Современные здоровьесберегающие технологии №02 2016
Современные здоровьесберегающие технологии №02 2016
Исследование координационных способностей студентокзанимающихся черлидингом
Номера страниц в выпуске:102-107
Аннотация. В статье представлены результаты исследований кординационных способностей студенток-черлидиров. Исследованиями доказано, что чувство ритма и способность точно воспроизводить и направленно изменять скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений во время специальных упражнений являются ведущими при подготовке команды по черлидингу.
Ключевые слова: черлидинг, координационные способности, студенческое спортивное движение, координационно направленная тренировка.
Ключевые слова: черлидинг, координационные способности, студенческое спортивное движение, координационно направленная тренировка.
Чирлидинг – современная форма физической культуры, возникшая в Америке. В настоящее время бурно развивается в России и входит в систему студенческих соревнований.
Суть черлидинга заключается в организованной поддержке спортивных команд во время соревнований группой специально подготовленных спортсменов, одетых в яркую униформу. Как вид спорта черлидинг представляет собой выполнение комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с атрибутами (помпоны, флаги) под музыку.
Поскольку в основу черлидинга легла гимнастика, то ведущими физическими качествами, которые развиваются в результате занятий этим видом спорта, являются координационные способности или ловкость, т.е. умение быстро, точно, экономно и находчиво (наиболее совершенно) решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [1, 3].
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов: способности человека к точному анализу движений; деятельности анализаторов и особенно двигательного; сложности двигательного задания; уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); смелости и решительности; возраста; общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) [2, 4].
Для развития черлидинга как современного вида спорта и его интеграции в студенческое спортивное движение было проведено исследование, целью которого стало исследование координационных способностей спортсменов-черлидеров. В соответствии с целью исследования, решались следующие задачи:
1. Определение уровня развития координационных способностей спортсменовчерлидеров.
2. Проведение сравнительного анализа полученных результатов.
Исследования проводились на базе университета РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.
экспериментальной части приняли участие 24 студенток 18–21 лет. работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по изучаемой проблеме; педагогические на- блюдения; обследование учебно-тренировочного процесса с использованием педагогического тестирования; математико-статистическая обработка полученных данных с использованием компьютерных технологий.
Ежегодно сборная РГАУ-МСХА по черлидингу принимает участие в 30-40 спортивных мероприятиях, среди которых ведущими является участие в Московких студенческих играх.
Для подготовки сборной команды по черлидингу в тренировочном процессе был применен подход к использованию средств, направленных на повышение уровня координационных способностей.
Для оценки эффективности используемых тренировочных средств были проведены исследования с 1 сентября 2015 года по 1 февраля 2016 года.
Для проведения исследований были созданы две группы экспериментальная и контрольная. В состав каждой группы вошло 12 студенток, равноценных по возрасту, росту, весу. В состав экспериментальной группы вошли студентки-члены сборной команды Университета по черлидингу. В состав контрольной группы вошли студентки, регулярно посещавшие учебные занятия по физической культуре и имеющие хорошие перспективы как кандидатуры для целенаправленных занятий черлидингом.
В начале и по завершению исследований в экспериментальной и контрольной группах было проведено тестирование уровень развития координационных способностей по следующим тестовым заданиям: челночный бег 4х9м (с); челночный бег со сменой способа передвижения 4х9м (с); прыжок с поворотом (баллы); бросок помпона, поворот на 360* иловля помпона (баллы); сохранение равновесия после поворотов (с); сочетание движения рук, туловища, ног (баллы); два кувырка вперед, прыжок с поворотом на 360* (баллы); Результаты тестирования координационных способностей приведены в таблице 1 и рисунке 1.
Проведенный сравнительный анализ показателей координационных способностей экспериментальной и контрольной групп показал, что наиболее значительный прирост показателей наблюдался у спортсменок экспериментальной группы. Так, в тесте «Два кувырка вперед, прыжок с поворотом на 360°» прирост составил 1,2 балла, в тесте «Прыжок с поворотом» – на 0,4 балла, в тесте «Бросок помпона, поворот на 360° и ловля помпона» – на0,5 балла, «Сохранение равновесия после поворотов» улучшилось на 0,7 балла, выполнение«Челночного бега» стало быстрее на 9,2 секунды.
В контрольной группе был отмечен незначительный прирост в показателях уровня развития координационных способностей, но он был существенно ниже, чем в экспериментальной группе.
Выводы. Результаты исследования показали, что координационно ориентированные тренировки у спортсменок-черлидиров улучшают чувство ритма и способность точно воспроизводить и направленно изменять скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений. Именно рост этих показателей в черлидинге определяют конечный результат в спортивных достижениях.
В ходе исследований доказано, что использование тренировочных средств, направленных на повышение уровня координационных способностей, был рационально и грамотно подобран.
Russian state agrarian University – Moscow agricultural Academy named after K. A. Timiryazev
Abstract: the article presents the results of operations abilities of students-celeiros. Studies have shown that a sense of rhythm and the ability to reproduce accurately and directed to change speed and power and spatio-temporal parameters of movements during specific exercises are the main points in the preparation of the team by cheerleading.
Keywords: cheerleading, coordination ability, student sports movement, coordinatingtargeted training.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Никифорова Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail:olganikiforova2014@yandex.ruNikiforova Olga Nikolaevna – candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of physical culture, Russian state agrarian University – Moscow agricultural academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ruБатанова Оксана Александровна – старший преподаватель кафедры физической культуры, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail: oksanchik.0688@gmail.com Batanova Oksana Aleksandrovna – senior lecturer of the department of physical culture, Russian state agrarian University – Moscow agricultural academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia. E-mail: oksanchik.0688@gmail.com
Суть черлидинга заключается в организованной поддержке спортивных команд во время соревнований группой специально подготовленных спортсменов, одетых в яркую униформу. Как вид спорта черлидинг представляет собой выполнение комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с атрибутами (помпоны, флаги) под музыку.
Поскольку в основу черлидинга легла гимнастика, то ведущими физическими качествами, которые развиваются в результате занятий этим видом спорта, являются координационные способности или ловкость, т.е. умение быстро, точно, экономно и находчиво (наиболее совершенно) решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [1, 3].
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов: способности человека к точному анализу движений; деятельности анализаторов и особенно двигательного; сложности двигательного задания; уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); смелости и решительности; возраста; общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) [2, 4].
Для развития черлидинга как современного вида спорта и его интеграции в студенческое спортивное движение было проведено исследование, целью которого стало исследование координационных способностей спортсменов-черлидеров. В соответствии с целью исследования, решались следующие задачи:
1. Определение уровня развития координационных способностей спортсменовчерлидеров.
2. Проведение сравнительного анализа полученных результатов.
Исследования проводились на базе университета РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.
экспериментальной части приняли участие 24 студенток 18–21 лет. работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по изучаемой проблеме; педагогические на- блюдения; обследование учебно-тренировочного процесса с использованием педагогического тестирования; математико-статистическая обработка полученных данных с использованием компьютерных технологий.
Ежегодно сборная РГАУ-МСХА по черлидингу принимает участие в 30-40 спортивных мероприятиях, среди которых ведущими является участие в Московких студенческих играх.
Для подготовки сборной команды по черлидингу в тренировочном процессе был применен подход к использованию средств, направленных на повышение уровня координационных способностей.
Для оценки эффективности используемых тренировочных средств были проведены исследования с 1 сентября 2015 года по 1 февраля 2016 года.
Для проведения исследований были созданы две группы экспериментальная и контрольная. В состав каждой группы вошло 12 студенток, равноценных по возрасту, росту, весу. В состав экспериментальной группы вошли студентки-члены сборной команды Университета по черлидингу. В состав контрольной группы вошли студентки, регулярно посещавшие учебные занятия по физической культуре и имеющие хорошие перспективы как кандидатуры для целенаправленных занятий черлидингом.
В начале и по завершению исследований в экспериментальной и контрольной группах было проведено тестирование уровень развития координационных способностей по следующим тестовым заданиям: челночный бег 4х9м (с); челночный бег со сменой способа передвижения 4х9м (с); прыжок с поворотом (баллы); бросок помпона, поворот на 360* иловля помпона (баллы); сохранение равновесия после поворотов (с); сочетание движения рук, туловища, ног (баллы); два кувырка вперед, прыжок с поворотом на 360* (баллы); Результаты тестирования координационных способностей приведены в таблице 1 и рисунке 1.
Проведенный сравнительный анализ показателей координационных способностей экспериментальной и контрольной групп показал, что наиболее значительный прирост показателей наблюдался у спортсменок экспериментальной группы. Так, в тесте «Два кувырка вперед, прыжок с поворотом на 360°» прирост составил 1,2 балла, в тесте «Прыжок с поворотом» – на 0,4 балла, в тесте «Бросок помпона, поворот на 360° и ловля помпона» – на0,5 балла, «Сохранение равновесия после поворотов» улучшилось на 0,7 балла, выполнение«Челночного бега» стало быстрее на 9,2 секунды.
В контрольной группе был отмечен незначительный прирост в показателях уровня развития координационных способностей, но он был существенно ниже, чем в экспериментальной группе.
Выводы. Результаты исследования показали, что координационно ориентированные тренировки у спортсменок-черлидиров улучшают чувство ритма и способность точно воспроизводить и направленно изменять скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений. Именно рост этих показателей в черлидинге определяют конечный результат в спортивных достижениях.
В ходе исследований доказано, что использование тренировочных средств, направленных на повышение уровня координационных способностей, был рационально и грамотно подобран.
INVESTIGATION OF THE COORDINATION ABILITIES OF STUDENTS ENGAGED IN CHEERLEADING
O.N. Nikiforova, O.A. Batanova
Russian state agrarian University – Moscow agricultural Academy named after K. A. Timiryazev
Abstract: the article presents the results of operations abilities of students-celeiros. Studies have shown that a sense of rhythm and the ability to reproduce accurately and directed to change speed and power and spatio-temporal parameters of movements during specific exercises are the main points in the preparation of the team by cheerleading.
Keywords: cheerleading, coordination ability, student sports movement, coordinatingtargeted training.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Никифорова Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail:olganikiforova2014@yandex.ruNikiforova Olga Nikolaevna – candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of physical culture, Russian state agrarian University – Moscow agricultural academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ruБатанова Оксана Александровна – старший преподаватель кафедры физической культуры, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail: oksanchik.0688@gmail.com Batanova Oksana Aleksandrovna – senior lecturer of the department of physical culture, Russian state agrarian University – Moscow agricultural academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia. E-mail: oksanchik.0688@gmail.com
Список исп. литературыСкрыть список1. Цыба И.А. Черлидинг в высших учебных заведениях. Учебное пособие. – М.,
2010. – 80 с.
106
2. Никифорова О.Н. Здоровьесберегающие технологии физической культуры и
спорта / Человеческий капитал. - 2010. - № 10. - С. 254.
3. Чешихина В.В. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом в
индивидуальной стратегии здорового образа жизни студентов: учебное пособие / В.В. Чеши-
хина, О.Н. Никифорова, Ф.П. Суслов, Е.Э. Афанасенко. – М.: РГСУ, 2005. – 50 с.
4. Научно-методические основы организации и совершенствования форм физиче-
ского воспитания и спортивно-оздоровительной работы в вузе: сборник трудов конференции
/ сост. В.В. Чешихина, О.Н. Никифорова. – М.: РИТМ, 2011. – 204 с.
15 апреля 2016
Количество просмотров: 1563