Современные здоровьесберегающие технологии №02 2016

Координационная подготовка спортсменов с учетом типамежполушарного взаимодействия

Номера страниц в выпуске:23-33
Аннотация: В статье представлены результаты исследований, посвященных обоснованию эффективных подходов повышения координационной подготовленности спортсменов разного уровня квалификации. Предложен дифференцированный подход, базирующийся на учете типа межполушарного взаимодействия. Предложены методические подходы, позволяющие снизить выраженность двигательной асимметрии, повысить уровень развития разных видов координационных способностей. Приведены сведения о внедрении полученных результатов в практику тренировочного процесса отдельных видов спорта. Представлена информация об экспериментальном апробировании предложенного подхода и о дальнейших перспективах использования результатов исследования.
Ключевые слова: координационная подготовка, межполушарная асимметрия, координационные способности, тренировочный процесс, дифференцированный подход.
Постановка проблемы. Проблема исследования состоит в необходимости изучения особенностей координационной подготовки с учетом вида спорта, уровня квалификации и индивидуально-типологических различий.

Анализ последних публикаций по исследуемой проблеме
. Координационные способности относят к группе психомоторных способностей в отличие от всех остальных составляющих двигательной функции человека (скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей, способностей к выносливости и гибкости). Значимость координационной подготовки зависит от сложности вида спорта, насыщенности его разнообразными техническими элементами, связи вида спорта с необходимостью подстраивать действия под меняющуюся ситуацию. Таким образом, наиболее координационно-сложными являются экстремальные виды, ситуативные виды, все виды спортивных игр, виды спорта, имеющие обширный арсенал технических элементов, а также виды спорта, требующие сложного инвентаря и снаряжения. Разработке теоретико-методологических основ обеспечения координационной подготовки на разных этапах тренировочного процесса в последние годы уделяется значительное внимание, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проведенные в России и за рубежом [2, 3, 4, 5, 10].
В наших более ранних исследованиях предприняты попытки обосновать способы, позволяющие повысить эффективность координационной подготовки на основе применения дифференцированного подхода с учетом индивидуально-типологических различий [2, 3, 4].
В отдельных исследованиях поднимается вопрос о возможности учета типа межполушарного взаимодействия в процессе координационной подготовки [1, 7]. Такой подход положительно влияет на расширение координационных и психомоторных возможностей спортсмена.
Вопрос билатеральной тренировки поднят на современном этапе и более глубоко изучен известным польским ученым В. Старостой, правда, он использует другой термин для обозначения такого подхода – «симметризация движений» [7].
Таким образом, в отдельных исследованиях предприняты попытки учета типа межполушарного взаимодействия в процессе двигательной деятельности, выявления оптимальных вариантов типа межполушарной асимметрии для того или иного вида спорта [2, 7, 8]. Однако вопросы целесообразности нивелирования или усиливания различий работы полушарий мозга в целях повышения эффективности тренировочного процесса остаются открытыми.

Актуальность исследования.
Осуществление дифференцированного подхода и индивидуализации в процессе спортивной подготовки достигается разными способами и зависит от вида спорта, его специфики. Анализ публикаций научно-методического характера позволяет выявить ряд подходов, рекомендуемых авторами в качестве основы осуществления внутригруппового дифференцирования и индивидуализации параметров и направленности нагрузок. В основе большинства из них лежат биологические параметры и признаки, как наиболее жестко закрепленные генетически, однако отдельные подходы основаны на учете психофизических и психологических признаков в процессе осуществления дифференцированного подхода и индивидуализации в спортивной подготовке. Работ, посвященных способам учета этих различий у спортсменов, достигших определенных этапов спортивного мастерства, явно недостаточно. Изученность данного вопроса далека от завершающей стадии и содержит множество не выясненных и не уточненных аспектов, что свидетельствует о необходимости расширения поля научных исследований.

Цель исследования. Теоретическое и экспериментальное обоснование педагогической технологии координационной подготовки спортсменов разного уровня квалификации на основе учета типа межполушарного взаимодействия.

Организация и методы исследования
. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогические наблюдения, контрольное педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, соматометрия, стабилография, психофизиологические методы, методы математической статистики. Исследование проведено на базе кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Проведена серия педагогических экспериментов с участием представителей хоккея, борьбы самбо, футбола, BMX, находящихся на разных этапах многолетней спортивной подготовки. Общее количество испытуемых – 321 человек (мужского пола).
Результаты исследования. В процессе исследования разработана технология координационной подготовки для спортсменов разного уровня квалификации, основанная на дифференциации по особенностям межполушарной асимметрии. Технология состоит из нескольких этапов. Первые этапы позволяют решить задачи выявления наиболее значимых видов координационных способностей (КС) для успешности достижения соревновательного результата в конкретном виде спорта, оценки исходного уровня координационной подготовленности спортсменов. При применении дифференцированного воздействия с учетом типа межполушарной асимметрии большое значение имеет специфика вида спорта. В частности,необходимо понимать, какой тип межполушарного взаимодействия является предпочтительным для конкретного вида спорта: «левши», «правши» или амбидекстры.
При разработке технологии мы исходили из понимания того, что тип межполушарного взаимодействия в значительной мере предопределен генетически и мало подвержен влиянию средовых факторов, то есть не изменяется под влиянием занятий конкретным видом спорта. Следовательно, необходимо учитывать тип межполушарного взаимодействия детей уже на начальном этапе спортивной подготовки. Основы данной педагогической технологии координационной подготовки спортсменов разного уровня квалификации были разработаны нами с опорой на фрагментарные научные данные, опубликованные в некоторых работах [8, 9], а также на собственные предварительные исследования.
При разработке данной технологии рассматривался вопрос направления воздействия,где по логике есть три основных варианта: усиление «ведущей» стороны тела, усиление «неведущей» стороны тела для нивелирования выраженности двигательной асимметрии, усиление обеих сторон тела с акцентом на «ведущую». Как показывают собственные многолетние исследования и педагогические наблюдения, в практике спорта чаще всего применяется способ тренировки, предусматривающий активное и направленное усиление «ведущей» стороны, начинающееся с момента ее определения, то есть уже с начального этапа подготовки.
Это касается, в первую очередь, тех видов спорта, где деятельность связана с необходимостью преимущественной нагрузки одной стороны (толчковая нога в прыжках, ведущая рука или нога в спортивных играх, ведущая рука в толканиях и метаниях, ведущий глаз в стрельбе, ведущая рука в фехтовании и др.). Во вторую очередь, это проявляется в видах спорта, предусматривающих действия правыми и левыми конечностями, однако с выраженным акцентом ведущей роли какой-либо одной стороны (бокс, борьба, биатлон и др.). В тех же видах спорта, где деятельность связана с выполнением циклических действий (беговые виды легкой атлетики, лыжный спорт, плавание и др.), в процессе занятий происходит одновременное и одинаково выраженное воздействие на обе стороны тела, что чаще всего выражается в «усилении» «неведущей» части тела и, соответственно, нивелировании выраженности двигательной асимметрии.
Третий вариант подхода – тренинг обеих сторон тела с акцентом на «ведущую» осуществляется достаточно редко и в литературе описан лишь фрагментарно. Между тем, очевидно, что тренинг обеих сторон тела с сохранением приоритета «ведущей» стороны позволит значительно расширить двигательные возможности индивида, поднять уровень координации движений, обеспечить большую надежность двигательного поведения в непредвиденных, экстремальных ситуациях не только касающихся спорта, но и возникающих в других видах деятельности человека (профессиональной, бытовой, военной, досуговой). Кроме того,применение такого подхода позволит минимизировать чрезмерную перегрузку «ведущей» стороны тела, осуществить профилактику травматизма.
В процессе применения технологии координационной подготовки с учетом типа межполушарного взаимодействия рекомендуем использование ряда методических подходов, сочетание и последовательность применения которых меняется в зависимости от вида спорта и уровня квалификации спортсменов:применение координационных упражнений, требующих одновременного действия двух сторон тела; применение координационных упражнений, требующих последовательного дейст- вия двух сторон тела;- поочередное применение координационных упражнений, требующих активного действия «ведущей», а затем «неведущей» стороны тела;активное воздействие на «ведущую» сторону тела; активное воздействие на «неведущую» сторону тела; применение координационных упражнений для ведущей стороны тела с усложнени- ем обычных условий (искусственное отягощение конечностей, использование «нетипичного» снаряда, выполнение основного упражнения после предварительных (вращение, прыжки,кувырки и др.), использование «нетипичных» сигналов к началу движения, изменение «типичной» скорости выполнения упражнения и др.);
2016-08-30_22-18_szt 2 2016 (1).PDF.jpg

- кратковременное применение координационных и психомоторных упражнений для ведущей стороны тела в условиях утомления в заключительной части занятия (развитие психомоторной и координационной выносливости);применение координационных и психомоторных упражнений для обеих сторон тела процессе технической, тактической и физической подготовки; применение средств текущего визуального самоконтроля при осуществлении «дву- сторонней» координационной подготовки (зеркало, просмотр видеозаписи);применение координационных упражнений, требующих действия правой или левой стороной тела в зависимости от полученного непредвиденного сигнала; применение «зеркального» выполнения координационных упражнений в парах и группах; применение «зеркального» подхода при выполнении освоенных элементов техники избранного вида спорта. На рисунке 1 изложены основные этапы разработанной технологии применительно к спортсменам с выраженной двигательной асимметрией (для амбидекстров предусматривается стандартное «двустороннее» воздействие).
Как видно из схемы, раскрывающей основные этапы применения технологии координационной подготовки спортсменов с учетом типа межполушарного взаимодействия, последовательность и сочетание разных приемов на начальном этапе тренировочного процесса направлены на достижение гармоничного воздействия на обе стороны тела. На наш взгляд,опасности «ущемления» «ведущей» стороны не произойдет, поскольку на начальном этапе подготовки происходит освоение технических элементов избранного вида спорта, где воздействие осуществляется преимущественно на ведущую сторону тела. Применяемый на начальном этапе «двусторонний» подход в процессе координационной подготовки позволит расширить и гармонизировать двигательно-координационный потенциал спортсмена. Подходы и средства координационной подготовки, применяемые на начальном этапе, направлены в основном на развитие общих координационных способностей. Использование специфических средств, а также применение выполнения технических элементов «неведущей» стороной на начальном этапе также может быть использовано, однако только после освоения«ведущей» стороной, что позволит избежать возникновения стойких технических ошибок.
Что касается более поздних этапов многолетней спортивной подготовки, то здесь применение технологии имеет свои особенности, обусловленные в большей степени тем, что чаще всего квалифицированные спортсмены приспособлены к выраженному «одностороннему» подходу за редким исключением. Переход на новый подход связан с необходимостью определенных двигательных перестроек, создания новых ассоциативно-двигательных связей, что требует времени и контроля. Вместе с тем, в отличие от начинающих спортсменов, уквалифицированных спортсменов уже сформирован и доведен до необходимой степени автоматизма технический арсенал, что позволяет более широко использовать воздействие на«неведущую» сторону с помощью специфических средств без риска получения технических ошибок.
Остановимся более подробно на соотношении координационных средств, направленных на «ведущую», «неведущую» сторону и средств, требующих одновременного задействования обеих сторон (например, одновременного симметричного действия двумя руками), на разных этапах спортивной подготовки. Для начального этапа спортивной подготовки предусматривается практически равное соотношение этих компонентов, однако основным условием является разучивание новых движений и освоение технических элементов с «ведущей» стороны. Тогда как, для более поздних этапов предлагается сдвигать это соотношение в сторону преобладания средств, направленных на «ведущую» сторону (30:70) в тех видах спорта,где выраженность асимметрии соревновательного упражнения очевидна (фехтование, теннис, толкание ядра, метание копья и др.). Для видов спорта, характеризующихся направленностью на обе стороны тела, это соотношение может быть доведено до 50: 50 (беговые виды легкой атлетики, лыжный спорт, плавание и др.). При применении данной технологии в тех видах спорта, где соревновательное упражнение связано с разноплановыми движениями (сдействием как одной стороны тела, так и обеих сторон), соотношение разных средств должно подбираться индивидуально, что зависит от вида подготовки (например, в биатлоне,стрелковая подготовка и лыжная подготовка должны осуществляться с использованием разных соотношений), содержания соревновательного упражнения и других факторов. При этом важным является даже не собственно это соотношение, а использование особых для определенного этапа подходов, а также последовательности применения рекомендуемых средств.
Так, на этапе начальной подготовки в большей степени используются средства общей координационной направленности, тогда как на более поздних этапах возрастает доля специфических упражнений с элементами техники вида спорта, добавляется использование специфических упражнений в усложненных условиях (с применением «нетипичных» размеров и веса снарядов, отягощений, измененных пространственно-временных характеристик техники движений и др.). Для начального этапа рекомендуется все средства применять, начиная с«ведущей» стороны, использовать чередование выполнения в правую и левую сторону на каждом повторе или через небольшое количество повторов. Для более поздних этапов спортивной подготовки допустимо отдельное направленное воздействие на «неведущую» сторону длительное время, вплоть до целого занятия время от времени. Также для квалифицированных спортсменов допустимо использовать данные приемы при реализации технико тактической подготовки, задавая условия применения тактических приемов и схем соответствующим образом.
Сущность данного подхода предусматривает стандартный объем средств развития и совершенствования значимых видов КС, а внутригрупповая дифференциация осуществляется за счет разного соотношения средств, направленных на стимуляцию «неведущей» и «ведущей» стороны тела. Целью применения этой технологии на этапе начальной подготовки является гармонизация двигательно-координационной подготовленности обеих сторон тела.
А на более поздних этапах целью применения данной технологии является совершенствование уровня координационных способностей «ведущей» стороны, снижение выраженности двигательной асимметрии.
Разработанная технология координационной подготовки была апробирована на практике. Проведена серия педагогических экспериментов с участием представителей хоккея,борьбы самбо, футбола, BMX, находящихся на разных этапах многолетней спортивной подготовки. Основная цель проведения экспериментов – проверка эффективности разработанной технологии координационной подготовки в разных видах спорта, а также определение оптимального временного этапа для внедрения в тренировочный процесс.
В процессе проведения серии экспериментов (6 экспериментов) доказана эффективность разработанной технологии координационной подготовки с учетом индивидуальнотипологических особенностей. Выявлено, что при применении такого подхода на этапе начальной спортивной подготовки эффекты воздействия более выражены, чем на более поздних этапах. Следовательно, оптимальное время для применения таких технологий – это начальный этап многолетней спортивной подготовки. Выявлено, что на начальном этапе подготовки более значимо выражены положительные приросты общих КС. На более поздних этапах (тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапе совершенствования спортивного мастерства) в большей степени происходит совершенствование специальной координационной подготовленности. В частности, применение разработанных технологий координационной подготовки спортсменов с учетом индивидуально-типологических особенностей в учебно-тренировочном процессе позволит повысить уровень развития разных видов координационных способностей в среднем на 30%, уровень технической подготовленности – в среднем на 20%. Что касается длительности применения дифференцированных подходов в процессе координационной подготовки, то выявлено, что даже в течение кратковременного воздействия эффективность такого воздействия достаточно высока. Однако следует рекомендовать постоянное применение элементов дифференциации и индивидуализации в процессе координационной подготовки, так как исследование отставленного эффекта после проведенных экспериментов показывает некоторое снижение достигнутого уровня показателей координационной подготовленности через 1-2 месяца.
Выводы. Применение технологии можно рекомендовать для всех видов спорта, где значимость координационной подготовки очень высока (виды спорта со сложной техникой,экстремальные виды, спортивные игры и многие др.). Применение дифференцированного подхода, основанного на учете типа межполушарного взаимодействия доступно для стандартных условий тренировочного процесса, требует лишь однократного выявления принадлежности индивидуума к той или иной типологической группе (как правило, сохраняющейся на протяжении всего онтогенеза при условии точной диагностики). Контроль при применении разработанной технологии координационной подготовки может осуществляться с периодичностью 1-2 раза в годичном цикле, а при необходимости индивидуальной коррекции –3-4 раза в год.
Перспективы дальнейших исследований. Информация, полученная в ходе исследования, может использоваться в учебно-тренировочном процессе в разных видах спорта, вучебном процессе студентов физкультурных вузов, в образовательном процессе для слушателей курсов повышения квалификации в сфере спорта. Однако основным направлением использования полученных сведений является сфера дальнейших научных исследований.

COORDINATING TRAINING OF ATHLETES WITH THE TIPE OF HEMISPERICINTERACTION
I.Y. Gorskaya, A.S. Pushkin, S.O.
Bulushev Siberian state university of physical culture and sports
Abstract: This paper presents the results of research devoted to the justification of effective approaches improve the coordination of preparedness of different skill level of athletes. A differen-tiated approach based on the account type hemispheric interaction. Methodical approaches to reduce the severity of motor asymmetry, increase the level of development of different types of coordina-tion abilities. The information about the implementation of the results into practice the training process of individual sports. The information on the piloting of the proposed approach and the fu-ture prospects of the use of research results.
Keywords: coordination training, hemispheric asymmetry, coordination abilities, training process, differentiated approach.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Горская Инесса Юрьевна ‒ доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск. E-mail: mbofkis@mail.ruGorskaya Inessa - doctor of pedagogical sciences, professor, department of biomedical bases of physical culture and sports, Siberian state university of physical culture and sports, Omsk. E-mail: mbofkis@mail.ru Пушкин Александр Сергеевич – преподаватель кафедры теории и методики велосипедного спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск. E-mail: mbofkis@mail.ruPushkin Alexander - a teacher of theory and methodology of cycling, Siberian state univer-sity of physical culture and sports, Omsk. E-mail: mbofkis@mail.ruБулушев Сергей Олегович – преподаватель кафедры теории и методики футбола и хоккея, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск. E-mail: mbofkis@mail.ruBulushev Sergey - a teacher of theory and methodology of football and hockey, Siberian state university of physical culture and sports, Omsk. E-mail: mbofkis@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1 Буянов В.Н. Билатеральная тренировка в настольном теннисе / В.Н. Буянов //
Интеграция инновационных систем и технологий в процесс физического воспитания
молодежи: сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – С. 14-15.
2 Горская И.Ю. Необходимость учета морфотипологических различий в процес-
се физической и технико-тактической подготовки самбистов / И.Ю. Горская // Омский науч-
ный вестник / Серия Общество. История. Современность. – № 4(111). – 2012. – С. 229-233.
3 Горская И.Ю. Методические основы координационной подготовки в спорте /
И.Ю. Горская // Стратегия гармоничного развития личности в концепции Международных
детских Игр «Спорт – Искусство – Интеллект» : Материалы научно-практической конферен-
ции. – Новосибирск : Изд-во НГАВТ, 2013. – С. 146-151.
4 Горская И.Ю. Координационные способности спортсменов ВМХ-race / И.Ю.
Горская, А.А. Горский, А.С. Пушкин // Strategiczne pytania swiatowej nauki – 2013. 07-15 lutego
2013 roku. Materialy IX miedzynarodowej naukowi-praktyczenej konferencji. Volume 31. Fizyczna
kultura i sport. Przemyśl Nauka i studia, 2013. – С. 57-58.
32
5 Лях В.И. Специфические координационные способности как критерий прогно-
зирования спортивных достижений футболистов / В.И. Лях, З. Витковски, В. Жмуда // Тео-
рия и практика физической культуры. – 2002. – № 4. – С. 21-26.
6 Ледовская Т.В. Основные подходы к исследованию проблемы индивидуальных
различий / Т.В. Ледовская // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – №2. – Том II
(Психолого-педагогические науки). – С. 180-185.
7 Староста В. Симметризация движений – новая концепция обучения и
совершенствования спортивной техники / В. Староста // Перспективы развития современного
студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в
Казани : материалы Всероссийской научно-практической конференции (12-13декабря). –
Казань : Отечество, 2013. – С. 470-473.
8 Таймазов В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического
маркера спортивных способностей / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Научно-теоретический
журнал «Ученые записки». – 2006. – №22. – С. 74-82.
9 Hirtz P. Was sind koordinative Fahigkeiten? Begriff – und Wesensbestimmung /
P.Hirtz // In G. & B. Ludwig, Koordinative Fahigkeiten-koordinative Kompetenz. – Kassel: Universitat
Bibliotek, 2002. – S. 59-64.
10 Starosta W. Motorjcrne zdolnosci koordynacyjne. Znaczenie, Struktura, Uwarunkowania,
Ksztaltowanie / W. Starosta. – Warszawa : Instytut sportu, 2003. – 564 p.
Количество просмотров: 1783
Предыдущая статьяОпыт использования здоровьесберегающих дыхательныхпсихотехнологий в подготовке спортсменов
Следующая статьяПоказатели соревновательной деятельностиплавании двукратного серебряного призера олимпийских игр александры гераcимени
Прямой эфир