Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016
Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016
Эффективность физической реабилитации при восстановлении функций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста
Номера страниц в выпуске:108-115
Аннотация. Представленные в статье результаты исследований подтверждают, что эффективное сочетание физических упражнений и особенностей водной среды позволяют достичь высоких результатов в восстановлении функций опорно-двигательного аппарата. Внедрение в образовательный процесс санаторной школы-интерната физической реабилитации на основе занятий плаванием позволяют корректировать основное отклонение, способствуют повышению уровня физической подготовленности и улучшают психоэмоциональное состояние.
Ключевые слова: физическая реабилитация, опорно-двигательный аппарат, занятия плаванием, уровень физической подготовленности, псиэмоциональное состояние, дети младшего школьного возраста.
Ключевые слова: физическая реабилитация, опорно-двигательный аппарат, занятия плаванием, уровень физической подготовленности, псиэмоциональное состояние, дети младшего школьного возраста.
Ежегодный анализ результатов медицинского осмотра детей в России свидетельствует об ухудшение состояния их здоровья [3, 5, 10, 12]. В то же время в нашей стране ежегодно на 2-3% увеличивается число детей, имеющих заболевание опорно-двигательного аппарата и составляет 46,3% [8, 13, 14].
Среди школьников младших классов около 75% имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Среди нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста 54% приходится на нарушения со стороны позвоночника (нарушения осанки, сколиоз 1 и 2 степени), 15-23 % случаев - плоскостопие, 14% - укорочение одной из ног, 12% имеют мышечную слабость, дефицит массы тела, около 9% - деформацию грудной клетки [6, 11].
В настоящее время все образовательные программы в школах предусматривают обязательное проведение мероприятий, связанных с охраной здоровья учащихся, повышением уровня функциональных возможностей, физической подготовленности и психического развития и [1, 7, 8, 9, 11].
Именно физическая культура имеет большие возможности для коррекции и укрепления мышц, создавая мышечный корсет у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Большое число разнообразных физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить выбор их сочетаний для каждого отдельного случая. Это и обусловливает преимущество средств физического воспитания перед другими видами восстановительных мероприятий.
Кроме того, ряд ученых утверждают, что характер двигательной активности в разных возрастных группах, в том числе у младших школьников, заметно изменился. Наблюдается как снижение общей двигательной активности (гипокинезия), так и увеличение объема движений малых групп мышц [2, 5, 15].
Так, современные условия труда и быта способствуют тому, что на фоне гиподинамии у детей младшего школьного возраста увеличивается роль работы малых мышечных групп, составляющих до 1/3 общей мышечной массы. Поэтому сегодня, наряду с достаточным количеством оздоровительных методик, технологий, систем, проверенных практикой и обоснованных научно, следует рассматривать те, которые, основаны на использовании циклических нагрузок, при которых задействованы почти все мышечные группы [3, 5].
На основе вышесказанного можно сделать заключение о том, что методики оздоровительного и лечебного плавания наиболее полно решают задачи функций, физической подготовленности и восстановления функций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста в условиях санаторной школы-интерната.
Цель исследования - обосновать эффективность физической реабилитации при восстановлении функций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста на амбулаторном этапе.
Для восстановления и коррекции функций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста нами были предложена методика использования занятий плаванием на санаторном (амбулаторном) этапе физической реабилитации.
В основу применяемой нами методики легли коррекционные занятия плаванием, способствующие более полному и эффективному воздействию на мышечные группы опорно-двигательного аппарата.
Занятия в бассейне проводились в урочной форме, включая подготовительную (5 мин), основную (25-30 мин) и заключительную части (5-10мин). Температура воды была не ниже 28-29°.
В подготовительной части занятия использовались общеразвивающие упражнения, стоя у бортика, в ходьбе, повторялись упражнения на освоение с водой и на изучение техники плавания. В основной части занятия проводилось непосредственно плавание, специальные упражнения у бортика и в плавании (в том числе лечебными способами), подвижные игры (приложение 1,2,3). В заключительной части занятия - малоподвижные игры, несложные упражнения у бортика и на расслабление, дыхательные упражнения.
Основными корригирующими упражнениями целенаправленного воздействия были следующие: упражнения, активно вытягивающие позвоночник (плавание брассом на груди с максимально удлиненной паузой скольжения); упражнения, выполняемые в изометрическом режиме в положении коррекции основной дуги сколиоза с асимметричным исходным положением для плечевого и тазового пояса; плавание, корректирующее позвоночник в сагиттальной плоскости, а также другие деформации и плоскостопие; упражнения, развивающие силу мышц - скоростное плавание, плавание с ластами на ногах или пластинками на руках; вольное плавание и игры на воде.
Использование всех видов плавательных движений сопровождалось постановкой правильного дыхания на суше и в воде, дыхательными упражнениями, дозированным плаванием с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Занятия проводились в течение четырех месяцев (сентябрь-декабрь 2015 г.), 3 раза в неделю по 40 минут лечебной гимнастикой в условиях санаторной школы-интерната и 2 раза в неделю по 45 минут плаванием в бассейне. Все 5 часов занятий в неделю содержали специальные коррекционные упражнения и были направлены на восстановление функций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста.
Для экспериментального обоснования эффективности плавания при восстановлении функций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста был проведен педагогического эксперимент в течение четырех месяцев. Из числа воспитанников санаторной школы-интерната 2А и 3А классов были созданы две группы по 10 человек: экспериментальная и контрольная.
Дети экспериментальной группы, кроме занятий лечебной гимнастикой (3 раза в неделю), дополнительно посещали занятия плаванием по предложенной нами методике. Общий объем занятий в неделю составил 5 часов.
Дети контрольной группы посещали обычные занятия лечебной гимнастикой 5 раз в неделю по расписанию санаторной школы-интерната по обычной программе реабилитации на амбулаторном этапе.
В ходе экспериментального обоснования эффективности плавания при восстановлении функций опорно-двигательного аппарата использовались опросные методы, а также двигательные (моторные) тесты: гибкость позвоночника, точность движений, силовая выносливость, быстрота двигательной реакции.
Показатели уровня физической подготовленности при восстановлении функций опорно-двигательного аппарата у детей 7-8 лет представлены в таблице 1.
В экспериментальной группе, где занятия носили комплексный характер 5 раз в неделю, изменения в сторону улучшения произошли у 64,7% (9 человек). В контрольной группе, где проходили обычные занятия лечебной гимнастикой 5 раз в неделю, улучшение показателя гибкости позвоночника наблюдалось у 40,2% (5 человек).
Показатель точности движений увеличился соответственно на 51,1% в экспериментальной группе и на 19,9% - в контрольной.
Увеличение количества испытуемых, у которых показатель силовой выносливости возрос, по группам соответственно составляет: 72% и 45,2%.
Быстрота двигательной реакции улучшилась в экспериментальной группе до 55,3%, а в контрольной группе до 29,7%.
Показатели статической выносливости мышц-разгибателей спины улучшились до 75,3% в экспериментальной группе, а в контрольной группе до 50,2%.
В результате использования плавания в экспериментальной группе уровень физической подготовленности повысился практически у всех детей 7-8 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Также мы предполагали с помощью занятий плаванием уменьшить нервно-психическое напряжение детей 7-8 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата, снизить их уровень тревожности и заболеваемости, повысить эмоциональный фон и качество жизни.
Анкетный опрос и интервьюирование родителей и медицинского персонала санаторной школы-интерната до и после эксперимента показал, что занятия плаванием положительно влияют, как на физическое состояние испытуемых, так и на показатели заболеваемости в течение эксперимента (таблица 2).
Анализ влияния занятий плаванием на укрепление мышц показал, что боли в мышцах и суставах беспокоили 60% детей экспериментальной группы, после него – 20%.
Коррекционные занятия в экспериментальной группе оказали положительное влияние и на общее физическое состояние испытуемых. Результаты исследования в этой области доказывают, что каждый занимающийся ребенок в результате эксперимента на 39,9% лучше стал себя чувствовать.
Проведенное исследование показало, что одним из перспективных путей восстановления функций опорно-двигательного аппарата у детей 7-8 лет в условиях санаторной школы-интерната является включение занятий плаванием, кроме предусмотренных пятиразовых занятий лечебной гимнастикой.
Выводы:
1. Исследованиями доказано, что восстановление функций опорно-двигательного аппарата у детей 7-8 лет посещавших обычные занятия лечебной гимнастикой в санаторной школе-интернате незначительно улучшились показатели гибкости позвоночника у 20% и силовой выносливости у 25%. Показатели физической подготовленности: точность движений, быстрота двигательной реакции, остались на прежнем уровне.
2. Одним из перспективных путей восстановления функций опорно-двигательного аппарата у детей 7-8 лет является включение двухразовых занятий плаванием, кроме предусмотренных программой реабилитации пятиразовых занятий лечебной гимнастикой. При пятиразовых обычных занятиях лечебной гимнастикой улучшения по показателям физической подготовленности произошли у 30% детей. При трехразовых занятиях лечебной гимнастикой и двухразовых занятий плаванием при восстановлении функций опорно-двигательного аппарата детей 7-8 лет улучшения произошли у 53,3%.
3. Коррекционные занятия по восстановлению функций опорно-двигательного аппарата, включавшие занятия плаванием, оказали положительное влияние, как на физическое, так и психоэмоциональное состояние испытуемых – детей 7-8 лет. Результаты исследования в этой области доказывают, что каждый занимающийся ребенок в результате эксперимента на 39,9% лучше стал себя чувствовать.
Abstract. The results confirm that the effective combination of exercise and characteristics of the aquatic environment to achieve high results in the restoration of function of musculoskeletal system. Implementation in the educational process of a sanatorium boarding-school of physical rehabilitation based on swimming allow to correct the main deflection, enhance physical fitness and improve emotional state.
Keywords: physical rehabilitation, musculoskeletal system, swimming lessons, physical fitness level, primacialne state, children of primary school age.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Никифорова Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ru
Nikiforova Olga Nikolaevna – candidate of pedagogical sciences, associate professor of physical culture, Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy, Moscow, Russia. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ru
Петрова Оксана Алексеевна — преподаватель кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail: nicegirl_90@mail.ru
Petrova Oksana Alekseevna — the teacher of chair of physical culture, Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy, Moscow, Russia. E-mail: nicegirl_90@mail.ru
Среди школьников младших классов около 75% имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Среди нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста 54% приходится на нарушения со стороны позвоночника (нарушения осанки, сколиоз 1 и 2 степени), 15-23 % случаев - плоскостопие, 14% - укорочение одной из ног, 12% имеют мышечную слабость, дефицит массы тела, около 9% - деформацию грудной клетки [6, 11].
В настоящее время все образовательные программы в школах предусматривают обязательное проведение мероприятий, связанных с охраной здоровья учащихся, повышением уровня функциональных возможностей, физической подготовленности и психического развития и [1, 7, 8, 9, 11].
Именно физическая культура имеет большие возможности для коррекции и укрепления мышц, создавая мышечный корсет у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Большое число разнообразных физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить выбор их сочетаний для каждого отдельного случая. Это и обусловливает преимущество средств физического воспитания перед другими видами восстановительных мероприятий.
Кроме того, ряд ученых утверждают, что характер двигательной активности в разных возрастных группах, в том числе у младших школьников, заметно изменился. Наблюдается как снижение общей двигательной активности (гипокинезия), так и увеличение объема движений малых групп мышц [2, 5, 15].
Так, современные условия труда и быта способствуют тому, что на фоне гиподинамии у детей младшего школьного возраста увеличивается роль работы малых мышечных групп, составляющих до 1/3 общей мышечной массы. Поэтому сегодня, наряду с достаточным количеством оздоровительных методик, технологий, систем, проверенных практикой и обоснованных научно, следует рассматривать те, которые, основаны на использовании циклических нагрузок, при которых задействованы почти все мышечные группы [3, 5].
На основе вышесказанного можно сделать заключение о том, что методики оздоровительного и лечебного плавания наиболее полно решают задачи функций, физической подготовленности и восстановления функций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста в условиях санаторной школы-интерната.
Цель исследования - обосновать эффективность физической реабилитации при восстановлении функций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста на амбулаторном этапе.
Для восстановления и коррекции функций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста нами были предложена методика использования занятий плаванием на санаторном (амбулаторном) этапе физической реабилитации.
В основу применяемой нами методики легли коррекционные занятия плаванием, способствующие более полному и эффективному воздействию на мышечные группы опорно-двигательного аппарата.
Занятия в бассейне проводились в урочной форме, включая подготовительную (5 мин), основную (25-30 мин) и заключительную части (5-10мин). Температура воды была не ниже 28-29°.
В подготовительной части занятия использовались общеразвивающие упражнения, стоя у бортика, в ходьбе, повторялись упражнения на освоение с водой и на изучение техники плавания. В основной части занятия проводилось непосредственно плавание, специальные упражнения у бортика и в плавании (в том числе лечебными способами), подвижные игры (приложение 1,2,3). В заключительной части занятия - малоподвижные игры, несложные упражнения у бортика и на расслабление, дыхательные упражнения.
Основными корригирующими упражнениями целенаправленного воздействия были следующие: упражнения, активно вытягивающие позвоночник (плавание брассом на груди с максимально удлиненной паузой скольжения); упражнения, выполняемые в изометрическом режиме в положении коррекции основной дуги сколиоза с асимметричным исходным положением для плечевого и тазового пояса; плавание, корректирующее позвоночник в сагиттальной плоскости, а также другие деформации и плоскостопие; упражнения, развивающие силу мышц - скоростное плавание, плавание с ластами на ногах или пластинками на руках; вольное плавание и игры на воде.
Использование всех видов плавательных движений сопровождалось постановкой правильного дыхания на суше и в воде, дыхательными упражнениями, дозированным плаванием с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Занятия проводились в течение четырех месяцев (сентябрь-декабрь 2015 г.), 3 раза в неделю по 40 минут лечебной гимнастикой в условиях санаторной школы-интерната и 2 раза в неделю по 45 минут плаванием в бассейне. Все 5 часов занятий в неделю содержали специальные коррекционные упражнения и были направлены на восстановление функций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста.
Для экспериментального обоснования эффективности плавания при восстановлении функций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста был проведен педагогического эксперимент в течение четырех месяцев. Из числа воспитанников санаторной школы-интерната 2А и 3А классов были созданы две группы по 10 человек: экспериментальная и контрольная.
Дети экспериментальной группы, кроме занятий лечебной гимнастикой (3 раза в неделю), дополнительно посещали занятия плаванием по предложенной нами методике. Общий объем занятий в неделю составил 5 часов.
Дети контрольной группы посещали обычные занятия лечебной гимнастикой 5 раз в неделю по расписанию санаторной школы-интерната по обычной программе реабилитации на амбулаторном этапе.
В ходе экспериментального обоснования эффективности плавания при восстановлении функций опорно-двигательного аппарата использовались опросные методы, а также двигательные (моторные) тесты: гибкость позвоночника, точность движений, силовая выносливость, быстрота двигательной реакции.
Показатели уровня физической подготовленности при восстановлении функций опорно-двигательного аппарата у детей 7-8 лет представлены в таблице 1.
В экспериментальной группе, где занятия носили комплексный характер 5 раз в неделю, изменения в сторону улучшения произошли у 64,7% (9 человек). В контрольной группе, где проходили обычные занятия лечебной гимнастикой 5 раз в неделю, улучшение показателя гибкости позвоночника наблюдалось у 40,2% (5 человек).
Показатель точности движений увеличился соответственно на 51,1% в экспериментальной группе и на 19,9% - в контрольной.
Увеличение количества испытуемых, у которых показатель силовой выносливости возрос, по группам соответственно составляет: 72% и 45,2%.
Быстрота двигательной реакции улучшилась в экспериментальной группе до 55,3%, а в контрольной группе до 29,7%.
Показатели статической выносливости мышц-разгибателей спины улучшились до 75,3% в экспериментальной группе, а в контрольной группе до 50,2%.
В результате использования плавания в экспериментальной группе уровень физической подготовленности повысился практически у всех детей 7-8 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Также мы предполагали с помощью занятий плаванием уменьшить нервно-психическое напряжение детей 7-8 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата, снизить их уровень тревожности и заболеваемости, повысить эмоциональный фон и качество жизни.
Анкетный опрос и интервьюирование родителей и медицинского персонала санаторной школы-интерната до и после эксперимента показал, что занятия плаванием положительно влияют, как на физическое состояние испытуемых, так и на показатели заболеваемости в течение эксперимента (таблица 2).
Анализ влияния занятий плаванием на укрепление мышц показал, что боли в мышцах и суставах беспокоили 60% детей экспериментальной группы, после него – 20%.
Коррекционные занятия в экспериментальной группе оказали положительное влияние и на общее физическое состояние испытуемых. Результаты исследования в этой области доказывают, что каждый занимающийся ребенок в результате эксперимента на 39,9% лучше стал себя чувствовать.
Проведенное исследование показало, что одним из перспективных путей восстановления функций опорно-двигательного аппарата у детей 7-8 лет в условиях санаторной школы-интерната является включение занятий плаванием, кроме предусмотренных пятиразовых занятий лечебной гимнастикой.
Выводы:
1. Исследованиями доказано, что восстановление функций опорно-двигательного аппарата у детей 7-8 лет посещавших обычные занятия лечебной гимнастикой в санаторной школе-интернате незначительно улучшились показатели гибкости позвоночника у 20% и силовой выносливости у 25%. Показатели физической подготовленности: точность движений, быстрота двигательной реакции, остались на прежнем уровне.
2. Одним из перспективных путей восстановления функций опорно-двигательного аппарата у детей 7-8 лет является включение двухразовых занятий плаванием, кроме предусмотренных программой реабилитации пятиразовых занятий лечебной гимнастикой. При пятиразовых обычных занятиях лечебной гимнастикой улучшения по показателям физической подготовленности произошли у 30% детей. При трехразовых занятиях лечебной гимнастикой и двухразовых занятий плаванием при восстановлении функций опорно-двигательного аппарата детей 7-8 лет улучшения произошли у 53,3%.
3. Коррекционные занятия по восстановлению функций опорно-двигательного аппарата, включавшие занятия плаванием, оказали положительное влияние, как на физическое, так и психоэмоциональное состояние испытуемых – детей 7-8 лет. Результаты исследования в этой области доказывают, что каждый занимающийся ребенок в результате эксперимента на 39,9% лучше стал себя чувствовать.
THE EFFECTIVENESS OF PHYSICAL REHABILITATION IN THE RESTORATION OF FUNCTION OF MUSCULOSKELETAL SYSTEM IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE O. N. Nikiforova, O.A.Petrova Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy
Abstract. The results confirm that the effective combination of exercise and characteristics of the aquatic environment to achieve high results in the restoration of function of musculoskeletal system. Implementation in the educational process of a sanatorium boarding-school of physical rehabilitation based on swimming allow to correct the main deflection, enhance physical fitness and improve emotional state.
Keywords: physical rehabilitation, musculoskeletal system, swimming lessons, physical fitness level, primacialne state, children of primary school age.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Никифорова Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ru
Nikiforova Olga Nikolaevna – candidate of pedagogical sciences, associate professor of physical culture, Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy, Moscow, Russia. E-mail: olganikiforova2014@yandex.ru
Петрова Оксана Алексеевна — преподаватель кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail: nicegirl_90@mail.ru
Petrova Oksana Alekseevna — the teacher of chair of physical culture, Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy, Moscow, Russia. E-mail: nicegirl_90@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 337 от 20
августа 2001 года «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной
медицины и лечебной физкультуры».
2. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения
опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом):
Метод, пособие / Под ред. А.А. Потапчук. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 213
с.
3. Бахтин Л.Н. Общие положения о реабилитации больных //Современные
средства и методы физической реабилитации больных и лиц с нарушениями опорно-
двигательной системы и травматизм. - СПб, 2012. - С.7-33.
4. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / Н.Ж.
Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов. – М.: Академия, 2008. – 432 с.
5. Быковская Т.Ю. Основы реабилитации. ПМ 02. Участие в лечебно-
диагностическом и реабилитационном процессе / Ю.Т. Быковская, Л.А. Семененко, Л.В.
Козлова, С.А. Козлов. – М.: Феникс, 2015. – 432 с.
6. Козырева О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура.
Кинезитерапия: учебный словарь-справочник / О.В. Козырева, А.А. Иванов - М.: Советский
спорт, 2010. – 278 с.
7. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе. – М.: НИЦ «Теория и практика
114
физической культуры и спорта», 2006. – 174 с.
8. Медицинская реабилитация. Избранные вопросы / Под общ. Ред. С.Г.
Щербакова. – М.: Корона-век, 2016. – 192 с.
9. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников / Т.С.
Овчинникова, А.А. Потапчук – Спб.: Речь, 2009. – 176 с.
10. Физическая и реабилитационная медицина. Национальное руководство / Под
ред. Г.Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 688 с.
11. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебник/Под общ. Ред.
Проф. Л.В.Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.
12. Чешихина В.В. Инновационные технологии реабилитации лиц с отклонениями
в состоянии здоровья средствами адаптивной физической культуры: монография / В.В.
Чешихина, О.Н. Никифорова, В.В. Селезнев, В.А. Чешихин. – М.: Изд-во РГСУ, 2012. – 170
с.
13. Чешихина В.В. Организационно-педагогические основы адаптивного
физического воспитания и адаптивного спорта инвалидов с нарушением опорно-
двигательного аппарата: учебное попсобие / В.В. Чешихина, О.Н. Никифорова - М.: ЗАО
«Экон-Информ», 2013. - 131 с.
14. Barbeau H. The role of neurorehabilitation in the recovery of walking in neurological
population / H. Barbeau J. Fung //Curr Opion Neurol. – 2005. -V. 14. – P. 735-740.
15. Winder W.W. Exercise - induced adaptive increase in rate of oxidation of beta -
hydroxy - butyvrate by skeletal muscle / W.W. Winder, K.M. Baldwin , J.O. Holloszy // PAKBM. -
2012. - Vol. 143 - P. 753.