Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017
Современные проблемы в формировании здорового образа жизни в системе физического воспитания учащейся молодежи
Аннотация: в статье поднимается вопрос роли спорта и физической культуры в процессе формирования здорового образа жизни у учащейся молодежи, а также рассматривается актуальность данного вопроса, его необходимость, основные задачи и цели по привлечению молодежи к занятиям физкультурой для поддержания и улучшения здоровья.
Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, общая заболеваемость детей, состояние здоровья детей, формирование здорового образа жизни.
Аннотация: в статье поднимается вопрос роли спорта и физической культуры в процессе формирования здорового образа жизни у учащейся молодежи, а также рассматривается актуальность данного вопроса, его необходимость, основные задачи и цели по привлечению молодежи к занятиям физкультурой для поддержания и улучшения здоровья.
Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, общая заболеваемость детей, состояние здоровья детей, формирование здорового образа жизни.
Система профессионального образования и система повышения квалификации работников образования не предусматривают подготовки учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Современный учитель и руководитель школы недостаточно осведомлены о здоровьесберегающих технологиях, о возрастных психологических и физиологических особенностях учащихся. К тому же существующий принцип оплаты преподавательского труда заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев - на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на качестве образования [4].Вместе с тем, по данным Минздравсоцразвития России, показатели здоровья школьников России в настоящее время неутешительны с 2012 по 2016 годы.
За последние годы произошло значительное снижение доли здоровых детей. Их число в разных регионах колеблется от 4% до 10%. Не более 30% новорожденных можно считать здоровыми. За последние 5 лет общая заболеваемость новорожденных выросла на 32,3%. В 2016 году у каждого второго новорожденного регистрировались заболевания.
Таблица 1. Заболеваемость новорожденных детей (число заболевших и родившихся больными) (на 10000 родившихся живыми, данные Минздрава России)
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Общая заболеваемость |
4154,8 |
4598,7 |
5037,1 |
5326,9 |
5498,2 |
в том числе: |
|
||||
синдром респираторных расстройств |
212,9 |
214 |
224,8 |
173,9 |
180,6 |
внутричерепная родовая травма |
87,4 |
73,7 |
67,5 |
28,1 |
21,5 |
врожденные аномалии |
278,5 |
296,3 |
302,2 |
293,4 |
294,3 |
сепсис |
4,1 |
4,2 |
4,2 |
5,9 |
5 |
гемолитическая болезнь |
80,2 |
85,6 |
103,5 |
93,2 |
88,9 |
Ежегодно растет число детей, рождающихся с низкой массой тела. В 2012 году с массой тела ниже 2,5 кг родилось 77,5 тысячи детей, в 2016 году - более 85 тысяч.
Таблица 2. Структура родившихся по массе тела (в %)
Родившихся с массой тела |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Свыше 2,5 кг |
94,1 |
93,7 |
93,7 |
93,3 |
93,5 |
в том числе 4,0 кг и более |
... |
... |
... |
7,7 |
8,3 |
До 2,5 кг |
5,9 |
6,3 |
6,3 |
6,7 |
6,5 |
в том числе: |
|||||
1000-1499 г |
0,46 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
Менее 1000 г |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Продолжают ухудшаться показатели заболеваемости практически по всем классам болезней и всем возрастным группам детей. За 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 24,4%, детей подросткового возраста - на 31,4%.
За этот период наиболее значительно возросла частота болезней эндокринной системы, врождённых аномалий, психических расстройств, болезней опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения. Темпы прироста хронической патологии наиболее высоки среди подростков 15-18 лет - в 1,5-2 раза выше, чем среди детей более младших возрастных групп.
Наиболее выраженный рост заболеваемости отмечается среди детей в возрасте от 7 до 18 лет, совпадающем с периодом школьного обучения. Так, за период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза. Негативная динамика состояния здоровья особенно выражена при обучении детей в учреждениях с повышенным уровнем образования (гимназии, лицеи и др.) - за период обучения заболеваемость увеличивается на 74,4%.
За последние 5 лет значительно возросла частота болезней, зависящих от алиментарного фактора. Так, за 5 лет распространенность болезней эндокринной системы и расстройств питания увеличилась на 50%, болезней костно-мышечной и соединительной ткани - на 75%, анемий - на 52%.
Растет инвалидность во всех возрастных группах детей. По данным Федеральной службы государственной статистики количество инвалидов в РФ на начало 2015 г. - 12.924.000 чел., из них взрослых инвалидов 3 гр. – 4.492.000 чел., 2 гр. – 6.472.000 чел., 1 гр. – 1.355.000 тыс. чел. Количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – 605 тыс. чел. Судя по динамике – этот показатель с каждым годом увеличивается.
Таблица 3. Возрастная структура детей-инвалидов в РФ 2016 год
|
Всего, человек |
В процентах |
Число детей-инвалидов 0-15 лет |
605000 |
100 |
в том числе: |
||
0-4 года |
86633 |
14,6 |
5-9 лет |
165384 |
28,8 |
10-14 лет |
272322 |
47,9 |
15 лет |
66535 |
12,6 |
В структуре причин детской инвалидности первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, второе - психическим расстройствам, третье - врожденным аномалиям развития. Эти три класса заболеваний составляют почти 70% причин детской инвалидности и определяют ее структуру. Следует отметить, что нозологическая структура инвалидности соответствует структуре хронической патологии, наиболее часто встречающейся в детском возрасте.
Негативные сдвиги в состоянии здоровья детей привели к неблагоприятным медико-социальным последствиям - ограничению в выборе профессии по состоянию здоровья (у 20-50% подростков), снижению годности к службе в армии (у 35% юношей). В структуре заболеваний, являющихся причиной негодности юношей к военной службе, ведущие места занимают психические расстройства (34%), патология органов пищеварения (18%), органа зрения (10%), костно-мышечной и соединительной ткани (9%). Каждый пятый подросток имеет заболевания, ограничивающие возможность реализации в будущем репродуктивных возможностей [5].
Анализ причины смерти детей дошкольного и школьного возрастов показывает, что уже в возрасте 5-9 лет ведущими (69%) являются травмы, отравления, убийства, самоубийства и другие внешние причины (31 на 100000 детей данного возраста). В структуре причин смерти детей подросткового возраста внешние причины составляют уже 84% (122,4 на 100000 подростков).
Ухудшается состояние здоровья девочек-подростков - будущих матерей, заболеваемость которых на 10-15% выше, чем у юношей. Распространённость расстройств менструального цикла среди девочек-подростков 10-14 лет за последние 5 лет возросла в 2 раза и составила в 2016 году 753,4 на 100000; среди 15-17-летних этот показатель достигает 2830,6 на 100000. Среди подростков в 1,3 раза увеличилась частота воспалительных заболеваний органов репродуктивной сферы (сальпингит, оофорит), она достигла в 2016 году 1317,7 случаев на 100000 девочек подросткового возраста. Раннее начало половой жизни привело к увеличению частоты беременности в юном возрасте, в последние годы каждый 10-й ребёнок рождается у матерей моложе 20 лет.
Ухудшается здоровье женщин детородного возраста. За последние 5 лет значительно возросла частота гинекологических заболеваний - эндометриоза (на 50%), воспалительных заболеваний (на 13,4%), расстройств менструального цикла (на 33,3%), женского бесплодия (на 4%). Ухудшение здоровья девушек и женщин формирует неблагоприятные сдвиги в состоянии и возможности реализации репродуктивной функции.
Ежегодно увеличивается число женщин с осложненным течением беременности и родов. Так, частота нормальных родов в 2016 году составила 43,1% против 55,3% в 1996 году. В ряде территорий этот показатель не превышает 25%. Ежегодно более 48000 родов являются преждевременными. Это, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на здоровье рождающихся детей.
В настоящее время различные вопросы, касающиеся прав детей на охрану здоровья, содержатся в ряде документов (законы, указы, постановления и т.д.), принятых в различные периоды развития современной России и поэтому нуждаются в инвентаризации, конкретизации и синтезе в соответствии с современными социально-экономическими условиями [3]. В связи с этим необходимо неотложно разработать и принять Федеральный Закон «Об охране здоровья детей в Российской Федерации». Этот закон должен предусматривать и гарантировать в соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» каждому ребёнку право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Важно законодательно закрепить право ребёнка на получение бесплатной профилактической медицинской помощи;
Кроме того, необходимо обосновать Концепцию долговременной государственной политики в области охраны здоровья детей и обеспечить ее реализацию.
В числе первоочередных задач по формированию здорового образа жизни в молодежной среде следует назвать:
1. Организацию информационно-исследовательских мероприятий, направленных на противодействие и борьбу с асоциальными явлениями, пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде: проведение социологических исследований (анкетирование, опрос, интервью); проведение научно-методических мероприятий (семинары, «круглые столы», конференции и т.п.); разработка, адаптация и апробация методических материалов; формирование информационных баз данных (молодежь «группы риска», «проблемная» молодежь, программы, технологии работы и т.п.).
2. Формирование активного общественного мнения в отношении противодействия и борьбы с асоциальными явлениями и пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде: организация работы со средствами массовой информации; организация социальной рекламы (массовые мероприятия, издание печатной продукции, использование творчества молодежи и т.п.); проведение разъяснительной работы среди населения о медицинских, социальных и правовых последствиях злоупотребления табаком, алкоголем и психически активными веществами (выступления, лекции, организация дискуссий, размещение информационных материалов); привлечение к участию в профилактических мероприятиях по противодействию злоупотреблению ПАВ, пропаганде здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде «значимых людей» (родители, молодежные кумиры и «звезды», лидеры, педагоги, тренеры и т.п.). [2].
3. Организацию профилактической помощи подросткам и молодёжи по противодействию и борьбы с асоциальными явлениями, пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде: представление услуг социальной помощи и поддержки в разрешении личных, семейных проблем и неблагополучий (индивидуальные и групповые формы консультирования и обучения, тренинги); оказание помощи родителям в связи с проблемами подростковой наркомании, обучение диагностике признаков наркозависимого поведения и методам воздействия на подростка (консультирование, лекции, занятия в группе); проведение с подростками (в том числе с «проблемными» и «группы риска») занятий по формированию антинаркотических взглядов и убеждений, навыков противостояния наркотическому давлению, отказа от первой пробы и «наркоэкспериментирования», осознания преимуществ здорового образа жизни (обучение, диагностика, игра, тренинг); выявление возможностей и содействие включению подростков «группы риска» в творческие, спортивные, оздоровительные и иные программы и мероприятия молодежных организаций.
4. Развитие волонтерской основы проведения профилактической работы: обучение волонтеров-подростков приемам ведения профилактической работы на улице, в неформальных подростковых группах (лекции, игры, тренинги, консультирование по результатам «уличной» работы и т.п.); содействие деятельности молодежных общественных организаций по противодействию злоупотреблению ПАВ, пропаганде здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде (организационная, информационная, методическая и другая помощь).
5. Создание и дальнейшее развитие спортивных клубов во всех видах и типах образовательных учреждениях.
6. Активизацию работы по месту жительства и оказанию государственной поддержки учреждениям, молодежным общественным организациям и объединениям, осуществляющим воспитательную работу по месту жительства с подростками и молодежью. Необходимо продолжить работу по укреплению сети существующих учреждений по месту жительства, шире использовать базы учреждений культуры, образования, физической культуры, а также привлекать к организации работы по месту жительства общественные объединения и организации.
Кроме указанных мероприятий по внесению изменений и дополнений в подпрограмму «Здоровый ребёнок» для решения проблем по кардинальному улучшению здоровья детей на федеральном и региональном уровнях необходимо:
- обеспечить достаточный уровень финансирования службы охраны материнства и детства (не менее 30% консолидированного бюджета здравоохранения);
- разработать и утвердить научно обоснованную Концепцию долговременной государственной политики в области охраны здоровья детей или Концепцию государственной политики в области охраны здоровья населения, органичной частью которой должна стать Государственная политика по охране здоровья детей;
- при формировании программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусмотреть увеличение для педиатрических амбулаторно-поликлинических учреждений норматива посещений до 15000 на 1000 детей в год, обеспечив, тем самым, гарантированное увеличение объёма профилактической работы с детьми всех возрастных групп;
- создать условия и обеспечить координацию деятельности Российской академии медицинских наук и Российской академии образования по научно-практическим аспектам совершенствования системы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях, в том числе адекватного медицинского сопровождения модернизации структуры и содержания общего образования;
- рассмотреть и утвердить Национальный план действий по предупреждению вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков;
обеспечить создание системы эффективного государственного контроля за медико-психологической безопасностью при разработке, внедрении и использовании детьми, подростками и молодёжью современных телекоммуникационных средств связи (интернет-образование, электронные учебники, обучающие и досуговые программы, компьютерный спорт и др.);
- организовать на базе Научного центра здоровья детей РАМН федеральное научно-исследовательское учреждение для решения проблем детской реабилитологии и оказания комплексной реабилитационной помощи детям, оснастить его современным диагностическим и реабилитационным оборудованием;
- провести реструктуризацию сети педиатрических научно-исследовательских учреждений путём переподчинения НИИ Минздрава России Российской Академии медицинских наук и создания филиалов Научного центра здоровья детей РАМН в каждом федеральном округе.
Кроме того, на наш взгляд, в раздел НИОКР подпрограммы «Здоровый ребёнок» необходимо включить дополнительные мероприятия по проведению научных работ в области профилактической педиатрии и акушерства. Данные работы, носящие как фундаментальный, так и прикладной характер, позволят обеспечить дальнейшее развитие профилактического направления в области охраны здоровья детей, обеспечении здорового материнства. [1].
Таким образом, система профессионального образования и система повышения квалификации работников образования не предусматривают подготовки учителей, способных эффективно решать задачи сохранения ти укрепления здоровья учащейся молодежи. И надо отметить, что сегодня преподаватель любого учебного заведения не готов к решению задач, связанных с охраной и укреплением здоровья, не осознает важность здоровьесберегающих методик, плохо знает возрастные психофизиологические особенности школьника. Система профессионального образования и система повышения квалификации работников образования не предусматривают подготовки учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Существующий принцип оплаты преподавательского труда заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев - на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на качестве образования.
Summary
MODERN PROBLEMS IN FORMING HEALTHY LIFESTYLE IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS
I.R.Usupov
Bashkir State Medical University, Ufa, Russia
Abstract: the article raises the question of the role of sport and physical culture in the formation of healthy lifestyle among youth, and discusses the relevance of the issue, its importance, basic goals and objectives to encourage youth to exercise for maintaining and improving health.
Key words: health-saving technology, the overall incidence of children, health status of children, the formation of a healthy lifestyle.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Юсупов Ильмир Ринатович - старший преподаватель кафедры физической культуры, Башкирский Государственный Медицинский Университет, Уфа, Россия. E-mail: ilmir_yusupov@list.ru
Yusupov Ilmir Rinatovich - Senior Lecturer, Department of Physical Education, Bashkir State Medical University, Ufa, Russia. E-mail: ilmir_yusupov@list.ru
Список исп. литературыСкрыть список1. Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: сущность, механизмы, проявления / Г. Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. – 2004. – №1. – С. 60–61
2. Бурханов А. И. Формирование здорового образа жизни: монография / А. И. Бурха-нов, Т. А. Хорошева, Кропотова Г. А.. – Тольятти: ТГУ, 2012. – 264 с.
3. Вайнер Э. Н. Валеология / Э. Н.Вайнер. – М.: изд-во «Флинта», 2005.–416 с.
4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психологии здоровья в школе. / Н.К.Смирнов – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
5. Сухарева, Л.М. Состояние здоровья и физическая активность современных под-ростков / Л.М.Сухарева // Гигиена и санитария. – 2002. – №3. – С.32–34.