Современные здоровьесберегающие технологии №02 2016

Влияние степ-аэробики и фитбол-гимнастики на развитиекоординационных способностей у детей 6-7 лет

Номера страниц в выпуске:59-70
Аннотация. Работа посвященна важной проблеме современности – физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Приведена экспериментальная программа занятий физической культурой на базе использования методов степ-аэробики и фитбол-гимнастики, основной целью использования которой выступало развитие координационных возможностей детей.
Ключевые слова: степ-аэробика, фитбол-гимнастика, физическая культура, дошкольники, координация, тестирование, развитие.
Введение и реализация федеральных государственных стандартов дошкольного образования предъявляет новые требования к содержанию, условиям и результатам воспитательно-образовательной деятельности. Главная задача, которую ставит государство и общество перед образовательными учреждениями, – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких [1, 3, 4].
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; Федеральный закон «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, сизм. от 07.12.2011); Конвенция ОООН о правах ребѐнка, 1989 г.; Постановление президента РФ В.В. Путина ―О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения», 2002 г.
Многочисленные исследования показали, что около 30 % детей 6-7 лет имеют низкий уровень развития физических качеств. Заметен недостаток двигательной активности в повседневной жизни, как отметил Президент РФ В.В. Путин «физическая культура в борьбе за до 59 суг детей по-прежнему уступает место телевизору, компьютеру и так называемому «сидячему образу жизни». Тогда как именно в старшем дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития физических качеств и, в частности, координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. По мнению учѐных, этот период признаѐтся сензитивным для воспитания данного качества. Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование координационных способностей именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника [1, 2, 5].
Наблюдения за детьми во время физкультурных занятий и в свободной двигательной деятельности позволили сделать вывод, что у многих воспитанников недостаточно развиты умения ориентироваться в пространстве, сохранять устойчивость позы в различных ситуациях, согласовано выполнять движения различными частями тела, точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия. Все эти умения составляют основу координационных способностей [4, 6, 9].
Наряду с этим, в современной теории физического воспитания методика развития координационных способностей является одной из наименее разработанных. Многие рекомендации по методике развития двигательной координации у детей дошкольного возраста не имеют достаточного экспериментального обоснования.
В тоже время, занятия по развитию двигательной сферы у детей дошкольного возраста, предлагаемые основной образовательной программой, как правило, не соответствуют общей цели - достижению адекватной физической подготовленности организма ребенка, не способствуют эффективному развитию двигательных умений и навыков. В связи с чем встал вопрос, как и чем можно дополнить и разнообразить физкультурные занятия в ДОУ, учитывая требования и нормативы основной программы.
Следовательно, актуальность исследования определена необходимостью совершенствовать двигательные навыки детей дошкольного возраста в частности координационные способности.
Опираясь на основные требования, предъявляемые к упражнениям на развитие координационных способностей (должны быть связаны с преодолением координационных трудностей; выполнение таких упражнений должно требовать правильность, быстроту, рациональность в координационном отношении двигательных действий; упражнения должны быть новыми и необычными для исполнителя; упражнения могут являться привычными, но должны выполняться при изменении самих движений и двигательных действий, либо условий) иучитывая уже имеющиеся исследования в области применения фитбол-гимнастики и степаэробики в работе с детьми 6-7 лет была выдвинута гипотеза исследования: использование фитбол-гимнастики и степ-аэробики в процессе физкультурных занятий с детьми 6-7 лет позволит оптимизировать развитие координационных способностей дошкольников.
Объект исследования: развитие координационных способностей у детей 6-7 лет.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей у детей6-7 лет на физкультурных занятиях с использованием фитбол-гимнастики и степ-аэробики.
Цель исследования: оптимизация развития координационных способностей у детей6-7 лет, путем использования фитбол-гимнастики и степ-аэробики.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:Провести анализ литературы по вопросу общей характеристики координационных способностей; средств и методов их развития; развития КС у дошкольников; применения фитбол-гимнастики и степ-аэробики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Разработать план физкультурных занятий с детьми подготовительной группы с ис- пользованием степ-аэробики и фитбол-гимнастики.
3. Эмпирически доказать эффективность влияния фитбол-гимнастики и степ-аэробики на развитие координационных способностей у детей 6-7 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научнометодической литературы и нормативных документов, программ; анализ отечественного и зарубежного опыта, ретроспективный анализ; педагогическое наблюдение, тестирование;методы математической статистки.
Материалы исследования могут использоваться в учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений при разработке учебных планов, подборе комплексов физических упражнений, создании благоприятной среды для двигательной активности дошкольников.
Фитбол-мячи при работе с дошкольниками начали применяться сравнительно недавно: в зарубежной практике они используются около пятидесяти лет, а в нашей стране всего немногим десяти. В России методика фитбол-гимнастики для детей была впервые представлена кандидатом педагогических наук, доцентом Т.С.Овчинниковой и кандидатом медицинских наук, доцентом А.А.Потапчук в 2002 году в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников».
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.
Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани [8].
Фитбол-мячи делают из пластичного специального материала, который под воздействием веса тела прогибается и принимает фору той части тела, над которой проходит работа.
Таким образом, акцент делается только на «нужных» мышцах, снимая нагрузку со всех остальных. «Даже просто балансируя сидя на мяче и удерживая равновесие, в работу включаются скрытые резервы организма, и, как следствие, позвоночник ровно выстраивается, развивается координация движений, укрепляются все группы мышц организма, в том числе и пассивные» (Е.Ю.Клубкова, 2001).
Занятия фитбол-гимнастикой способствуют улучшению чувства равновесия,гибкости, эластичности суставов, кровообращения, обмена веществ; активизируют моторновисцеральные рефлексы. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат,развивают координацию движений и. Использование фитбол-мячей при выполнении упражнений позволяет прорабатывать глубинные мышцы, что положительно влияет на функцию равновесия.
«Кроме того, фитбол избавляет от стресса и снимает напряжение. Доказано, что волны,возникающие при колебаниях мяча, передаются по всему позвоночнику до головного мозга и вызывают положительные эмоции» (В.Т.Кудрявцев, 1999; С.О.Филиппова, 2004).
У любой технологии есть свои правила, соблюдение которых позволит не просто улучшить результаты, но и не навредить занимающимся. Есть свои правила и у фитболгимнастики:1. Подбирать мяч каждому ребѐнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведѐнные плечи,ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь (резиновая подошва).
Начинать с простых упражнений и облегчѐнных исходных положений, постепенно переходя к более сложным. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.  6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
При выполнении упражнений лѐжа на мяче, не задерживать дыхание. Выполняя упражнения на мяче лѐжа на животе, лѐжа на спине (голова и позвоноч- ник должны составлять одну прямую линию).
При выполнении упражнений мяч не должен двигаться. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приѐмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоцио- нального фона, бодрого, радостного настроения.
13. Проведение комплексных занятий, с одновременным выполнением физических упражнений и речитативов. Особое внимание уделяется правильному произношению и темпу речи.
14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей выполнялись в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность: для укрепления мышц рук и плечевого пояса; для укрепления мышц брюшного пресса; для укрепления мышц спины и таза; для укрепления мышц ног и свода стопы; для увеличения гибкости и подвижности в суставах; - для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата; для формирования осанки; для развития ловкости и координации движений; для развития танцевальности и музыкальности; для расслабления и релаксации.
Степ-аэробика была изобретена в Америке в 1989 году фитнес-инструктором Джиной Миллер, которая для занятий использовала ступеньки своего дома. Степ-аэробика интересна и разнообразна, но, одновременно с этим достаточно проста для усвоения дошкольниками.
Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз по специальной степ-платформе.
Высота еѐ может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ – доски постоянна (высота – 8 см, ширина – 25 см., длина – 40 см.
Занятия со степом способствуют: формированию у детей устойчивого равновесия, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры; развитию у ребенка уверенности,  ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствованию точности движений; воспитанию физических качеств: ловкости, быстроты, силы, координационных способностей, гибкости; повышению выносливости, а вслед за этим и сопротивляемости организма;формированию осанки, костно-мышечного корсета; восстановлению тонуса тела; формированию умения ритмически согласованно выполнять простые движения.
Степ – аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие и позволяет сжигать большое количество калорий. С помощью степ - аэробики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, точные движения.
Комплексы степ-аэробики направлены, помимо всего прочего, создают зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, развивают координацию и формируют временные ориентировки и силовые дифференцировки.
1. Пространственные ориентировки – вправо, влево, вперед, назад, скрестно, одновременно, попеременно, поочередно в движениях туловища и конечностей (у детей дошкольного возраста лучше получается выполнять раздельные движения и одновременные).
2. Временные – различаются по темпу (быстро, медленно), ритму, продолжительности удерживания позы и др. Темп и ритм возможно задавать счетом (раз-два; раз-пауза-два), музыкальной композицией. Старшие дошкольники с особым интересом выполняют упражнения со сменой ритма, при этом стараются передать в движениях не только ритмический рисунок, но и плавность, и красоту движений.
3. Силовые - прыжки на степе, со степа, через степ.
Регулярные занятия фитбол-гимнастикой и степ-аэробикой благотворно влияют на развитие сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, активизируют обмен веществ,повышают уровень физической подготовленности и улучшают показатели двигательных способностей. А так же развивают координацию и формируют временные ориентировки дошкольников.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного учреждения Центр развития ребѐнка – детский сад № 28 г. Орехово-Зуево. Вэксперименте участвовали дети подготовительных групп6 группа № 12 – экспериментальная и группа № 11 – контрольная.
На первом этапе проводился анализ литературы по поставленной проблеме:1. Изучена и проанализирована литература по вопросу применения фитболгимнастики и степ-аэробики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. На основе чего составлен план физкультурных занятий на учебный год для подготовительной к школе группы с включением фитбол-гимнастики и степ-аэробики, на основе основной и рабочей 64 программ по физкультуре. В процессе занятия фитбол и степ-платформа использовались при выполнении ОРУ (степ-аэробика, фитбол-гимнастика), упражнений в основных видах движений, в подвижных играх
2. Был изучен отечественный и зарубежный опыт по методике развития и способам измерения и оценки координационных способностей у дошкольников.
Для измерения и оценки уровня развития координационных способностей применялась диагностика координационных способностей дошкольников на основе использования прыжков с вращением (автор – польский учѐный В.Староста). Тест выполняется с использованием координациометра. Он представляет собой круг диаметром 100 см (можно нарисовать его на листе фанеры или деревянном щите). В него вписан ещѐ один круг диаметром 80см, в середине которого намечены его центр и контуры ступней. На окружности малого круга нанесено градусно-угловое деление.
Данный метод оценки основан, как уже было сказано, на прыжках с вращением вокруг совей оси. Из предлагаемых автором вариантов было выбрано три задания:Прыжок с максимальным вращением без помощи рук. Прыжок с максимальным вращением с помощью рук. 3.Прыжок с максимальным вращением с толчком одной и приземлением на две ноги.
2016-08-30_22-19_szt 2 2016 (1).PDF(2).jpg
Для выполнения задания ребѐнку даѐтся три попытки, после чего выбирается лучший результат. После выполнения прыжка дошкольник должен приземлиться в пределах внутреннего круга и сохранять равновесие в течение не мене 2 секунд. При выходе за пределы круга или потере равновесия попытка повторяется, но не более 5 повторов.
Оценка результатов: результат оценивается индивидуально для каждого ребѐнка по пяти уровням: неудовлетворительный, удовлетворительный, хороший, отличный, выдающийся. Основным показателем для оценки является величина максимального оборота, дос 65 тигнутая ребѐнком при выполнении прыжка с поворотом вокруг своей оси. Так как ранее проведѐнные исследования показали, что чем больше оборот, исполненный во время прыжка, тем выше уровень развития координации.
Задания данной методики с целью выявления имеющихся показателей уровня развития координационных способностей были предложены детям обеих подготовительных групп: экспериментальной - № 12 и контрольной - № 11. Общие результаты по группам представлены в Таблице 1.
На втором этапе эксперимента в течение года проводились физкультурные занятия: сконтрольной группой (подготовительная группа № 11) по основной программе; с экспериментальной группой (подготовительная группа № 12) по плану физкультурных занятий с использованием фитбол-гимнастики и степ-аэробики.
2016-08-30_22-19_szt 2 2016 (1).PDF(3).jpg

Полученные итоговые результаты уровня развития координационных способностей:- неудовлетворительный и удовлетворительный уровни развития координационных способностей у экспериментальной группы значительно ниже, чем у контрольной (неудовлетворительный на 9,8%; удовлетворительный – на 7,6%);- хороший, отличный и выдающийся уровни развития КС у экспериментальной группы выше, чем у контрольной (хороший уровень развития – на 8,7%; отличный уровень –6,2%; выдающийся – на 2,5%).
2016-08-30_22-20_szt 2 2016 (1).PDF.jpg

На основании полученных данных была составлена таблица прироста средних показателей уровня развития координационных способностей у детей обеих групп (таблица 2).
Из приведѐнных таблицы видно, что прирост общего показателя уровней развития координационных способностей составил:1. У детей экспериментальной группы (группа № 12) - неудовлетворительный уровень: -16%; 67 удовлетворительный уровень: -2,6%; хороший уровень: +9,4%; отличный уровень: +5,2%; выдающийся уровень: +4%. 2. У детей контрольной группы (группа № 11):неудовлетворительный уровень: -8,4%; удовлетворительный уровень: -0,1%; хороший уровень: +5,8%; отличный уровень: +1,2%; выдающийся уровень: +1,5%. Сравнив полученные результаты, можно увидеть, что прирост показателя всех уровней развития координационных способностей в контрольной группе значительно ниже, чем в экспериментальной (р<0,05). Следовательно, использование фитбол-гимнастики и степаэробики на физкультурных занятиях в ДОУ позволяет усилить их положительное влияние на развитие координационных способностей у детей 6-7 лет.
Вывод. Проведѐнный анализ литературы с целью раскрытия теоретических аспектов развития координационных способностей у детей в возрасте 6-7 лет позволил выявить, что координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Задача развития координационных способностей у детей чрезвычайно важна. Ведь хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям, так как влияют на вид и способ усвоения спортивной техники, а так же на еѐ дальнейшую стабилизацию и ситуативно-адекватное разнообразное применение. Сформированные координационные способности являются необходимым условием подготовки детей к жизни, труду. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования.
Но современные условия диктуют свои правила: одновременно с тем, что условия жизни и труда современного мира предполагают наличие высоко развитых координационных способностей, детский досуг (компьютеры, приставки) и выбор многих родителей в пользу умственного воспитания детей не способствуют полноценному и качественному развитию у них координационных способностей.
В связи с трудной ситуацией, сложившейся в сфере физического развития и здоровья дошкольников, возникла необходимость разнообразить и «усилить» классические физкуль 68 турные занятия инновационными технологиями. После изучения научной литературы и разработок по использованию фитбол-гимнастики и степ-аэробики в дошкольном образовательном учреждении, в качестве «катализатора» положительного воздействия физкультурных занятий на координационные способности дошкольников были выбраны именно эти технологии. Они гармонично «вписались» в занятия. Был разработан план физкультурных занятий с детьми подготовительной группы с использованием степ-аэробики и фитбол-гимнастики. Втечение четырѐх месяцев (сентябрь-декабрь) в занятия по основной программе были включены упражнения и подвижные игры с фитбол-мячами; ещѐ четыре месяца (январь-апрель)проводились занятия с включением комплексов степ-аэробики, а так же упражнений и подвижных игр с использованием степ-платформ.
Занятия для дошкольников приобрели новый эмоциональный окрас. К выполнению упражнений ребята стали относиться более добросовестно и осознанно. Анализ полученных результатов итогового тестирования позволил подтвердить то, что выдвинутая в начале исследования гипотеза верна - использование фитбол-гимнастики и степ-аэробики в процессе физкультурных занятий с детьми 6-7 лет действительно позволит усилить их положительное влияние на развитие координационных способностей дошкольников (р<0,05).

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN CHILDREN OF 6-7 YEARS WITH THE STEP AEROBICS AND FITBALL-GYMNASTICS IMPACT
E.V. Kapitonova, D.M. Voronin
State humanitarian university of technology
Abstract. The work is devoted to the important issue of our time – physical education of children of preschool age. The experimental program of physical training based on the use of techniques of step-aerobics and fitball-gymnastics, the primary use of which was the development of coordination abilities of children.
Key words: step aerobics, fitball-gymnastics, physical education, preschoolers, coordination, testing, development.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Капитанова Екатерина - студент 3 курса исторического факультета, Государствен- ный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево. E-mail: doctordennis@yandex.ruKapitanova Ekaterina – student of 3 course historical faculty, State humanitarian university of technology, Orekhovo-Zuyevo. E-mail: doctordennis@yandex.ruВоронин Денис Михайлович ‒ кандидат наук по физическому воспитанию и спорту,доцент, Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево. E-mail: doctordennis@yandex.ruVoronin Denis ‒ candidate of sciences in physical education and sport, associate professor, State humanitarian university of technology, Orekhovo-Zuyevo. E-mail: doctordennis@yandex.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет:
Сборник игр и упражнений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 48 с.
2. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: ТВТ Диви-
зион, 2006. – 290 с.
3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе
группа детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 112 с.
4. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 112 с.: ил.
5. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 112 с.
6. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: Сфера,
2014. - 224 с.
7. Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-
гимнастика: конспекты занятий / Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина. – Волгоград: Учитель,
2001. – 159 с.
8. Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия/ авт.-сост. Е.И. По-
дольская. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2013. – 246 с.
9. Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Формирование двигательного опыта и
физических качеств / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 с.
Количество просмотров: 8853
Предыдущая статьяМетодические рекомендации по организации занятийкалланетикой для различных возрастных груп населения
Следующая статьяИз истории развития отечественного физкультурнопедагогического движения
Прямой эфир