Современные здоровьесберегающие технологии №01 2016

Гидрокинезотерапия в реабилитации детей с церебральнымпараличом

Номера страниц в выпуске:30-36

Аннотация
. Работа содержит разработку программы физической реабилитации детей в возрасте 4-5 лет со спастической гемиплегией. В работе проведена оценка основных двигательных функций детей в возрасте 4-5 лет со спастической гемиплегией, определено, что наиболее нарушенными являются функции ходьбы, бега и прыжков. На базе результатов обследования двигательных функций пациентов сформирована программа реабилитации. Основой программы физической реабилитации является использование гидрокинезотерапии.
Компонентами программы реабилитации является лечебная физическая культура, массаж и физиотерапия

Ключевые слова: реабилитация, гемиплегия, подвижные игры, гидрокинезотерапия,физиотерапия, лечебная физкультура


Постановка проблемы.
Резкое увеличение количества лиц с неврологическими патологиями во всем мире и в частности в Украине приводит к негативным социальноэкономическим последствиям. Значительную часть в структуре неврологических заболеваний составляют патологии врожденного характера, связанные с гипоксией головного мозга плода во время родов, что в дальнейшем приводит к той или иной степени инвалидности

Детский церебральный паралич является одной из самых больших проблем в современной детской неврологии, поскольку он имеет существенные социально-экономические последствия не только для больного человека, но и для всех окружающих [1, 2, 3, 4]

Анализ последних публикаций. Существующие программы восстановительного лечения позволяют добиться реабилитационного эффекта в тех или иных отдельных показателях, не меняя картину заболевания кардинально. Большинство ученых, которые занимались исследованиями в области детских церебральных параличей считают, что комплексный подход в реабилитации данных пациентов является наиболее эффективным [4, 5, 6]. В своих работах ученые рассматривают комплексные программы реабилитации с включением анималотерапии, различных типов механотерапии, виртуальной реальности, некоторые указывают на исключительную эффективность использования упражнений в воде и игровой деятельности. Исходя из теоретических основ детской психологии можно заметить, что основной деятельностью ребенка является игра, согласно этого включения подвижных игр в структуру программы физической реабилитации является целесообразным. В связи с увеличением количества больных церебральным параличом, недостаточной эффективности существующих программ физической реабилитации мы считаем актуальным формирование программы физической реабилитации детей с церебральным параличом с включением в ее структуру подвижных игр и гидрокинезотерапии [1, 2, 4, 5]

Цель работы – сформировать программу физической реабилитации для детей возрастом 4-5 лет со спастической гемиплегией с использованием подвижных игр и гидрокинезотерапии

Объект исследования - физическая реабилитация лиц с детским церебральным параличом

Предмет исследования - методы физической реабилитации детей возрастом 4-5 лет со спастической гемиплегией

Задачи исследования:
1. Проанализировать функциональное состояние опорно-двигательного аппарата детей с спастической гемиплегией с помощью оценки основных двигательных функций
2. Разработать и сформировать программу физической реабилитации для детей возрастом 4-5 лет с спастической гемиплегией

Методы исследования: анализ литературных данных, наблюдение, педагогический эксперимент, медико-биологические методы, методы математической статистики

Организация исследования: исследование проводилось на базе специализированного детского сада. Была сформирована группа из 10 детей в возрасте 4-5 лет с церебральным параличом. Все 10 – это лица мужского пола с диагнозом правосторонняя гемиплегия легкой степени

Результаты исследования. Первым этапом нашего исследования было проведение оценки основных двигательных функций пациентов. По первой группе тестов ―лежания и переворачивания‖ обследуемые в среднем набрали 45 баллов из 51 возможного, что указывает на нарушение функций лежания и переворачивания в объеме 11,74% от нормального показателя. В группе ―сидения‖ пациенты в среднем набрали 51 балл из 59 возможных, что указывает на нарушение функции, которое составляет 13,56%. Тестируя показатели группы функций ―ползание‖, мы определили, что средний балл равен 35 из 42 возможных, соответственно делаем вывод, что функции ползания нарушены на 16,67%. В группе функций―стояния‖ из 39 возможных баллов в среднем пациенты набрали 33 балла, соответственно нарушена функция в среднем на 15,38%. И в последней группе функций ―ходьба, бег и прыжки‖ средний показатель составил 59 баллов из 72 возможных, процент нарушений равен 18,06%. В результате проведенных исследований мы определили, что пациенты в среднем из 263 возможных баллов набирают 223, что указывает на средний объем нарушений функций в объеме 15,21%. Проведя обследование основных двигательных функций, мы определили основные направления необходимого воздействия, на базе этого была разработана программа физической реабилитации

Сформированная программа состоит из трех основных блоков: применение лечебной физической культуры, физиотерапии и массажа. Среди форм лечебной физкультуры мы использовали: лечебную гимнастику, самостоятельные занятия, утреннюю гигиеническую гимнастику и гидрокинезотерапию [1, 3, 6]

Занятия лечебной гимнастикой проводятся ежедневно, продолжительностью по 20-30минут. Структура занятия состоит стандартно из трех частей. В подготовительной части занятия используются общеразвивающие упражнения, упражнения на дыхание, а также подвижная игра. Подвижные игры используются с целью концентрации внимания учащихся и позволяют выполнить специальные упражнения в игровом контексте. Это может быть, например, игра ―Воспроизведи движение‖, сущность которой заключается в том, что дети должны воспроизвести движение, которое называет инструктор, но выполняет при этом сам совершенно другое движение. Вторым примером может быть игра ―Извечное движение‖. Все участники игры садятся в круг. Один игрок начинает показывать движения (махать рукой,топать ногой и тому подобное). Игрок, справа от него, должен повторить его движение и добавить что-то свое. Третий повторяет движения обоих и добавляет свое и так далее. Тот, кто не может вспомнить хотя бы одно действие или делает движение в неправильном порядке,выходит из игры. В основной части занятия целесообразно проводить более активные подвижные игры, в которых используются движения, которые можно считать специальными для этой категории пациентов. Одной из таких игр является ―Уникалы и оригиналы‖. Разделите группу на две или больше команд. Каждая становится в колонну за капитаном. Через четырепять метров находится финиш. По сигналу первый ребенок из каждой команды бежит до финиша и обратно, передавая эстафету следующему игроку. Команды соревнуются в оригинальности. Следующий игрок должен достичь финиша другим способом: прыжками, подскоками и т.п., но не повторяя движений. Вторым примером игры может быть ―Смена мест‖

Две команды выстраиваются в параллельные шеренги. По команде ведущего игроки команд меняются местами. Побеждает та команда, которая первой выстроится в шеренгу. Игру можно разнообразить, меняя исходное положение, стоя спиной друг к другу, сидя лицом друг к другу, лежа на животе, спине и тому подобное. В заключительной части используем упражнения на дыхание, простые упражнения для общего развития и монотонные игры

Упражнения в воде способствуют большему расслаблению мышц и уменьшению проявлений спастики и ригидности. Гидрокинезотерапия включает упражнения на расслабление мышц, упражнения на растяжение, дыхательные упражнения, корригирующие упражнения,упражнения на координацию движений, упражнения на равновесие и подвижные игры в воде. Занятия длились 30-35 минут и проводились 3 раза в неделю. Применение гидрокинезотерапии позволило нам снизить проявления спастичности мышц и тонуса мышц за счет стабилизации работы нервной системы и мышц антагонистов. Применение гидрокинезотерапии в сочетании с подвижными играми предоставляет возможность улучшить психологическое состояние пациентов. Подвижные игры в воде позволяют увеличить силу мышц, амплитуду движений в пораженных конечностях [7]. Игры в воде должны быть сходны по содержанию к тем играм, которые используются на суше
Физиотерапия использовалась в виде подводного душа-массажа и парафинолечения
Подводный душ-массаж вызывает расслабление мышц и уменьшение болей, усиливает гиперемию кожи, улучшает крово - и лимфообращение, стимулирует обмен веществ в тканях,способствует наиболее быстрому рассасыванию в них воспалительных очагов, нормализует реципрокные свойства мышц-антагонистов. Мы применяли общий и местный душ-массаж в ванне емкостью 500 л. Температура воды составляла 35-37°С. Массаж начинали после пятиминутной адаптации. Температура массирующей струи такая же, как и температура воды в ванне. Давление массирующей струи может быть от 100 до 400 кПа (от 1 до 4 атмосфер)

Продолжительность процедуры от 20 до 35 минут. Курс реабилитации составляет 10-15 процедур через день, раз в полгода

Парафинолечение вызывает повышение местной температуры и активную гиперемию кожи, оживляет капиллярный кровоток, улучшает регионарную гемодинамику и метаболические процессы, оказывает спазмолитическое действие, усиливает потоотделение. Парафин сначала подогревался до температуры 65-100°С, а затем ему давали возможность остыть до нужной температуры. Мы использовали следующие методы нанесения парафина на кожу: 1)наслаивание; 2) салфетно-апликаторный; 3) кюветно-апликаторный; 4) парафиновая ванночка. Продолжительность парафиновой процедуры была 40-50 минут, проводили ее через день

Слой, который касается кожи должен иметь температуру 45-50°С, последующие слои - до60-70°С [1, 2]

Наиболее эффективными в физической реабилитации, в сочетании с гидрокинезотерапией и подвижными играми, являются следующие методики массажа: классический лечебный массаж, сегментарный массаж, точечный массаж. Массаж должен улучшить крово обращение, увеличить силу и нормализовать тонус пораженных мышц, уменьшить их спастичность. Для нормализации возбудимости нервных клеток спинного мозга и нормализации трофических процессов используется массаж паравертебральных участков. Курс 15 процедур с перерывом в 2 месяца [1, 2, 6]

Вывод. В результате проведенных исследований мы определили, что дети в возрасте4-5 лет с спастической гемиплегией имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата и характеризуются отклонением от нормы в среднем объеме 15,21%. Наиболее нарушенными оказались функции ходьбы, бега и прыжков, наименее нарушенными функции лежания и переворачивания. На основе анализа двигательных дисфункций были определены направления реабилитационного вмешательства и сформирована программа физической реабилитации для детей возрастом 4-5 лет с спастической гемиплегией, в основу которой легли подвижные игры и гидрокинезотерапия. Тремя основными блоками программы физической реабилитации стали использование лечебной физической культуры, физиотерапии и массажа

Перспективы дальнейших исследований заключаются в практическом внедрении программы физической реабилитации детей возрастом 4-5 лет со спастической гемиплегией и проверке ее эффективности

HYDRO-KINESIS THERAPY IN REHABILITATION OF CHILDREN WITHCEREBRAL PALSY
A.N. Zvyryaka, A.N. RudenkoSumy state pedagogical university named after A.S. Makarenko
Abstract. This work is devoted to the development of physical rehabilitation programm for children aged 5-6 years with spastic hemiplegia. At this work the estimation of main motor functions of the children aged 4-5 years with spastic hemiplegia is conducted and it is discovered. Heat the most damaged functions are walking, running and jumping. The rehabilitation programme is formed on the basic of patients survey. The basis of the physical rehabilitation program is the use of hydrocinesotherapy and active games on land and in the water. The components of the programme are therapeutic physical training, massage and physiotherapy

Key words: rehabilitation, hemiplegia, active games, hydrocolonotherapy, physiotherapy, therapeutic physical training

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Звиряка Александр Николаевич – кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент кафедры физической реабилитации Сумского государственного университета имени А. Макаренка, заведующий учебно-реабилитационным центром Института физической культуры, г. Сумы, Украина. E-mail: zvir-hunter@ukr.netZvyryaka Alexander – candidate of science in physical education and sport, associate professor in the department of physical rehabilitation of Sumy state university named after A. Makarenko, head of educational-rehabilitation center of Institute of physical culture, Sumy, Ukraine. E-mail: zvir-hunter@ukr.netРуденко Анна Николаевна – аспирант Сумского государственного университета имени А. Макаренка, г. Сумы, Украина. E-mail: zvir-hunter@ukr.net Rudenko Anna – postgraduate student, Sumy state university named after A. Makarenko, г

Сумы, Украина. E-mail: zvir-hunter@ukr.net УДК 378.796.32
Список исп. литературыСкрыть список
1. Воронин Д.М. Алгоритм использования средств и методов физической реабилита-
ции в восстановительном лечении больных ДЦП / Физическая культура, спорт и здоровье
нации: сборник научных работ. – Винница : «Планер».-2014. - Вып.18. – Т.2. – С. 128-133.
2. Воронин Д. М. Физическая реабилитация больных со спастическими синдромами /
Д. Воронин, В. Мухин // Научное обоснование физического воспитания, спортивной трени-
ровки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : материалы XII Меж-
дунар. науч. сессии по итогам НИР за 2010 г.– Минск, 2011. Ч. 2. - С. 209 – 211.
3. Воронін Д. М. Церебральний параліч та реабілітація його спастичних форм / Д.
Воронін, В. Трач. – Хмельницький : ХНУ, 2008. – 55 с.
4. Козявкин В. И. Детские церебральные параличи : медико-психологические про-
блемы. – Л. : Українські технології, 1999. – 143 с.
5. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М.
Мастюкова. – М. : Просвещение, 1991. – 159 с.
6. Семенова К. А. Восстановительное лечения больных с резидуальной стадией дет-
ского церебрального паралича / К. А. Семенова. – М. : «Антидор», 1999. – 383 с.
35
7. Edwards S. Neurologycal physiotherapy / S. Edwards. – Adelaide, Australia: Chuchill
Livingstone, 2004. – P. 27–125.
Количество просмотров: 2126
Предыдущая статьяОсобенности подготовки велосипедистов индивидуальнойгонки
Следующая статьяПрофессионально важные качества футбольных арбитров
Прямой эфир