Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017
Уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств у юных футболистов разных игровых амплуа
Аннотация: Рассмотрен вопрос уровня развития скоростных и скоростно-силовых возможностей юных футболистов разных игровых амплуа. В результате педагогического наблюдения и педагогического тестирования установлено, что в структуре физической подготовленности юных футболистов разных игровых амплуа скоростные и скоростно-силовые качества имеют разное проявление. Выяснено, что отмеченные закономерности необходимо учитывать при планировании учебно-тренировочного процесса, который существенно оптимизирует структуру физической подготовленности юных футболистов путем специализированного подбора средств, методов и параметров физической нагрузки.
Ключевые слова: юные футболисты, скоростные и скоростно-силовые качества, контрольные тесты, разные игровые амплуа.
Аннотация: Рассмотрен вопрос уровня развития скоростных и скоростно-силовых возможностей юных футболистов разных игровых амплуа. В результате педагогического наблюдения и педагогического тестирования установлено, что в структуре физической подготовленности юных футболистов разных игровых амплуа скоростные и скоростно-силовые качества имеют разное проявление. Выяснено, что отмеченные закономерности необходимо учитывать при планировании учебно-тренировочного процесса, который существенно оптимизирует структуру физической подготовленности юных футболистов путем специализированного подбора средств, методов и параметров физической нагрузки.
Ключевые слова: юные футболисты, скоростные и скоростно-силовые качества, контрольные тесты, разные игровые амплуа.
Постановка проблемы. Анализ последних исследований и публикаций. Отличительными особенностями современного футбола являются возросшая интенсивность игры и жесткая атлетическая борьба по всему полю, что требует от футболистов высокой двигательной активности, которая имеет динамический характер и отличается неравномерностью физических нагрузок и аритмией работы и отдыха [4, 11, 12].
Эти особенности являются следствием не только рационализации техники и тактики, но, прежде всего, более высокого уровня физической подготовленности футболистов [10, 13].
По мнению В.Н.Платонова, физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность и уровня развития основных физических качеств – быстроты, силы, выносливости, ловкости (в частности координационных способностей) и гибкости.
Вследствие этого повышению уровня физической подготовленности должно уделяться большое внимание на всех этапах спортивной подготовки, что неизбежно положительно влияет на конечный результат учебно-тренировочного процесса.
Для сохранения эффективности технико-тактического мастерства футболистам необходим высокий уровень развития максимальной анаэробной мощности, лежащей в основе скоростно-силовой подготовленности и анаэробной гликолитической способности, которая обеспечивает специфическую скоростную выносливость. В то же время с повышением квалификации в энергетическом обеспечении работы возрастают показатели аэробных процессов, обеспечивающих возможность многократного повторения в ходе игры периодов высокой игровой активности [3, 18].
Проявлением скоростных качеств в футболе являются действия с мячом и передвижения по полю. При этом характерно, что скоростные качества футболистов складываются из скорости старта в простой ситуации, скорости старта в сложной ситуации, скорости стартового разгона, абсолютной скорости, скорости выполнения технического приема, скорости переключения от одного действия к другому. Скорость, точность и своевременность выполнения той или иной тактической задачи игры зависит от того, насколько развиты двигательные способности и насколько футболист владеет своим двигательным аппаратом. Скорость футболиста является главным фактором, который определяет эффективность соревновательной деятельности.
Скоростно-силовые качества футболиста проявляются в его способности выполнять движения в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. К этим силовым противодействиям можно отнести: преодоление силы и тяжести массы тела самого спортсмена, прыжки в высоту, прыжки в длину во время подката, выбивавшую часть мышечного аппарата или иметь частичный или локальный характер [2, 5, 6. 9].
В связи с этим постоянно совершенствуются представления о компонентах физической подготовленности с учетом целого комплекса факторов игры и способностей футболистов. Поэтому определение оптимальных уровней и соотношения разных компонентов физической подготовленности являются важным вопросом в управлении учебно-тренировочным процессом юных футболистов разного амплуа на этапе специализированной базовой подготовки.
В.Пшибыльски [8] отмечает, что нет необходимости стремится в процессе подготовки к максимализации развития всех сторон физической подготовленности. Такая оптимизация может базироваться на учете специфики требований игры (с учетом также игровой позиции) и индивидуальных способностей, предрасположенности футболистов к использованию тех или иных сторон физической подготовленности.
Для этого нужно знать индивидуальные (минимально необходимые) уровни развития основных компонентов физической подготовленности в их наиболее благоприятном соотношении. При данном подходе одни стороны физической подготовленности должны быть повышены до максимально возможных индивидуальных уровней, другие же – только до минимально необходимого уровня. Такой подход к физической подготовке, как отмечают некоторые авторы, сегодня является объективной закономерностью подготовки футболистов [12, 14, 17].
Возросшая интенсивность игры предъявляет все более высокие требования к скоростной и скоростно-силовой подготовленности юных футболистов разного игрового амплуа как по их уровню, так и динамике развития и поддержания. Отсюда следует, что решение этой задачи невозможно без разработки новых подходов к управлению учебно-тренировочным процессом на основе объективного контроля состояния игроков.
Таким образом, анализ исследований и публикаций показывает, что данная проблема в достаточной мере, изучалась, однако работ посвященных вопросу изучения проявления скоростных и скоростно-силовых качеств у юных футболистов (в возрасте 16 – 17 лет) разного игрового амплуа, недостаточно.
Цель исследования – изучить уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств у юных футболистов 16 – 17 лет различного игрового амплуа.
Методы и организация исследования: аналитический анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, методы математической статистики
Для оценки уровня развития физических качеств применялась измерительная система «Optijamp Next», состоящая из секундомера Racetime 2 KitLight Radio и фотоэлементов Politemo Ligt Radio.
Скоростные качества определялись в беговом тесте 30м с места и оценивались по результатам вертикального выпрыгивания (см). При этом регистрировалось время пробегания 15-метрового отрезка (стартовая скорость, с) и время пробегания 15-метрового отрезка (дистанционная скорость, с).
Полученные данные были подвержены дальнейшей обработке при помощи методов математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Специфика двигательной деятельности юных футболистов различного игрового амплуа связана с необходимостью проявлять скоростные и скоростно-силовые качества на протяжении всего игрового времени матча. В дальнейшем в течении длительного игрового сезона результативность игры во многом зависит от сохранения этих физических качеств на достаточно высоком уровне. Это, в свою очередь, требует специального контроля их в учебно-тренировочном процессе, что даст возможность тренеру знать индивидуальные (по амплуа) уровни развития основных компонентов физической подготовленности.
Анализ показателей развития скоростных и скоростно-силовых качеств юных футболистов представлен в таблице 1.
Рассматривая приведенные данные, можно сделать ряд заключений. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что игроки линии нападении значительно (p < 0,05) превосходят юных футболистов других амплуа по скоростным возможностям (по времени пробегания 15 м с места, 15 м с хода и 30 м).
Показатели скоростных возможностей (стартовая и дистанционная скорость) у защитников находится в том же уровне, что и у полузащитников. Вратари по этому показателю достоверно уступают (p < 0,05) игрокам других амплуа, что связано с особенностями двигательной активности данного амплуа в футболе, где объем двигательной деятельности существенно ниже, по сравнению с полевыми игроками. Это позволяет говорить о том, что в развитии скоростных возможностей у вратарей имеются большие резервы. По показателю скоростно-силовых возможностей футболисты разных игровых амплуа имеют довольно четкие различия между собой. Достоверно выше скоростно-силовые качества у вратарей (p < 0,05). Специфика двигательной деятельности вратарей связана, прежде всего, с необходимостью проявлять силу в минимальное время на протяжении всего времени матча. Естественно, что скоростно-силовые возможности являются ведущими в структуре их физической подготовленности.
Таблица 1. Показатели физической подготовленности юных
футболистов различных игровых амплуа, х ± m
Показатель |
Вратари, n=6 |
Защитники, n=13 |
Полузащитники, n=12 |
Нападающие, n=9 |
Бег на 15 м, с места, с |
2,5±0,03 |
2,37 ± 0,01 |
2,36 ± 0,02 |
2,33 ± 0,02 |
Бег на 15 м, с хода, с |
2,02±0,02 |
1,89 ± 0,02 |
1,87 ± 0,01 |
1,83 ± 0,01 |
Бег на 30 м, с |
4,50±0,06 |
4,30 ± 0,03 |
4,28 ± 0,02 |
4,22 ± 0,03 |
Прыжок вверх, см |
47,9 ± 1,5 |
45,5 ± 1,3 |
43,8 ± 1,1 |
44,4 ± 1,6 |
Если рассматривать полученные показатели в целом, то можно констатировать, что к этому возрасту уже четко определено игровое амплуа игроков, и тренировочная и игровая соревновательная деятельность весьма существенно влияет на структуру физической подготовленности юных футболистов. Вышеизложенное вполне согласуется с мнением ряда авторов по этому вопросу [1, 4, 14].
Весьма показательным, на наш взгляд, является то, что предрасположенность к амплуа в определенной мере подвержена изменению в процессе учебно-тренировочной деятельности, что существенно оптимизирует структуру физической подготовки юных футболистов путем специализированного подбора средств, методов и параметров физической нагрузки.
Роль этих компонентов специальной физической подготовленности, более понятна при учете того факта, что время владения мячом за всю игру составляет в среднем лишь около 1,0 – 3,0 мин. И именно в это время к футболисту предъявляются наибольшие требования относительно проявления скоростных и скоростно-силовых возможностей. Общий объем «спринтерской» работы футболиста значительно больше, чем время владения мячом, и составляет в среднем около 10% общей дистанции, преодолеваемой им в течении матча. Причем от игровой позиции характер и объем такой работы различаются [15, 16].
Таким образом, учет уровня физической подготовленности юных футболистов разного игрового амплуа в практической работе тренеров будет способствовать росту спортивных результатов и уровня подготовленности.
Выводы:
1. Сравнительный анализ уровня показателей скоростных и скоростно-силовых качеств юных футболистов различного игрового амплуа показал, что они имеют различные их проявление в структуре физической подготовленности.
2. Определив уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств конкретного игрока, выступающего на той или иной игровой позиции, тренер в дальнейшем имеет возможность использовать его в команде на том месте, на котором он будет действовать наиболее эффективно.
Перспективы дальнейших исследований предусматривают разработку дифференцированной учебно-тренировочной программы для юных футболистов разного игрового амплуа в подготовительном периоде.
Summary
LEVEL OF DEVELOPMENT OF SPEED AND SPEED-POWER INTERNALS FOR YOUNG FOOTBALLERS DIFFERENT PLAYING LINES OF BUSINESS
А.V. Potuzhniy
Pereyaslav-Khmelnytskyi is a state university of the name of Grigory Skovorody, Pereyaslav-Khmelnytskyi
Abstract. The question of level of development of speed and speed-power possibilities of young footballers of different playing lines of business is considered. It is set as a result of pedagogical supervision and pedagogical testing, that in the structure of physical preparedness of young footballers of different playing lines of business speed and speed-power internal’s have a different display. It is found out that the noted conformities to law must be taken into account at planning of educational-training process, which substantially optimizes the structure of physical preparedness of young footballers by the specialized selection of facilities, methods and parameters of the physical loading.
Key words: young footballers, speed and speed-power internals, control tests, different playing lines of business.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Потужний Александр Васильевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и туризма, Переяслав-Хмельницкий государственный университет имени Григория Сковороды, г. Переяслав-Хмельницкий. sportkaf@ukr.net
Potuzhniy Alexander Vasilievich is a candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of sporting disciplines and tourism, Pereiaslav-Khmelnytskyi state university of the name of Grigory Skovoroda, Pereiaslav-Khmelnytskyi. sportkaf@ukr.net
Список исп. литературыСкрыть список1. Антипов А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе: науч.-метод. пособие / А.В.Антипов, В.П.Губа, С.Ю.Тюленьков. – М.: Сов. спорт, 2008. – 152 с.
2. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов: учеб. пособие / В.В.Варюшин. – М.: Физ. культура и спорт, 2007. – 112 с.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В.Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
4. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А.Годик. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. – 272 с.
5. Коваль С.С. Исследование взаимосвязи скоростных качеств и технико-тактических действий юных футболистов 8 – 12 лет / С.С.Коваль // Слобожан. наук.-спорт. вісн. – 2010. – №1. – С. 99 – 102.
6. Орджоникидзе Г. Физиология футбола / З.Г.Орджоникидзе, В.И.Павлов [и др.] – М.: Человек, 2008. – 240 с.
7. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практиче-ское применение / В.Н.Платонов. – К.: Олимп. лит., 2013. – 624 с.
8. Пшибыльски В. Требования к физической подготовленности футболистов, определя-емые современными тенденциями развития футбола / В.Пшибыльски // Акт. пробл. фіз. культури і спорту, 2004. – №4. – С. 46 – 52.
9. Селуянов В.Н. Футбол: проблемы физической и тактической подготовки / В.Н.Селуянов, С.К.Сарсания, В.А.Забродова. – М.: Интеллект, 2012. – 157 с.
10. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профес-сионального футбола: монография / А.А.Сучилин. – Волгоград: ВГФК, 1997. – 237 с.
11. Терентьев В.Ф. Структура скоростных качеств юных футболистов и методика их формирования: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / В.Ф.Терентьев. – СПб., 1995. – 23 с.
12. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовки футболистов высокой квалификации: монография / С.Ю.Тюленьков. – М.: Физ. куль-тура, 2007. – 352 с.
13. Шамардин В.Н. Технология подготовки футбольной команды высшей квалификации / В.Н.Шамардин. – Днепропетровск: «Инновация», 2012. – 302 с.
14. Bangsbo J. Soccer system and strategies / J.Bangsbo. – Yuman Kinetic, 2000. – 144 p.
15. Chmura J. Dionegretyka wyaiiku piikarza podcras meczu / J.Chmura // Sport wyczynowy. – 1997. – P. 13 – 23.
16. Miljkovic Z. Evalution of a model of monitoring individual and tem performance during at-tack in competitive soccer game / Z.Miljkovic, S.Jekovic, Z.Simennc // Kinesiology. – 2002. – №1. – C. 73 – 85.
17. Bangsbo J. Fitness training in Football / J.Bangsbo. – Copengagen: Universiti of Copen-gagen, 1994/ - 336 p.
18. Ramadan J. Physical characterictics of elite soccer player / J.Ramadan, B.Burd // J. Sports Med. Phys. Fitness. – 1987. – Vol. 27. – №4. – P. 424 – 428.