Современные здоровьесберегающие технологии №01 2016

Оценка физического развития студентов государственногогуманитарно – технологического университета методоминдексов

Номера страниц в выпуске:14-20

Аннотация.
Данная работа посвящена оценке уровня физического развития студентов 1 курсов государственного гуманитарно-технологического университета. В исследовании приняли участие 100 студентов различных факультетов университета. В качестве оценки физического развития студентов использовались методы индексов, основанные на антропометрических профилях исследуемых, а также функциональных особенностях систем обеспечения
Ключевые слова: развитие, индекс, методы, антропометрия, здоровье, студент, подготовленность

Постановка проблемы.
Занятия физическими упражнениями являются эффективным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека
Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. K первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). Кроме того, к основным показателям физического развития относят определение соотношения «активных» и «пассивных» тканей тела (тощая масса,общее количество жира) и других показателей состава тела. K дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, окружность шеи, размер живота, талии, бедра и голени, плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук

Анализ последних публикаций.
Неоспоримо, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать трудности. Известно,что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды, природно-климатических условий. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов показа что влияние экологических факторов на здоровье человека оцениваем примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические факторы, на долю организации здравоохранения отводится 10%. 50-55% удельного веса факторов, обусловливающих здоровье населения, составляет образ жизни человека [2]
В XX веке естественная смена поколений проходила и проходит в сложных экологических, экономических и политических условиях, что отрицательно сказывается на здоровье и ухудшает генофонд нации. Ежегодно в России регистрируется от 33 до 44 млн. инфекционных заболеваний. Экономические потери от инфекционных заболеваний составляют ежегодно около 15 млрд. рублей
Растет число больных новорожденных детей, 20% детей дошкольного возраста страдает хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются практически здоровыми. За последние 10 лет число здоровых девушек - выпускниц школ уменьшилось с28,3% до 6,3%, т. е. более чем в 3 раза. Соответственно с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери - носительницы генофонда нации. За последние 6 лет годность к воинской службе при призыве упала почти на20%
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного и неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма
Пренебрежительное отношение к здоровью, незнание и нежелание вести здоровый образ жизни говорит о болезни общества, его экономики, экологии, производства, социального быта и здравоохранения. Чтобы сохранить главную ценность жизни - здоровье человека, его надо оберегать смолоду. Исследования по оценке уровня здоровья детей и подростков позволяют понимать и находить причины заболеваемости
Физическое развитие - это изменение форм и функций организма человека в течении его жизни. Определить уровень и особенности физического развития можно с помощью антропометрии. Антропометрия – это система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела. Эти измерения проводятся по общей методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряют:рост, вес, окружность шей, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени,сила мышц кисти, и т.д. Уровень физического развития оценивается с помощью 3 методов:антропометрических стандартов, корреляции, индексов
Антропометрические стандарты - среднее значение признаков физического развития,полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу. Средние величины таких признаков определяются методом математической статистики
Индексы физического развития – показатели физического развития, представляющие соотношение различие антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах. Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс является величиной соотношения двух или нескольких антропометрические признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков [1, 3]
Цель работы: оценка физического развития студентов Государственного гуманитарно-технологического университета
Задачи:
1.Изучить антропометрический профиль студентов 1 курса Государственного гуманитарно-технологического университета
2. Определить уровень физического развития студентов с помощью метода индексов
Объект исследования: физическое развитие студентов 1-ого курса
Предмет исследования: антропометрические компоненты физического развития студентов
 :Антропометрические. Медико-биологические. Математические. В ходе исследования были обследованы 100 студентов 1 курса разных факультетов Государственного гуманитарно-технологического университета, из которых 60 человек – девушки, 40 человек – юноши, все исследуемые находились в возрасте от 18 до 20 лет. Исследования проводились в первом полугодии 2014-2015 учебного года, с 9.00 до 10.00, выполнялись все правила для проведения антропометрических исследований. Спортсмены в исследованиях участия не принимали, абсолютное большинство студентов не занимались регулярной двигательной активностью
В основу исследований была положена следующая гипотеза: показатели телосложения студентов 1 курса не противоречат признакам процесса акселерации наблюдаемого в современном мире
Результаты исследования. Первым этапом исследования было определение роста,веса, кистевой динамометрии, жизненной емкости легких, экскурсии, все данные предоставлены на таблице 1
2016-08-29_22-55_szt 01_2016.PDF(2).jpg

Анализируя результаты исследования, предоставленные на таблице 1 можно с уверенностью сказать, что показатели роста и веса в среднем соответствуют возрастным нормам. Показатель жизненной емкости легких является низким, как у девушек, так и у юношей,что указывает на то, что студенты не занимались регулярно двигательной активностью
Средние показатели кистевой динамометрии указывают на низкий уровень развития мышечной системы исследуемых юношей и средний уровень развития мышечной системы девушек
Показатели экскурсии грудной клетки у девушек и юношей ниже нормы. Проводя обобщенный анализ показателей, представленных в таблице 1 можно сказать про низкий уровень развития системы внешнего дыхания и мышечной системы юношей, низкий уровень развития системы внешнего дыхания у девушек, все эти данные указывают на недостаточный уровень физической активности студентов, поступивших на первый курс университета. Данные результаты можно оправдать активной подготовкой будущих студентов к ЕГЭ, что ведет к значительному ограничению двигательной активности и уделению большого количества времени на изучение предметной деятельности, необходимой при сдаче экзаменов, вторым фактором является стрессовая ситуация выпуска из школы и поступления в университет, что у многих студентов также отбивает занимается физическими упражнениями
Таблица 2 предоставляет данные, которые характеризуют уровень физического развития, путем использования метода индексов. В данной таблице предоставлены данные по относительной силе мышц – сгибателей запястья, индекс Кетле, индекс Ливи и индекс Эрисмана
2016-08-29_22-55_szt 01_2016.PDF(3).jpg


Анализируя показатели, указанные в Таблице 2, можно констатировать низкий уровень развития силовых возможностей у юношей и чуть заниженный уровень силовых возможностей у девушек. Вдаваясь в подробности отметим, что нормальный уровень развития мышц кисти имеет приблизительно 40% юношей и 80% девушек, что указывает на очень низкую силовую подготовленность именно юношей. Показатели индекса Кетле говорят о среднестатистическом соответствии исследуемой выборки нормам, но отметим, что приблизительно 80% юношей имеют нормальные росто-весовые показатели, у девушек этот процент составляет 85%, превышение массы тела наблюдается у 12% юношей и 6% девушек,чересчур низкая масса тела наблюдается в 2% у юношей и 5% девушек. Показатели индекса Ливи нам говорят про низкий уровень физического развития, который наблюдается и у девушек, и у юношей, но значительно больше этот показатель вызывает тревогу у юношей. По показателям индекса Ливи констатируем, что нормальный уровень физического развития имеет 60 % обследованных юношей и 70% обследованных девушек. Показатели индекса Эрисмана заставляют всерьез задуматься про уровень физического развития юношей, показатели девушек более оптимистичны, они соответствуют нормам. Лишь 60% юношей имеют нормальный уровень показателя индекса Эрисмана, у девушек этот показатель превышает80%
На основе поставленных задач в соответствии с результатами исследования можно сделать следующие
Выводы:
1. Проведя антропометрические исследования можно констатировать, что среднестатистические показатели студентов 1 курса Государственного гуманитарно-технологического университета соответствуют среднестатистическим нормам по стране
2. Исследование физического развития методом индексов показало значительное отклонение от установленных норм у юношей, в частности снижены показатели индекса Ливи и Эрисмана, а также относительной силы мышц кисти. Физическое развитие девушек вызы вает меньше претензий, но все же требует коррекции, особенно в плане повышения показателя индекса Ливи
Перспективы дальнейших исследований. Выясненное положение вещей с физическим развитием студентов является неудовлетворительным и требует коррекции. Следующим шагом исследования будет формирование системы коррекции физического развития и контроль за эффективностью ее использования

ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS STATE HUMANITARIAN UNIVERSITY WITH TECHNOLOGY THE METHOD OF INDEXES
D.M. Voronin, A. MuravyovаState humanitarian university of technology
Abstract. This work is devoted to assessing the level of physical development of students of 1 course state humanitarian technological university. The study involved 100 students of different faculties of the University. As the evaluation of physical development of students ispolzovalis methods of indices based on anthropometric profiles studied, as well as functional components
Keywords: development, index, methods, anthropometry, health, student, training

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Воронин Денис Михайлович – кандидат наук по физическому воспитанию и спорту,доцент, Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево. E-mail: doctordennis@yandex.ruVoronin Denis – candidate of sciences in physical education and sport, associate professor, State humanitarian technological university. E-mail: doctordennis@yandex.ruМуравьёва Анастасия – студентка 2-го курса Государственного гуманитарнотехнологического университета, г. Орехово-Зуево. E-mail: doctordennis@yandex.ruMuravyova Anastasia – student of State humanitarian technological university, OrekhovoZuyevo. E-mail: doctordennis@yandex.ru УДК 796.61
Список исп. литературыСкрыть список
1. Воронін Д.М. Актуальні проблеми стану здоров′я працівників та студентів ХНУ / Д.
Воронін, Є. Свіргунець, Р. Савченко // Збірник наукових праць викладачів гуманітарного
інституту. – Хмельницький : ХНУ, 2005. – С.155-158.
2. Воронін Д.М. Вступ до фаху. Методичні вказівки для напрямку підготовки «Здо-
ров’я людини» - Хмельницький : ХНУ, 2011. – 42 с.
3. Воронін Д.М. Спортивна морфологія. Методичні вказівки до лабораторних занять
для студентів спеціальності «фізична реабілітація» / Д. Воронін, Є. Свіргунець - Хмельниць-
кий: ХНУ, 2005. – 31 с.
Количество просмотров: 3788
Предыдущая статьяАнализ показателей физической и технической подготовленности толкателей ядра II-III спортивных разрядов
Следующая статьяОсобенности подготовки велосипедистов индивидуальнойгонки
Прямой эфир