения эффективности сорев-
новательной деятельности.
Считаем целесообразным не ограничиваться выявлением модельных характеристик
сильнейших спортсменов-полосистов, а определить диапазон отклонений от "идеальных"
показателей, построить индивидуальные профили ведущих спортсменов, что позволит раз-
рабатывать психологически обоснованные программы учебно-тренировочного процесса и
максимально реализовать потенциал каждого спортсмена.
INDICATORS OF SENSORIMOTOR REACTIONS OF THE CADETS PARTICIPATING IN THE OBSTACLE COURSE WITH SHOOTING
R.R. Halfina, M.N. Kislitsyn, G.V. Koshevets
Ufa Law Institute of Ministry of Internal Affairs
Abstract. Results of researches of cadet’s sensomotor skills, who are engaged in overcoming of an obstacle course with firing, and in particular, reactions to moving object are presented in this article. Cadets of the II course of the Ministry of Internal Affairs Ufa legal institute of Russia (n=158) took part in researches. Cadets were divided into 2 groups – control (KG) and experimental (EG) of group. Groups were completed following the results of control running of an obstacle course with firing. The experimental group included the cadets who had 2 and less misses when performing firing. The control group included the cadets who made more than 2 gaffes when per-forming firing. It is established that for athletes the following indicators are characteristic: fast and exact actions in the changing situation, ability to concentrate the attention on performance of a task is also long to keep high level.
Key words: cadets; an obstacle course with firing.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Халфина Регина Робертовна ‒ доктор биологических наук, профессор кафедры фи-зической подготовки, Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа. E-mail: riga23@mail.ru
Halfina Regina Robertovna ‒ doctor of biological Sciences, professor of chair of physical training of Ufa Law Institute of Ministry of Internal Affairs. E-mail: riga23@mail.ru
Кислицын М.Н. ‒ преподаватель кафедры физической культуры, Уфимский юриди-ческий институт МВД России, г. Уфа.
Kislitsyn M.N. ‒ lecturer of chair of physical training of Ufa Law Institute of Ministry of In-ternal Affairs.
Кошевец Г.В. ‒ преподаватель кафедры физической культуры, Уфимский юридиче-ский институт МВД России, г. Уфа.
Koshevets G.V ‒ lecturer of chair of physical training of Ufa Law Institute of Ministry of Internal Affairs.
Список исп. литературыСкрыть список1. Афоньшин В.Е., Роженцов В.В. Технология тестирования реакции на движущийся
объект // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –
2015. – № 9 – С. 207-209 URL:
www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=7292 (дата обращения:
11.10.2015).
2. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе / Л.М. Вайнштейн. ‒ М.:ДОСААФ,
1981. ‒ 142 с.
3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. ‒ СПб.: Питер-
Пресс. 2005. ‒ 412 с.
4. Караулова Н.И. Возможности использования реакции на движущийся объект в
оценке результатов тренировки // Физиология человека. ‒ 1982. ‒ Т. 8, № 4. ‒ С. 653-
660.
5. Корягина Ю.В. Развитие специфических видов сенсомоторных реакций в трениро-
вочном процессе бадминтонистов // Омский научный вестник. – 2008. – № 1–63. –
С. 142–144.
6. Корягина Ю.В., Вернер В.В. Особенности временных характеристик у занимаю-
щихся различными видами спорта // Теория и практика физической культуры. ‒
2004. ‒ №12. (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2004n12/p37-38.htm).
7. Лисовский А.Ф. Контроль уровня и динамики показателей специфических зритель-
но-моторных реакций у спортсменов-горнолыжников с применением компьютерной
методики // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. ‒ 2010. ‒ №9 (67). ‒
С. 70-75.
8. Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортс-
мена / Н.Б. Стамбулова // Спортивная психология в трудах отечественных специа-
листов; сост. и общ. ред. И.П. Волкова. ‒ СПб.: Питер, 2002. ‒ С. 64-72.
9. Сурнина О.Е., Лебедева Е.В. Половые и возрастные различия времени реакции на
движущийся объект у детей и взрослых // Физиология человека. ‒ 2001. ‒ Т. 27, № 4.
‒ С. 56-60.
10. Халфина Р.Р., Кислицын М.Н., Лебедев В.Н. Психомоторные качества курсантов
как критерий отбора для участия в служебно-прикладных видах спорта // Современ-
ные проблемы науки и образования. - 2014. ‒№ 6. - С. 1383.
11. Шаяхметова Э.Ш. Динамика сенсомоторного реагирования и чувства времени в
процессе адаптации боксеров к тренировочным нагрузкам // Вестник Башкирского
университета. ‒ 2012. ‒ Т. 17. ‒ № 1. ‒ С. 86-88.