Современные здоровьесберегающие технологии №02 2016

Критерии формирования культуры здоровья студентов вовнеаудиторной работе по физическому воспитанию

Номера страниц в выпуске:42-48
Аннотация. Здоровье нации является важнейшим условием ее благополучия, а совершенствование системы образования путем интеграции в нее современных методик формирования культуры здоровья приобретает особое значение. Статья посвящена актуальному вопросу украинской высшей школы ‒ определению критериев формирования культуры здоровья студентов в условиях внеаудиторной работы по физическому воспитанию с целью обеспечения целенаправленного формирования здоровья и культуры здоровья студенческой молодежи.
Ключевые слова: внеаудиторная работа, здоровье, культура, студенчество, физическое воспитание.
Постановка проблемы. Учащаяся и студенческая молодежь является контингентом,наиболее подверженным негативному влиянию социальной среды [4, 8]. Практически каждому современному педагогу, тренеру или медицинскому работнику приходится сталкиваться с феноменом, когда болезни, в прошлом характерные для пожилых людей, все чаще регистрируются среди учащейся и студенческой молодежи. Ряд специалистов [1, 4, 9, 10] объясняет этот факт тем, что современное образование с присущей ему динамичностью, высокой интенсивностью умственной нагрузки и увеличенным объемом информации предъявляет высокие требования к студентам, в том числе к воспитанию ответственного отношения к здоровью. Значительное место среди причин снижения уровня здоровья студентов занимает отсутствие у многих из них приоритета культуры здоровья как ведущего фактора сохранения и укрепления индивидуального здоровья личности.
Актуальность. Таким образом, актуальной задачей для украинской высшей школы становится определение критериев формирования культуры здоровья студентов в условиях внеаудиторной работы по физическому воспитанию с целью обеспечения целенаправленного формирования здоровья и культуры здоровья студенческой молодежи. В частности, такая необходимость отмечается в Национальной стратегии развития образования в Украине, Кон 42 цепции непрерывного валеологического воспитания и образования в Украине, Законе Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении», Общегосударственной социальной программе развития физической культуры и спорта, Законе «О высшем образовании» и других государственных законодательных документах, регулирующих функционирование системы высшего образования.
Анализ последних публикаций по тематике статьи. Поскольку здоровье нации является важнейшим условием ее благополучия, особое значение приобретает совершенствование системы образования путем интеграции в нее современных методик формирования культуры здоровья. Это мнение разделяют ведущие ученые педагогической, медицинской и биологической наук [4, 9, 10], которые в своих исследованиях указывают, что перед педагогической системой особенно остро встала проблема совершенствования работы по подготовке будущих специалистов многих отраслей с высоким уровнем профессионализма, творческой активности, которые ответственно относились бы к результатам своего обучения и подготовке к будущей профессиональной деятельности. Актуальность приобретает проблема формирования культуры здоровья студентов высших учебных заведений, ведь именно от них в будущем зависит здоровье последующих поколений, привитие навыков здорового образажизни, формирование культуры поведения, общения и др.
Проблема взаимосвязи красоты, прекрасного, духовного и физического всегда остро обсуждалась в педагогике [2, 7]. Приобретенные знания по формированию культуры здоро вья должны не только применяться на пользу себе, но и всячески использоваться и пропагандироваться в будущей профессиональной деятельности студенческой молоде- жи [3, 6, 9]. Для реализации этой задачи, прежде всего необходимо внедрение новых подходов к содержанию образовательного поля, в котором важным компонентом должны быть знания о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Для того, чтобы у субъекта сформировалась мотивация стремления к здоровью, он должен знать, как формировать физический, психический, духовный и социальный аспекты здоровья, уметь оценить состояние своего здоровья, подобрать меры по укреплению защитных сил организма, способствовать росту его резервных возможностей.
Цель исследования заключается в определении критериев формирования культуры здоровья студентов в условиях внеаудиторной работы по физическому воспитанию.
Задачи исследования состоят в обобщении передового опыта по проблеме формирования культуры здоровья студенческой молодежи в физкультурно-оздоровительной деятельности; сущности дифференциации критериев формирования культуры здоровья студентов в условиях внеаудиторной работы по физическому воспитанию.
 Организация и методы исследования. Исследование проводилось в рамках комплексной темы научно-исследовательской работы кафедры здоровья человека, физической реабилитации, безопасности жизнедеятельности, охраны труда и гражданской защиты Государственного учреждения «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»«Методология, теория и практика формирования культуры здоровья детей, учащейся молодежи и взрослого населения» Министерства образования и науки Украины, номер государственной регистрации 0110U007020. Методы исследования, использованные в ходе проведения научной работы включали теоретический анализ, синтез и обобщение научноисследовательской информации; анализ программно-нормативной и отчетной документации,педагогическое наблюдение.
Результаты исследования и их обсуждение. Культура здоровья является важнейшей качественной характеристикой уровня развития личности, способом и мерой реализации жизненных сил и способностей человека. В основе культуры здоровья лежит преемственный процесс освоения различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии социальной активности человека. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления общей культуры современной личности.
Ведущее место в формировании культуры здоровья занимает такое направление как физкультурно-оздоровительная деятельность, которая является заведомо регулируемой двигательной активностью человека, направленной на развитие и совершенствование собственного здоровья и бережном к нему отношении. Эффективность физкультурнооздоровительной деятельности связана с формированием мотивации к здоровому образу жизни, приобретением определенного уровня знаний и собственно с осуществлением двигательной и оздоровительной деятельности. В учебно-воспитательной сфере, в частности в высших учебных заведениях, физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется в сочетании с физическим воспитанием с учетом состояния здоровья, уровня физического и психического развития.
Физкультурно-оздоровительная деятельность, как проявление двигательной активности человека, является социальным процессом, который реализован в физических действиях и оздоровительных процедурах, способствующих комплексному формированию, сохранению и укреплению здоровья человека, овладении физической культурой, способствует формированию здоровьесберегающих ценностей. Обобщение научных разработок на междисциплинарном уровне [2, 8, 9] позволяет рассматривать физкультурно-оздоровительную деятельность как социальную деятельность, направленную на сохранение, развитие и формирование здоровья человека на физическом, психическом, духовном и социальном уровнях. Механизм социальных воздействий физкультурно-оздоровительной деятельности на культуру здоровья студенческой молодежи заключается в воспитании активного личностного отношения к здоровью, формировании умений и навыков оздоровительной деятельности с целью полноценного включения студента в жизнедеятельность современного общества.
Внеаудиторная работа в высшем учебном заведении является составной частью учебно-воспитательной работы, занятиями, которые проводятся во внеучебное время для расширения знаний, умений и навыков, развития самостоятельности индивидуальных способностей и склонностей, а также обеспечение рационального отдыха. Внеаудиторная работа по физическому воспитанию базируется на основе самостоятельности и добровольности. При определении содержания и методов внеаудиторной работы учитываются возраст, умственное и физическое развитие личности. Целью внеаудиторной работы является развитие мотивации студентов к познанию и творчеству, содействие личностному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Знания, умения и навыки,получаемые во время такой работы, способствуют реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяют студентам использовать его с максимальной пользой, совмещая досуг с самосовершенствованием и творчеством.
Определение сформированности культуры здоровья студентов в условиях внеаудиторной работы по физическому воспитанию включает в себя динамику уровня физического аспекта здоровья, который базируется на физическом состоянии студентов, приближении показателей биоимпедансного анализа баланса водных секторов организма и составляющих тела к модельным характеристикам; проявлении двигательных качеств; показателях психического аспекта здоровья через определение положительной динамики состояния психофизиологических функций и психических свойств (рисунок 1). Уровень сформированности духовного и социального аспектов здоровья фиксируется путем проведения педагогического тестирования, включающего ряд показателей исследуемых характеристик. Так, к показателям духовного и социального аспектов здоровья относится стремление студентов к самопознанию, что предоставляет возможность человеку самоопределиться в той или иной конкретной ситуации с учетом жизненного опыта и знаний о самом себе; знания о культуре здоровья. Уровень имеющихся и полученных знаний у студентов будет определять их общий уровень осознания важности здоровья для себя и общества в целом, мотивировать к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью в группе студентов-единомышленников.
2016-08-30_22-19_szt 2 2016 (1).PDF.jpg

Выводы. В результате выполненного исследования получено научнотехнологическое знание о педагогическом процессе формирования культуры здоровья студентов, выделены критерии формирования культуры здоровья студентов в условиях внеаудиторной работы по физическому воспитанию, уточнены представления о концептуальныхосновах формирования культуры здоровья студенческой молодежи.
Перспективы дальнейших исследований направлены на разработку и внедрениеэффективных программ формирования культуры здоровья во внеаудиторной работе по физическому воспитанию в высших учебных заведениях для студентов различных специальностей.

CRITERIA OF STUDENT’S HEALTH CULTURE FORMATION IN EXTRACURRICULAR WORK ON PHYSICAL EDUCATION
S. N. Ivanchikova
Luhansk national university named after Taras Shevchenko
Abstract. The nation's health is essential to his well-being and improvement of the educa-tion system by integrating it into modern methods of formation of culture of health is of particular importance. The article is devoted to topical issues of Ukrainian higher school - the definition of criteria for creating a culture of health of students in the conditions of extracurricular work in physi-cal education in order to ensure purposeful formation of a culture of health and the health of stu-dents.
Keywords: extracurricular work, health, culture, students, physical education.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Иванчикова Светлана Николаевна - аспирант кафедры здоровья человека, физической реабилитации, безопасности жизнедеятельности, охраны труда и гражданской защиты по специальности 13.00.02 − теория и методика обучения (физическая культура, основы здоровья), Государственное учреждение «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», г. Старобельск. E-mail: fotina_6607@mail.ruIvanchikova Svetlana Nikolaevna - postgraduate student of the department of health, physical rehabilitation, life safety, labour protection and civil defence in the specialty 13.00.02 − theory and methodology of education (physical culture, basis of health), State institution "Luhansk national university named after Taras Shevchenko", Starobelsk. E-mail: fotina_6607@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Дубовой О.В. Характеристики фізичного стану університетської молоді загальної
групи фізичного виховання та студентів, які систематично займаються пауерліфтингом
/ О.В. Дубовой, В.Г. Саєнко // Науковий часопис Національного педагогічного університету
імені М.П. Драгоманова Серія № 15 „Науково-педагогічні проблеми фізичної культури‖
/Фізична культура і спорт : Зб. наук. праць /За ред. Г.М. Арзютова. – К. : Вид-во НПУ імені
М.П. Драгоманова, 2013. – Вип. 5(30)13. – С. 270 – 273.
2. Іванчикова С.М. Використання сучасних технологій фітнесу в вирішенні проблем
здоров’я школярів / С.М. Іванчикова // Вісник Луганського національного університету імені
Тараса Шевченка (педагогічні науки) : Зб. наук. праць. – Луганськ : Вид-во ДЗ „ЛНУ імені
Тараса Шевченка‖, 2010. – № 17(204). – С. 120 – 124.
3. Іванчикова С.М. Загальні положення методики формування культури здоровʼя сту-
дентів засобами фітнесу / С.М. Іванчикова // Вісник Чернігівського національного педагогіч-
ного університету імені Т.Г. Шевченка : Зб. наук. праць. – Чернігів : ЧНПУ, 2015. – Вип. 129.
Т. ІІІ . ‒ С. 145 ‒ 149.
4. Носко М.О. Формування здорового способу життя / М.О. Носко, С.В. Грищенко,
Ю.М. Носко. – К. : „МП Леся‖, 2013. – 160 с.
5. Саєнко В.Г. Відмінності суб’єктивного стану особистості студентів після відвіду-
вання навчальних занять фізичної культури та тренувальних занять у секціях карате
/ В.Г. Саєнко, А.О. Жадан // Вісник Луганського національного університету іме-
ні Тараса Шевченка (педагогічні науки) : Зб. наук. праць. – Луганськ : Вид-во ДЗ „ЛНУ
імені Тараса Шевченка‖, 2013. – № 8(267). – С. 155 – 160.
6. Толчева А. В. Укрепление опорно-двигательного аппарата студентов университетов
специальной медицинской группы на внеаудиторных занятиях по хатха-йоге / А.В. Толчева
// Актуальные проблемы экологии и здоровья человека : Матер. III Междунар. науч.-практ.
конф. – Череповец : ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2015. – С. 47 – 51.
7. Толчєва Г.В. Організація тренувальних занять хатха-йогою зі студентами вищих
навчальних закладів у процесі позааудиторної роботи / Г.В. Толчєва // Фізичне виховання,
спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві : зб. наук. праць Волин. нац. ун-ту. –
Луцьк : Волин. нац. ун-т імені Лесі Українки, 2012. – № 4 (20). – С. 191 – 194.
8. Шинкарьов С.І. Оздоровчі технології в системі фізичного виховання
в позааудиторній роботі зі студентами вищих навчальних закладів / С.І. Шинкарьов,
Г.В. Толчєва // Олимпийский спорт, физическая культура, здоровье нации в современных ус-
ловиях : IХ Междунар. науч.-практ. конф. – Луганск : Изд-во ЛНУ имени Тараса Шевченко,
2012. – С. 371 – 375.
9. Шкирьянов Д.Э. «Рейтинг здоровья студента» как критерий оценки здоровьесбере-
гающей среды учреждения высшего образования медицинского профиля / Д.Э. Шкирьянов //
Наука ‒ образованию, производству, экономике : матер. XXI (68) Регион. науч.-практ. конф.
преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов. ‒ Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова,
2016. ‒ Т. 2. ‒ С. 167 ‒ 168.
10. Школа Е.Н. Исследование динамики показателей психического аспекта здоровья
студентов групп внеаудиторных физкультурно-оздоровительных занятий формирования ку-
льтуры здоровья средствами фитнеса / Е.Н. Школа, С.Н. Иванчикова // Теоретические и при-
кладные аспекты олимпийского образования, физической культуры и спорта школьников и
учащейся молодѐжи : Сб. науч. ст. – Брест : БрГУ, 2015. – С. 147 ‒ 151.__
Количество просмотров: 1585
Предыдущая статьяПоказатели соревновательной деятельностиплавании двукратного серебряного призера олимпийских игр александры гераcимени
Следующая статьяМетодические рекомендации по организации занятийкалланетикой для различных возрастных груп населения
Прямой эфир