Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016
Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016
Оптимизация физического состояния студентов средствами body sculpt
Номера страниц в выпуске:55-62
Аннотация: проведен анализ эффективности использования средств Body Sculpt в рамках формирующего эксперимента. Проанализирована динамика уровня физической подготовленности, физической работоспособности, функционального состояния кардиореспираторной системы и физического здоровья студентов экспериментальной группы.
Ключевые слова: студент, Body Sculpt, физическая подготовленность.
Ключевые слова: студент, Body Sculpt, физическая подготовленность.
Постановка проблемы. На сегодняшний день в Украине и мире наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи. По мнению большинства специалистов, следствием является не только неблагоприятные экологические и социально-экономические условия жизни [3, 5, 9]. Прежде всего, это связано с существенным снижением интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом, и недостаточной эффективностью системы физического воспитания в высших учебных заведениях [1, 4].
Анализ последних публикаций по исследуемой проблеме. В научной литературе высказывается предположение, что одним из наиболее перспективных направлений оптимизации физического состояния студентов является включение в программу высших учебных заведений по физическому воспитанию наиболее популярных среди современной молодежи видов физических упражнений, в том числе различных видов фитнеса [6, 8]. Ведущие ученые в области физической культуры и спорта отмечают, что на уровень физической подготовленности и функциональное состояние студентов положительно влияют различные виды оздоровительной аэробики, спиннинг, сайклинг, резист-а-бол, фитбокс, система пилатес и др.
Одним из важных условий повышения эффективности системы физического воспитания в высших учебных заведениях является включение в программу занятий по физической культуре таких видов фитнеса, которые бы соответствовали интересам студентов, физиологическим особенностям их организма и способствовали улучшению физической подготовленности, физической работоспособности, функционального состояния основных физиологических систем и уровня физического здоровья студенческой молодежи.
Цель исследования – изучить особенности изменения показателей физической подготовленности, физической работоспособности, функционального состояния кардиореспираторной системы и физического здоровья студенток І-ІІ курсов под влиянием тренировочных занятий, включающих средства Body Sculpt.
Задачи исследования:
1. Определить уровень изменения показателей физической подготовленности, физической работоспособности, функционального состояния кардиореспираторной системы и физического здоровья студентов.
2. Провести сравнительный анализ результатов функциональных показателей и проб в контрольной и экспериментальной группах.
Организация и методы исследования. В процессе занятий по Body Sculpt в течение учебного года применялись все виды лечебно-педагогического контроля. Оперативный контроль за величиной ЧСС при выполнении нагрузки проводился без остановки движения с помощью специальных датчиков-часов фирмы "Polar". Субъективно оценивали нагрузки по шкале "Борга" и по визуальным признакам.
Текущий и этапный контроль функционального состояния кардиореспираторной системы и уровня физического здоровья проводили с помощью новейших компьютерных технологий с использованием программ экспресс-диагностики "ШВСМ" [7].
С целью оценки эффективности разработанных нами экспериментальных методических подходов с использованием средств Body Sculpt в рамках формирующего эксперимента был проведен анализ динамики уровня физической подготовленности, физической работоспособности, функционального состояния кардиореспираторной системы и физического здоровья студентов экспериментальной группы.
Занятия по физическому воспитанию студентов контрольной и экспериментальной групп имели общие (рис.1) и отличительные черты (рис.2). Критериями оценки эффективности предложенных методических подходов стали достоверность и величины положительных изменений показателей физического состояния студентов на момент завершения формирующего эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение. Практически аналогичные данные были получены и при анализе данных заключительного обследования девочек экспериментальной группы, которое было проведено в конце формирующего эксперимента. Установлено, что после эксперимента у них отмечались достоверные (p <0,01; p <0,001) положительные изменения всех показателей, характеризующих уровень физической подготовленности студенток, их общей физической работоспособности и аэробных возможностей, а также уровне функционального состояния сердечно-сосудистой системы, аппарата внешнего дыхания и физического здоровья. Статистически значимых изменений физического состояния студенток контрольной группы в течение эксперимента не прослеживается.
Важно, что после завершения эксперимента показатели физического состояния студенток экспериментальной группы были достоверно (p <0,01; p <0,001) лучше по сравнению с соответствующими величинами, которые зафиксированы в конце исследования у девушек контрольной группы (табл. 1).
В конце формирующего эксперимента у девушек отмечались более существенно выраженные, чем у их сверстниц из контрольной группы, положительные изменения в характере распределения по всем использованным в исследовании показателей физического состояния организма (табл. 2.).
Полученные в ходе исследования экспериментальные данные дополняют сведения о физиологических изменениях в организме юношей и девушек 18-19 лет под влиянием систематических физических нагрузок, заключаются, прежде всего, в повышении экономичности функционирования системы кровообращения, ее переходе на более оптимальный тип регуляции и в росте устойчивости организма к гипоксии.
Анализ научно-методической литературы позволил установить, что одним из важных факторов повышения эффективности процесса физического воспитания студенческой молодежи является использование в программах по физическому воспитанию наиболее популярных среди студентов видов физических упражнений. В связи с этим актуальным является вопрос оценки эффективности их использования.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить, что среди студенток І-ІІ курсов отмечается пониженный уровень физического состояния:
1. Для большинства девушек характерным был низкий уровень развития быстроты (66,67%), ниже среднего - ловкости (42,42%), силовых способностей (54,55%), РФЗ (42,42 %) и средний оPWC170 (48,48 %), оМПК (81,82 %), скоростно-силовых способностей (42,42 %), а также РФСссс и РФСзд (в обоих случаях по 54,55 %.
2. Полученные результаты подтверждают необходимость совершенствования программы по физическому воспитанию для студенческой молодежи с учетом интересов студентов и уровня их физического состояния [13].
Материалы констатирующего эксперимента стали основанием для совершенствования программы занятий по физическому воспитанию для студенток І-ІІ курсов, которая заключалась в снижении количества часов для занятий легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, ритмической гимнастикой и выделении для студентов 64 часов (32 занятия на весь учебный год) на Body Sculpt.
Практическое внедрение средств Body Sculpt процесс физического воспитания студенток І-ІІ курсов происходило на основе разработанных в исследовании экспериментальных методических подходов:
модульный принцип планирования занятий по Body Sculpt на протяжении учебного года,
использование комплексов по Body Sculpt силовой направленности в третьем и четвертом модулях,
авторская шкала индивидуальных пульсовых режимов и дозирование физических нагрузок с учетом возраста,
текущий и этапный контроль за уровнем физического здоровья студентов с использованием современных компьютерных технологий.
Выводы. Разработанные методические подходы с использованием средств Body Sculpt в системе занятий по физическому воспитанию студенток І-ІІ курсов, способствовало существенному улучшению их физического состояния:
1. Для студентов экспериментальной группы после формирующего эксперимента были достоверно выше, чем у их сверстниц из контрольной группы, значение ловкости (на 7,27 ± 1,41%; p <0,001), скоростных (на 9,46 ± 1,28%; p <0,001), скоростно-силовых (на 6,21 ± 1,45%; p <0,001 ), силовых (на 40,59 ± 2,33%; p <0,001), чем у их сверстниц из контрольной группы, определение ловкости (на 7,27±1,41 %; p<0,001), скоростных (на 9,46±1,28 %; p<0,001), скоростно-силовых (на 6,21±1,45 %; p<0,001), силовых (на 40,59±2,33 %; p<0,001) способностей, величины оPWC170 (на 9,05±1,56 %; p<0,05), оМПК(на 5,01±1,56 %; p<0,05), РФСссс (на 9,11±1,35 %; p <0,05), РФСзд (на 22,19±1,28 %; p<0,01) и РФЗ (на 28,59±1,31 %; p<0,01).
2. У студентов экспериментальной группы после эксперимента зарегистрировано существенно лучше, чем в контрольной группе, характер изменений распределения по всем показателям их физического состояния [13].
Использование разработанных в исследовании методических подходов к применению средств Body Sculpt программе по физическому воспитанию студенток І-ІІ курсов свидетельствует о повышении эффективности процесса физического воспитания студентов этого возраста. Это дает основание рекомендовать авторские методические подходы для практического внедрения и использования в системе физического воспитания студенческой молодежи.
Перспективами дальнейших исследований является изучение возможностей использования средств Body Sculpt в процессе физического воспитания студентов старших курсов.
Zaporizhia national university
Abstract: we analyzed the effectiveness of the use of funds Body Sculpt within the formative experiment. The analysis of the dynamics of the level of physical fitness, physical performance, functional state of the cardio-respiratory system and physical health of students of the experimental group.
Keywords: student, Body Sculpt, physical fitness.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Жестков Сергей Геннадьевич ‒ старший преподаватель Запорожского национального университета, Украина, г.Запорожье, hostkvo@mail.ru
Zhestkov Sergey Hennadevych ‒ senior lecturer Zaporizhia national university, Ukraine, Zaporozhye. E-mail: hostkvo@mail.ru
Анализ последних публикаций по исследуемой проблеме. В научной литературе высказывается предположение, что одним из наиболее перспективных направлений оптимизации физического состояния студентов является включение в программу высших учебных заведений по физическому воспитанию наиболее популярных среди современной молодежи видов физических упражнений, в том числе различных видов фитнеса [6, 8]. Ведущие ученые в области физической культуры и спорта отмечают, что на уровень физической подготовленности и функциональное состояние студентов положительно влияют различные виды оздоровительной аэробики, спиннинг, сайклинг, резист-а-бол, фитбокс, система пилатес и др.
Одним из важных условий повышения эффективности системы физического воспитания в высших учебных заведениях является включение в программу занятий по физической культуре таких видов фитнеса, которые бы соответствовали интересам студентов, физиологическим особенностям их организма и способствовали улучшению физической подготовленности, физической работоспособности, функционального состояния основных физиологических систем и уровня физического здоровья студенческой молодежи.
Цель исследования – изучить особенности изменения показателей физической подготовленности, физической работоспособности, функционального состояния кардиореспираторной системы и физического здоровья студенток І-ІІ курсов под влиянием тренировочных занятий, включающих средства Body Sculpt.
Задачи исследования:
1. Определить уровень изменения показателей физической подготовленности, физической работоспособности, функционального состояния кардиореспираторной системы и физического здоровья студентов.
2. Провести сравнительный анализ результатов функциональных показателей и проб в контрольной и экспериментальной группах.
Организация и методы исследования. В процессе занятий по Body Sculpt в течение учебного года применялись все виды лечебно-педагогического контроля. Оперативный контроль за величиной ЧСС при выполнении нагрузки проводился без остановки движения с помощью специальных датчиков-часов фирмы "Polar". Субъективно оценивали нагрузки по шкале "Борга" и по визуальным признакам.
Текущий и этапный контроль функционального состояния кардиореспираторной системы и уровня физического здоровья проводили с помощью новейших компьютерных технологий с использованием программ экспресс-диагностики "ШВСМ" [7].
С целью оценки эффективности разработанных нами экспериментальных методических подходов с использованием средств Body Sculpt в рамках формирующего эксперимента был проведен анализ динамики уровня физической подготовленности, физической работоспособности, функционального состояния кардиореспираторной системы и физического здоровья студентов экспериментальной группы.
Занятия по физическому воспитанию студентов контрольной и экспериментальной групп имели общие (рис.1) и отличительные черты (рис.2). Критериями оценки эффективности предложенных методических подходов стали достоверность и величины положительных изменений показателей физического состояния студентов на момент завершения формирующего эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение. Практически аналогичные данные были получены и при анализе данных заключительного обследования девочек экспериментальной группы, которое было проведено в конце формирующего эксперимента. Установлено, что после эксперимента у них отмечались достоверные (p <0,01; p <0,001) положительные изменения всех показателей, характеризующих уровень физической подготовленности студенток, их общей физической работоспособности и аэробных возможностей, а также уровне функционального состояния сердечно-сосудистой системы, аппарата внешнего дыхания и физического здоровья. Статистически значимых изменений физического состояния студенток контрольной группы в течение эксперимента не прослеживается.
Важно, что после завершения эксперимента показатели физического состояния студенток экспериментальной группы были достоверно (p <0,01; p <0,001) лучше по сравнению с соответствующими величинами, которые зафиксированы в конце исследования у девушек контрольной группы (табл. 1).
В конце формирующего эксперимента у девушек отмечались более существенно выраженные, чем у их сверстниц из контрольной группы, положительные изменения в характере распределения по всем использованным в исследовании показателей физического состояния организма (табл. 2.).
Полученные в ходе исследования экспериментальные данные дополняют сведения о физиологических изменениях в организме юношей и девушек 18-19 лет под влиянием систематических физических нагрузок, заключаются, прежде всего, в повышении экономичности функционирования системы кровообращения, ее переходе на более оптимальный тип регуляции и в росте устойчивости организма к гипоксии.
Анализ научно-методической литературы позволил установить, что одним из важных факторов повышения эффективности процесса физического воспитания студенческой молодежи является использование в программах по физическому воспитанию наиболее популярных среди студентов видов физических упражнений. В связи с этим актуальным является вопрос оценки эффективности их использования.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить, что среди студенток І-ІІ курсов отмечается пониженный уровень физического состояния:
1. Для большинства девушек характерным был низкий уровень развития быстроты (66,67%), ниже среднего - ловкости (42,42%), силовых способностей (54,55%), РФЗ (42,42 %) и средний оPWC170 (48,48 %), оМПК (81,82 %), скоростно-силовых способностей (42,42 %), а также РФСссс и РФСзд (в обоих случаях по 54,55 %.
2. Полученные результаты подтверждают необходимость совершенствования программы по физическому воспитанию для студенческой молодежи с учетом интересов студентов и уровня их физического состояния [13].
Материалы констатирующего эксперимента стали основанием для совершенствования программы занятий по физическому воспитанию для студенток І-ІІ курсов, которая заключалась в снижении количества часов для занятий легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, ритмической гимнастикой и выделении для студентов 64 часов (32 занятия на весь учебный год) на Body Sculpt.
Практическое внедрение средств Body Sculpt процесс физического воспитания студенток І-ІІ курсов происходило на основе разработанных в исследовании экспериментальных методических подходов:
модульный принцип планирования занятий по Body Sculpt на протяжении учебного года,
использование комплексов по Body Sculpt силовой направленности в третьем и четвертом модулях,
авторская шкала индивидуальных пульсовых режимов и дозирование физических нагрузок с учетом возраста,
текущий и этапный контроль за уровнем физического здоровья студентов с использованием современных компьютерных технологий.
Выводы. Разработанные методические подходы с использованием средств Body Sculpt в системе занятий по физическому воспитанию студенток І-ІІ курсов, способствовало существенному улучшению их физического состояния:
1. Для студентов экспериментальной группы после формирующего эксперимента были достоверно выше, чем у их сверстниц из контрольной группы, значение ловкости (на 7,27 ± 1,41%; p <0,001), скоростных (на 9,46 ± 1,28%; p <0,001), скоростно-силовых (на 6,21 ± 1,45%; p <0,001 ), силовых (на 40,59 ± 2,33%; p <0,001), чем у их сверстниц из контрольной группы, определение ловкости (на 7,27±1,41 %; p<0,001), скоростных (на 9,46±1,28 %; p<0,001), скоростно-силовых (на 6,21±1,45 %; p<0,001), силовых (на 40,59±2,33 %; p<0,001) способностей, величины оPWC170 (на 9,05±1,56 %; p<0,05), оМПК(на 5,01±1,56 %; p<0,05), РФСссс (на 9,11±1,35 %; p <0,05), РФСзд (на 22,19±1,28 %; p<0,01) и РФЗ (на 28,59±1,31 %; p<0,01).
2. У студентов экспериментальной группы после эксперимента зарегистрировано существенно лучше, чем в контрольной группе, характер изменений распределения по всем показателям их физического состояния [13].
Использование разработанных в исследовании методических подходов к применению средств Body Sculpt программе по физическому воспитанию студенток І-ІІ курсов свидетельствует о повышении эффективности процесса физического воспитания студентов этого возраста. Это дает основание рекомендовать авторские методические подходы для практического внедрения и использования в системе физического воспитания студенческой молодежи.
Перспективами дальнейших исследований является изучение возможностей использования средств Body Sculpt в процессе физического воспитания студентов старших курсов.
OPTIMIZATION OF PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS MEANS OF BODY SCULPT
S.Н. Zhestkov
Zaporizhia national university
Abstract: we analyzed the effectiveness of the use of funds Body Sculpt within the formative experiment. The analysis of the dynamics of the level of physical fitness, physical performance, functional state of the cardio-respiratory system and physical health of students of the experimental group.
Keywords: student, Body Sculpt, physical fitness.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Жестков Сергей Геннадьевич ‒ старший преподаватель Запорожского национального университета, Украина, г.Запорожье, hostkvo@mail.ru
Zhestkov Sergey Hennadevych ‒ senior lecturer Zaporizhia national university, Ukraine, Zaporozhye. E-mail: hostkvo@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список1. Атаманюк С. И. Оздоровительная аэробика – путь к физическому и функциональ-
ному совершенству студенток // Физическое воспитание в высшей школе и его роль в подго-
товке специалистов: Тезисы докладов научно-методической конференции. – Запорожье,
2000. – С. 3-4.
2. Брюханова Н.А., Булгакова О.В., Мокрова Т.И., Богащенко Ю.А., Определение
возможностей использования высокоинтенсивных тренировочных средств на учебных заня-
тиях оздоровительной аэробикой // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 2. – С.
25-29.
3. Булатова М. М. Фитнес и двигательная активность: проблемы и пути решения / М.
М. Булатова // Теория и методика физического воспитания. – 2007. – № 1. – С. 3-7.
4. Верблюдов І. Б. Оптимізація індивідуальної тренувально-оздоровчої програми для
студентів вищих педагогічних навчальних закладів : дис. … канд. наук. з фіз. виховання і
спорту : спец. 24.00.02 / Сумський держ. педагогічний ун-т ім. А. С. Макаренка. – Суми,
2007. – 193 с.
5. Колокольцев М.М. Физическое развитие студентов. Антропометрическая и сомато-
типологическая характеристика учащейся молодежи юношеского возраста Прибайкалья /
Монография / М.М. Колокольцев; Иркутский государственный технический университет.
Saarbrucken, 2011. – 82 с.
6. Курмаева Е.В., Фитнесс - программы как средство формирования физической куль-
туры личности студентов // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 1. – С. 37-39.
7. Маліков М. В. Комп’ютерна програма «ШВСМ: експрес-оцінка функціонального
стану фізіологічних систем організму / М. В. Маліков, К. Ю. Бойченко, Н. В. Богдановська //
Свідоцтво про реєстрацію авторського права на твір. – Запорізький національний
університет. – 2012. – № 36283. – 24.12.2012.
8. Мартынова Н.П. Результаты экспериментальной проверки развития двигательных
качеств студенток вузов на занятиях по аэробике. // Физическое воспитание студентов. –
2015. – N 5. – C. 46-53.
9.Черненко Е.Е. Маликов Н.В. Влияние занятий фитбол-аэробикой на уровень физи-
ческой подготовленности студенток // Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 2. – С.
112-114.