Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017

Проблемы и перспективы организации внеклассной работы школьников по физическому воспитанию

Номера страниц в выпуске:97-104

Аннотация: в статье, на основе системного подхода, проанализированы проблемы и перспективы организации внеклассной работы школьни­ков по физическому воспитанию, определены факторы, лимитирующие внедрение эффективных форм в организации внекласс­ной работы, представлены преимущества и недостатки существующих документов планирования внеклассной работы по фи­зическому воспитанию в общеобразователь­ной школе, установлены пути повышения эффективности организации этой работы.

Ключевые слова: школьники, внекласс­ная работа, физическое воспитание, досуг, рекреационная деятельность.

Аннотация: в статье, на основе системного подхода, проанализированы проблемы и перспективы организации внеклассной работы школьни­ков по физическому воспитанию, определены факторы, лимитирующие внедрение эффективных форм в организации внекласс­ной работы, представлены преимущества и недостатки существующих документов планирования внеклассной работы по фи­зическому воспитанию в общеобразователь­ной школе, установлены пути повышения эффективности организации этой работы.

Ключевые слова: школьники, внекласс­ная работа, физическое воспитание, досуг, рекреационная деятельность.

Постановка проблемы. Социально - экономические преобразования в стране требуют серьезной перестройки образовательного процесса в школе, поиска новых форм и методов физического воспитания школьников в интересах формирования знаний, навыков и умений самостоятельно организовывать физкультурно-оздоровительную и рекреационную деятельность, заботится о своем физическом здоровье [2-4]. Большой объем учебной  нагрузки учащихся, как утверждают ученые, приводит к систематическому накоплению усталости, что отрицательно отражается на общем состоянии здоровья школьников [6]. Поэтому вопрос о восстановлении их умственной и физической работоспособности, поддержания здоровья и совершенствования физического развития становится чрезвычайно актуальным.

Анализ последних публикаций. В настоящее время в специальной литературе представлены различные концепции, технологии, модели и программы внеклассной деятельности разного уровня сложности, системы дополнительных занятий физической культурой [1-6]. Однако, как правило, они существенно не влияют на уровень двигательной активности детей, улучшения функционального состояния систем организма, снижение последствий стрессовой педагогики и не могут сформировать положительное отношение к занятиям физической культурой.

Актуальность исследования. Результаты показывают, что во внеклассной работе по физическому воспитанию в средней школе целенаправленно используется ограниченный круг видов деятельности детей, кроме того этот процесс осуществляется без должного теоретического осмысления, он определяется спонтанностью    и соответственно, развитие личности школьника из-за таких условий не является эффективным [2]. Таким образом, можно констатировать, что существенные преимущества и специфические возможности, которые заложены во внеклассной работе по физическому воспитанию, способствуя улучшению умственной работоспособности, физической подготовленности, двигательной активности и развития личности в целом, не получили должного освещения, оценки теоретического обоснования. Выше сказанное и обусловило актуальность темы исследования.

Цель исследования. Исследовать проблемы и перспективы организации внеклассной работы школьников по физическому воспитанию.

Задачи исследования. Определить преимущества и недостатки существующих документов по планированию внеклассной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, а также определить факторы, которые лимитируют внедрению эффективных форм в  организацию внеклассной работы.

Организация и методы исследования - метод системного анализа, анализ научной литературы и передового отечественного и зарубежного опыта, изучение документов планирования, регламентирующих организацию процесса физического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях, метод сравнения и сопоставления, педагогические методы, социологические методы, методы математической статистики.

Результаты исследования. Анализ процессов физического становления и развития личности школьников требует пересмотра и перестройки организационно-методических основ и содержания физического воспитания. Особую значимость решения указанных проблем приобретает в специфических условиях интенсификации учебного процесса, вызывает перенапряжение физиологических систем учащихся, снять которую возможно с помощью систематических занятий физическими упражнениями.

В результате анализа специальной литературы, практического опыта, экспертного опроса, собственных исследований, определили основные причины, лимитирующие внедрению эффективных форм во внеклассную работу по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, которые характеризуются следующими факторами: несогласованность нормативно-правовой базы регламентирующей внеклассную работу школы по физическому воспитанию: за последние годы принят ряд документов, однако отсутствует механизм практической реализации и контроля ранее принятых решений; устарела материально-техническая база, недостаточное количество инвентаря и оборудования, ориентированного на современные формы двигательной активности: несоответствие системы кадрового обеспечения процесса физического воспитания с учетом социального заказа общества, низкий уровень кадрового обеспечения: формальность в повышении квалификации учителя, кадровая неукомплектованность: не разработанность содержания программного материала: низкий уровень использования новейших технологий двигательной активности в учебном процессе: низкий уровень осведомленности и теоретических знаний старшеклассников, родителей о положительном влиянии занятий двигательной активностью на уровень физического здоровья школьников; недостаточный уровень привлечения школьников к физкультурно-оздоровительным занятиям в свободное время; низкий уровень формирования у них положительного отношения к занятиям физической культурой во внеклассной работе; отсутствие необходимого опыта школьников в самосовершенствовании; наличие унификации, устоявшихся стереотипов, неэффективных шаблонов и жестких форм к инициативе и индивидуальной ответственности педагогов в проектировании и организации педагогического процесса, физкультурно-массовые мероприятия дублируются из года в год без учета мотивов и интересов школьников, практически отсутствует разница в подходах к организации внеклассной работы в учащихся разных классов, отсутствует когнитивный компонент; отсутствие упорядоченной системы помощи учителям в проектировании внеклассной деятельности по физическому воспитанию, что снижает эффективность привлечения школьников к физкультурно-оздоровительным занятиям во внеурочное время.

Содержание и организация внеклассной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе регламентируются инструктивно-методическими и нормативными документами Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. В соответствии с общими задачами физического воспитания детей и подростков, внеклассная работа призвана обеспечивать: совершенствование и расширение знаний и навыков, полученных учащимися на уроках; обучение применения этих знаний и навыков в различных условиях; привлечение на этой основе всей массы школьников в спортивную и физкультурно-оздоровительную деятельность, подготовку квалифицированных юных спортсменов; организацию досуга и активизации двигательного режима школьников: подготовку физкультурного актива. Однако анализ документов планирования внеклассной работы по физическому воспитанию свидетельствует о наличии ряда проблем в этом направлении. В частности, во многих исследуемых школах внеклассная работа осуществляется бессистемно, непоследовательно.   В календарные планы по внеклассной работе включены одни и те же пункты (дублирование мероприятий) для учеников разных классов, ориентированные, в основном, на стандартные программные документы, не учитывают специфики кадрового обеспечения учреждения, имеющейся материально-технической базы, в планах отсутствуют инновационные формы организации внеклассной работы по физическому воспитанию, что значительно снижает эффективность предложенных способов привлечения школьников к физкультурно-оздоровительным и рекреационным занятиям. При планировании и организации внеклассной работы по физическому воспитанию в большинстве проанализированных календарных планах не учитывается наличие и качество свободного времени школьников, мотивы и интересы к проведению занятий, имеющийся уровень двигательной активности, выходной уровень физического здоровья учащихся.

 Наблюдение, анализ нормативных документов, планов и отчетов внеклассной работы в общеобразовательных школах показали, что существуют также определенные предпосылки, которые позволяют применять проектную деятельность:

- квалификация кадров позволяет внедрение передовых научно обоснованных методов, форм и средств организации внеклассной работы по физическому воспитанию, формированию у школьников потребности в активных систематических физкультурно-оздоровительных и рекреационных занятиях. Однако, программа, методика обучения и повышения квалификации кадров, участвующих в организации внеклассной деятельности требует определенной перестройки;

- в полном объеме представлен пакет документации, регламентирующей спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в школе. Однако, среди достаточного количества мероприятий внеклассной работы по физическому воспитанию для школьников младших классов, недостаточно представлены и экономически обоснованные научно-методические разработки, рекомендации по организации внеклассной работы по физическому воспитанию со школьниками других возрастных групп;

- основным элементом внеклассной работы по физическому воспитанию является одноразовое организованное мероприятие культурного или развлекательного характера, отсутствует системная работа по привлечению школьников к регулярным занятиям; организованные мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию, проводимые в школах, не представляют комплексного последовательного процесса;

- недостаточно эффективно используются инновационные средства, методы и формы двигательной активности, которые способствуют повышению интереса учащихся к занятиям, меры носят эмпирический характер и в полной мере адаптированы к уровню психолого-педагогических. физических и функциональных возможностей школьников;

- частота, последовательность, содержание и направленность внеклассных мероприятий не скоординированы с другими направлениями работы, нет единства и взаимосвязи мероприятий, организация которых не требует активности школьников;

- средства, которые применяют, не имеют надлежащего разнообразия, эмоциональной насыщенности и не всегда интересны, что  показывает  анализ посещаемости учащимися физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

 Анализ существующих подходов к организации внеклассной работы по физическому воспитанию показал, что часть форм внеклассных занятий (работа кружков, секций, соревнования) определяется в процессе преподавания физической культуры. Это свидетельствует о том, что отсутствуют инновационные формы внеклассных занятий по физическому воспитанию для учащихся средней и старшей школы. В школьной практике используются различные виды соревнований школьников, учитывающих их возрастные особенности, уровень физического развития  совершенно не учитывают мотивационный компонент.

Следует отметить, что массовые мероприятия в школах носят эпизодический характер и проводятся один раз в квартал по календарному плану. Что касается секционных занятий то основной формой, как правило, в школах есть секции общей физической подготовки. Их задача - увеличение общей физической подготовленности школьников с помощью физических упражнений и закаливающих процедур, основным содержанием которых является воспроизведение отдельных (отстающих) разделов программы по физической культуре.

Анализ расписания кружков школ показал, что в школах созданы благоприятные условия для развития интеллектуальных, умственных творческих способностей школьников. Но количество спортивных секций чрезвычайно небольшое, особенно для старшей школы. В исследуемых школах она ограничивалась секцией футбола (или спортивных игр), борьбе (айкидо), легкой атлетике. Из-за незначительной популярность среди старшеклассников данных видов двигательной активности, ограничивало возможности большинства школьников участвовать в секционной работе. 

Изучение документов планирования по физической культуре показало, что календарные планы, в которых основным является оптимальное распределение учебных часов по элементам программного материала, в большинстве случаев составляются формально и не обеспечивают творческого его использования в работе. Между тем, готовя эти документы, необходимо учитывать, как возможности материальной базы школы, так и особенности физического развития и подготовленности учащихся, поскольку состоят они для каждого класса отдельно. В обследованных школах календарные планы для параллельных классов практически ничем не отличаются. Особое внимание уделялось изучению поурочных планов-конспектов секционных занятий, по которым определяется содержание каждого занятия. Их анализ показал, что в большинстве документов отсутствуют задачи и учебный материал, направленный на воспитание у школьников положительного отношения к занятиям физической культурой. Руководители секций и учителя, как правило, не включают в поурочные планы теоретических сведений по развитию основных физических качеств, проведения самостоятельных занятий учащихся физическими упражнениями и обучения умений их выполнять в домашних условиях; не раскрывают смысловое значение тем, изучаемых; не используют методы и приемы воспитания у школьников положительного отношения к занятиям физической культурой.

Изучение состояния работы школы и семьи по воспитанию у учащихся положительного отношения к занятиям физической культурой показало, что в школах такие формы работы, как беседы с родителями по вопросам физического воспитания детей в семье, индивидуальные консультации, родительская помощь школьным физкультурным кружкам, привлечение родителей к проведению общешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий, лекции по проблемам физического воспитания учащихся, родительские конференции по обмену опытом физического воспитания в семье и прочее носят эпизодический характер. Типичными трудностями, которые встречаются учителям физической культуры в работе с семьями, являются: неумение проводить работу с индифферентными родителями; невыполнение родителями рекомендаций учителей; пропуски родителями сборов; неумение организовать регулярное общение; отсутствие единых требований к детям со стороны школы и семьи; недостаточность в учителей опыта работы с родителями: неумение использовать индивидуальные формы работы с родителями и тому подобное.

Изучение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы школ показало, что эта деятельность играет значительную роль в воспитании в учащихся положительного отношения к занятиям физической культурой. Согласно учебной программы учитель физической культуры обязан проводить в школе такую ​​работу: готовить комплексы физкультурных минуток и помогать в их организации на общеобразовательных уроках; предоставлять учителям и ученикам методическую помощь в проведении других форм оздоровительной работы в течение учебного дня; организовывать и проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования и секционные занятия. Важной составной частью работы учителя по воспитанию у школьников положительного отношения к занятиям физической культурой является привлечение их к участию в массовых соревнованиях, спортивных конкурсах, туристических походах и других мероприятиях. Это позволяет учащимся накапливать необходимые знания, формировать умения и навыки самостоятельно выполнять физические упражнения, учиться следить за состоянием своего здоровья и физическим развитием, выполнять необходимые гигиенические требования, предупреждать вредные привычки и тому подобное. Однако этими формами физкультурно-спортивной деятельности охвачена лишь незначительная часть школьников. Необходимо искать эффективные формы привлечения учащихся к внеклассным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Выводы. Таким образом, анализ нормативных документов по организации внеклассной работы по физическому воспитанию в школе показал, что несмотря на отдельные изменения, основная их концепция осталась прежней. Преобладает авторитаризм при разработке организации внеклассной работы во внеурочное время, не учитываются особенности кадрового, материально-технического обеспечение школы, планирование внеклассной работы - непоследовательное, не учитываются возможности применения инновационных видов двигательной активности в начале учебного года, что не способствует формированию заинтересованности школьников во внеклассных занятиях по физической культуре. Основные положения данных программ на практике не выполняются это связано с объективными причинами реализации утвержденных программ. Планирование внеклассной работы не предусматривает стратегии привлечения школьников к физкультурно-оздоровительной работы, не учитывает особенности организации свободного времени учащихся, факторов использования свободного времени, которые по отдельности или в совокупности влияют на объем и структуру свободного времени, не учитывают мотивы и интересы школьников. Итак, исследуемая проблема охватывает широкий спектр вопросов, требующих неотложного решения.

В результате исследования представлены проблемы и перспективы организации внеклассной работы с школьниками по физической культуре. Определены факторы, лимитирующие внедрению эффективных форм в организации внеклассной работы, представлено преимущества и недостатки существующих документов планирования внеклассной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, установлены пути повышения эффективности организации этой работы.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении будут заключаться в теоретическом обосновании и разработке технологии проектирования внеклассной работы c школьниками по физической культуре, внедрении в практику внеклассной работы общеобразовательных учебных заведений.


Summary

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION

V.P. Movchan

Pereyaslav-Khmelnitsky  SPU named Gregory Skovoroda, Pereyaslav-Khmelnitsky

        Abstract. This article, based on a systematic approach, analyzed the problems and prospects of the organization of extracurricular activities students in physical education, the factors that limit the introduction of effective forms of organization of extracurricular activities, presents the advantages and the existing planning documents disadvantages of extracurricular activities for physical education in a secondary school, established ways to improve the efficiency of the organization of this work.

Keywords: students, class work, physical education, leisure, recreation.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мовчан Владимир Петрович – старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин и туризма ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды», г. Переяслав-Хмельницкий. E-mail: sportkaf@ ukr.net

Movchan Vladimir Petrovich - Senior Lecturer, Department of sports disciplines and tourism SVUZ "Pereyaslav-Khmelnitsky SPU named Gregory Skovoroda", Pereyaslav-Khmelnitsky. E-mail: sportkaf@ukr.net

Список исп. литературыСкрыть список
1. Воробьева А.В. Индивидуализация рекреационно-оздоровительных занятий под-ростков с акцентуациями характера: Автореф. дис. к. физ. ВПХ. 2 4.00.02 - физическая куль-тура, физическое воспитание разных групп населения / А.В. Воробьева. - К .. 2012. - 20 с.
2. Гонтаровский Н.Б. Образовательная среда как фактор развития личности ребенка Н. Б. Гонтаровский. Монография Днепропетровск: издательство РОА: Днепр-ВАЛ. 2010. - 623 с.
3. Городинская И. В. Физическое воспитание старшеклассников лицеев и гимназий в внеклассной работе: дис. к. пед. н. : 13.00.07 - теория и методика воспитания / И. В. Городинская. - Херсон, 2004. - 252 с.
4. Захарина Е.А. Внеклассная и внешкольная оздоровительно-воспитательная работа как предпосылка укрепления здоровья школьников / Е.А. Захарина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: 36. наук, трудов / Под ред. С.С. Ермакова. - Харьков, 2011. - №9.- С. 49-52.
5. Ковалева Н. Проблемы активизации рекреационно-оздоровительной деятельности старшеклассников в свободное время / Н. Ковалева, А. Андреева // Научный журнал Нацио-нального педагогического университета им. М. П. Драгоманова, 2011. - Вып. 7. - Серия 15.-С. 8-13.
6. Круцевич Т.Ю. Рекреация по физическому воспитании различных групп населения: учеб. пособие / Т.Ю. Круцевич, Г.В. Безверхняя. – К: Олимп, лира, 2010. - 248 с.
Количество просмотров: 2933
Предыдущая статьяПрименение метода «до отказа» в силовых тренировках.
Следующая статьяОсобенности адаптации кардиореспираторной системы туристов разных возрастных групп к горным условиям Карпат
Прямой эфир