Современные здоровьесберегающие технологии №01 2015

Современное нормативно-правовое обеспечение адаптивного спорта в российской федерации

Номера страниц в выпуске:60-66
Аннотация. В статье представлен анализ нормативных и правовых документов,
регламентирующих деятельность в области адаптивного спорта. Подтвержден низкий
уровень нормативно-правового обеспечения адаптивного спорта.
Ключевые слова: адаптивный спорт; нормативные правовые акты; управление
подготовкой спортсменов; права лиц с ограниченными возможностями.


Сфера современного спорта включает в себя различные компоненты: управление; от-
бор и систему подготовки спортсменов; материально-техническое и финансовое обеспече-
ние; подготовку кадров; научное, методическое, нормативное, программное, идеологическое,
медицинское обеспечение и многое другое.
Большинство исследований в области спортивной подготовки лиц с ограниченными
возможностями посвящено изучению частных прикладных вопросов, а организационно-
методические аспекты управления подготовкой остаются малоизученными и не системати-
зированы. В частности, недостаточно разработано нормативно-правовое обеспечение адап-
тивного спорта [8, 9, 10, 13].
Цель исследования: провести анализ нормативно-правового обеспечения адап-
тивного спорта в Российской Федерации.
Для решения поставленной цели использовался анализ документальных материа-
лов и анкетный опрос 105 специалистов в области адаптивного спорта.
Результаты и их обсуждение. В Российской Федерации система нормативных право-
вых актов об адаптивной физической культуре и адаптивном спорте включает четыре группы
документов:
первая группа – нормативные акты федеральных органов государственной власти:
Конституция и федеральные законы РФ, а также указы и распоряжения Президента России;
они обладают высшей юридической силой;
вторая группа – нормативные акты (постановления и решения) о физической культуре
и спорте федеральных органов государственного управления, имеющие подзаконный харак-
тер (постановления Правительства, Министерства спорта РФ, Министерства образования и
науки РФ и т. д.);
третья группа – законы и подзаконные акты субъектов РФ – республик в составе Рос-
сии, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
четвертая группа нормативных актов – постановления и решения органов местного
самоуправления.
Структура законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте
представлена на рисунке 1.
2016-08-26_17-57_szt 01_2015.pdf(4).jpg
В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года «О физической куль-
туре и спорте в Российской Федерации» вопросы развития адаптивного спорта и адаптивной
физической культуры относятся к компетенции Министерства спорта России, органов ис-
полнительной власти субъектов Российской Федерации, Паралимпийского комитета России,
Сурдлимпийского комитета России, спортивных федераций, союзов, научных организаций,
осуществляющих исследования в области физической культуры и спорта [12].
Среди основных принципов законодательства о физической культуре и спорте, уста-
новленных в Федеральном законе от 4 декабря 2007 года можно выделить следующие: обес-
печение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, как к необхо-
димым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей
личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и
групп населения; единство нормативной правовой базы в области физической культуры и
спорта на всей территории Российской Федерации; содействие развитию физической культу-
ры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп насе-
ления, нуждающихся в повышенной социальной защите [12].
Согласно статье 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 года к полномочиям Рос-
сийской Федерации в области физической культуры и спорта в числе прочих относятся: раз-
работка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта,
принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Фе-
дерации; организация и проведение всероссийских спортивных соревнований инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований
указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, а также подготовка
к таким спортивным соревнованиям; материально-техническое обеспечение, в том числе
обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-
биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд
Российской Федерации; организация строительства и реконструкции объектов спорта; орга-
низация научных исследований в области физической культуры и спорта; содействие разви-
тию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и
профессионального спорта; учреждение государственных наград Российской Федерации,
иных наград и почетных званий, премий и других форм поощрения Российской Федерации в
области физической культуры и спорта; осуществление пропаганды физической культуры,
спорта и здорового образа жизни.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физиче-
ской культуры и спорта относится реализация мер по развитию физической культуры и
спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической
культуры и адаптивного спорта в субъектах Российской Федерации. Данной статьей также
предусмотрено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся
достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры
и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Паралимпийских игр и
Сурдлимпийских игр. Анализ показал, что данное право фактически не реализуется субъек-
тами Российской Федерации [1, 4, 8, 10].
Согласно статье 31 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ физическая
реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов,
физкультурно-спортивных организациях. Адаптивная физическая культура является частью
физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабили-
тации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а спорт инвалидов (адап-
тивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основой развития спорта инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья являются принципы приоритетности, массового
распространения и доступности занятий спортом. Для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях,
организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адап-
тивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обуча-
ющихся. Министерством спорта России, органы исполнительной власти субъектов Россий-
ской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объедине-
ниями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможно-
стями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта с помо-
щью деятельности физкультурно-спортивных организаций. Кроме того, Министерство спор-
та России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местно-
го самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-
спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и
спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здо-
ровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-
юношеские клубы физической подготовки [1, 4].
Согласно статье 12 Федерального закона от 4 декабря 2007 года паралимпийское дви-
жение России, возглавляемое Паралимпийским комитетом России, и сурдлимпийское дви-
жение России, возглавляемое Сурдлимпийским комитетом России, – части международного
паралимпийского движения и международного сурдлимпийского движения, целями которых
являются содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограничен-
ными возможностями здоровья, укрепление международного сотрудничества в указанной
сфере, участие в Паралимпийских играх и Сурдлимпийских играх. Паралимпийский комитет
России и Сурдлимпийский комитет России осуществляют свою деятельность в соответствии
с Федеральным законом от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», уставами
соответствующих международных спортивных организаций, а также в соответствии со сво-
ими уставами.
Таким образом, вышеизложенные нормы и положения Федерального закона «О физи-
ческой культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривают распределение полно-
мочий и расходных обязательств между Министерством спорта России и органами исполни-
тельной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации в части поддержки адап-
тивной физической культуры и адаптивного спорта. Однако в указанных нормах не усматри-
вается четкого механизма их реализации, обеспечивающего правовую, экономическую и со-
циальную основу государственной поддержки адаптивной физической культуры и адаптив-
ного спорта в Российской Федерации.
К другим нормативно-правовым документам в сфере адаптивной физической культу-
ры и адаптивного спорта относятся:
– Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской
системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития де-
тей, подростков и молодежи» [5].
– Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 2002 года № 692 «О стипендиях
Президента Российской Федерации спортсменам - членам спортивных сборных команд Рос-
сийской Федерации и их тренерам, чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпий-
ских игр и чемпионам Сурдлимпийских игр, входившим в состав сборных команд СССР и
(или) Российской Федерации» [11].
– Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 7 «О Федеральной целевой
программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015
годы» [5,6].
– Распоряжения Правительства Российской Федерации «О вознаграждении спортсме-
нам-инвалидам по результатам их выступлений на Паралимпийских и Сурдлимпийских иг-
рах» от 6 августа 2008 года № 1124-р; от 8 октября 2009 года № 1468-р.
– Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на пе-
риод до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07
августа 2009 г. № 1101-р [7].
– Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополне-
ние к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Рос-
сийской Федерации от 12.12.2006г. №СК-02-10/3685). Согласовано с Министерством образо-
вания и науки Российской Федерации (письмо № ИК-343/06 от 06.03.2008) [3].
– Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда тренеров-
преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и подго-
товку спортсменов высокого класса в образовательных учреждениях в области спорта инва-
лидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны Министерством спорта,
туризма и молодежной политики Российской Федерации. Согласованы с Минобрнауки Рос-
сии (письмо № МД-213/19 от 01.03.2011), субъектами Российской Федерации (№ ПК-02-
10/248 от 21.01.2011), Паралимпийским и Сурдлимпийским комитетами России, общерос-
сийскими федерациями спорта инвалидов [12].
– Порядок формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образова-
тельных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обо-
значения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования «Олимпийский»,
«Паралимпийский», «Olympic», «Paralympic» и образованные на их основе слова и словосо-
четания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским коми-
тетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организа-
циями (утвержден приказом Минспорттуризма России от 05.05.2010 № 420/1) [12].
– Методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности
при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения, с учетом
факторов, препятствующих доступности услуг в сфере спорта и туризма. Разработаны Мин-
спорттуризмом России в соответствие с Государственной программой «Доступная среда на
2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
17 марта 2011 г. № 175. Согласованы с общероссийскими федерациями спорта инвалидов,
субъектами Российской Федерации (№ ПК-02-10/7074 от 05.12.2011) [6].
Модельный закон «О паралимпийском спорте» принят на тридцать первом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление №
31-13 от 25 ноября 2008 года) [2].
Настоящий Закон имеет своей целью установление общих правовых, экономических и
социальных основ деятельности в области паралимпийского спорта, а также определение ос-
новных принципов законодательства о паралимпийском спорте, осуществляемых в государ-
ствах – участниках Содружества Независимых Государств. Закон носит рекомендательный
характер. Сферой его действия является регулирование правовых отношений, возникающих
в области паралимпийского спорта между государством, муниципальными образованиями,
общественными объединениями, физическими лицами и иными субъектами права.
В основу модельного закона были положены Стандартные правила обеспечения рав-
ных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объеди-
ненных Наций на ее сорок восьмой сессии 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96), Свод
Правил, в том числе Конституция Международного паралимпийского комитета, другие ос-
новополагающие документы в области паралимпийского спорта и прав инвалидов.
Предметом модельного закона являются правоотношения в сфере паралимпийского
спорта, возникающие при [2]:
– обеспечении прав инвалидов на равный доступ к занятиям спортом;
– создании необходимых условий для развития паралимпийского спорта;
– осуществлении организационной, хозяйственной и иной деятельности физических и
юридических лиц в области паралимпийского спорта;
– организации международного сотрудничества;
– разграничении полномочий в области паралимпийского спорта между государ-
ственными органами исполнительной власти, включая региональные, и органами местного
самоуправления, с одной стороны, и между ними и общественными организациями (нацио-
нальным паралимпийским комитетом, национальными спортивными федерациями по пара-
лимпийским видам спорта, спортивными клубами инвалидов), с другой стороны.
В заключении необходимо отметить, что недостаточный уровень нормативно-
правового обеспечения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта сдерживает
оптимальную управляемость, целенаправленность и гарантированность системы адаптивно-
го спорта, препятствует разработке долговременной программы развития этой системы;
определяет не стабильность ресурсного обеспечения спортивной системы в целом и на этой
основе совершенствование средств и методов руководства адаптивным спортом.
Кроме того, анкетный опрос специалистов по адаптивному спорту отметили низкий
уровень нормативно-правовой базы (2,9±0,2 баллов по десятибалльной шкале) в России на
современном этапе.

Выводы.

Анализ нормативно-правового обеспечения адаптивного спорта показал несовершен-
ство нормативно-правовой базы на всех уровнях, которое сдерживает организационно-
управленческое, материально-техническое и экономическое развитие системы Паралимпий-
ского, Сурдлимпийского и Специального олимпийского движения. В нормативных актах не-
достаточно разработаны нормы по поддержке спортсменов с ограниченными возможностя-
ми, а имеющиеся, характеризуются ведомственной несогласованностью, носят разрозненный
характер, что не позволяет в должном объеме оказывать государственную поддержку
спортсменам с особыми потребностями и повышать их социальный статус.
MODERN NORMATIVE-LEGAL SUPPORT OF ADAPTIVE SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

V.V. Cheshikina, O.N. Nikiforova

V.V. Seleznev

Russian state agrarian University – Moscow agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia

Abstract. In the article the analysis of normative and legal documents regulating activity in the field of adaptive sports. Confirmed low level of regulatory support adaptive sports.
Key words: adaptive sports; normative legal acts; management of training of athletes; the rights of persons with disabilities.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Чешихина Валентина Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, заве-дующая кафедрой физической культуры, Российский государственный аграрный универси-тет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, г. Москва. e-mail: olganikiforova2014@yandex.ru

Cheshikina Valentina Viktorovna – doctor of pedagogical sciences, professor, head of de-partment of physical culture, Russian state agrarian university – Moscow agricultural academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ru

Никифорова Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент ка-федры физической культуры, Российский государственный аграрный университет – Москов-ская сельскохозяйственная академия имени К.А.Тимирязева, г. Москва. Е-mail: olganikifo-rova2014@yandex.ru

Nikiforova Olga Nikolaevna – candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical culture, Russian state agrarian university – Moscow agricultural academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ru

Селезнев Виктор Викторович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры фи-зической культуры, Российский государственный аграрный университет – Московская сель-скохозяйственная академия имени К.А.Тимирязева, г. Москва. E-mail: olganikifo-rova2014@yandex.ru

Seleznev Viktor Viktorovich – candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of physical culture, Russian state agrarian University – Moscow agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Абрамова Л.П. Нормативные и руководящие документы по реабилитации
инвалидов по зрению средствами физической культуры и спорта. – М.: Советский
спорт, 2005. – 376 с.
2. Модельный закон «О паралимпийском спорте» (принят на тридцать первом
пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей государств – участников
СНГ, постановление № 31-13 от 25 ноября 2008 г.) // Интернет, Паралимпийский
комитет России.
3. Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
(дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности
спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 г. №СК-02-10/3685) //
Интернет, сайт министерства спорта РФ.
4. Отчет министра спорта, туризма и молодежной политики – итоги работы за 2010 год
65
// Интернет, Сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики.
5. Постановление правительства РФ от 11 января 2006 года № 7 «О Федеральной
целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006-2015 годы» // Интернет, Консультант+.
6. Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года, № 175
«О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011-
2015 годы» // Интернет, Консультант+.
7. Распоряжение правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития
физической культуры и спорта на период до 2020 года» // Интернет, ИнфоСпорт.
8. Селезнев В.В. Основы правового регулирования деятельности детско-юношеских
спортивных школ в Российской Федерации // Человеческий капитал. – 2010. –
№10(22). – С. 168-170.
9. Селезнев В.В., Никифоров Д.Е. Стратегия подготовки спортивного резерва в
адаптивном спорте на современном этапе развития России // Человеческий капитал.
– 2011. – № 11(35). – С. 192-194.
10. Селезнев В.В. Основы правового регулирования деятельности детско-юношеского
спорта в Российской Федерации // Социальная политика и социология. – 2011. - №1.
– С. 174-182.
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 2008 г. N 1733 "О внесении
изменений в Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 2003 г. N 1423 "О
стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам – членам
сборных команд России по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта и их
тренерам"// «Российская газета» - федеральный выпуск № 4810 от 11 декабря 2008 г.
12. Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации» // Интернет, Информационно-правовой портал.
Чешихина В.В., Никифорова О.Н., Селезнев В.В., Чешихин В.А. Инновационные
технологии реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья средствами
адаптивной физической культуры: монография. – М.: Изд-во РГСУ, 2012. – 170 с.
Количество просмотров: 1582
Предыдущая статьяПоказатели сенсомоторных реакций у курсантов, участвующих в полосе препятствий со стрельбой
Прямой эфир