Современные здоровьесберегающие технологии №01 2016

Инновационная деятельность преподавателякафедры физической культуры в процессе физическоговоспитания студентов гсгу

Номера страниц в выпуске:59-66
Аннотация. Для повышения эффективности образовательной деятельности у студентов необходимо модернизировать процесс физического воспитания в высшей школе. Спортивная ориентация студентов должна стать необходимым элементом образовательного процесса по дисциплине «физическая культура». Постепенное преобразование учебных занятий по физической культуре в занятия «спортивной культуры» позволит вывести образовательный процесс на новый качественный уровень подготовки квалифицированных специалистов

Ключевые слова: студент, физическое воспитание, культура, преподаватель, спорт

Актуальность. На сегодняшний день в физическом воспитании студентов в вузе значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели: уровень знаний, умений и навыков; ценностное отношение к здоровью; ценностное отношение к физической культуре личности [2]

Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на занятиях по физической культуре в вузе используется рейтинговая (бальная) система оценивания студентов. Ее сущность сводится к следующему: студент за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности, в частности сдача контрольных нормативов

Такой подход в оценивании действительно позволяет адекватно усваивать предъявляемые к студентам требования. На основании разработанных критериев студенты сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить студентов самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных,прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей студентов, а не на выполнение учебных (контрольных) нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на занятии, участием в спортивной жизни вуза [3, 4]

К сожалению, все увеличивается число студентов, освобожденных от занятий физической культурой. Таким студентам итоговая оценка выставляется на основании сведений о посещаемости занятий (консультаций) и текущих оценок за знание теоретических и методико-практических аспектов дисциплины [1, 3]

Цель – изучение основных критериев эффективности образовательного процесса по физической культуре и как следствие формирование положительной мотивации студентов к здоровому образу жизни

Задачи:изучить особенности содержания, средств, методов и форм организации учебных занятий физической культурой в вузе; оценить уровень физической подготовленности и физического здоровья студентов; проанализировать результаты социологического опроса студентов по мотивации к здоровому образу жизни; выявить основные критерии эффективности процесса обучения предмету физическая культура со студенческой молодежью. Результаты исследования. С целью определения личностных ценностей среди студентов второго курса (в 2013-2014 учебном году) в сентябре было проведено анкетирование,результаты которого показали, что здоровье студенты ставят на 5- 6 место. В результате проведенной работы по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни, как показывает последнее анкетирование (в этих же группах третьего курса в 2014-2015 учебном году), у студентов изменилось мнение о личностных ценностях, теперь они ставят здоровье на одно из первых мест

Анализ анкетирования показывает высокий уровень удовлетворенности преподаванием дисциплины «Физическая культура». Так же студенты отмечают у преподавателя кафедры физической культуры ГСГУ творческий подход к своему делу, требовательность, умение вызвать интерес к своему предмету

Главным фактором спортивной жизни вуза является внеурочная работа, которая ведется в двух направлениях:повышение спортивного мастерства; спортивно-массовая работа. Привлечение студентов в спортивные секции – одно из приоритетных направлений работы преподавателя кафедры физической культуры. Через работу спортивных секций в вузе культивированы следующие виды спорта: волейбол, баскетбол, мини-футбол, гиревой спорт и т.д. С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни,формирования команд для участия в соревнованиях городского и федерального уровня, внашем вузе проводится спартакиада ГСГУ по различным видам спорта

Число студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в спортивных соревнованиях, ежегодно увеличивается

Таким образом, по сравнению с 2013–2014 учебным годом число студентов, занятых в спортивных секциях, увеличилось

Студенты нашего вуза являются постоянными участниками городских, региональных и международных соревнований, где постоянно повышают свое спортивное мастерство и занимают призовые места

Также очень значимым и интересным событием является подготовка и проведение ежегодных спортивно-массовых праздников. Количество студентов, принимающих участие во внеурочных мероприятиях, с каждым годом увеличивается, что свидетельствует о возрастании интереса студентов к физической культуре личности, появлению целевой установки на здоровый образ жизни

Студенты с удовольствием проводят научно-исследовательскую работу: социологические опросы среди сверстников о вредных и полезных привычках, выполняют и защищают проекты по проблемам Олимпийского движения, правильного рациона питания, популяризации различных видов спорта. Лучшие научно-исследовательские работы студенты представляют на ежегодной студенческой конференции

В настоящее время исключительно большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья студенческой молодежи. Ведь по статистике к моменту окончания вуза часть выпускников имеет серьезные отклонения в здоровье

Общеизвестен тот факт, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, который включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Мы,преподаватели кафедры физической культуры, к сожалению, не можем повлиять на первый и второй компоненты, но сформировать определенный стиль жизни в наших силах. Быть здоровым – естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни – регулярная физическая активность. Задача преподавателя увлечь студентов физической культурой, сформировать привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями

В этой связи очень важна роль преподавателя дисциплины «Физическая культура» реализующего учебную программу по всем ее направлениям в условиях образовательного процесса. От уровня его педагогического мастерства, профессиональных и личностных качеств зависит уровень подготовки будущего специалиста и успешность его дальнейшей профессиональной деятельности и повседневной жизни

Принципиальная особенность инновационного подхода в обучении состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития студентов в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы при высокой плотности оно было эмоционально насыщено и содержало элементы игры. Студенты получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Это достигается в результате использования всего арсенала методов:метода максимальных усилий; метода динамических усилий; статических усилий; «ударного» метода. конце занятия студенты получают домашнее задание на освоение техники движе- ний, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце модуля. На занятиях студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие студента

На занятиях целесообразно применять способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств; поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости;• интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности студентов

Совместно со студентами разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. Большинство студентов им пользуется для поддержания спортивной формы. У студентов появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем ног, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз выполнят сгибание-разгибание рук в упоре лежа. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении

На занятиях физической культурой юноши и девушки приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора, руководителя. Воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту

На учебных занятиях и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью, может, применяется технология «Портфолио»,адаптированная к преподаваемой дисциплине

При анализе своего «Портфолио» студент получает прекрасную возможность оценивать себя «вчера» и «завтра». Процесс сравнения позволяет делать адекватные выводы о своей физической форме и своих возможностях по достижению поставленных целей. Обязательной составляющей Портфолио является рефлексивная карта «Я глазами преподавателя»,содержащая разделы «Личностное развитие», «Моя физическая подготовленность», «Мои знания»

На каждом занятии преподаватель со студентом должны ставить оценки в соответствующих разделах, причем собственная оценка студента предшествует оценке педагога. Таким образом, рефлексивная карта дает возможность получить достоверную информацию о том, как проявил себя студент на уроке и оценил свою работу. Положительным моментом можно считать тот факт, когда оценки преподавателя совпадают с самооценкой своей работы студентом

В различных сферах преподавания дисциплины используются информационнокоммуникационные технологии. Компьютер служит для презентации знаний по теоретическим аспектам дисциплины, выступает как тренажер, осуществляя тренировочные упражнения по закреплению полученных знаний, является каналом общения и источником информации

Наиболее эффективными по теоретическому разделу являются мультимедийные занятия. Эффективным является использование информационно-коммуникационных технологий в научно-исследовательской деятельности

Интернет и мультимедиа открывают перед студентами широкие возможности и перспективы в поиске необходимой информации, решении поставленных задач, наглядного представления результатов исследования. С использованием мультимедийных технологий подготовлены и представлены на внутривузовской студенческой конференции доклады по теме «Экспериментальные исследования в физической культуре и спорте». Лучшие работы,представленные на конференции, отмечены дипломами

В настоящее время, к сожалению, увеличивается количество студентов, которые по состоянию своего здоровья не могут заниматься физкультурой в основной группе. Наша задача не оттолкнуть их, а сделать все возможное для того, чтобы студент мог поверить в себя и не боялся разрешенных физических нагрузок, тем самым, улучшая и поддерживая свое здоровье. Для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, на кафедре разработана рабочая программа

Для проведения занятий на высоком уровне и занятий в спортивных секциях, необходимо хорошее методическое обеспечение. С этой целью ежегодно преподавателями кафедры разрабатываются и апробируются в учебном процессе методические материалы рекомендации, методические комплексы

Выводы: Таким образом, в качестве инновационных направлений деятельности преподавателя, реализуемой в условиях учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура», можно, на наш взгляд, назвать следующие:использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и внеурочной работе; применение личностно-ориентированного подхода (путем использования метода проектов, технологии «Портфолио», здоровьесберегающих технологий); рейтинговая система оценивания, способствующая активизации деятельности студентов; Применение данных технологий в учебном процессе прогнозирует следующиерезультаты:успеваемость по дисциплине возрастет; у студентов возникнет устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению дисциплины; студенты активнее примут участие в тех или иных спортивных мероприятиях.

INNOVATION TEACHING DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION INPHYSICAL EDUCATION STUDENTS SSHU
A.V. NechaevState socio-humanitarian university
Abstract. For increase of efficiency of educational activity of students it is necessary to modernize the process of physical education in higher education. Sport orientation of students should be an essential element of the educational process on discipline "Physical Education". The gradual transformation of studies on physical training lessons in "sports culture" will bring the edu-cational process to a new level of training of qualified specialists

Key words: student, physical education, culture, teacher, sports

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Нечаев Александр Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры. Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна. E-mail: nechaev27@mail.ru

Nechaev Alexander – candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of de-partment of physical culture. State social humanitarian university, Kolomna. E-mail: ne-chaev27@mail.ru

УДК 618.19-089.87
Список исп. литературыСкрыть список
1. Физическая культура: Учебное пособие - 8-е изд., испр. - ("Высшее образование") /
Евсеев Ю.И. Феникс, Рн/Д, 2012. – 444 с.
2. Физическая культура и физическая подготовка: учебник / ред. В.Я. Кикоть, И.С.
Барчукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 431 с. (электронный ресурс).
3. Нечаев А.В. Эффективность обучения студентов физической культуре в
Московском государственном областном социально-гуманитарном институте //
Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации:
Материалы I Международной очно-заочной научно-практической конференции. Орехово-
Зуево, МГОГИ, 2015. – С. 145-150.
4. Нечаев А.В. Дополнительные занятия подростков физическими упражнениями //
Физическая культура в школе. – 2014. – № 4. С. 54-56.
Количество просмотров: 1139
Предыдущая статьяКомплексный контроль подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки
Следующая статьяДифференциация средств аквафитнеса в реабилитации женщин с постмастэктомическим синдромом
Прямой эфир