Современные здоровьесберегающие технологии №02 2016
Современные здоровьесберегающие технологии №02 2016
Особенности применения тренажеров в тренировочномпроцессе со школьниками старших классов
Номера страниц в выпуске:81-89
Аннотация. К техническим устройствам преимущественно общего действия относятся тренажеры различных конструкций. Они путем дозированных физических нагрузок и целенаправленного воздействия на определенные мышечные группы позволяют избирательно воздействовать на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы, повышать физическую работоспособность. В статье выделены основные группы и типы тренажѐров и даны рекомендации по тренировке старшеклассников.
Ключевые слова: тренажер, тренажерный зал, комплекс упражнений, тренировочный процесс, методика круговой тренировки.
Ключевые слова: тренажер, тренажерный зал, комплекс упражнений, тренировочный процесс, методика круговой тренировки.
Постановка проблемы. В связи с неопытностью многих старшеклассников, тренировки в тренажѐрном зале заканчиваются малорезультативно. Из-за недостатка литературы и методических материалов молодежь не может подробно ознакомится с особенностями тренировок на тренажерах. Возникает проблема правильного выполнения упражнений и осознания целей их выполнения.
Анализ последних публикаций по тематике статьи. В толковом словаре понятие«тренажер» трактуется как «устройство, аппарат для тренажа, отработки каких-либо навыков». В научных работах Л.Глазиринова, В.Овсянкина понятие «тренажерные устройства» характеризуются как устройства, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движения без контролируемого взаимодействия. Тренажеры направлены на развитие физических качеств и мышц, однако в них отсутствует обратная связь, а значит, информация о проделанном действии.
По утверждению Л.Глазиринова, В.Овсянкина, М.Рунова, тренажеры могут эффективно использоваться с оздоровительной целью, обеспечивая ряд преимуществ перед традиционными средствами, поскольку им свойственно строгое дозирование нагрузки, направленность тренировки на отдельные группы мышц, а также широкое применение в период восстановления после перенесенных болезней. В физическом воспитании детей школьного возраста тренажеры и тренажерные устройства позволяют в более короткие сроки решить задачу развития их двигательных качеств: силы, выносливости, скорости, гибкости и ловкости.
Особенно эффективно использование тренажеров в физическом воспитании детей с избыточной массой тела. Такие дети охотно и с удовольствием занимаются на тренажерах, в то время как на стандартном физкультурном оборудовании они работают менее активно.
Актуальность. Тренажерное оборудование позволяет эффективно развивать различные двигательные качества и способности, совмещать совершенствование технических умений, навыков и физических качеств в процессе спортивной тренировки.
Цель. Обосновать особенности использования тренажеров в тренировочном процессе со старшеклассниками.
Задачи: охарактеризовать особенности использования тренажеров в тренировочном процессе; дать характеристику основных технических средств.
Организация и методы исследования: теоретический анализ и обобщение научнометодической литературы.
Результаты исследований. Тренажер (от английского train - обучать, тренировать) техническое устройство или приспособление, предназначенное для воспитания и совершенствования двигательных, профессионально-прикладных навыков и умений, а также медицинской реабилитации (механотерапия).
Тренажеры способствуют формированию положительной психоэмоциональной мотивации у старшеклассников и привлечению их к физической культуре и массовому спорту.
Можно выделить основные цели тренировок на тренажерах: сохранение и укрепление здоровья, воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности, поддержка общего физического состояния и восстановительное лечение [3].
Под принципами тренировок понимают основополагающие закономерности, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации тренировочного процесса:• принцип сознательности и активности (наибольшего успеха на занятиях можно достичь при сознательном, заинтересованном отношении);принцип наглядности (широкое использование зрительных ощущений); принцип доступности и посильности предлагаемых задач, однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью, вместе с тем принцип доступно- сти не означает, что нагрузки должны быть упрощенными и предельно элементарными;• принцип систематичности (данный принцип подразумевает, прежде всего, регулярность занятий и системное чередование нагрузок и отдыха).
• принцип динамичности (в основе этого принципа лежит постоянное и постепенное повышение требований) [1].
Для тренажерного зала нужно использовать приспособленное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям и нормам для спортивных залов. Особое гигиеническое значение имеет создание в помещении оптимальных микроклиматических условий: температуры воздуха в диапазоне 15-18 °С, относительной влажности 35-60%, скорости движения воздуха 0,5 мс.
Для повышения комфортности занятий спортом очень важно организовать равномерное освещение и обеспечить необходимый уровень горизонтальной и вертикальной освещенности зала.
Критерии подбора оборудования: соответствие концепции создания тренажерного зала; соответствие площади тренажерного зала с учетом расстановки тренажеров; вариативность тренировок, то есть набор представленных тренажеров должен позволять полноценно тренировать разные мышцы; количество тренажеров - по количеству участников группы [4].
Технические особенности тренажеров зависят от конструкторских решений, которые определяются необходимостью преимущественного развития одного или одновременно нескольких двигательных качеств.
Тренажеры можно разделить на три типа: кардиотренажеры (беговые дорожки, велотренажеры, эллиптические, гребные, райдеры), которые чаще всего используются для повышения тонуса основных адаптационных систем; силовые тренажеры (тренажеры для работы с отягощением) - для коррекции фигуры; многофункциональные тренажеры, сочетающие в себе признаки обеих групп.
По эффективности действия все представители кардиотренажеров приблизительно равны, но имеют некоторые особенности использования. Поскольку при занятиях на велотренажере поясница подвергается повышенной нагрузке, велотренажеры не рекомендуются применять при болях в позвоночнике, в области поясницы, стоппер обеспечивает повышенную нагрузку на тазобедренный сустав, при занятиях на беговой дорожке сильно нагружается голеностоп и лишь райдеры в этом смысле нейтральны [3].
Стоппер, имитируя ходьбу по лестнице, воздействует на мышцы ног и обеспечивает такую же нагрузку, что и велотренажер.
Беговые дорожки также дают эффективную нагрузку и не только на мышцы ног, но и на мышцы спины, плечевого пояса. Однако при этом имеют достаточно большие габариты.
Велотренажеры дают подавляющую нагрузку на мышцы ног и живота.
Эллиптические тренажеры - гибрид велотренажера, стоппера и беговой дорожки. На таких тренажерах занимаются по принципу кросс-тренинга: такая траектория, имитирующая естественную ходьбу или бег, исключает нагрузку голеностопного сустава и коленного сустава (чего не удается избежать при тренировке на беговой дорожке или на велотренажере) иобеспечивает нагрузку на мышцы спины и рук в дополнение нагрузки на ноги. Ходьба по эллиптической траектории позволяет тренировать сердечнососудистую и дыхательную системы, как на всех кардиологических тренажерах, но они дают еще и силовую нагрузку на нижние группы мышц (бедра, ягодицы и икры), а благодаря рукояткам-рычагам задействован и плечевой пояс [2].
Наиболее универсальный из кардиотренажеров - гребной тренажер. При выполнении одного упражнения он тренирует большинство мышц: плечевого пояса, рук, ног, а также сердечнососудистую систему.
Райдер обеспечивает комплексную тренировку основных групп мышц, способствует увеличению гибкости суставов.
Силовые спортивные тренажеры предназначены для увеличения мышечной массы,улучшение рельефа мышц, увеличения максимальной силы.
Силовые тренажеры представлены скамьями, тренажерами, где в качестве нагрузки используется вес спортсмена и комплексами со свободными и встроенными весами. Конечно, такое разделение не абсолютно: занятия на любом виде тренажеров развивают и силу, ивыносливость, но в разной степени.
Силовые тренажеры классифицируют следующим образом:1. Воздействие собственным весом - это новый тип силовых тренажеров, использующих вес спортсмена как основную нагрузку. С их помощью хорошо развивается сила, выносливость и гибкость. Уровень нагрузки можно изменить, отрегулировав угол наклона скамьи.
Со свободными весами: утяжелителями, грифами и гантелями, и др. Так можно не только быстрее нарастить мышечную массу, но и улучшить координацию движений, так как все время нужно следить за сохранением равновесия и за положением снаряда. Со встроенными весами. Тренажеры со встроенными весами подойдут тем, кто только начал заниматься: они безопасны и позволяют работать над конкретной группой мышц. Как отягощения здесь используют плоские грузы фиксаторами, и что передвигаются по стержню [4]. Тренажеры, применяемые в настоящее время в спортивной практике, могут быть разделены на шесть основных групп.
Первая группа - тренажеры для общей физической подготовки. К ним можно отнести современные эргометры для аэробной тренировки. Различные тренажеры этого типа в последние годы получили широкое распространение в оздоровительном направлении, а также в спорте высших достижений - для повышения уровня общей физической подготовленности спортсменов. К этой же группе следует отнести и различные простейшие тренажеры для общей силовой подготовки спортсменов.
Ко второй группе относятся тренажеры, работающие по принципу облегчающего лидирования. Это связано с тем, что с помощью тренажерных устройств представляется возможность создавать недостижимые в природных условиях режима выполнения спортивных упражнений или их основных элементов. Конструктивные особенности таких тренажеров предполагают минимальные отклонения от рациональной техники выполнения запланированного двигательного действия. Это создает предпосылки для предотвращения ошибок и увеличивает вероятность достижения более высоких показателей по тем характеристикам движений, что запрограммированы самой конструкцией тренажера [1].
Третья группа тренажеров - разные управляющие устройства, обеспечивающие спортсмену поддержание заданной скорости движений при выполнении тренировочных упражнений, формирование рационального темпа и ритма движений. Так, например, вциклических видах спорта широко используются светолидеры, позволяющие выдерживать заданную скорость при прохождении тренировочных отрезков, отрабатывать рациональную тактическую схему прохождения дистанции. В разных видах спорта получили распространение лидеры, регулирующие интенсивность работы спортсмена с помощью его срочного информирования о частоте сердечных сокращений. Звуковые или световые лидеры используются также при формировании оптимального ритма движений. С этой же целью применяются и приборы для электростимуляции мышц, обеспечивающих принудительное сокращение мышц в заданной фазе движения.
Четвертая группа - тренажеры, позволяющие совместить процесс развития различных двигательных качеств с техническим совершенствованием. Примером может служить гребной тренажер, при использовании которого достаточно точно имитируются техника гребка, степень и характер мышечных усилий в его различных стадиях [2].
К пятой группе следует отнести серию оригинальных тренажеров с незафиксированными опорами, что создает условия для одновременного проявления силовых качеств и подвижности в суставах. В основе конструкции тренажеров лежит использование рычагов и эксцентричных дисков, блоков, платформ и наборов грузов.
Тренажеры обеспечены эффективными конструкциями для изоляции мышечных групп и суставов, что позволяет строго контролировать направленность их использования,повышает достоверность и надежность тренировки и контроля.
Отсутствие открытых движущихся элементов, фиксация тела, оптимальная с механических позиций конструкция всех узлов тренажеров сводит к минимуму вероятность травматизма. Тренажеры снабжены системой тестирования силовых возможностей и гибкости, позволяют использовать их не только для тренировки, но и оперативного, текущего и этапного контроля [3].
Шестая группа тренажеров - различные устройства, стимулирующие адаптационные реакции организма спортсмена за счет создания искусственных климатических и погодных условий.
Методика проведения занятий с учащимися старших классов приближается к методике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки. Содержание занятий, дозировка нагрузок и оценка физической подготовленности обязательно дифференцируется в зависимости от пола. На тренировках создаются условия для развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых усилий. Обязательно учеников обучают методам самоконтроля на занятиях. Рекомендуется применять различные виды упражнений, которые выполняются под музыку [1].
Прежде чем начать занятия учитель или тренер-инструктор должен провести тестирование по определению уровня физической подготовленности детей. Оно проводится по трем основным направлениям:Физическое развитие и соматические показатели (рост, масса тела, АД, жизненная емкость легких, проба Штанге - задержка дыхания на вдохе, пульс в покое). Функциональные возможности кардиореспираторной системы и основные парамет- ры ее работоспособности (тест Руфье; PWC-120, 150).
• Показатели двигательных качеств (координация, зрительно-моторная реакция, гибкость).
Наиболее оптимальные для тренировок на тренажерах группы по 10-15 учеников. При таком количестве участников группы удается эффективно контролировать оздоровительнотренировочный процесс.
Для лучшего тренировочного эффекта занятия со старшими школьниками должны проводится 2-3 раза в неделю, регулярно, акцент делается на самостоятельных занятиях.
Минимальной кратностью занятий, обеспечивающих повышение уровня физического состояния, являются занятия, которые проводятся 3 раза в неделю; для сохранения уровня физического состояния - 2 раза в неделю. Тренировочные занятия рекомендуется проводить не ранее, чем через 2-3 часа после еды [2].
Необходимо составлять комплекс упражнений так, чтобы по возможности охватить все основные группы мышц, но не за одну тренировку, а за 2-х недельный цикл. Все новые упражнения начинают делать только с 2-х подходов. А потом, когда мышцы адаптируются к нагрузке, добавляют 3-й подход. Как правило, осуществляется 2-3 подхода и 8-12 повторений с малым и средним весом, большие веса подросткам использовать не рекомендуют.
Подходы к тренажерам выстраиваются по правильному алгоритму. Разминка осуществляется на кардиотренажерах - велотренажере, беговой дорожке, стоппере, эллиптическом тренажере. Они позволяют укрепить сердечнососудистую и дыхательную системы. Для дальнейшей тренировки используются силовые тренажеры. В ходе занятия нельзя забывать о разминке не только перед тренировкой, но и непосредственно перед упражнением. В конце тренировки проводятся упражнения на восстановление и растяжение. Основное внимание уделяют растяжению мышц, работавших на данной тренировке.
При проведении тренировок в тренажерном зале по методике круговой тренировки можно делить группу на подгруппы по 2-3 человека, группы меняют места занятий через каждые 3 минуты по команде учителя или тренера-инструктора. Каждый ученик за тренировку успевает выполнить задание на 11-12 местах занятий. У каждого места занятий находится карточка с задачами: вес рекомендуемый для каждого возраста, для девочек и мальчиков;сколько подходов и повторений каждого упражнения нужно выполнить на тренажере; перечень возможных упражнений с штангами, гирями, гантелями [3].
По окончании каждого месяца тренер формирует на каждого ученика вывод по итогам проведенных в тренажерном зале занятий. Желательно на основании результатов тестирования выдать ученикам индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий. Это особенно необходимо для физически ослабленных детей с целью их дополнительной самоподготовки, в частности, в каникулярное время, когда отсутствует организованная двигательная активность.
Систематическое ведение дневника самоконтроля, проверка его учителем приучает школьников серьезно относиться к самостоятельным занятиям, позволяет оценивать свою реакцию на тренировочную нагрузку, воспитывает сознательное отношение к здоровью [1].
Основным правилом физической тренировки следует считать соответствие параметров тренировочных нагрузок текущему состоянию учеников и их соответствие природным ритмам развития его физических качеств. Руководствуясь этим, следует выбирать тренировочные нагрузки такого содержания, характера и направленности, чтобы учитывали единство генетических предпосылок развития двигательной активности ученика и функциональных свойств его организма.
Выводы. Занятия на тренажерах - эффективная форма воздействий на организм человека, направленная на позитивное изменение его физического потенциала и достижения других, социально важных целей физического воспитания и самовоспитания. В результате систематических физических тренировок в организме происходят морфологические и физиологические изменения, позволяющие расширить функциональные возможности практически всех органов и систем, совершенствовать регуляторные механизмы. В результате повышается сопротивляемость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приспособляемость к различным нагрузкам, улучшаются показатели физического развития.
Достаточно перспективны в использовании тренажеры нового поколения. Тренажеры позволили разработать сложно-координационные силовые упражнения, каждое из которых состоит из трех компонентов силового, координационного и стретчинга (растяжки), что обеспечивает использование комплексного воздействия на мышцы, связки и суставы опорнодвигательного аппарата, занимающегося создает качественные влияния на организм.
Упражнения на тренажерах приобретают все чаще используются в тренировочном процессе. Применение тренажеров позволяет точно дозировать нагрузку и развивать различные физические качества: выносливость, силу мышц, скорость и др.
Перспективы дальнейших исследований. С развитием спорта тренажеров становится больше, и методика занятий на них тоже отличается. Интерес к тренажерным залам стабильно начинает расти, ведь молодежь хочет заниматься спортом и улучшать свое телосложение и физическую форму. Поэтому в перспективах изучать новые методики тренировок на тренажерах и давать методические рекомендации занимающимся.
Pereyaslav-Khmelnitsky state pedagogical university named after Gregoriy Skovoroda
Abstract. The technical devices are mostly common action simulators of various designs. They are metered through exercise and of targeting specific muscle groups allow selectively affect the musculoskeletal, cardiovascular, respiratory and nervous system, improve physical perfor-mance. The article highlights the main groups and types of simulators and recommendations for training high school students.
Key words: trainer, gym, exercise program, the training process, method of circuit training.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кириченко Тарас Григорович - к.п.н., доцент кафедры спортивных дисциплин и туризма ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий, Украина. E-mail: kirich09@mail.ruKirichenko Taras Grigorovich - Ph.D., associate professor of chair of sports disciplines and tourism. Pereyaslav-Khmelnitsky state pedagogical university named after Gregoriy Skovoro-da, Pereyaslav-Khmelnitsky, Ukraine. E-mail: kirich09@mail.ru89
Анализ последних публикаций по тематике статьи. В толковом словаре понятие«тренажер» трактуется как «устройство, аппарат для тренажа, отработки каких-либо навыков». В научных работах Л.Глазиринова, В.Овсянкина понятие «тренажерные устройства» характеризуются как устройства, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движения без контролируемого взаимодействия. Тренажеры направлены на развитие физических качеств и мышц, однако в них отсутствует обратная связь, а значит, информация о проделанном действии.
По утверждению Л.Глазиринова, В.Овсянкина, М.Рунова, тренажеры могут эффективно использоваться с оздоровительной целью, обеспечивая ряд преимуществ перед традиционными средствами, поскольку им свойственно строгое дозирование нагрузки, направленность тренировки на отдельные группы мышц, а также широкое применение в период восстановления после перенесенных болезней. В физическом воспитании детей школьного возраста тренажеры и тренажерные устройства позволяют в более короткие сроки решить задачу развития их двигательных качеств: силы, выносливости, скорости, гибкости и ловкости.
Особенно эффективно использование тренажеров в физическом воспитании детей с избыточной массой тела. Такие дети охотно и с удовольствием занимаются на тренажерах, в то время как на стандартном физкультурном оборудовании они работают менее активно.
Актуальность. Тренажерное оборудование позволяет эффективно развивать различные двигательные качества и способности, совмещать совершенствование технических умений, навыков и физических качеств в процессе спортивной тренировки.
Цель. Обосновать особенности использования тренажеров в тренировочном процессе со старшеклассниками.
Задачи: охарактеризовать особенности использования тренажеров в тренировочном процессе; дать характеристику основных технических средств.
Организация и методы исследования: теоретический анализ и обобщение научнометодической литературы.
Результаты исследований. Тренажер (от английского train - обучать, тренировать) техническое устройство или приспособление, предназначенное для воспитания и совершенствования двигательных, профессионально-прикладных навыков и умений, а также медицинской реабилитации (механотерапия).
Тренажеры способствуют формированию положительной психоэмоциональной мотивации у старшеклассников и привлечению их к физической культуре и массовому спорту.
Можно выделить основные цели тренировок на тренажерах: сохранение и укрепление здоровья, воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности, поддержка общего физического состояния и восстановительное лечение [3].
Под принципами тренировок понимают основополагающие закономерности, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации тренировочного процесса:• принцип сознательности и активности (наибольшего успеха на занятиях можно достичь при сознательном, заинтересованном отношении);принцип наглядности (широкое использование зрительных ощущений); принцип доступности и посильности предлагаемых задач, однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью, вместе с тем принцип доступно- сти не означает, что нагрузки должны быть упрощенными и предельно элементарными;• принцип систематичности (данный принцип подразумевает, прежде всего, регулярность занятий и системное чередование нагрузок и отдыха).
• принцип динамичности (в основе этого принципа лежит постоянное и постепенное повышение требований) [1].
Для тренажерного зала нужно использовать приспособленное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям и нормам для спортивных залов. Особое гигиеническое значение имеет создание в помещении оптимальных микроклиматических условий: температуры воздуха в диапазоне 15-18 °С, относительной влажности 35-60%, скорости движения воздуха 0,5 мс.
Для повышения комфортности занятий спортом очень важно организовать равномерное освещение и обеспечить необходимый уровень горизонтальной и вертикальной освещенности зала.
Критерии подбора оборудования: соответствие концепции создания тренажерного зала; соответствие площади тренажерного зала с учетом расстановки тренажеров; вариативность тренировок, то есть набор представленных тренажеров должен позволять полноценно тренировать разные мышцы; количество тренажеров - по количеству участников группы [4].
Технические особенности тренажеров зависят от конструкторских решений, которые определяются необходимостью преимущественного развития одного или одновременно нескольких двигательных качеств.
Тренажеры можно разделить на три типа: кардиотренажеры (беговые дорожки, велотренажеры, эллиптические, гребные, райдеры), которые чаще всего используются для повышения тонуса основных адаптационных систем; силовые тренажеры (тренажеры для работы с отягощением) - для коррекции фигуры; многофункциональные тренажеры, сочетающие в себе признаки обеих групп.
По эффективности действия все представители кардиотренажеров приблизительно равны, но имеют некоторые особенности использования. Поскольку при занятиях на велотренажере поясница подвергается повышенной нагрузке, велотренажеры не рекомендуются применять при болях в позвоночнике, в области поясницы, стоппер обеспечивает повышенную нагрузку на тазобедренный сустав, при занятиях на беговой дорожке сильно нагружается голеностоп и лишь райдеры в этом смысле нейтральны [3].
Стоппер, имитируя ходьбу по лестнице, воздействует на мышцы ног и обеспечивает такую же нагрузку, что и велотренажер.
Беговые дорожки также дают эффективную нагрузку и не только на мышцы ног, но и на мышцы спины, плечевого пояса. Однако при этом имеют достаточно большие габариты.
Велотренажеры дают подавляющую нагрузку на мышцы ног и живота.
Эллиптические тренажеры - гибрид велотренажера, стоппера и беговой дорожки. На таких тренажерах занимаются по принципу кросс-тренинга: такая траектория, имитирующая естественную ходьбу или бег, исключает нагрузку голеностопного сустава и коленного сустава (чего не удается избежать при тренировке на беговой дорожке или на велотренажере) иобеспечивает нагрузку на мышцы спины и рук в дополнение нагрузки на ноги. Ходьба по эллиптической траектории позволяет тренировать сердечнососудистую и дыхательную системы, как на всех кардиологических тренажерах, но они дают еще и силовую нагрузку на нижние группы мышц (бедра, ягодицы и икры), а благодаря рукояткам-рычагам задействован и плечевой пояс [2].
Наиболее универсальный из кардиотренажеров - гребной тренажер. При выполнении одного упражнения он тренирует большинство мышц: плечевого пояса, рук, ног, а также сердечнососудистую систему.
Райдер обеспечивает комплексную тренировку основных групп мышц, способствует увеличению гибкости суставов.
Силовые спортивные тренажеры предназначены для увеличения мышечной массы,улучшение рельефа мышц, увеличения максимальной силы.
Силовые тренажеры представлены скамьями, тренажерами, где в качестве нагрузки используется вес спортсмена и комплексами со свободными и встроенными весами. Конечно, такое разделение не абсолютно: занятия на любом виде тренажеров развивают и силу, ивыносливость, но в разной степени.
Силовые тренажеры классифицируют следующим образом:1. Воздействие собственным весом - это новый тип силовых тренажеров, использующих вес спортсмена как основную нагрузку. С их помощью хорошо развивается сила, выносливость и гибкость. Уровень нагрузки можно изменить, отрегулировав угол наклона скамьи.
Со свободными весами: утяжелителями, грифами и гантелями, и др. Так можно не только быстрее нарастить мышечную массу, но и улучшить координацию движений, так как все время нужно следить за сохранением равновесия и за положением снаряда. Со встроенными весами. Тренажеры со встроенными весами подойдут тем, кто только начал заниматься: они безопасны и позволяют работать над конкретной группой мышц. Как отягощения здесь используют плоские грузы фиксаторами, и что передвигаются по стержню [4]. Тренажеры, применяемые в настоящее время в спортивной практике, могут быть разделены на шесть основных групп.
Первая группа - тренажеры для общей физической подготовки. К ним можно отнести современные эргометры для аэробной тренировки. Различные тренажеры этого типа в последние годы получили широкое распространение в оздоровительном направлении, а также в спорте высших достижений - для повышения уровня общей физической подготовленности спортсменов. К этой же группе следует отнести и различные простейшие тренажеры для общей силовой подготовки спортсменов.
Ко второй группе относятся тренажеры, работающие по принципу облегчающего лидирования. Это связано с тем, что с помощью тренажерных устройств представляется возможность создавать недостижимые в природных условиях режима выполнения спортивных упражнений или их основных элементов. Конструктивные особенности таких тренажеров предполагают минимальные отклонения от рациональной техники выполнения запланированного двигательного действия. Это создает предпосылки для предотвращения ошибок и увеличивает вероятность достижения более высоких показателей по тем характеристикам движений, что запрограммированы самой конструкцией тренажера [1].
Третья группа тренажеров - разные управляющие устройства, обеспечивающие спортсмену поддержание заданной скорости движений при выполнении тренировочных упражнений, формирование рационального темпа и ритма движений. Так, например, вциклических видах спорта широко используются светолидеры, позволяющие выдерживать заданную скорость при прохождении тренировочных отрезков, отрабатывать рациональную тактическую схему прохождения дистанции. В разных видах спорта получили распространение лидеры, регулирующие интенсивность работы спортсмена с помощью его срочного информирования о частоте сердечных сокращений. Звуковые или световые лидеры используются также при формировании оптимального ритма движений. С этой же целью применяются и приборы для электростимуляции мышц, обеспечивающих принудительное сокращение мышц в заданной фазе движения.
Четвертая группа - тренажеры, позволяющие совместить процесс развития различных двигательных качеств с техническим совершенствованием. Примером может служить гребной тренажер, при использовании которого достаточно точно имитируются техника гребка, степень и характер мышечных усилий в его различных стадиях [2].
К пятой группе следует отнести серию оригинальных тренажеров с незафиксированными опорами, что создает условия для одновременного проявления силовых качеств и подвижности в суставах. В основе конструкции тренажеров лежит использование рычагов и эксцентричных дисков, блоков, платформ и наборов грузов.
Тренажеры обеспечены эффективными конструкциями для изоляции мышечных групп и суставов, что позволяет строго контролировать направленность их использования,повышает достоверность и надежность тренировки и контроля.
Отсутствие открытых движущихся элементов, фиксация тела, оптимальная с механических позиций конструкция всех узлов тренажеров сводит к минимуму вероятность травматизма. Тренажеры снабжены системой тестирования силовых возможностей и гибкости, позволяют использовать их не только для тренировки, но и оперативного, текущего и этапного контроля [3].
Шестая группа тренажеров - различные устройства, стимулирующие адаптационные реакции организма спортсмена за счет создания искусственных климатических и погодных условий.
Методика проведения занятий с учащимися старших классов приближается к методике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки. Содержание занятий, дозировка нагрузок и оценка физической подготовленности обязательно дифференцируется в зависимости от пола. На тренировках создаются условия для развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых усилий. Обязательно учеников обучают методам самоконтроля на занятиях. Рекомендуется применять различные виды упражнений, которые выполняются под музыку [1].
Прежде чем начать занятия учитель или тренер-инструктор должен провести тестирование по определению уровня физической подготовленности детей. Оно проводится по трем основным направлениям:Физическое развитие и соматические показатели (рост, масса тела, АД, жизненная емкость легких, проба Штанге - задержка дыхания на вдохе, пульс в покое). Функциональные возможности кардиореспираторной системы и основные парамет- ры ее работоспособности (тест Руфье; PWC-120, 150).
• Показатели двигательных качеств (координация, зрительно-моторная реакция, гибкость).
Наиболее оптимальные для тренировок на тренажерах группы по 10-15 учеников. При таком количестве участников группы удается эффективно контролировать оздоровительнотренировочный процесс.
Для лучшего тренировочного эффекта занятия со старшими школьниками должны проводится 2-3 раза в неделю, регулярно, акцент делается на самостоятельных занятиях.
Минимальной кратностью занятий, обеспечивающих повышение уровня физического состояния, являются занятия, которые проводятся 3 раза в неделю; для сохранения уровня физического состояния - 2 раза в неделю. Тренировочные занятия рекомендуется проводить не ранее, чем через 2-3 часа после еды [2].
Необходимо составлять комплекс упражнений так, чтобы по возможности охватить все основные группы мышц, но не за одну тренировку, а за 2-х недельный цикл. Все новые упражнения начинают делать только с 2-х подходов. А потом, когда мышцы адаптируются к нагрузке, добавляют 3-й подход. Как правило, осуществляется 2-3 подхода и 8-12 повторений с малым и средним весом, большие веса подросткам использовать не рекомендуют.
Подходы к тренажерам выстраиваются по правильному алгоритму. Разминка осуществляется на кардиотренажерах - велотренажере, беговой дорожке, стоппере, эллиптическом тренажере. Они позволяют укрепить сердечнососудистую и дыхательную системы. Для дальнейшей тренировки используются силовые тренажеры. В ходе занятия нельзя забывать о разминке не только перед тренировкой, но и непосредственно перед упражнением. В конце тренировки проводятся упражнения на восстановление и растяжение. Основное внимание уделяют растяжению мышц, работавших на данной тренировке.
При проведении тренировок в тренажерном зале по методике круговой тренировки можно делить группу на подгруппы по 2-3 человека, группы меняют места занятий через каждые 3 минуты по команде учителя или тренера-инструктора. Каждый ученик за тренировку успевает выполнить задание на 11-12 местах занятий. У каждого места занятий находится карточка с задачами: вес рекомендуемый для каждого возраста, для девочек и мальчиков;сколько подходов и повторений каждого упражнения нужно выполнить на тренажере; перечень возможных упражнений с штангами, гирями, гантелями [3].
По окончании каждого месяца тренер формирует на каждого ученика вывод по итогам проведенных в тренажерном зале занятий. Желательно на основании результатов тестирования выдать ученикам индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий. Это особенно необходимо для физически ослабленных детей с целью их дополнительной самоподготовки, в частности, в каникулярное время, когда отсутствует организованная двигательная активность.
Систематическое ведение дневника самоконтроля, проверка его учителем приучает школьников серьезно относиться к самостоятельным занятиям, позволяет оценивать свою реакцию на тренировочную нагрузку, воспитывает сознательное отношение к здоровью [1].
Основным правилом физической тренировки следует считать соответствие параметров тренировочных нагрузок текущему состоянию учеников и их соответствие природным ритмам развития его физических качеств. Руководствуясь этим, следует выбирать тренировочные нагрузки такого содержания, характера и направленности, чтобы учитывали единство генетических предпосылок развития двигательной активности ученика и функциональных свойств его организма.
Выводы. Занятия на тренажерах - эффективная форма воздействий на организм человека, направленная на позитивное изменение его физического потенциала и достижения других, социально важных целей физического воспитания и самовоспитания. В результате систематических физических тренировок в организме происходят морфологические и физиологические изменения, позволяющие расширить функциональные возможности практически всех органов и систем, совершенствовать регуляторные механизмы. В результате повышается сопротивляемость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приспособляемость к различным нагрузкам, улучшаются показатели физического развития.
Достаточно перспективны в использовании тренажеры нового поколения. Тренажеры позволили разработать сложно-координационные силовые упражнения, каждое из которых состоит из трех компонентов силового, координационного и стретчинга (растяжки), что обеспечивает использование комплексного воздействия на мышцы, связки и суставы опорнодвигательного аппарата, занимающегося создает качественные влияния на организм.
Упражнения на тренажерах приобретают все чаще используются в тренировочном процессе. Применение тренажеров позволяет точно дозировать нагрузку и развивать различные физические качества: выносливость, силу мышц, скорость и др.
Перспективы дальнейших исследований. С развитием спорта тренажеров становится больше, и методика занятий на них тоже отличается. Интерес к тренажерным залам стабильно начинает расти, ведь молодежь хочет заниматься спортом и улучшать свое телосложение и физическую форму. Поэтому в перспективах изучать новые методики тренировок на тренажерах и давать методические рекомендации занимающимся.
ESPECIALLY THE USE OF SIMULATORS IN THE TRAINING PROCESS WITH HIGH SCHOOL STUDENTS
T. Kirichenko
Pereyaslav-Khmelnitsky state pedagogical university named after Gregoriy Skovoroda
Abstract. The technical devices are mostly common action simulators of various designs. They are metered through exercise and of targeting specific muscle groups allow selectively affect the musculoskeletal, cardiovascular, respiratory and nervous system, improve physical perfor-mance. The article highlights the main groups and types of simulators and recommendations for training high school students.
Key words: trainer, gym, exercise program, the training process, method of circuit training.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кириченко Тарас Григорович - к.п.н., доцент кафедры спортивных дисциплин и туризма ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий, Украина. E-mail: kirich09@mail.ruKirichenko Taras Grigorovich - Ph.D., associate professor of chair of sports disciplines and tourism. Pereyaslav-Khmelnitsky state pedagogical university named after Gregoriy Skovoro-da, Pereyaslav-Khmelnitsky, Ukraine. E-mail: kirich09@mail.ru89
Список исп. литературыСкрыть список1. Абзалов Р.А. Взаимодействие функциональных систем организма при мышечной
деятельности / Р.А.Абзалов // ІІІ всер. школа-конф. по физиологии кровообращения 27-30
янв. 2004г: тез. докл. - 2004. - С. 3-4.
2. Водлозеров В.Е. Тренажеры локально направленного действия / В.Е. Водлозеров. –
Киев: Издательский центр КГМУ, - 2003. – 102 с.
3 Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров / С.П.
Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, - 2001. – 90 с.
4. Лейкин М.Г. Научное обоснование и создание спортивно-оздоровительных трена-
жеров: дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / М. Г. Лейкин. – М. - 1999. – 120 с.