Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016
Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016
Финансирование программ по физической культуре и спорту
Номера страниц в выпуске:141-151
Аннотация. Проведен анализ финансирования программ физической культуры и спорта из государственного бюджета Украины за 2014-2016 годы. Определено осуществление целенаправленного финансирования видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр и программы Паралимпийских и Дефлимпийских игр. Установлено наименьшее государственное финансирование неолимпийских видов спорта, в группу которых относятся и большинство восточных единоборств.
Ключевые слова: финансирование, бюджет, программы, группы, восточные единоборства, спорт.
Ключевые слова: финансирование, бюджет, программы, группы, восточные единоборства, спорт.
Постановка проблемы. Спорт по своему экономическому содержанию – это деятельность субъектов отрасли физической культуры, оздоровления и спортивного взаимодействия, направленная на выявление и унифицированное сравнение достижений человека по признакам его физической, интеллектуальной или другой специфической подготовленности к протиборству. Для этого в каждом виде спорта существует ряд тренировочных систем целевой подготовки, что специалистами признаются эффективными и разного рода классификационные условия. Современная классификация по критерию включенности в программу Олимпийских, Паралимпийских и Дефлимпийских игр подразделяет виды спорта на две группы: включенных в игры или не включенных. Под условия такой классификации каждая страна, исходя из финансовых возможностей, подстраивает государственное финансирование тренировочных процессов подготовки спортсменов. Имеются отличия, что связывается с приоритетностью формирования бюджетных фондов на реализацию основных программ по физической культуре и спорту. Виды спорта, что не занимают приоритетных позиций, вынуждены подчиняться режиму экономии и рассчитывать на спонсорскую поддержку. В Украине такой процесс проявляет себя повсеместно в ограничениях, но, и все же, такие ограничения содержат в себе потенциальный ресурс для активизации бизнеса, т.е. можно сказать так, что нищета пододвигает среду к организации спортивного бизнеса именно в сфере спортивной деятельности. Актуальность проведения исследования вызвана давно существующей проблемой ограниченности государственного финансирования программ физической культуры и спорта в Украине, а, вместе с этим, и отдельных видов спорта или их групп.
Анализ последних публикаций по исследуемой проблеме. Физическая культура, спорт и спортивная деятельность по своим свойствам производительной силы органично включается в непроизводственную сферу услуг и там занимает ведущее положение. Сам по себе этот факт отнесения ее в группу обслуживания и сервиса указывает на ограниченность ее экономических возможностей, чтобы рассчитывать на помощь государства в период экономического кризиса. Вместе с тем, мировой опыт [6] большинство позиций этой деятельности выводит на уровень самоокупаемости и высокой доходности. Проблемы развития множества таких сред, которые еще слабо ориентированы на зарабатывание собственных средств раскрываются в источниках [2, 15]. По этой причине иностранные исследователи [18-19] обосновывают пути повышения национального благосостояния на основе включения экономик в организацию и проведение международных спортивных мероприятий, что вызывает восторженное восприятие болельщиков и всех желающих отдохнуть и активно провести досуг. Опыт показывает, что активная позиция и государства, и бизнесменов, и предпринимателей предоставляет в их распоряжение альтернативные финансовые потоки, которые им без особых затрат предлагаются выверенными бизнес-стратегиями и бизнес-процессами. Это отражается в разработках [16-17, 20]. Украинские специалисты, что заняты в изучаемой сфере отношений, располагают отдельными рекомендациями по повышению эффективности управления спортивными организациями [4, 8], ведения спортивного бизнеса [3, 5, 7, 13] на начальной стадии, но при близком их рассмотрении они отражают механизмы управления, что свойственны индустриальному обществу. Если на вопрос взглянуть шире, то не были проведены ни анализ эффективности использования выделяемых государством средств, ни обоснование их объемов ни по одной программе соревнований с привлечением специалистов. К тому же, за столь длительный период суверенного движения не осуществлены подвижки к строительству спортивных арен на условиях сотрудничества государственного капитала с частным, все реже проводятся межконтинентальные соревнования и турниры. В предыдущих публикациях [11-12] были освещены механизмы управления и финансирования спортивных секций в учебных заведениях и в федерациях по восточным единоборствам [9-10]. Данная работа посвящена исследованию условий финансирования программ физической культуры и спорта и выявлению наименее финансируемых видов спорта.
Цель исследования – сравнение объемов финансирования программ физической культуры и спорта из государственного бюджета Украины для различных направлений обеспечения.
Задачи исследования: 1. Провести анализ финансирования программ по физической культуре и спорту из государственного бюджета Украины за 2014-2016 гг. 2. Установить наименее финансируемые виды спорта из государственного бюджета.
Методы исследования: 1. Теоретического анализа, синтеза и обобщения. 2. Методы математической обработки и логического синтеза.
Результаты исследования. Украинский спорт функционирует на условиях искусственного соединения двух систем, которые в переходных моментах экономики могут быть полезными при преодолении системных нагромождений. Это: 1) административные закономерности и связи, т.е. система управления, которая как бы мы к ней ни относились хорошо или плохо будет действовать в отдельных секторах взаимодействия во все времена, ибо персонификаторами отношений выступают не машины и автоматические устройства, а люди, и 2) рыночные закономерности и связи, которые в Украине только устанавливаются и осваиваются. То есть формируется формат множества смешанных моделей. Государство через Министерства молодежи и спорта Украины, ряд других ведомств и местных бюджетов на нужды спорта и оздоровление населения направляет ежегодно около 6 млрд. грн. Эти средства осваиваются в среде любительского спорта, физической культуры и системе оздоровления нации. Спорт высших достижений поставлен, в основном, в зависимость от крупных украинских бизнесменов и предпринимателей, которые соглашаются содержать и финансировать клубы, федерации по отдельным видам спорта. Участие в этом процессе средств налогоплательщиков оценивается как незначительное и только на отдельные мероприятия, что связаны с престижем нации и государства.
Наравне с этим, оценить емкость украинского спортивного рынка тоже можно условно, ибо статистических отчетов и маркетинговых исследований в этой области не проводится. По оценке, опять же, мировых экспертов на спортивный рынок Украины относится 1% всех мировых продаж в спортивном ритейле, т.е. это может составлять примерно 1,0 млрд. долл. США.
Вместе с тем, в экономических отношениях Украины в среде спорта и спортивной деятельности произошли существенные изменения, что следует признать как положительные: сменился экономический уклад в государстве, отменено обязательное плановое централизованное финансирование спортивной среды от уровня освоенных средств, радикальным образом преобразована макроэкономическая среда жизнеобеспечения, качественно изменены отношения собственности, распределения и потребления продукта и услуги, переведены на рыночную основу воспроизводственный процесс и обмен деятельностью, а за этим и функционирование спортивных обществ и клубов, команд и федераций. Это вселяет в души украинских граждан надежду на изменение в лучшую сторону условий жизни из-за проводимых во всех отраслях деятельности реформ организационного и экономического содержания.
Если оценивать организационную, политическую и экономическую ситуацию в целом по стране, то по разным причинам преобразования коснулись всех без исключения сфер социально-экономического взаимодействия, в котором утверждаются принципы бизнеса и предпринимательская функция. Поскольку в памяти граждан сохраняются следы планового финансирования, управления бюджетными поступлениями, оплаты разветвленных рекламных объявлений и кампаний централизовано, а также воспоминания о регулярном получении спортсменами премий, стипендий и вознаграждений из фондов государства, то переход на самоокупаемость и бизнес-планирование сопровождается значительными потерями. Анализ использования средств государственного бюджета Украины за 2014-2016 гг. по бюджетным программам Министерства молодежи и спорта Украины определило следующую динамику, поданную в табл. 1.
Из данных табл. 1 следует, что для финансирования принято десять программ, относящихся к физической культуре и спорту, что признаны государством в качестве приоритетных. Среди них: «Руководство и управление в сфере молодежи и спорта» (I), «Фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере молодежи и спорта» (III), «Методическое обеспечение в сфере спорта» (IV), «Осуществление мероприятий государственной политики по вопросам молодежи и государственная поддержка молодежных и детских общественных организаций» (V), «Развитие спорта инвалидов и их физкультурно-спортивная реабилитация» (VI), «Финансовая поддержка общественных организаций физкультурно-спортивной направленности» (VII), «Подготовка и участие национальных сборных команд в Олимпийских и Юношеских Олимпийских играх» (VIII), «Подготовка и участие национальных сборных команд в Паралимпийских и Дефлимпийских играх» (IX), «Развитие физической культуры, спорта высших достижений и резервного спорта» (X) и «Функционирование Музея спортивной славы» (II), что приостановлена в 2015 г. За исследуемые три года фиксируется позитивная динамика финансирования всех программ. Исключение представляет программа «Фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере молодежи и спорта», на которую отпущено было средств на 21,98% меньше. Если оценивать общую динамку отводимых средств на продвижение исследуемых программ, то она положительная и составляет +69,49%. Насколько достаточной для покрытия работы величина средств, то на этот вопрос должны ответить специалисты.
По удельному весу отличаются три программы, среди которых наиболее весомой выступает программа по развитию физической культуры, спорта высших достижений и резервного спорта (доля варьируется в пределах от 48 до 63%), следующая по весу – программа по развитию спорта инвалидов и их физкультурно-спортивной реабилитации (доля варьируется в пределах от 15 до 20%) и третья по значимости – это программа по подготовке и участию национальных сборных команд в Олимпийских и Юношеских Олимпийских играх (доля варьируется в пределах от 4 до 18%). Обращает на себя внимание следующее: за таким процессом отведения финансов скрывается форма целесообразного планирования средств, что осуществляется в привязке к срокам проведения мероприятия – на год проведения предусматривается, как правило, удвоенный, а то и утроенный, ресурс средств.
Анализ структуры целевого использования средств выполнен по данным табл. 2, имеющей структурно-логический вид. В ней программы по физической культуре и спорту распределены по целевому использованию финансовых средств в определенных видах спорта.
Так, группы финансирования I-V, VII и X предназначены для всех видов спорта; VIII группа – только для видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр; VI группа – для видов спорта инвалидов как включенных, так и не включенных в программы Паралимпийских и Дефлимпийских игр; IX группа – только для видов спорта инвалидов, включенных в программы Паралимпийских и Дефлимпийских игр. Из этого следует, что виды спорта, не включенные в программу Олимпийских игр являются наименее финансируемыми государством. Наибольшая численность видов спорта, которые относятся к «неолимпийским», являются восточные единоборства. На XXXI летние Олимпийские игры 2016 г. в Рио-де-Жанейро, только два их вида – дзюдо и тхэквондо ВТФ – включено в программу соревнований. Таким образом, такие известные и получившие распространение во всем мире виды спорта, какими есть каратэ (по всем версиям), тайский бокс (по всем версиям), ушу (по всем разделам), сумо, хапкидо и др. вынуждены ожидать официального признания Олимпийским комитетом, а пока что обеспечивать функционирование федераций и ассоциаций на основе привлечения средств из коммерческих источников финансирования. Это положение распространяется на большинство стран Мира.
В Украине имеется формальный источник для открытия финансовых условий для восточного единоборства. Как следует из рис. 1, наибольше финансовых средств (679234,4 тыс. грн.) отводится на программу группы X – «Развитие физической культуры, спорта высших достижений и резервного спорта». Финансирование по этой программе получают и виды восточных единоборств. Однако требуется дать разъяснение складывающейся ситуации: по направленности данной программы финансирование, в принципе, может осуществляются только в спорте высших достижений. В резервном спорте, для единоборств это происходит ограниченно по ряду организационных несогласованностей.
В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов [14]. В ней представлено три группы резерва, а именно:
• действующий резерв – это контингент перспективных спортсменов высокого класса, являющихся кандидатами или членами сборных команд страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на чемпионатах мира, Европы и других международных соревнованиях олимпийского цикла;
• ближайший резерв – это контингент одаренных спортсменов, способных в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближайшего спортивного резерва учитывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спортивных результатов, а также возможность успешного выступления на юношеских и юниорских первенствах мира, Европы и других международных и национальных соревнованиях;
• потенциальный резерв – это контингент юных спортсменов, занимающихся тем или иным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, спортивных секциях общеобразовательных школ, спортивных коллективах.
Спортсмены, специализирующиеся в восточных единоборствах, могут получать финансирование из государственного бюджета только включаясь в состав действующего и ближайшего резерва. Для спортсменов потенциального резерва существует препятствие следующего прядка – согласно Указа профильного министерства [1], представители восточных единоборств могут заниматься единоборствами только в ДЮСШ в возрасте от 10 до 18 лет, а также продолжать тренировки до 23 лет при условии обучении в высших учебных заведениях. Связано такое с разрешительной системой, принятой в государстве, так как СДЮШОР, ШВСМ и УОР наделены функциями по развитию только олимпийских видов спорта. Спортивные секции общеобразовательных школ и спортивных коллективов, где такая деятельность свободно может осуществляться, не имеют законодательного доступа к бюджетному финансированию.
Выводы. Анализ государственных программ показывает целенаправленное финансирование видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр и программы Паралимпийских и Дефлимпийских игр. На неолимпийские виды спорта, к которым относятся и большинство восточных единоборств, распространение бюджетных программ государства ограничено, поэтому проблема финансирования решается за счет привлечения частного капитала.
Перспективы дальнейших исследований. Планируется исследование частных источников финансирования в среде спортивного бизнеса.
FUNDING FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROGRAMS
V.G. Saienko
Kharkiv state academy of physical culture
Abstract. The analysis of the financing of physical training and sports programs from the state budget of Ukraine for 2014-2016 years. Determined implementation of targeted funding of sports included in the program of the Olympic Games and the Paralympic program and Deaflympics. It was found the least public funding of non-Olympic sports in which group are the majority of martial arts.
The keywords: funding, budget, programs, groups, martial arts, sports.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Саенко Владимир Григорьевич ‒ кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, доцент кафедры олимпийского и профессионального спорта, Харьковская государственная академия физической культуры, г. Харьков, Украина. E-mail: saienko22@gmail.com
Saienko Volodymyr Grygorovych: PhD (Physical Education and Sport), associate professor, department of olympic and professional sports, Kharkiv state academy of physical culture, Kharkiv, Ukraine. E-mail: saienko22@gmail.com
Анализ последних публикаций по исследуемой проблеме. Физическая культура, спорт и спортивная деятельность по своим свойствам производительной силы органично включается в непроизводственную сферу услуг и там занимает ведущее положение. Сам по себе этот факт отнесения ее в группу обслуживания и сервиса указывает на ограниченность ее экономических возможностей, чтобы рассчитывать на помощь государства в период экономического кризиса. Вместе с тем, мировой опыт [6] большинство позиций этой деятельности выводит на уровень самоокупаемости и высокой доходности. Проблемы развития множества таких сред, которые еще слабо ориентированы на зарабатывание собственных средств раскрываются в источниках [2, 15]. По этой причине иностранные исследователи [18-19] обосновывают пути повышения национального благосостояния на основе включения экономик в организацию и проведение международных спортивных мероприятий, что вызывает восторженное восприятие болельщиков и всех желающих отдохнуть и активно провести досуг. Опыт показывает, что активная позиция и государства, и бизнесменов, и предпринимателей предоставляет в их распоряжение альтернативные финансовые потоки, которые им без особых затрат предлагаются выверенными бизнес-стратегиями и бизнес-процессами. Это отражается в разработках [16-17, 20]. Украинские специалисты, что заняты в изучаемой сфере отношений, располагают отдельными рекомендациями по повышению эффективности управления спортивными организациями [4, 8], ведения спортивного бизнеса [3, 5, 7, 13] на начальной стадии, но при близком их рассмотрении они отражают механизмы управления, что свойственны индустриальному обществу. Если на вопрос взглянуть шире, то не были проведены ни анализ эффективности использования выделяемых государством средств, ни обоснование их объемов ни по одной программе соревнований с привлечением специалистов. К тому же, за столь длительный период суверенного движения не осуществлены подвижки к строительству спортивных арен на условиях сотрудничества государственного капитала с частным, все реже проводятся межконтинентальные соревнования и турниры. В предыдущих публикациях [11-12] были освещены механизмы управления и финансирования спортивных секций в учебных заведениях и в федерациях по восточным единоборствам [9-10]. Данная работа посвящена исследованию условий финансирования программ физической культуры и спорта и выявлению наименее финансируемых видов спорта.
Цель исследования – сравнение объемов финансирования программ физической культуры и спорта из государственного бюджета Украины для различных направлений обеспечения.
Задачи исследования: 1. Провести анализ финансирования программ по физической культуре и спорту из государственного бюджета Украины за 2014-2016 гг. 2. Установить наименее финансируемые виды спорта из государственного бюджета.
Методы исследования: 1. Теоретического анализа, синтеза и обобщения. 2. Методы математической обработки и логического синтеза.
Результаты исследования. Украинский спорт функционирует на условиях искусственного соединения двух систем, которые в переходных моментах экономики могут быть полезными при преодолении системных нагромождений. Это: 1) административные закономерности и связи, т.е. система управления, которая как бы мы к ней ни относились хорошо или плохо будет действовать в отдельных секторах взаимодействия во все времена, ибо персонификаторами отношений выступают не машины и автоматические устройства, а люди, и 2) рыночные закономерности и связи, которые в Украине только устанавливаются и осваиваются. То есть формируется формат множества смешанных моделей. Государство через Министерства молодежи и спорта Украины, ряд других ведомств и местных бюджетов на нужды спорта и оздоровление населения направляет ежегодно около 6 млрд. грн. Эти средства осваиваются в среде любительского спорта, физической культуры и системе оздоровления нации. Спорт высших достижений поставлен, в основном, в зависимость от крупных украинских бизнесменов и предпринимателей, которые соглашаются содержать и финансировать клубы, федерации по отдельным видам спорта. Участие в этом процессе средств налогоплательщиков оценивается как незначительное и только на отдельные мероприятия, что связаны с престижем нации и государства.
Наравне с этим, оценить емкость украинского спортивного рынка тоже можно условно, ибо статистических отчетов и маркетинговых исследований в этой области не проводится. По оценке, опять же, мировых экспертов на спортивный рынок Украины относится 1% всех мировых продаж в спортивном ритейле, т.е. это может составлять примерно 1,0 млрд. долл. США.
Вместе с тем, в экономических отношениях Украины в среде спорта и спортивной деятельности произошли существенные изменения, что следует признать как положительные: сменился экономический уклад в государстве, отменено обязательное плановое централизованное финансирование спортивной среды от уровня освоенных средств, радикальным образом преобразована макроэкономическая среда жизнеобеспечения, качественно изменены отношения собственности, распределения и потребления продукта и услуги, переведены на рыночную основу воспроизводственный процесс и обмен деятельностью, а за этим и функционирование спортивных обществ и клубов, команд и федераций. Это вселяет в души украинских граждан надежду на изменение в лучшую сторону условий жизни из-за проводимых во всех отраслях деятельности реформ организационного и экономического содержания.
Если оценивать организационную, политическую и экономическую ситуацию в целом по стране, то по разным причинам преобразования коснулись всех без исключения сфер социально-экономического взаимодействия, в котором утверждаются принципы бизнеса и предпринимательская функция. Поскольку в памяти граждан сохраняются следы планового финансирования, управления бюджетными поступлениями, оплаты разветвленных рекламных объявлений и кампаний централизовано, а также воспоминания о регулярном получении спортсменами премий, стипендий и вознаграждений из фондов государства, то переход на самоокупаемость и бизнес-планирование сопровождается значительными потерями. Анализ использования средств государственного бюджета Украины за 2014-2016 гг. по бюджетным программам Министерства молодежи и спорта Украины определило следующую динамику, поданную в табл. 1.
Из данных табл. 1 следует, что для финансирования принято десять программ, относящихся к физической культуре и спорту, что признаны государством в качестве приоритетных. Среди них: «Руководство и управление в сфере молодежи и спорта» (I), «Фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере молодежи и спорта» (III), «Методическое обеспечение в сфере спорта» (IV), «Осуществление мероприятий государственной политики по вопросам молодежи и государственная поддержка молодежных и детских общественных организаций» (V), «Развитие спорта инвалидов и их физкультурно-спортивная реабилитация» (VI), «Финансовая поддержка общественных организаций физкультурно-спортивной направленности» (VII), «Подготовка и участие национальных сборных команд в Олимпийских и Юношеских Олимпийских играх» (VIII), «Подготовка и участие национальных сборных команд в Паралимпийских и Дефлимпийских играх» (IX), «Развитие физической культуры, спорта высших достижений и резервного спорта» (X) и «Функционирование Музея спортивной славы» (II), что приостановлена в 2015 г. За исследуемые три года фиксируется позитивная динамика финансирования всех программ. Исключение представляет программа «Фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере молодежи и спорта», на которую отпущено было средств на 21,98% меньше. Если оценивать общую динамку отводимых средств на продвижение исследуемых программ, то она положительная и составляет +69,49%. Насколько достаточной для покрытия работы величина средств, то на этот вопрос должны ответить специалисты.
По удельному весу отличаются три программы, среди которых наиболее весомой выступает программа по развитию физической культуры, спорта высших достижений и резервного спорта (доля варьируется в пределах от 48 до 63%), следующая по весу – программа по развитию спорта инвалидов и их физкультурно-спортивной реабилитации (доля варьируется в пределах от 15 до 20%) и третья по значимости – это программа по подготовке и участию национальных сборных команд в Олимпийских и Юношеских Олимпийских играх (доля варьируется в пределах от 4 до 18%). Обращает на себя внимание следующее: за таким процессом отведения финансов скрывается форма целесообразного планирования средств, что осуществляется в привязке к срокам проведения мероприятия – на год проведения предусматривается, как правило, удвоенный, а то и утроенный, ресурс средств.
Анализ структуры целевого использования средств выполнен по данным табл. 2, имеющей структурно-логический вид. В ней программы по физической культуре и спорту распределены по целевому использованию финансовых средств в определенных видах спорта.
Так, группы финансирования I-V, VII и X предназначены для всех видов спорта; VIII группа – только для видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр; VI группа – для видов спорта инвалидов как включенных, так и не включенных в программы Паралимпийских и Дефлимпийских игр; IX группа – только для видов спорта инвалидов, включенных в программы Паралимпийских и Дефлимпийских игр. Из этого следует, что виды спорта, не включенные в программу Олимпийских игр являются наименее финансируемыми государством. Наибольшая численность видов спорта, которые относятся к «неолимпийским», являются восточные единоборства. На XXXI летние Олимпийские игры 2016 г. в Рио-де-Жанейро, только два их вида – дзюдо и тхэквондо ВТФ – включено в программу соревнований. Таким образом, такие известные и получившие распространение во всем мире виды спорта, какими есть каратэ (по всем версиям), тайский бокс (по всем версиям), ушу (по всем разделам), сумо, хапкидо и др. вынуждены ожидать официального признания Олимпийским комитетом, а пока что обеспечивать функционирование федераций и ассоциаций на основе привлечения средств из коммерческих источников финансирования. Это положение распространяется на большинство стран Мира.
В Украине имеется формальный источник для открытия финансовых условий для восточного единоборства. Как следует из рис. 1, наибольше финансовых средств (679234,4 тыс. грн.) отводится на программу группы X – «Развитие физической культуры, спорта высших достижений и резервного спорта». Финансирование по этой программе получают и виды восточных единоборств. Однако требуется дать разъяснение складывающейся ситуации: по направленности данной программы финансирование, в принципе, может осуществляются только в спорте высших достижений. В резервном спорте, для единоборств это происходит ограниченно по ряду организационных несогласованностей.
В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов [14]. В ней представлено три группы резерва, а именно:
• действующий резерв – это контингент перспективных спортсменов высокого класса, являющихся кандидатами или членами сборных команд страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на чемпионатах мира, Европы и других международных соревнованиях олимпийского цикла;
• ближайший резерв – это контингент одаренных спортсменов, способных в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближайшего спортивного резерва учитывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спортивных результатов, а также возможность успешного выступления на юношеских и юниорских первенствах мира, Европы и других международных и национальных соревнованиях;
• потенциальный резерв – это контингент юных спортсменов, занимающихся тем или иным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, спортивных секциях общеобразовательных школ, спортивных коллективах.
Спортсмены, специализирующиеся в восточных единоборствах, могут получать финансирование из государственного бюджета только включаясь в состав действующего и ближайшего резерва. Для спортсменов потенциального резерва существует препятствие следующего прядка – согласно Указа профильного министерства [1], представители восточных единоборств могут заниматься единоборствами только в ДЮСШ в возрасте от 10 до 18 лет, а также продолжать тренировки до 23 лет при условии обучении в высших учебных заведениях. Связано такое с разрешительной системой, принятой в государстве, так как СДЮШОР, ШВСМ и УОР наделены функциями по развитию только олимпийских видов спорта. Спортивные секции общеобразовательных школ и спортивных коллективов, где такая деятельность свободно может осуществляться, не имеют законодательного доступа к бюджетному финансированию.
Выводы. Анализ государственных программ показывает целенаправленное финансирование видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр и программы Паралимпийских и Дефлимпийских игр. На неолимпийские виды спорта, к которым относятся и большинство восточных единоборств, распространение бюджетных программ государства ограничено, поэтому проблема финансирования решается за счет привлечения частного капитала.
Перспективы дальнейших исследований. Планируется исследование частных источников финансирования в среде спортивного бизнеса.
FUNDING FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROGRAMS
Kharkiv state academy of physical culture
Abstract. The analysis of the financing of physical training and sports programs from the state budget of Ukraine for 2014-2016 years. Determined implementation of targeted funding of sports included in the program of the Olympic Games and the Paralympic program and Deaflympics. It was found the least public funding of non-Olympic sports in which group are the majority of martial arts.
The keywords: funding, budget, programs, groups, martial arts, sports.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Саенко Владимир Григорьевич ‒ кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, доцент кафедры олимпийского и профессионального спорта, Харьковская государственная академия физической культуры, г. Харьков, Украина. E-mail: saienko22@gmail.com
Saienko Volodymyr Grygorovych: PhD (Physical Education and Sport), associate professor, department of olympic and professional sports, Kharkiv state academy of physical culture, Kharkiv, Ukraine. E-mail: saienko22@gmail.com
Список исп. литературыСкрыть список1. Наказ Міністерства України у справах сім’ї, молоді та спорту „Про організацію на-
вчально-тренувальної роботи дитячо-юнацьких спортивних шкіл‖ від 18 травня 2009 р. № 1624.
2. Брітченко І. Г. Економічні проблеми розвитку підприємницької функції в секторах
економіки національного господарства : монографія / І. Г. Брітченко, О. М. Момот, В. Г. Саєнко.
– Полтава : ООО «Техсервіс», 2012. – 640 с.
3. Галкин В. В. Спортивный бизнес для менеджеров : учеб. пособ. / В. В. Галкин. –
М. : КноРус, 2006. – 162 с.
4. Золотов М. И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учеб. по-
соб. / М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов, С. Г. Сейранов. – М. : Издательский центр
«Академия», 2001. – 177 с.
5. Карасева М. В. Педагогические и экономические факторы, обеспечивающие рента-
бельное функционирование коммерческих физкультурно-оздоровительных клубов
/ М. В. Карасева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. –
№ 5. – С. 100 – 105.
6. Матющенко Н. С. Олимпийские игры как спортивно-развлекательный бизнес
/ Н. С. Матющенко // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм: Матер. I Междунар. науч.-
практ. конф. – Сочи : РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2013. – 320 с.
7. Панков Д.А. Финансовый анализ и планирование деятельности спортивной органи-
зации : учеб. пособ. / Д. А. Панков, С. Б. Гепнин. – М. : Новое издание, 2005. – 2008 с.
8. Переверзин И. И. Менеджмент спортивной организации : учеб. пособ.
/ И. И. Переверзин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Физкультура и спорт, 2006. – 464 с.
9. Саенко В. Г. Распределение финансовых средств в системе спортивных видов вос-
точных единоборств / В. Г. Саенко // Матер. за 7-а Междунар. науч. практ. конф. «Achievement
of high school». – Т. 29. Съвременнни технологии на информации. Физическа культура и спорт. –
София : «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. – С. 38 – 41.
10. Саенко В. Г. Составляющие компоненты обеспечения комплексного подхода в
функционировании спортивной федерации по восточным единоборствам / В. Г. Саенко
150
// Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации :
Матер. I Междунар. науч.-практ. конф. Т. I. – Орехово-Зуево : МГОГИ, 2015. – С. 78 – 85.
11. Саєнко В. Г. Важливість створення секцій східних єдиноборств в закладах загальної
середньої освіти / В. Г. Саєнко // Вісник Луганського національного університету
імені Тараса Шевченка (педагогічні науки) : Зб. наук. праць. – Луганськ :
ДЗ „ЛНУ імені Тараса Шевченка‖, 2010. – № 17. – С. 206 – 211.
12. Саєнко В. Г. Механізм фінансування закладів загальної середньої освіти в регіоні
/ В. Г. Саєнко // Вісник молодих учених : Зб. наук. праць. – Луганськ : Вид-во ЛНПУ „Альма-
матер‖, 2005. – С. 74 – 80.
13. Степанова О. Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта
/ О. Н. Степанова. – М. : Сов. спорт, 2010. – 256 с.
14. Столов И. И. Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения (организаци-
онный компонент) / И. И. Столов. – М. : Сов. спорт, 2008. – 132 с.
15. Толчева Г. В. Характеристика прогнозування соціально-економічного розвитку
держави / Г. В. Толчева // Налогообложение в промышленном регионе : теория, практика и пер-
спективы развития. – Донецк : Изд-во ДонДУЭТ им. М. Туган-Барановского, 2004. – С. 296 –
302.
16. Augier M. Fundamentals of business strategy / M. Augier, D. J. Teece (Eds.). – London :
SAGE Publications Ltd., 2008.
17. Easterby‐Smith M. Dynamic capabilities: Current debates and future directions
/ M. Easterby‐Smith, A. L. Marjorie, A. P. Margaret // British Journal of Management. – 2009. –
s1(20). – рр. S1 – S8.
18. Georgios К. National well-being and international sports events / K. Georgios,
S. Szymanski // Journal of Economic Psychology. – 2010. – 2(31). – pp. 158 – 171.
19. Gratton C. Sport and economic regeneration in cities / С. Gratton, S. Shibli, R. Coleman
// Urban studies. – 2005. – 5-6(42). – рр. 985 – 999.
20. Porter M. E. The role of business in society: creating shared value / M. E. Porter // In
presentation given to the Babson Entrepreneurship Forum, Boston : Massachusetts, 2011. –
http://www.isc.hbs.edu/pdf/2011-1113_Babson_CSV.pdf.