Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017
Бюджетные расходы Украины в сфере физической культуры и спорта за 2010-2015 годы
Аннотация. Установили динамику, проведен анализ и установлены причины, влияющие на размеры бюджетных расходов Украины в сфере физической культуры и спорта в исследуемый период. Рекомендовано для установления объективного размера средств, отводимых на финансирование сферы физической культуры и спорта в государстве, метод ручного управления заменить программой аналитического управления расчетом ресурса.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, бюджет, государство, динамика, статистика.
Аннотация. Установили динамику, проведен анализ и установлены причины, влияющие на размеры бюджетных расходов Украины в сфере физической культуры и спорта в исследуемый период. Рекомендовано для установления объективного размера средств, отводимых на финансирование сферы физической культуры и спорта в государстве, метод ручного управления заменить программой аналитического управления расчетом ресурса.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, бюджет, государство, динамика, статистика.
Постановка проблемы. Физическая культура и спорт в Украине выступает приоритетным направлением гуманитарной политики государства. Регулирование отношений в этой сфере осуществляется в сочетании государственных органов, финансового, материально-технического, кадрового, информационного и нормативно-правового обеспечения развития процессов, основывающихся на широкой активизации самодеятельного физкультурно-спортивного движении, комплексного взаимодействия государственных структур финансирования, управления и контроля исполнения, работающих синхронно с общественными организациями и фондами физкультурно-спортивной направленности. Вершиной взаимодействия является всесторонне поддерживающееся олимпийское движение, имеющее приоритетность поддержки деятельности украинских физкультурно-спортивных обществ, национальных спортивных федераций и организаций с частным капиталом. В этой сфере деятельности свое место занимает форма централизованного финансирования, что формируется из средств государственного бюджета. На величину отводимых средств оказывает множество факторов и явлений, в число которых в исследовании включен следующий их ряд. Это – 1) ресурс самого государственного бюджета, подлежащего распределению, 2) жесткость, контролируемость и управляемость проистекания экономического кризиса, 3) структура годичного календаря физкультурных мероприятий, спортивных турниров и соревнований. Есть и другие элементы, что вносят разнообразие и динамизм в отношения, осложняют развитие и нарушают отлаженное равномерное движение процессов и звеньев, но эти основополагающие. Прогнозировано можно говорить определенно о том, что согласованность и эффективность работы изучаемой сферы по большинству параметров зависит от надежности и своевременности финансирования из государственного бюджета, что вызывает необходимость проведения аналитического исследования с целью выработки коррекционных рекомендаций относительно оптимизации действий и процедур.
Анализ последних публикаций по исследуемой проблеме. Изучаемое направление распределительных отношений находится под пристальным вниманием научных работников, что освещают методические подходы к организации государственной политики в сфере бюджетных расходов, например [6], что позволяет признавать попытки прогнозирования социально-экономического развития государства, например [11], успешными даже в сложных условиях переходной экономики, подчиняющемуся закономерностям транзитивного рынка. Если рассматривать процесс распределения средств по схеме «от общего к частному», то непосредственно для сферы физической культуры и спорта обоснованно применение инструментария менеджмента и маркетинга [2, 4, 10, 12], что позволяет раскрываться организационные и технологические основы взаимодействия спортивного бизнеса [1, 12] со средой. Рядом авторов [3, 5, 8, 9] была сделана попытка описать систему распределения бюджетных средств, привязываясь к единому календарному плану физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Украины, а также в системе спортивных видов восточных единоборств [7]. Можно с большой долей достоверности утверждать, что научный анализ общей динамики бюджетного финансирования государственной сферы физической культуры и спорта, которое должно быть приоритетным процессом обоснования условий, не проводился, а это создает дисбаланс в функционирование всей сферы.
Цель исследования – установление динамики, проведение анализа и установление причины, влияющей на размеры бюджетных расходов Украины в сфере физической культуры и спорта в исследуемый период.
Задачи исследования:
1. Определить динамику расходов бюджета Украины в сфере физической культуры и спорта за 2010-2015 годы.
2. Провести анализ процентного соотношения сводного бюджета Украины к общей сумме бюджетных расходов и к ВВП в сфере физической культуры и спорта за 2010-2015 годы.
Методы исследования: теоретического и логического анализа, синтеза и обобщения.
Результаты исследования. Государство предоставляет финансовые средства высшему эшелону управления, физкультурно-спортивным обществам, организациям и федерациям, извлекая их из государственного бюджета. Основанием для выделения искомых средств выступает потребность в а) развитии массового физкультурного движения, б) покрытии подготовки спортсменов высшего мастерства и расходов на их участие в соревнованиях, в) сохранении здоровья населения. Практическое осуществление деятельности требует выполнения управленческих уставных действий, образовательных и физкультурных программ, спортивных тренировочных сборов и соревновательных мероприятий и т.п. По общей оценке специалистов методическое предназначение отводимых средств сводится к созданию условий развития физической культуры и спорта. В исследуемый период, а это 2010-2015 гг., расходы государственного бюджета Украины на сферу физической культуры и спорта подчиняются динамике, представленной на рис. 1.
Визуальное наблюдение за изменениями средств по годам показывает, что в 2010 году финансирование данной сферы достигло высшего уровня и по величине составило 4290,5 млн. грн., а уже в следующем, 2011 году, – нижнего, и составило 3012,3 млн. грн. Перепад значений составил -42,4 пункта. В 2012 году бюджет изучаемой сферы снова вырос, и соответствующее его увеличение достигло 3933,1 млн. грн. (прирост относительно предыдущего года составил +30,57 пункта). В 2013 году явление повторилось, и финансирование опустилось на уровень 3869,4 млн. грн. или на -1,62 пункта. Бюджетные расходы в 2014 году снова увеличились и достигли 4280,4 млн. грн., а в 2015 году понизились до 3647,5 млн. грн. Замеченная тенденция в развитии величины финансирования подчиняется синосоидальной зависимости проистекания процесса. Детальное рассмотрение структуры факторов, оказывающих влияние на процедуру отведения средств, выявляет различия, а именно: 1) календари соревнований, составленные на разные годы, отличаются по их составу, 2) сказывается ручное управление процессом «от достигнутого».
Для приведения доказательств в пользу повышения объективности исследования требуется рассмотреть дополнительно процентное соотношение сводного бюджета Украины к общей сумме бюджетных расходов и к валовому внутреннему продукту (ВВП) в сфере физической культуры и спорта. На рис. 2 отражены графически необходимые расчеты.
Расчетные данные подтверждают динамику финансирования сферы физической культуры и спорта, схожую с той, что выведена на рис. 1. Так, в 2010 году отображается соотношение сводного бюджета Украины к общей сумме бюджетных расходов на уровне 1,1 %, а к ВВП – 0,4 %; в 2011 году – 0,7 % и соответственно 0,2 %; в 2012-2014 годы показатели отражают стабильный ход развития процесса, что варьируется в проделах 0,8 % и 0,3 %, а в 2015 году они снижаются снова до 0,6 % и 0,2 % соответственно.
Вывод. Для установления объективного размера средств, отводимых на финансирование сферы физической культуры и спорта в государстве, следует метод ручного управления заменить программой аналитического управления расчетом ресурса.
Перспективы дальнейших исследований. В дальнейших публикациях планируется описать методический подход к отражению зависимости, которая регистрируется между динамикой численности населения Украины и параметрами результативности, получаемой от деятельности организаций физической культуры и спорта.
Summary
BUDGET EXPENSES OF UKRAINE IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT FOR THE YEARS 2010-2015
I.M. Poluliashchenko, A.I. Bychkova, O.M. Bychkov, D.O. Kovalyov
Luhansk Taras Shevchenko National University
Abstract. Established dynamics, analyzed and established the causes that affect the size of Ukraine's budget expenditures in the sphere of physical culture and sports in the analyzed period. It is recommended to establish an objective amount of funds to be allocated for financing the sphere of physical culture and sports in the state, the manual method to replace the program of analytical control resource calculation.
Key words: physical education, sports, budget, state, dynamics, statistics.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Полулященко Юрий Михайлович ‒ кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник физической культуры и спорта, директор учебно-научного института физического воспитания и спорта, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Старобельск. E-mail: spartak_lg@ukr.net
Poluliashchenko Iurii ‒ Ph.D. in pedagogical, Associate Professor, Honored worker of physical culture and sports, director of studying and research institute for sport and physical education, Luhansk Taras Shevchenko National University, Starobilsk. E-mail: spartak_lg@ukr.net
Бычкова Алена Юрьевна – главный специалист отдела организационно-спортивной работы Управления по вопросам физической культуры и спорта Донецкой областной государственной администрации, г. Краматорск. E-mail: bychkovanauka@gmail.com
Bychkova Alona – chief specialist of the division of organizational and sports activities of the Department of Physical Culture and Sports of the Donetsk Regional State Administration, Kramatorsk. E-mail: bychkovanauka@gmail.com
Бычков Алексей Николаевич – Заслуженный мастер спорта, магистрант специальности «Спорт» учебно-научного института физического воспитания и спорта, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Старобельск. E-mail: bychkovnauka@gmail.com
Bychkov Oleksiy – Honored Master of Sports, master student specialty "Sports" of studying and research institute for sport and physical education, Luhansk Taras Shevchenko National University, Starobilsk. E-mail: bychkovnauka@gmail.com
Ковалев Даниил Александрович – мастер спорта международного класса, студент специальности «Спорт» учебно-научного института физического воспитания и спорта, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Старобельск. E-mail: kovalovnauka@gmail.com
Kovalov Danylo – international master of sports, student specialty "Sports" of studying and research institute for sport and physical education, Luhansk Taras Shevchenko National University, Starobilsk. E-mail: kovalovnauka@gmail.com
Список исп. литературыСкрыть список1. Бритченко И. Г. Организационные основы взаимодействия спортивного бизнеса: постановка и последовательное движение к инновационному управлению в Украине / И. Г. Бритченко, В. Г. Саенко // e-Journal VFU; Секция «Администрация, управление и икономика». – Варна : ВСУ "Черноризец Храбър", 2016. – № 9. – С. 1 – 32.
2. Гринин В. Г. Основы менеджмента и маркетинга в физической культуре и спор-те / В. Г. Гринин, В. Г. Саенко, А. В. Толчева. – Луганск : Изд-во ЛДПУ имени Тараса Шев-ченко, 2004. – 304 с.
3. Дубовой А. В. Применение программ физической культуры и спорта в региональных учебных заведениях / А. В. Дубовой, В. Г. Саенко // Materialy IX mezinarodni vedecko-prakticka conference «Dny vedy – 2013». – Dil 36. Technicke vedy. Telovychova a sport : Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2013. – S. 75 – 79.
4. Золотов М. И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта / М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов, С. Г. Сейранов. – М. : Академия, 2001. – 426 с.
5. Карасева М. В. Педагогические и экономические факторы, обеспечивающие рентабельное функционирование коммерческих физкультурно-оздоровительных клубов / М. В. Карасева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – № 5. – С. 100 – 105.
6. Наконечна Ю. Л. Державна політика у сфері бюджетних видатків в Україні та напрями її вдосконалення / Ю. Л. Наконечна, О. Т. Льодіна // Економіка & Держава. – 2016. – № 7. – С. 84 – 87.
7. Саенко В. Г. Распределение финансовых средств в системе спортивных видов восточных единоборств / В. Г. Саенко // Матер. за 7-а Междунар. науч. практ. конф. «Achievement of high school». – Том 29. Съвременнни технологии на информации. Физическа культура и спорт. – София : «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. – С. 38 – 41.
8. Саенко В. Г. Система распределения бюджетных средств в соответствии с еди-ным календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Украины / В. Г. Саенко // XXVI Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся ми-ре». – Коломна : ГСГУ, 2016. – С. 427 – 433.
9. Саенко В. Г. Финансирование программ по физической культуре и спорту / В. Г. Саенко // Современные здоровьесберегающие технологии. – Орехово-Зуево : ГГТУ, 2016. – № 3. – С. 141 – 151.
10. Ткачева О. А. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта / О. А. Ткачева. – Новочеркасск : ЮРГТУ, 2011. – 95 с.
11. Толчєва Г. В. Характеристика прогнозування соціально-економічного розвитку держави / Г. В. Толчєва // Налогообложение в промышленном регионе : теория, практика и перспективы развития. – Донецк : Изд-во ДонДУЭТ имени М. Туган-Барановского, 2004. – С. 296 – 302.
12. Saienko V. G. Marketing and management in the field of sports business / V. G. Saienko // Proceedings of academic science – 2016 : XI International scientific-practical conference. – United Kingdom : Science and Education Ltd, 2016. – рр. 29 – 35.