Современные здоровьесберегающие технологии №01 2016

Формирование культуры здоровья учеников профессиональнотехнических училищ средствами физического воспитания

Номера страниц в выпуске:84-94
Аннотация. В статье теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность организационно – методических принципов формирования культуры здоровья учеников в процессе профессионально - прикладной физической подготовки в учебных заведениях системы профессионально-технического образования І-ІІ уровней акредитации

Ключевые слова: культура здоровья, профессионально-прикладная физическая подготовка, ученики профессионально-технических училищ, организационно – методические принципы

Постановка проблемы. Основной проблемой современной системы профессионально-технического образования является поиск оптимальных путей подготовки высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. В этом адаптация молодых специалистов к новым условиям труда требует от них глубоких профессиональных знаний, умений, к сотрудничеству, стойкой работоспособности, физическому здоровью, которые в своем единстве способствуют высокой производительности труда. В связи с этим в целевой комплексной программе "Физическое воспитание– здоровье нации" перед высшими учебными заведениями всех уровней поставлены задачи способствовать воспитанию у учеников І-ІІ уровней акредитации морально-волевых качеств,улучшению их физического и психического здоровья. В решении этого задания большое значение принадлежит правильной организации профессионально – прикладной физической подготовки, как составной части формирования культуры здоровья, которые являются одним из перспективных направлений повышения эффективности деятельности будущих специалистов

Анализ программы
по физическому воспитанию для профессионально-технических учебных заведений свидетельствует о том, что она в целом сориентирована на решение заданий физического совершенствования учеников и студентов. Такая направленность нашла свое отображение в нормативах и требованиях оценки знаний и умений, которые являются составной частью содержания учебной программы. В то же время низкий уровень двигательной активности, несоответствие уровня физической подготовленности учеников и студентов контрольным нормативам по физическому воспитанию, значительные недостатки в создании определенных педагогических условий управления, которые не учитывают специфику учебы и будущей профессиональной деятельности, тормозят процесс формирования культуры здоровья учеников и студентов

Анализ последних исследований и публикаций. Общетеоретические вопросы формирования здорового образа жизни рассмотрены в работах Г.Л. Апанасенко (1988), Е.Д. Бондаревского (1983), А.Д. Дубогай (1998), В.П. Новосельского (1985), В.М. Платонова (1997)и др.; психологические особенности личности, ее физическое развитие и формирование в процессе физического воспитания раскрываются в трудах М.М. Лынця (2003), Г.П. Малахова(1999), В.О. Моляко (2005) и др.; профессионально педагогическая направленность личности рассматривается в работах Н.О. Александровой (2003), А.В. Глазунова (1998), О.С. Коваленко (2005) и др.; вопрос формирования потребностей и отношения студентов к занятиям физическими упражнениями рассмотрен в работах Л.Р. Африканова (2004), В.О. Бальсевича(1998), Г.В. Иванова (1991) и др

При этом анализ литературных источников и диссертационных исследований свидетельствует о том, что проблема профессионально-прикладной физической подготовленности,как одного из аспектов формирования культуры здоровья учеников профессиональнотехнических заведений не была предметом специального изучения. Вместе с тем основы формирования культуры здоровья учеников ПТУ имеют свои особенности, а их профессионально прикладное значение определяют особенности профессиональной деятельности специалистов сельскохозяйственных транспортных средств робота которых связанная с постоянными стрессовыми ситуациями, психическим напряжением

Оптимизация профессионально-прикладной физической подготовки, как составляющей формирования культуры здоровья учеников ПТУ является проблемой, которая заключается в решении противоречий между:уровнем социальных требований к молодому специалисту сельского хозяйства и неэф- фективным использованием в учебно-воспитательном процессе мероприятий, которые способствовали бы укреплению здоровья студенческой молодежи, а в будущем – повышению производительности труда;- существующими подходами к физическому воспитанию, которые сложились в высших учебных заведениях І-ІІ уровней акредитации и сориентированные лишь на усвоение теоре тической информации, практического опыта, и требованиями относительно необходимости научить студентов использовать приобретенные знания и умения для обеспечения себе образа жизни, который способствовал бы сохранению здоровья;структурой педагогического процесса и требованиями относительно к управлению фо- рмированием культуры здоровья с учетом специфики будущей профессиональной деятельности

Отсутствие концептуально целостной системы профессионально-прикладных основ,их недостаточная разработка и использование в учебно-воспитательном процессе профессионально-технических заведений в современных условиях повышенных требований к молодым специалистам определили актуальность и своевременность исследования, его научнопрактическое значение. Для достижения цели исследования решались такие задания:
1. Научно обосновать основные аспекты проблемы формирования культуры здоровья учеников учебных заведений І-ІІ уровней акредитации, путем анализа педагогической, психологической, медицинской и специальной спортивной литературы

2. Выяснить параметры оптимального режима двигательной активности, виды физических упражнений профессионально- прикладного и оздоровительного направления для будущих специалистов сельскохозяйственных транспортных средств с целью формирования здорового образа жизни

3. Определить организационно – методические принципы профессионально - прикладной физической подготовки в связи с закономерностями и принципами формирования культуры здоровья учеников профессионально-технических училищ

4. Определить влияние и проверить эффективность предложенных подходов, относительно использования средств профессионально - прикладной физической подготовки в формировании культуры здоровья будущих специалистов транспортных профессий

Цель исследования – обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность организационно – методических средств формирования культуры здоровья учеников в процессе профессионально - прикладной физической подготовки в учебных заведениях системы профессионально-технического образования

Методы исследования
. Для решения поставленных заданий был использованный комплекс методов исследований, который включал: а) анализ и обобщение научно - методической литературы по проблеме исследования; б) педагогические (наблюдение, эксперименты, тестирования; в) социологические (антропометрия, анкетирование); г) метод математической статистики

Теоретическая значимость исследования
. Дополнен и систематизирован научный материал по проблеме формирования культуры здоровья учеников профессионально технических училищ средствами физического воспитания с целью повышения их физической подготовленности, физического состояния, уровня здоровья, заболеваемости, а также значение правильного выбора вида спортивной деятельности и характера физических упражнений

Практическая значимость исследования.
1. Определена система организационно - методических средств профессионально - прикладной физической подготовки, которая будет способствовать формированию культуры здоровья учеников профессионально-технических училищ сельскохозяйственного профиля, разработаны планы-конспекты, и их проведения.
2 Результаты экспериментального исследования дают возможность усовершенствовать процесс организации занятий по физическом воспитанию для учеников профессиональнотехнических училищ и могут быть использованы в работе педагогов

Организация исследования.
Исследование было организовано в четыре этапа. Исследование проводилось на базе Переяслав-Хмельницкого ЦПТО – 22, Киевской обл

На первом этапе проводился анализ, изучение и обобщение данных, научно методической литературы за проблемой исследования

На основе литературных источников мы определили основные аспекты теории формирования культуры здоровья: аспект индивидуализации; аспект готовности; аспект последовательности

На втором этапе проводилось педагогическое наблюдение (тестирование), в котором принимали участие юноши возрастом 15-16 лет І и ІІ курсов ЦПТО, – 22 м. ПереяславХмельницкий, Киевской области за специальностью «водители, трактористы». Измерения проводились на занятиях по физической культуре

Тестирование проводилось с целью определения оптимального двигательного режима учеников ПТУ сельскохозяйственных профессий

В течение третьего этапа, проводился педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент был проведен с целью проверки эффективности разработанных организационно- методических средств профессионально - прикладной физической подготовки на формирование культуры здоровья учеников сельскохозяйственных профессий

По завершении педагогического эксперимента, на четвертом этапе была осуществлена систематизация и анализ полученных результатов

Педагогический эксперимент проводился для экспериментального обоснования организационно - методических средств формирования культуры здоровья на физическое состояние учеников учебных заведений І-ІІ уровней акредитации

В наблюдении и эксперименте приняли участие 66 студентов – юношей, за специальностью - водители и трактористы - ЦПТО-22 м. Переяслав-Хмельницкий, Киевской обл. Все студенты, которые принимали участие в эксперименте были распределены на две группы:ЭГ – экспериментальная группа (34 юноши), и КГ – контрольная группа (32 юноши). Экспериментальная группа занималась за разработанными организационно - методическими средствами, которые включали: два занятия по физическому воспитанию (1 час 30мин.), и посещения спортивной секции, 3 раза на неделю (4 час 30мин.). Студенты ЭГ занимались два раза в неделю общей физической подготовкой – использование силовых упражнений

В основе предложенных занятий было приоритетное использование статодинамических упражнений локального и регионального характера, которые больше всего подходят для будущих водителей сельскохозяйственных машин. Физические упражнения стато-динамического характеру способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, и предотвращают раковым заболеванием и, тем самым, являются отличным средством для повышения двигательной активности учеников ПТУ

Студенты ЭГ посещали спортивные секции по футболу и атлетической гимнастики

Все секционные занятия проводились под руководством тренера-преподавателя. Также им предлагали ежедневное выполнение комплекса профессионально- прикладных упражнений

Контрольная группа занималась по традиционной программе физического воспитания. Ученики этой группы посещали два занятия физического воспитания (1 час.30мин.), ипосещения спортивной секции, 2 раза на неделю (3 часа). Студенты КГ посещали спортивные секции по настольному теннису и атлетической гимнастики. В данной группе, позаурочные физкультурно-оздоровительные занятия проводились в форме индивидуальных и групповых самостоятельных занятий

Результаты исследования. На основе изучения теории вопроса, выделения базовых понятий, обобщения передового педагогического опыта, разработано и апробировано организационно – методические средства профессионально - прикладной физической подготовки. Содержание этих средств включает принципы формирования здорового образа жизни,оптимальный режим двигательной активности и педагогические условия управления. Профессионально - прикладную значимость этих составляющих определяет специфика работы водителей, одной из характеристик которой есть присутствие постоянного психического напряжения при управлении своими действиями при долговременной статической работе. Основная функция – оптимизация процесса формирования здорового образа жизни будущих специалистов

Для определения оптимального двигательного режима учеников ПТУ сельскохозяйственных профессий мы изучали характер взаимосвязи между качественными и количественными характеристиками двигательной активности и их влияния на физическую подготов ленность, физическое состояние, уровень здоровья, заболеваемость, а также значение правильного выбора вида спортивной деятельности и характера физических упражнений

За период педагогического эксперимента у студентов выросли результаты из челночного бега 4 * 9 м. У юношей ЭГ – результат повысился в среднем из 9,7 сек. до 8,9. Прирост у юношей составлял 8,2%. За период эксперимента студенты КГ тоже имели позитивные сдвиги, но незначительные – 3,09%. На основе данных об общих закономерностях развития физических качеств было установлено, что разные по объему двигательные режимы положительно повлияли на скоростно-силовые способности студентов. Юноши ЭГ улучшили результат из прыжка в длину с места из 224 см до 240 см. Прирост составлял 7,2%. У студентов КГ изменения незначительные – 4-5 см. Прирост - 2,1%

Тест поднятия туловища за 1 мин. за период эксперимента обнаружил позитивные сдвиги результата с 47с до 51с. Темпы прироста у юношей ЭГ составляли 8,04%; КГ у студентов тоже были незначительные позитивные сдвиги – 4,08%

Качественные изменения индивидуального тестирования показали, что среди студентов ЭГ в начале эксперимента 72% имели средний уровень физической подготовленности и28% - выше среднего. В конце эксперимента увеличились количество студентов с уровнем выше среднего до 34% и 66% - имели средний уровень

За период педагогического эксперимента у студентов улучшились показатели скоростной реакции. Юноши ЭГ – улучшили результаты по хвату падающей гимнастической палки из 14,0 см до 10,0 см. Прирост составлял 12,6%. Студенты КГ тоже имели позитивные сдвиги, из 14,0 см до 12,0 см. Прирост составлял – 4,7%

Тест – вис на низкой перекладине на согнутых руках, который определял уровень развития статической выносливости, за период эксперимента обнаружил позитивные сдвиги результата. Темпы прироста у юношей ЭГ составляют 10,6%, а в КГ - составляет 8,4%

В КГ студентов такие изменения: к началу эксперимента было 78% студентов со средним уровнем физической подготовленности и 22% - с уровнем выше среднего. После эксперимента увеличились количество студентов с уровнем выше среднего до 25% и уменьшилось количество студентов с уровнем ниже среднего до 75%

Чрезвычайно важным является умение правильно избрать, каким видом упражнений следует заниматься. Поэтому силовые упражнения (студенты ЭГ занимались два раза на неделю общей физической подготовкой) нужно избирать такие, которым присущий высокий оздоровительный эффект и отсутствующие максимальные силовые напряжения. Максимальные упражнения нуждаются в выявлении максимальной силы в короткие интервалы времени, это приводит к большим механическим напряжениям и очень высокой вероятности возникновения усталости, перегрузок и травматизма. Известно также, что такие упражнения выполняются с задержкой дыхания и напряжением, а это приводит к резкому повышению систолического артериального давления, а повышение внутригрудного давления замедляет прилив крови к сердцу и усложняет работу правого желудочка. Поэтому использования упражнений максимальной интенсивности следует избегать, невзирая на высокий физиологический оздоровительный эффект: активизируется деятельность желез эндокринной системы. Лишь при рациональном использовании средств физического воспитания и индивидуализации нагрузок в соответствии с уровнем физического состояния даже при минимальных силовых параметрах можно достичь заметных позитивных сдвигов

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о выраженном развитии физических качеств, повышения уровня физической подготовленности, во всех группах, но в каждой из них есть свои особенности

Из всего разнообразия физических упражнений, для будущих специалистов сельскохозяйственных транспортных средств больше всего подходят стато-динамические упражнения локального и регионального характера. Стато-динамические упражнения выполняются с напряжением мышц 30-60%, во время упражнений длина мышцы и ее напряжения могут слегка изменяться (динамика понижает систолическое артериальное давление); возникает оптимальное психическое напряжение (медленные движения возводят к минимуму риск получения травм), обьем активных мышц не должен превышать 10-15% от их общего обьему (не увеличивается периферический сосуд напряжения, не нужная задержка дыхания)

Повторение стато-динамических упражнений для разных мускульных групп приведет к накоплению в крови и тканях водорода гормонов. Ионы водорода входят в кровь, взаимодействуют с буферными системами крови, выделяется неметаболический углекислый газ,который действует на хеморецепторы сосудов и вызывает расслабление гладких мускульных волокон сосудов, открываются капилляры. Такая физиологичная реакция приводит к снижению напряжения сосудистого русла, облегчения работы сердца. Кроме того. повышение концентрация водорода в клетке способствует активизации органов пищеварения – лизосом, их ферменты, прежде всего, разрушают дефектные белковые структуры и ошибки в реконструкции дезоксирибонуклеиновой кислоты

Физические упражнения стато-динамического характера способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, и предотвращают раковым заболеванием и, тем самым, являются отличным средством для повышения двигательной активности учеников ПТУ. Относительно средств, то для учеников и студентов учебных заведений системы профтехобразования оптимальный оздоровительный эффект будет достигнуто при комплексном использовании упражнений как аэробной, так и смешанной аэробно-анаэробной направленности

Ученикам автотранспортных профессий как чаще всего нужно выезжать за город (минимум 1 раз в месяц) по грибы, на рыбалку, а то и просто на прогулки. Изменение окружающей среды положительно влияет на зрительный анализатор. Активный отдых должен занимать такое же место у человека, как хороший и крепкий сон. Свое свободное время нужно предварительно умело планировать и использовать. В мире все большего значения приобретает "научиться здоровья". Но для этого нужно не только в рабочие дни следить за своим двигательным режимом, а еще и собственными усилиями вести целеустремленную подготовку к использованию свободного времени

Следует отметить, что на современном этапе процесс формирования навыков здорового образа жизни в вузах оказался в чрезвычайно сложных условиях, обусловленных расстройством административно командной системы управления и необходимостью формирования новых рыночных отношений. Отсюда – формальная погоня за массовостью; командно административная система управления физической культурой и спортом; жестокая система контроля, построенная на внедрении непосильных нормативов и требований. Все вышеупомянутые аспекты свидетельствуют о том, что построение новой концепции должно опираться на объективные тенденции развития физической культуры и спорта

По нашему мнению, новая концепция физкультурно-спортивной политики должна направленная на формирование здорового образа жизни. Для этого необходимо, чтобы содержание и сущность концепции обеспечивали: рекреационно-оздоровительный и профилактический эффект; демократическую систему управления, построенную на естественных потребностях студенческой молодежи; активную и дифференцированную пропаганду влияния физической культуры и спорта на труд, образование и воспитание студентов, их моральноэтический и мировозренческий уровень развития; нормальные отношения между преподавателями и студентами, которые базируются на взаимопонимании; такой контроль знаний и умений, который был бы процессом учебы, а не его следствием

Только при таких условиях можно воспитывать у студентов высших учебных заведений спортивный менталитет, социальную ориентацию на оздоровление и достойный образ жизни

Учебные занятия по физическом воспитании должны решать формирование физкультурного образования и воспитание личности студента, знакомить с элементами психофизического тренинга, учитывая специфику учебы и будущей профессиональной деятельности,изучать разнообразные психологические аспекты, связанные с умением переживать стрессовые ситуации

Все содержание программы по физическому воспитанию, на наш взгляд, должно быть ориетованным на будущую профессию не только относительно рабочих поз или движений, а прежде всего предотвращению профессиональным заболеванием, определению физиологичной цены будущей работы

Важным условием, которое влияет на формирование здорового образа жизни, является воспитание у студентов интереса к систематическим занятиям. Нужно, чтобы студенты получали удовольствие от них. Следует предлагать широкий выбор упражнений, использовать разные виды физической активности, которая будет не только обеспечивать разностороннюю тренировку, но и сделать занятие разнообразнее. Кроме того, специалисты, которые работают в сфере спорта и физической культуры, должны уметь помочь своим студентам правильно ставить цели, придерживаться и достичь их

Как видим, профессионально - прикладные основы формирования здорового образа жизни являют собой систему, которая включает в себя цели разного уровня и разные связки между ними. Превращение целей, средств и результатов, учебно-воспитательного процесса в монолитную целостную систему возможно только в том случае, если каждый элемент педагогического процесса работает на всю систему и ее результаты базируются на правильно определенных принципах. Осознание педагогами физического воспитания высших учебных заведений принципов формирования здорового образа жизни поможет улучшению педагогическому руководству, принятию наиболее полных и целесообразных педагогических решений

Выделение единственных принципов формирования здорового образа жизни для будущих специалистов автотранспортных профессий и их комплексная реализация, по нашему мнению, будет способствовать повышению двигательной активности на занятиях по физической культуре, обеспечит важный уровень физического развития и приведет к оптимизации процесса формирования культуры здоровья в учеников и студентов

Выводы.
1. Проведенный анализ педагогической, психологической и специальной спортивной литературы указывает на то, что проблема формирования культуры здоровья учеников профессионально-технических училищ средствами физического воспитания не была предметом специального исследования

2. Изучение теории и практики формирования навыков здорового образа жизни позволило обнаружить три основных составляющей профессионально - прикладной физической подготовки: принципы формирования здорового образа жизни, оптимальный режим двигательной активности, педагогические условия управления

3. Анализ образа жизни студентов профессионально-технического заведения сельскохозяйственного профиля, организации двигательной активности, в режиме дня, физиологичных и психологических вековых особенностей, специфики учебы и будущей профессиональной деятельности, физической подготовленности, физического состояния, позволил опреде лить оптимальный режим двигательной активности для формирования здорового образа жизни

4. Критерием оценки эффективности использования разработанных организационно – методических средств, есть повышение уровня физической подготовленности, а непрямыми показателями - общая успеваемость и снижение уровня заболеваемости простудного характера у студентов. Подтверждением высокой эффективности предложенных средств является прирост результатов тестирования для определения уровня физической подготовленности

После завершения эксперимента общий прирост в КГ составляет 22,37%, ЭГ – 46,64%

FORMATION OF CULTURE OF HEALTH OF STUDENTS OF VOCATIONALSCHOOLS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION
V.V. PolishchukPereyaslav – Khmelnytskyi state pedagogical University named after Hryhoriy Skovoroda
Abstract. The article is theoretically grounded and experimentally tested the efficiency of the organizational – methodological principles of formation of culture of health of pupils in the process of professional - applied physical training in educational establishments of vocational education of I-II accreditation levels

Key words: health, professionally - applied physical training, students of vocational schools, organizational and methodological principles

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Полищук Виталий Валентинович – кандидат наук по физическому воспитанию и спорта, доцент кафедры спортивных дисциплин и туризма, ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий Государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий, Украина. E-mail: polischukv@mail.uaPolishchuk Vitaliy – candidate of science in physical education and sport, associate profes-sor in the department of sports and tourism, State Higher Educational Institution "Pereyaslav-Khmelnitsky State pedagogical University named after Hryhoriy Skovoroda", Pereyaslav-Khmelnitsky, Ukraine. E-mail: polischukv@mail.ua УДК 796.011.1-057.87
Список исп. литературыСкрыть список
1. Апанасенко Г.П. Методика оценки уровня физического здоровья по прямым
показателям / Г.П. Апанасенко // Респ. межв. сб. – К., 1988. – Вып. 19. – С. 28-31.
2. Волков Л.В. Профессионально- прикладная физическая подготовка / Л.В. Вол-
ков. – Переяслав-Хмельницкий, 1992. – С. 21-22.
3. Гаджиев Д. Влияние стандартных тренировочных заданий разного направления
на повышение профессионально – прикладной физической подготовленности и уровня фи-
зических качеств студентов экономического вуза // Современные проблемы формирования
здорового образа жизни студенческой молодежи : Материалы I.- го межвузовского студенче-
ского научно - практического семинара / Гаджиев Д., Кирко Г. – Львов, 2008. – с. 50 – 55.
4. Закопайло С.А. Педагогические основы воспитания юношей 10 – 11 классов
ценностей здорового образа жизни. Дис. канд. пед. наук. 13. 00. 07./ С.А. Закопайло. – К.,
2003. – с. 20.
Количество просмотров: 1178
Предыдущая статьяПрименение аппаратов биомеханической стимуляции вспорте высших достижений (на примере специализации дзюдо)
Следующая статьяФизкультурно-оздоровительные занятия, как средствооздоровления студентов
Прямой эфир