Современные здоровьесберегающие технологии №02 2016

Особенности спортивной подготовки футболистов снарушением интеллекта на современном этапе

Номера страниц в выпуске:108-113
Аннотация. В статье представлена методика подготовки футболистов с нарушением интеллекта, разработанная на основе анализа научной и методической литературы по подготовке спортсменов в различных игровых видах адаптивного спорта, а также на основе собственного педагогического опыта.
Ключевые слова: адаптивный спорт, спортсмены с нарушением интеллекта, уровень подготовленности, методика подготовки, средства специальной и технико-тактической подготовки.
Теория и практика подготовки в адаптивном спорте в настоящее время наименее разработанная область. В то же время актуальность и значимость этой сферы области спорта несомненны. Цель спортивной тренировки в паралимпийском движении – достижение максимально возможного для человека с ограниченными возможностями здоровья уровня подготовленности и демонстрации запланированных результатов в соревнованиях [1].
Анализ основополагающих теоретических положений спортивной подготовки дает основания говорить о том, что подготовка спортсменов с ограниченными возможностями сформировалась в соответствии с использованием в адаптивном спорте определенной системы соревнований, выступающей как фактор управления тренировочным процессом, с помощью которого можно регламентировать процесс приобретения спортивной формы [3].
Отличительной особенностью системы соревнований в адаптивном спорте является лишь то, что существуют медицинская и спортивно-функциональная классификации и тем самым уравниваются их возможности в борьбе за победу. Далее же полностью используется традиционная модель соревновательной деятельности [3, 4]. Следовательно, спортивная подготовка людей с ограниченными физическими возможностями основывается с учетом функциональных возможностей и физиологических особенностей организма.
Ряд специалистов в области адаптивного спорта отмечают, что для достижения спортивных результатов спортсменами с нарушением интеллекта необходим высокий уровень физической подготовленности, а многолетняя спортивная подготовка способствует профилактике вторичных отклонений, коррекции умственного отставания, развитию сердечнососудистой, дыхательной систем и мышечного аппарата [2, 6, 7, 8, 9].
Учитывая то обстоятельство, что уровень подготовленности в футболе у спортсменов с нарушением интеллекта зависит от скоростно-силовых показателей, закреплению условнорефлекторных связей восприятия и принятия решений, в учебно-тренировочных занятиях большое внимание должно придаваться созданию специального фундамента техникотактической подготовленности.
Цель исследования — разработка методики подготовки футболистов с нарушением интеллекта.
Для достижения цели исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретических - анализ и обобщение, систематизация, проектирование и др., и эмпирических – педагогическое наблюдение и анализ дневников тренировок спортсменов с нарушением интеллекта.
Общее содержание методики подготовки футболистов на этапе углубленной тренировки в годичном цикле должно включать общую физическую подготовку, состоящую из упражнений для развития основных двигательных качеств, совершенствование навыков естественных движений, расширение двигательного опыта, упражнения с отягощениями на тренажерах, подготовку к сдаче и сдачу контрольных нормативов бег с ходу 30 и 60 м, прыжок в длину с места, бег на 2000 м, челночный бег 7х9 м, прыжок в высоту с места, приседание на маховой ноге; специальную физическую подготовку, состоящую из упражнений для развития специальных физических способностей, необходимых для овладения и совершенствования технических приемов и тактических действий; специальную технико-тактическую подготовку с определением игровой функции каждого спортсмена (защитника, нападающего); интегральную подготовку, состоящую из сочетания различных видов подготовки (физической, тактической, технической, психологической); занятия другими видами спорта (легкой атлетикой, волейболом, силовым троеборьем). Все виды методики подготовки должны быть направлены на повышение уровня подготовленности футболиста, коррекцию нарушений интеллекта и воспитание личности.
Методика подготовки футболистов с нарушением интеллекта должна включать следующие специальные и технико-тактические средства: индивидуальные, групповые и командные действия в атаке и защите во фрагментах игры и в двусторонней игре. Средства обучения тактике атаке включали многократное выполнение элементов маневрировании (открывание, отвлечение соперников, создание численного преимущества соперников) таких, как передача мяча, ведение мяча и финты, удары по воротам. Совершенствование групповых технико-тактических действий в атаке осуществлялось в быстром и позиционном нападении по схеме: 3+1; 1+2+1; четыре в линию; 2+2; 1+3. Групповые технико-тактические действия в атаке выполнялись в комбинациях: игровые эпизоды, «стенка», «скрещивание», «игра в одно-два касания», «смена мест», «пропускание мяча», розыгрыш стандартных положений. Совершенствование технико-тактических в позиционной обороне осуществлялось в выполнении действий: обороняющегося против соперника без мяча, обороняющегося против соперника с мячом, групповые действия в обороне, разбор игроков, подстраховка, переключение, групповой отбор мяча у соперника, обороняющихся в игре в меньшинстве, концентрированная оборона, рассредоточенная оборона, прессинг, персональная система обороны,зонная система обороны, комбинированная система обороны.
2016-08-30_22-21_szt 2 2016 (1).PDF.jpg
Объем средств специальной и технико-тактической подготовки в годичном цикле должен составлять 35% на втягивающем этапе и 65% в предсоревновательном этапе спортсменов-футболистов с нарушением интеллекта, имеющим стаж занятий более 5 лет (табл.1).
Кроме того, составляющим компонентом методики подготовки футболистов с нарушением интеллекта, как в годичном, так и многолетнем цикле является использование в работе тренера следующих педагогических приемов: частое повторение нового навыка; сосредоточение внимания спортсмена только на одной мысли; дробление навыков на маленькие задания; краткое инструктирование; установление неизменного порядка действий; установление зрительного контакта при разговоре и демонстрации нового навыка; использование спортсмена, владеющего навыком в совершенстве для обучения новому техническому навыку футболиста с нарушением интеллекта.
Выводы. Построение спортивной тренировки в годичном цикле и более малых циклах, а также методика тренировок спортсменов с умственной отсталостью должна быть ориентирована на выполнение нагрузок, направленных на увеличение объема средств специальной и технико-тактической подготовки, определяющих уровень развития техникотактических действий в футболе, а также развитию наглядно-образного способа решения тактических задач у спортсменов с нарушенным интеллектом. Методика подготовки футболистов с нарушением интеллекта должна включать ежедневные учебно-тренировочные занятия по футболу в течение 1 часа, участие в соревнованиях по программе Специальной Олимпиады – 5 раз за годичный цикл. В летний период должны быть предусмотрены учебно-тренировочные сборы.
ESPECIALLY ATHLETIC TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES AT THE PRESENT STAGE
O.N. Nikiforova, D.E. Nikiforov
Russian state agrarian University – Moscow agricultural academy named after K. A. Timiryazev
Abstract. The article presents a method of training players with intellectual disabilities, de-veloped on the basis of analysis of scientific and methodical literature on the training of athletes in different game types of adaptive sports, as well as on the basis of their own educational experience.
Keywords: adaptive sports, athletes with intellectual disabilities, level of fitness, methods of training, special tools and technical and tactical training.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Никифорова Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail:olganikiforova2014@yandex.ruNikiforova Olga Nikolaevna – candidate of pedagogical sciences, associate professor of physical culture, Russian state agrarian university – Moscow agricultural academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ruНикифоров Дмитрий Евгеньевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail:ploveci@rambler.ruNikiforov Dmitry Evgenievich – candidate of pedagogical sciences, associate professor of physical culture, Russian state agrarian University – Moscow agricultural academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia. E-mail: ploveci@rambler.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Андреев С. Н. Мини-футбол. Многолетняя подготовка юных футболистов в
спортивных школах - М. , 2008. - 89 с.
2. Балашова В.Ф. Адаптивный спорт для лиц с ограниченными возможностями
здоровья: состояние, проблемы развития / В.Ф. Балашова // Теория и методика физической
культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития: материалы межд.
конф., посвящ. 85-летию со дня рожд. заслуж. деятеля науки РФ Л.П. Матвеева. - М., 2010. -
С. 86-90.
3. Барамидзе А.М. Программирование тренировочного процесса футболистов-
инвалидов с последствиями детского церебрального паралича / А.М. Барамидзе, В.А. Геселе-
вич, И.Т. Чкония, А.В. Курбатов // Вестн. спорт. медицины России. - 1995. - N 3-4. - С. 40-41.
4. Ванюшкин В.А. Исследование развития координационных способностей и
психических функций у детей с легкой степенью умственной отсталости / В.А. Ванюшкин //
Теория и практика физ. культуры. - 2011. - N 2. - С. 40-44.
5. Винник, Джозеф П. Адаптивное физическое воспитания и спорт. – К.: Олимп.
лит., 2010. – 608 с.
6. Евсеев С. П. Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями:
состояние и перспективы развития / С. П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. – 2012.
– № 2 (50). – С. 2–11.
112
7. Ивинский Д.В. Педагогические условия организации дополнительных физ-
культурно-спортивных занятий в школе-интернате 8 вида // Культура физическая и здоровье.
- 2008. - N 2 (16). - С. 75-77.
8. Ильин В.А. Особенности содержания учебных программ Специальной Олим-
пиады по технической и тактической подготовке баскетболистов / В.А. Ильин // Современ-
ный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех: материалы 12 международного
научного конгресса. - М., 2008. - Т. 2. - С. 42-43.
9. Литош Н.Л. Спортивная подготовка в мини-футболе юношей 11-16 лет с нару-
шением интеллекта / Н.Л. Литош // Адаптивная физическая культура. - 2010. - N 4 (44). - С.
45-47.
Количество просмотров: 1360
Предыдущая статьяИсследование координационных способностей студентокзанимающихся черлидингом
Следующая статьяВостребованность деятельности менеджеров в федерацияхвосточных единоборств
Прямой эфир