Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016
Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016
Анализ функционального состояния кардиореспираторной системы студентов музыкального училища
Номера страниц в выпуске:152-157
Аннотация. В статье рассмотрены показатели функционального состояния кардиореспираторной системы студентов равных музыкальных специальностей. Произведена оценка функционального состояния по показателям сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов разных музыкальных специальностей.
Ключевые слова: студент, физическое развитие, физическая подготовленность.
Ключевые слова: студент, физическое развитие, физическая подготовленность.
Постановка проблемы. В современности общественная функция физического воспитания и его основная цель заключается в воспитании всесторонне развитой личности, подготовленной к трудовой деятельности. Согласно этой цели сформулированы задачи физического воспитания в музыкальных вузах: гармоничное развитие форм и функций организма студентов, направленное на всестороннее совершенствование умственных и физических дарований; укрепление здоровья; обеспечение их творческого долголетия; формирование и приобретение жизненно важных двигательных умений, навыков и специальных знаний; воспитание волевых качеств личности, содействие развитию интеллекта [1, 3].
Анализ последних публикаций. Несмотря на широкий спектр исследований, ученые едины в том, что для улучшения физического состояния студентов необходимо повысить их двигательную активность [2, 7, 8]. Однако, анализируя состояние физического воспитания студентов-музыкантов, мы видим, что у большинства из них, как правило, не сформирована потребность заботиться о собственном здоровье. Использование различных видов физкультурной деятельности в учебном процессе музыкантов способствовует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, увеличению продолжительности жизни, организации полноценного досуга, борьбе с вредными привычками, создаст условия познания собственных возможностей и обеспечит оптимальные объемы двигательной активности [5].
Известно, что каждая профессия и специальность предъявляет к организму свои требования. Поэтому, для успешного овладения профессией, необходимо развивать определенные физические качества, профессионально важные для данной специальности. В процессе труда развиваются и совершенствуются те качества и навыки, которые характеризуют уровень профессиональной мастерства работника [4, 6].
Цель исследования – провести сравнительный анализ функционального состояния кардиореспираторной системы студентов в зависимости от музыкальной специальности.
Исходя из цели исследования, перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать показатели функционального состояния кардиореспираторной системы студентов разных музыкальных специальностей.
3. Сравнить показатели функционального состояния кардиореспираторной системы студентов разных музыкальных специальностей.
Организация и методы исследования. Методы исследования – анализ и обобщение научно-методических источников; медико-биологические методы.
Исследование проводилось в сентябре 2015 – марте 2016 года в Запорожском музыкальном училище имени П.И. Майбороды. В сентябре-октябре был проведен анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования, регистрировались показатели физического развития и физической подготовленности студентов музыкантов, определялись показатели функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
В исследовании принимали участие студенты и 1-4 курсов, 73 юноши и 99 девушек, среди них: 44 студента I курса, 47 студентов II курса, 44 студента III курса и 37 студентов IV курса. Общее количество участников исследования составляли 172 человека, представителей семи музыкальных специальностей, а именно: дирижерско-хоровое отделение (ДХО) – 24 студента; народный отдел (НО) – 24 студента; теоретический отдел (ТО) – 15 студентов; струнный отдел (СО) – 25 студентов; духовой отдел (ДО) – 27 студентов; фортепианный отдел (ФО) – 34 студента; вокальный отдел (ВО) – 23 студента.
Все участники по данным врачебного осмотра относились к основной медицинской группе. Студенты всех четырех курсов занимались физической культурой только в рамках урока дважды в неделю по 45 минут.
Результаты исследования и их обсуждение. Уровень функционального состояния системы внешнего дыхания в начале исследования у всех классифицировался как ниже среднего с соответствующими числовыми значениями: 39,8±2,96; 41,7±3,25; 37,6±2,9 баллов (табл. 1).
Среди юношей музыкантов лучшие результаты принадлежали представителям фортепианного, духового и дирижерско-хорового отделов, а среди девушек – вокалисткам, представительницам струнного, вокального, дирижерско-хорового и духового отделов, чья музыкальная специальность предусматривает нагрузку на дыхательную систему: задержка дыхания, форсированные вдох и выдох.
Показатели сердечно-сосудистой системы, как юношей, так и девушек разных музыкальных специальностей, не имели существенных различий.
Систолический и минутный объемы крови соответствовали высокому уровню. Не выявлены качественные изменения среди студентов разных музыкальных специальностей по показателям уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Числовые значения этих показателей отвечали среднему уровню и выше среднего, соответственно.
А по показателям сердечного индекса были выявлены и количественные и качественные отличия. Так, значение сердечного индекса у студентов НО и ВО свидетельствовало о гиперрегуляции, а ДХО, СО, ДО, ФО этот показатель соответствовал норме (табл. 2).
Выводы:
1. Показатели сердечно-сосудистой системы, как юношей, так и девушек разных музыкальных специальностей, не имели существенных различий. Отмечено превышение верхней границы нормы частоты сердечных сокращений у юношей и девушек почти всех музыкальных отделов.
3. По показателям системы внешнего дыхания среди юношей достоверно лучшие показатели оказались у вокалистов, а у девушек-фортепианниц, что было подтверждением соответствующего физического развития.
Перспективы дальнейших исследований будут направлены на коррекцию учебного процесса по физическому воспитанию студентов различных музыкальных специальностей на основе разработки и обоснования методики учебных занятий.
School of music named after P. Mayboroda
Abstract: The article is devoted to indicators of cardiorespiratory system functional state of students of equal musical specialties. An assessment of functional status in terms of the cardiovascular and respiratory systems of students of different musical disciplines.
Keywords: student, physical development, physical fitness.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ткачев Игорь Владимирович ‒ преподаватель-методист Запорожского музыкального училища им.П.Майбороды, Украина, г.Запорожье. E-mail: hostkvo@mail.ru
Tkachev Igor Vladimirovich ‒ teacher of Zaporizhzhya musical school named after P.Mayboroda, Ukraine, Zaporizhzhya. E-mail: hostkvo@mail.ru
Анализ последних публикаций. Несмотря на широкий спектр исследований, ученые едины в том, что для улучшения физического состояния студентов необходимо повысить их двигательную активность [2, 7, 8]. Однако, анализируя состояние физического воспитания студентов-музыкантов, мы видим, что у большинства из них, как правило, не сформирована потребность заботиться о собственном здоровье. Использование различных видов физкультурной деятельности в учебном процессе музыкантов способствовует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, увеличению продолжительности жизни, организации полноценного досуга, борьбе с вредными привычками, создаст условия познания собственных возможностей и обеспечит оптимальные объемы двигательной активности [5].
Известно, что каждая профессия и специальность предъявляет к организму свои требования. Поэтому, для успешного овладения профессией, необходимо развивать определенные физические качества, профессионально важные для данной специальности. В процессе труда развиваются и совершенствуются те качества и навыки, которые характеризуют уровень профессиональной мастерства работника [4, 6].
Цель исследования – провести сравнительный анализ функционального состояния кардиореспираторной системы студентов в зависимости от музыкальной специальности.
Исходя из цели исследования, перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать показатели функционального состояния кардиореспираторной системы студентов разных музыкальных специальностей.
3. Сравнить показатели функционального состояния кардиореспираторной системы студентов разных музыкальных специальностей.
Организация и методы исследования. Методы исследования – анализ и обобщение научно-методических источников; медико-биологические методы.
Исследование проводилось в сентябре 2015 – марте 2016 года в Запорожском музыкальном училище имени П.И. Майбороды. В сентябре-октябре был проведен анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования, регистрировались показатели физического развития и физической подготовленности студентов музыкантов, определялись показатели функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
В исследовании принимали участие студенты и 1-4 курсов, 73 юноши и 99 девушек, среди них: 44 студента I курса, 47 студентов II курса, 44 студента III курса и 37 студентов IV курса. Общее количество участников исследования составляли 172 человека, представителей семи музыкальных специальностей, а именно: дирижерско-хоровое отделение (ДХО) – 24 студента; народный отдел (НО) – 24 студента; теоретический отдел (ТО) – 15 студентов; струнный отдел (СО) – 25 студентов; духовой отдел (ДО) – 27 студентов; фортепианный отдел (ФО) – 34 студента; вокальный отдел (ВО) – 23 студента.
Все участники по данным врачебного осмотра относились к основной медицинской группе. Студенты всех четырех курсов занимались физической культурой только в рамках урока дважды в неделю по 45 минут.
Результаты исследования и их обсуждение. Уровень функционального состояния системы внешнего дыхания в начале исследования у всех классифицировался как ниже среднего с соответствующими числовыми значениями: 39,8±2,96; 41,7±3,25; 37,6±2,9 баллов (табл. 1).
Среди юношей музыкантов лучшие результаты принадлежали представителям фортепианного, духового и дирижерско-хорового отделов, а среди девушек – вокалисткам, представительницам струнного, вокального, дирижерско-хорового и духового отделов, чья музыкальная специальность предусматривает нагрузку на дыхательную систему: задержка дыхания, форсированные вдох и выдох.
Показатели сердечно-сосудистой системы, как юношей, так и девушек разных музыкальных специальностей, не имели существенных различий.
Систолический и минутный объемы крови соответствовали высокому уровню. Не выявлены качественные изменения среди студентов разных музыкальных специальностей по показателям уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Числовые значения этих показателей отвечали среднему уровню и выше среднего, соответственно.
А по показателям сердечного индекса были выявлены и количественные и качественные отличия. Так, значение сердечного индекса у студентов НО и ВО свидетельствовало о гиперрегуляции, а ДХО, СО, ДО, ФО этот показатель соответствовал норме (табл. 2).
Выводы:
1. Показатели сердечно-сосудистой системы, как юношей, так и девушек разных музыкальных специальностей, не имели существенных различий. Отмечено превышение верхней границы нормы частоты сердечных сокращений у юношей и девушек почти всех музыкальных отделов.
3. По показателям системы внешнего дыхания среди юношей достоверно лучшие показатели оказались у вокалистов, а у девушек-фортепианниц, что было подтверждением соответствующего физического развития.
Перспективы дальнейших исследований будут направлены на коррекцию учебного процесса по физическому воспитанию студентов различных музыкальных специальностей на основе разработки и обоснования методики учебных занятий.
ANALYSIS CARDIORESPIRATORY SYSTEM FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS STUDENT BY SCHOOL MUSICAL
I.V. Tkachev
School of music named after P. Mayboroda
Abstract: The article is devoted to indicators of cardiorespiratory system functional state of students of equal musical specialties. An assessment of functional status in terms of the cardiovascular and respiratory systems of students of different musical disciplines.
Keywords: student, physical development, physical fitness.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ткачев Игорь Владимирович ‒ преподаватель-методист Запорожского музыкального училища им.П.Майбороды, Украина, г.Запорожье. E-mail: hostkvo@mail.ru
Tkachev Igor Vladimirovich ‒ teacher of Zaporizhzhya musical school named after P.Mayboroda, Ukraine, Zaporizhzhya. E-mail: hostkvo@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список1. Амбарцумян Р.А. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техни-
ческом вузе Прибайкалья / Р.А.Амбарцумян, М.М.Колокольцев // Вестник Иркутского государ-
ственного технического университета. – 2013. – № 2 (73). – С. 216-220.
2. Батурина В.Г. Физическое воспитание студентов-пианистов: Автореф. канд. дисс. /
В.Г. Батурина. – Л., 1972. – 18с.
3. Дутчак М. В. Концептуальні напрями вдосконалення системи фізичного виховання
школярів і студентів для впровадження здорового способу життя / М. В. Дутчак, Т. Ю. Круце-
вич, С. В. Трачук // Спортивний вісник Придністров'я. – 2010. – № 2/3. – С. 116–120.
156
4. Маринчук П. Особливості професійно-прикладної фізичної підготовки студентів музи-
чних спеціальностей Фізична культура, спорт та здоров’я нації: збірник наукових праць. – Вип.
19 (Том 1). – Вінницький державний педагогічний університет імені Михайла Коцюбинського;
гол. ред.. В.М. Костюкевич. – Вінниця: ТОВ «Планер», 2015. – С.283-286.
5. Мудрий І. Б. Аспекти професійно-прикладної фізичної підготовки студентів музичних
закладів освіти / І. Б. Мудрий // Молода спортивна наука України : електронний зб. наук. пр. з
галузі фіз. культури та спорту. – Львів, 2007. – Вип. № 11. – Т.1.
6. Пилипей Л.П. Фізичне виховання: професійно-прикладна фізична підготовка студентів
у ВНЗ [Текст] : навчально-методичний посібник / Л. П. Пилипей ; Державний вищий навчаль-
ний заклад ―Українська академія банківської справи Національного банку України‖. – Суми :
ДВНЗ ―УАБС НБУ‖, 2013. – 156 с.
7. Раєвський Р.Т. Здоров’я та здоровий спосіб життя студентів музичного вузу /
Р.Т.Раєвський, В.І.Лапко // Актуальні проблеми розвитку «Спорт для всіх: досвід, досягення,
тенденції»: Матеріали ІІ Міжн.наук.-практ.конф., Тернопіль,2007. – Т.1. –С.119-124.
8. Юмашева П.Н. Особенности професионально-прикладной физической підготовки сту-
дентов музыкальных вузов различных специальностей / П.Н. Юмашева. // Физическое воспита-
ние студентов творческих специальностей: ст. науч.тр.-Харьков, ХГАДИ (ХХПИ), 2002,№2. –
С.82-86
15 июня 2016
Количество просмотров: 1519