Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017
Организация занятий как фактор снижения травматизма на уроках физической культуры в разделе «Гимнастика» в VIII–IX классах
Аннотация. В статье описаны методологические подходы к построению и организации занятий из раздела «Гимнастика» учебной программы в учреждениях общего среднего образования. Представлены комплексы подводящих упражнений к кувыркам вперед. Вместе с тем, описаны способы страховки и приведены актуальные рекомендации по страховке учащихся при выполнении кувырков вперед и подводящих к ним упражнений на уроках физической культуры. В работе представлены статистические показатели эмпирических исследований в направлении раскрытия темы.
Ключевые слова. Физическая культура, страховка, подводящие упражнения, учащиеся, кувырок, дети, школа, травматизм.
Аннотация. В статье описаны методологические подходы к построению и организации занятий из раздела «Гимнастика» учебной программы в учреждениях общего среднего образования. Представлены комплексы подводящих упражнений к кувыркам вперед. Вместе с тем, описаны способы страховки и приведены актуальные рекомендации по страховке учащихся при выполнении кувырков вперед и подводящих к ним упражнений на уроках физической культуры. В работе представлены статистические показатели эмпирических исследований в направлении раскрытия темы.
Ключевые слова. Физическая культура, страховка, подводящие упражнения, учащиеся, кувырок, дети, школа, травматизм.
Постановка проблемы. Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» бесспорно является самым травмаопасным предметом не только в учреждениях общего среднего образования, но и в высших учебных и детских дошкольных учреждениях.
Высокая двигательная активность, новые и ранее не разучиваемые элементы, недостаточная физическая подготовленность учащихся, низкий уровень самоконтроля детей на занятиях, отсутствие дисциплины и многие иные факторы являются причиной возникновения различного рода повреждений на учебных занятиях. Однако не стоит забывать о том, что, как эффективность учебного процесса, так и его безопасность зависят не только и не столько от указанных факторов в отношении причинно-следственных связей с позиции учащегося, а в большей мере от методической эрудированности, методологической подготовленности, профессионализма и опыта педагога, а также его профессионально-нравственных качеств личности.
Тем не менее, всегда есть место случаю, и никто и никогда не будет застрахован от неприятных для всех последствий, казалось бы, элементарного физического упражнения. Однако необходимо постоянно искать все новые, современные, методологически актуальные и эмпирически апробированные способы усвоения программного материала при наиболее безопасной организации учебных занятий по предмету «физическая культура и здоровье».
Обзор литературы. Учебная дисциплина «физическая культура и здоровье» давно закрепилась в системе образования как важный и неотъемлемый компонент становления гармоничной и всесторонне развитой личности [10, 11]. Как считают многие специалисты, физическая культура, бесспорно, является важнейшим средством физического и функционального развития подрастающего поколения [1, 4, 8]. Помимо этого, профессор Н.Н. Визитей (1989) утверждает, что посредствам занятий физической культурой постигается формирование эстетического восприятия действительности, развиваются важнейшие нравственные и морально-волевые качества, совершенствуются свойства высшей нервной деятельности [3]. Физическая культура в рамках школьной программы характеризуется широким спектром направленного воздействия на организм и психику учащихся [2, 4]. Вместе с тем, учеными выявлено, что физическая культура в рамках учебной дисциплины служит средством повышения умственной производительности учащихся и их психоэмоциональной разрядки [7, 14]. В своей монографии «Физическая культура личности» профессор Н.Н. Визитей (1989) отмечает, что наибольший интерес обретают те виды двигательной деятельности, которые требуют принятия спонтанных, ситуативных и неожиданных решений [3]. Издавна установлено, что успех качественной обученности детей зависит от верного выбора средств, методов и методических приемов [2]. Именно гимнастика, как раздел программы обучения в учреждениях общего среднего образования, позволяет учащимся проявить свои разноплановые физические возможности, продемонстрировать волевые и нравственные качества [15].
Профессор А.М. Максименко (2005) утверждает, что гимнастика в программе общего среднего образования, помимо поддержания и развития общей и всесторонней физической подготовленности, является средством формирования у детей способности к точному, слаженному и эстетическому управлению своими движениями [6]. Наряду с этим, структура учебного материала раздела «гимнастика» программы для общеобразовательных средних учреждений довольно разнообразна и в то же время вариативна, что позволяет учащимся овладевать двигательными умениями и навыками в допустимых для своего уровня подготовленности пределах [15].
Цель исследования. Целью нашей работы является апробирование и статистическое обоснование эффективности и рациональности системы построения занятий в разделе «гимнастика» как фактора снижения случаев травматизма при должном уровне становления двигательного умения в кувырке вперед в группировке.
Задачи исследования. Задачи настоящей работы представлены следующими составляющими:
--- Апробирование методологических подходов к проведению занятий в разделе «гимнастика» и их научное обоснование;
--- Апробирование и эмпирическая интерпретация эффективности подводящих упражнений к разучиванию и закреплению техники двигательного действия кувырок вперед в группировке;
--- Разработка, апробирование и научное обоснование особенностей обеспечения страховки учащихся VIII–IX классов при выполнении кувырка вперед в группировке;
--- Изучение причинно-следственных связей случаев травмирования детей на уроках физической культуры при прохождении раздела программы «гимнастика».
--- Формирование некоторых рекомендаций в отношении представленных к изучению материалов педагогической деятельности.
Организация и методы исследования.
Работа основана на теоретических и эмпирических методах исследования:
--- изучение и анализ учебной и научно-методической литературы;
--- метод опроса и анкетирования;
--- педагогическое наблюдение;
--- педагогический эксперимент;
--- математико-статистическая интерпретация полученных данных.
Исследовательская деятельность организована в два взаимосвязанных этапа в течение декабрьского мезоцикла во II четверти с 2013 по 2017 учебные года. В исследованиях приняли участие дети с VIII по IX классы в количестве 33 человека разного пола в возрастном диапазоне от 14 до 16 лет. Исследуемые учащиеся выбраны для эксперимента целенаправленно с недостаточным уровнем технической подготовленности к кувырку вперед и испытывающие некоторую боязнь к выполнению данного элемента. Таким образом в составе параллели VIII классов участвовали в эксперименте 14 человек, IX классов 19 учащихся отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам без наличия противопоказаний врача к выполнению упражнений акробатической направленности.
На первом этапе 2013/2014 учебного года мы оценивали исходный уровень учащихся к техническому выполнению кувырка вперед и проводили опрос с добавлением анкетирования на тему качественности и надежности страховки учителя при выполнении элемента, их собственного страха перед выполнением. Вместе с этим, мы фиксировали случаи опасных и близких к этому ситуаций при проведении занятий, направленных на работу над техникой кувырка вперед. Следует заметить, что направленность задач в отношении формирования межрецепторных связей в коре больших полушарий головного мозга [6, 13] (закрепление, совершенствование и т.д.) на исследовательских задачах никак не отражалась. На втором этапе работы во второй учебной четверти с 2014 по 2017 учебные года мы апробировали предложенную методику к подведению учащихся к выполнению кувырка вперед и технологию страховки учащихся при выполнении данного акробатического технического действия. По аналогичной программе опросили и провели анкетирование учащихся по вопросу надежности страховки учителя и уровня тревожности при выполнении кувырка вперед в группировке.
Результирующие значения нашего исследования определялись в следующих составляющих:
• разработка методологического подхода к рациональному освоению техники программного материала в разделе гимнастика в средней школе для привидения к более безопасным условиям выполнения технического элемента.
• разработка методологического подхода к обеспечению страховки учителем физической культуры учащихся при выполнении кувырка вперед.
• оценка уровня усвоения учебного материала в градации параллелей VIII–IX классов осуществлялась путем оценки эффективности выполнения элементов техники гимнастики посредствам выставления отметок по шкале от 1 до 10;
• учет случаев опасных ситуаций при выполнении элементов техники гимнастики в подразделе: акробатика – тема – кувырок вперед;
• опрос и анкетирование учащихся на предмет субъективных ощущений опасности при выполнении изучаемого нами гимнастического элемента.
• опрос и анкетирование детей на предмет выявления субъективных ощущений безопасности при обеспечении страховки учителем в момент выполнения кувырка вперед или подводящих к нему упражнений.
Результаты исследования. В целях рационализации методологических подходов к освоению учебного материала и максимализации безопасности детей на уроках физкультуры в разделе «гимнастика», мы разработали и апробировали эмпирическим путем комплекс подводящих упражнений к выполнению гимнастического элемента: кувырок вперед в группировке (таблица 1.).
Таблица 1. Комплекс подводящих упражнений к разучиванию техники «кувырок вперед в группировке»
Наименование двигательного действия |
Форма организации |
Положение группировки |
Групповая |
Перекаты назад-вперед в группировке из исходного положения (И.П.) сед согнув ноги |
Групповая |
Перекаты назад-вперед в группировке из И.П. упор присев с возвратом в И.П. |
Групповая |
Перекаты назад-вперед в группировке из И.П. стоя с переходом в упор присев и возвратом в И.П. |
Групповая |
Из упора присев переход в упор лежа с последующим наклоном головы вперед, подниманием таза, сгибанием туловища вперед и постановкой стоп на пальцы |
Групповая |
Кувырок вперед (короткий) из И.П. упор присев |
Индивидуальная |
Кувырок вперед из И.П. широкая стойка ноги врозь с последующим незначительным сгибанием ног |
Индивидуальная |
Кувырок вперед из И.П стойка на одной, руки в стороны с предшествующим плавным сгибанием опорной ноги и наклоном туловища вперед |
Индивидуальная |
Кувырок вперед в группировке с предшествующим ему незначительным «вытягиванием» вперед и последующим переходом в упор присев и выполнением конечного положения –стойка ноги вместе, руки в стороны |
Индивидуальная |
Данная структура подведения учащихся к выполнению правильного технически кувырка вперед в группировке, основана на поэтапном освоении компонентов двигательного действия в целом с акцентом на максимизацию формирования межрецепторных связей в коре больших полушарий головного мозга [6, 13]. Данный механизм способствует повышению безопасности выполнения вышеуказанного элемента гимнастики путем формирования качественной и полномасштабной афферентации и вследствие этого четкой, точной и целенаправленной эфферентной импульсации к нервным окончаниям необходимых для работы мышечных групп [5, 9, 12].
Форма организации на занятии, как видно из таблицы 1. – групповая при выполнении учащимися элементов не предполагающих явной опасности и индивидуальная, даже более того – индивидуально-поточная форма при выполнении детьми непосредственно кувырков или подводящих упражнений в форме кувырков вперед. Данная организация предполагает осуществление индивидуальной страховки учащихся при выполнении элементов техники, что снижает вариативность получения при этом какой-либо степени травму.
Осуществление страховки учащихся при выполнении двигательного действий – кувырок вперед в группировке является максимально ответственным и довольно непростым моментом работы учителя. Страховка учащегося, с позиции учителя, предполагает: упор стоя на одном колене на краю мата у его длины перпендикулярно к направлению движения учащегося. При постановке рук учащегося на опору перед собой, необходимо ближнюю к направлению кувырка руку положить на шею ребенка, а дальней к направлению движения рукой сделать упор в середину бедра сзади ближней к учителю ноги. При выполнении, или попытке выполнения, кувырка необходимо одной рукой вкручивать корпус вперед-книзу сгибая шею, а второй рукой немного приподнимать и проворачивать ребенка вперед-вверх, проводя его по необходимой траектории вращательного движения.
Результаты апробирования предложенного выше методологического подхода представлены значениями относительной оценки технике выполнения зачетного элемента учащимися по параллелям одного из ведущих средних учебных заведений города Минска. Далее приведены итоговые статистические показатели случаев опасности в той или иной мере при выполнении кувырка вперед и подводящих к нему упражнений. Вместе с этим, мы опросили испытуемых в отношении фактора тревожности при выполнении предложенного задания и уверенности в выполнении элемента при осуществлении учителем страховки (таблица 2.).
Таблица 2. Результирующие данные (x±σ) контроля техники выполнения кувырка вперед, анкетирования и опроса учащихся, педагогических наблюдений
2013/2014 – базисный контроль |
|||||
Параллель |
n |
Отметка, балл |
Уровень тревожности, балл |
Надежность Страховки, балл |
Опасные ситуации, кол-во |
VIII |
4 |
4,5±0,58 |
1,25±0,50 |
1,25±0,50 |
7 |
IX |
5 |
5,2±0,84 |
1,4±0,55 |
1,6±0,55 |
5 |
2014/2015 – контроль № 1 по итогу внедрения методики |
|||||
VIII |
3 |
7,33±0,58 |
2 |
2,66±0,58 |
3 |
IX |
4 |
7,25±0,50 |
2,25±0,50 |
2,75±0,50 |
2 |
2015/2016 – контроль № 2 по итогу внедрения методики |
|||||
VIII |
3 |
7,66±0,58 |
2,33±0,58 |
2,33±0,58 |
1 |
IX |
6 |
7,83±0,75 |
2,50±0,55 |
2,67±0,52 |
0 |
2016/2017 – контроль № 3 по итогу внедрения методики |
|||||
VIII |
4 |
8,25±0,50 |
2,75±0,50 |
3 |
0 |
IX |
4 |
8,5±0,58 |
2,75±0,50 |
3 |
0 |
Уровень тревожности мы определяли путем следующего оценивания испытуемыми: высокий (1 балл) – было очень страшно при выполнении акробатического элемента, средний (2 балла) – было немного боязно при выполнении кувырка со страховкой, низкий (3 балла) – было совсем не страшно. Надежность страховки определялась следующими оценочными составляющими – надежно (3 балл) – я с уверенностью приступил(-а) к выполнению кувырка, ненадежно (2 балла) – я с большим сомнением о безопасности приступил(-а) к выполнению контрольного элемента, опасно (1 балл) – я вообще отказался(-ась) выполнять данный элемент ввиду существенного волнения за свое здоровье. В столбец «случаи опасности» мы вносили опасные или потенциально опасные ситуации, при ином вероятностном исходе приводящие к возникновению травм и микротравм.
Таким образом, как видно из результирующих данных исследований, уровень технической подготовленности учащихся заметно возрос в сравнении с уровнем базисного контроля, что определяет уровень статистической значимости различий между значениями контроля №3 и предварительного контроля (P≤0,01). Достоверных различий не выявлено в результате сравнения показателей контроля уровня технической подготовленности учащихся в 2014/2015 и 2015/2016 учебных годах соответственно по отношению к базисным показателям детей 2013/2014 учебного года (P≥0,05). Однако, следует заметить, что среднестатистические результаты относительной оценки техники исполнения кувырка вперед разнятся в пользу апробируемой экспериментальной программы 2-го этапа исследований. Наряду с различиями в технике выполнения кувырка по итогу организации занятий по предложенной программе, мы определили, что статистическую значимость достоверных различий имеют также результирующие данные нашего анкетирования и опроса (P≤0,05) в сравнении контроля №3 и предварительного исследования. Тем не менее, контроль №2 и контроль №1 не отличается статистической значимостью различий между предварительным контролем, хоть и данные заметно разняться (P≥0,05). Существенным отличием между предварительным и итоговым контролем является снижение ситуативных опасных обстоятельств, травм и микротравм на занятиях физической культуры, что выражается в статистических данных результатов исследований по методике t-критерия Стьюдента (P≤0,01).
Выводы. Результаты, полученные в ходе исследования имеют весомое и практическое значение при планировании, организации и проведении учебных занятий в разделе гимнастика в учреждениях общего среднего образования при работе над совершенствованием техники кувырка вперед в группировке. Нами выявлено, что рационализированная организация учебных занятий в направленности раздела программы «гимнастика» способствует повышению эффективности формирования двигательного умения наряду со снижением случаев опасных ситуаций и травмирования. Вместе с этим, по итогу исследовательской работы, мы установили, что в случае относительно полного отсутствия представления учащегося о структуре кувырка, его составных частях, или ввиду определенных причин у ребенка снижен уровень проприоцептивной и кинестетической афферентации – целесообразно заменить данное двигательное действие иным, например перекатом в сторону или его модифицированным аналогом. Также, во избежание случаев опасных ситуаций и травмирования на уроках гимнастики, в частности, при выполнении кувырка вперед или подводящих к нему упражнений, следует отстранить от выполнения учащихся, психоэмоциональный настрой которых в состоянии подавленности, сонливости, расстройства и т.д. Следует отметить, что особое значение следует придавать правильному, жесткому и надежному упору руками с четким сгибанием шеи вперед перед выполнением непосредственно кувырка. Будет более разумно перед выполнением кувырка, в исходном положении, поинтересоваться у учащегося по вопросу чувства тревоги к выполнению данного элемента, умению самостоятельно его выполнять или полной неуверенности в исполнении кувырка. Обязательно, при любых подводящих упражнениях или модифицированной структуре исполнения кувырка вперед (из широкой стойки ноги врозь, из стойки на одной ноге в наклоне и т.д.) следует в порядке поточно-индивидуальной организации выполнения упражнения, обеспечивать страховку учащихся по методике описанной в работе или иным действенным способом. При выполнении подводящих упражнений и совершенствовании отдельных, составляющих элементов техники кувырка вперед, при отсутствии условий к индивидуальной страховке, возможна групповая или поточная форма организации занятий. В этом случае, необходимо детально объяснить учащимся нормы техники безопасности при выполнении элементов и качественно обеспечить безопасность условий выполнения задания (качественные маты, строгая организация колонн, допустимый интервал между занимающимися, дисциплина и т.д.).
В настоящей работе мы полностью достигли поставленной цели путем апробирования разработанной нами программы организации и подготовки учащихся VIII–IX классов, вследствие чего, уровень технической подготовленности детей значительно повысился, и, что самое главное, снизилось количество случаев детского травматизма при выполнении кувырка вперед в группировке.
Перспективы дальнейших исследований. Стремление педагогов в области физической культуры и спорта должно быть направлено не только на поиски путей повышения соревновательного результата, но и на изучение и формирования возможностей безопасной рационализации учебного и учебно-тренировочного процесса. Перспектива дальнейшего исследования в данном направлении основана на изучении, наблюдениях, разработке и апробировании методологических подходов и систем, способствующих безопасному проведению уроков физической культуры в учреждениях общего среднего образования, при полноценном и наиболее качественном изучении предлагаемого раздела программы. В данном аспекте, актуальным стоит вопрос об изучении иных подразделов «гимнастики» (опорный прыжок, лазание по канату, упражнения в равновесии на бревне) в школах, лицеях и гимназиях для обеспечения безопасности детей и формирования не только представления о гимнастике, но и становления технической подготовленности подрастающего поколения.
Summary
THE ORGANIZATION OF OCCUPATIONS AS THE FACTOR OF DECREASE IN TRAUMATISM AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN THE SECTION "GYMNASTICS" IN THE VIII-IX CLASSES
A.A. Firsov1, O.N. Bulbenova2
1 Public institution of education "Gymnasium no. 31 of Minsk",
Minsk, Republic of Belarus
2 Public institution of education "Belarusian state pedagogical university of Maxim Tank",
Minsk, Republic of Belarus
Abstract. The article describes methodological approaches to algorithmic planning components section "gymnastics" curriculum in institutions of general secondary education. Presented complexes bringing exercises to tumbling forward. However, the described methods of insurance and provides current recommendations for the insurance of students while performing somersaults forward and bringing them to exercises on the lessons of physical education in institutions of secondary education. The paper presents statistical indicators of scientific research in the direction of the topic of work.
Key words. Physical culture, insurance, preparatory exercise, students roll, children, school, injuries.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Фирсов Андрей Андреевич – «Исследователь в области педагогических наук». Учитель физической культуры первой квалификационной категории, руководитель физического воспитания, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории. Руководитель клуба таэквондо «Сталь», старший тренер по таэквондо. Государственное учреждение образования «Гимназия № 31 г. Минска», Минск, Республика Беларусь, E-mail: sky_360@mail.ru
Firsov Andrey Andreevich – "Researcher in the field of pedagogical sciences". Physical education teacher of the first qualification category, head of physical education, teacher of additional education of the first category. The head of the taekwondo club, "Steel", head coach of taekwondo. State educational establishment "Gymnasium № 31 of the city of Minsk", Minsk, Republic of Belarus, E-mail: sky_360@mail.ru
Бульбенова Ольга Николаевна – преподаватель кафедры физического воспитания. Государственное учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Минск, Республика Беларусь, E-mail: sky_360@mail.ru
Bulanova Olga Nikolaevna – lecturer of the department of physical education. State educational establishment "Belarusian state pedagogical university named after Maxim Tank", Minsk, Republic of Belarus, E-mail: sky_360@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список1. Бахрах, И.И. Врачебный контроль за физическим воспитанием и спортивным совершенствованием учащихся общеобразовательной школы / И.И. Бахрах, Н.А. Гамза. – Минск, 2005. – 104 с.
2. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
3. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности / Н.Н. Визитей. – Кишинев: Изд-во «Штиинца», 1989. – 112 с.
4. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. физ. культ. / А.А. Гужаловский. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
5. Коц, Я.М. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Я.М. Коца. − М.: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с.
6. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. – 534 с.
7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
8. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
9. Романенко, В.А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие / В.А. Романенко. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2005. – 290 с.
10. Фирсов, А.А. Современный подход к исследованию функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов спортивного отделения высших учебных заведений / А.А. Фирсов, С.Ю. Фирсова // Здоровье студенческой молодежи: достижения теории и практики физической культуры, спорта и туризма на современном этапе: сб. науч. работ. Материалы науч.-практ. конф. с международным участием, Минск, 5–6 февраля, 2015г. / БГПУ, под. ред. А.Р. Борисевича. – Минск, 2015. – С. 248–250.
11. Фирсов, А.А. Динамика физической и функциональной подготовленности студентов Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка в период четырех лет обучения / А.А. Фирсов, В.А. Тереня // Инновационные технологии в науке: сб. науч. работ. Материалы науч.-практ. конф. с международным участием, Дубай, ОАЭ, 21–22 февраля, 2015г. / World science. – Дубай, 2015. – Т. 3. – С. 94–102.
12. Фирсов, А.А. Методологический подход к рациональному развитию координационных способностей таэквондистов 5–6 лет в спортивно-оздоровительных группах / А.А. Фирсов, Т.Г. Лысюк, А.А. Лысюк // Современные научные достижения и их практическое применение: сб. науч. работ. Материалы науч.-практ. конф. с международным участием, Дубай, ОАЭ, 20–21 октября, 2015г. / World science. – Дубай, 2015. – Т. 3. – С. 67–72.
13. Фирсов, А.А. Методологический подход к коррекции двигательных ошибок в управляющих звеньях технического действия «круговой удар ногой внутрь» в таэквондо / А.А. Фирсов, С.Ю. Фирсова, В.А. Тереня // Современные проблемы спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры: сб. науч. трудов. Материалы I международной научно-практической конференции, Донецк, Донецкая народная республика, 26 февраля 2016 г. / Донецкий институт физической культуры и спорта. – Донецк: ДИФКС, 2016. – С. 357–364.
14. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 480 с.
15. Учебная программа для учреждений общего среднего образования: физическая культура и здоровье V – XI классы // под ред.: Г.И. Бондаренко. – Минск: Нац. инст. образов. Республика Беларусь, 2012. – 115 с.