Современные здоровьесберегающие технологии №01 2016

Физкультурно-оздоровительные занятия, как средствооздоровления студентов

Номера страниц в выпуске:95-102
Аннотация. В статье проведен анализ одной из основных проблем современной студенческой молодежи - снижение уровня здоровья за годы обучения. Состояние здоровья современной студенческой молодежи стало предметом внимания многих исследователей. Высокий интерес к этой проблеме связан, прежде всего, с ухудшением в последнее время в Украине состояния здоровья учащейся молодежи. Причиной сложившейся ситуации стал образ жизни студентов: нерациональная работа, недостаточность отдыха, снижение двигательной активности; избыток информации; значительные учебные и эмоциональные перенапряжения,хроническое недосыпание стали причиной малоподвижного образа жизни студентов. Все это делает физкультурно-оздоровительные занятия актуальными. Ведь именно эти занятия помогают молодѐжи держать себя в форме и поддерживать здоровье

Ключевые слова: физическая культура, физкультурно-оздоровительные занятия,внеаудиторная физкультурно-оздоровительная работа, спортивные игры

Постановка проблемы. Повышение уровня здоровья и развитие необходимых физических качеств напрямую связаны с двигательной активностью студентов, которая, к сожалению, снижается как за время обучения в школе, так и в течение обучения в вузе, что приводит к различным заболеваниям у молодежи. Для повышения общей физической подготовки студенту нужно уделять больше внимания физкультурно-оздоровительным занятиям. Которые в свою очередь могут быть как аудиторными занятиями с физической культурой, так и внеаудиторными как дополнительные занятия для студенческой молодежи. Поэтому нужно четко определить роль физкультурно-оздоровительных занятий и обосновать их применение

Анализ последних публикаций по тематики статьи. Несмотря на исключительную роль физического воспитания в создании надлежащих условий для овладения профессиональными навыками, по оценкам специалистов, в организации физкультурнооздоровительной работы со студентами, пока существует ряд существенных недостатков

Среди которых: малый объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия физической культурой, неудовлетворительное финансовое и материально-техническое обеспечение организации физкультурно-оздоровительной работы со студенческой молодежью и низкая мотивация студентов к занятиям [1,4]

С одной стороны наблюдается устойчивая тенденция к снижению двигательной активности студенческой молодежи, а с другой - наличие существенных пробелов в разработке эффективных механизмов, способных влиять на заинтересованность студентов занятиями физической культурой и спортом. Такая ситуация привела к активизации специалистов в вопросах разработки и внедрения новых форм оздоровительной деятельности в педагогический процесс высших учебных заведений. Очевидно, что эффективность занятий по физическому воспитанию в высших учебных заведениях в значительной степени зависит от содержания программы, по которой они осуществляютсяСодержание учебной программы должно ориентировать педагогический процесс на дифференцированный подход к каждому студенту. Это требует от специалистов по физической культуре постоянного поиска новых современных средств и методов физического воспитания студентов с учетом их интересов и предпочтений [2]

Специалисты заостряют внимание на том, что одним из основных моментов при организации занятий групп по видам спорта на выбор, является определение самых видов спорта,по которым могут быть организованы занятия [3]. Приоритетность направлений подготовки,и выбор вида спорта, который внедряется в учебный процесс, базируются на исследованиях интересов студентов, которые показали заинтересованность студентов такими видами спорта как спортивные игры, атлетическая гимнастика, плавание, туризм, легкая атлетика и различные направления фитнеса [4]. За последние годы среди студенческой молодежи особой популярностью пользуются виды оздоровительной гимнастики. Построение занятий по выбору студентов способствует повышению мотивации посещения занятий. Вследствие этого, существует необходимость дополнительного исследования, направленного на изучение физкультурных предпочтений студентов высших учебных заведений, расширит возможности организации физкультурно-оздоровительной работы студентов

Актуальность
. В условиях напряженной умственной деятельности и на фоне ограничения двигательной активности, присущей образу жизни студенческой молодежи, именно занятия физической культурой и спортом призваны создавать условия для сохранения и укрепления здоровья студентов, а физическое воспитание выступает как средство релаксации,реабилитации и восстановления жизненных сил

Цель. Определить уровень мотивации и ценностного отношения студентов высшего учебного заведения к физкультурно-оздоровительным занятиям различных форм проведения

Задачи. Определить роль физкультурно-оздоровительных занятий в жизни студентов и выделить их основные внеаудиторные виды

Организация и методы исследования. Теоретический анализ и обобщение научнометодической литературы

Результаты исследования. Как известно, для успешной реализации выбранной профессии, выпускникам высших учебных заведений, кроме знаний, умений, навыков, личностных и профессиональных качеств, необходимо иметь крепкое здоровье и достаточную физическую подготовленность

Впрочем, студенческие годы характеризуются огромным интеллектуальным, физическим и психическим напряжением. Учебная нагрузка, жесткий режим, неумение организовать себя и самостоятельно решать многочисленные бытовые вопросы, низкая двигательная активность отрицательно сказываются как на самочувствии, так и состоянии здоровья в целом. Это подтверждают и статистические данные. В частности, согласно социологическим исследованиям Государственного комитета Украины по вопросам физической культуры и спорта отклонения в состоянии здоровья имеют 90% студентов, 50% - отмечают неудовлетворительный уровень физической подготовленности, 18% - не могут заниматься физическими упражнениями из-за заболеваний [2]

Обязательные аудиторные занятия по физическому воспитанию, предусмотренные учебным планом, могут компенсировать лишь 20-25% необходимого суточного объема движений, чего недостаточно для нормального физического развития и двигательной подготовленности студентов. Для поддержания высокой работоспособности организма нужна ежедневная мышечная работа

Изучение психолого-педагогической, медицинской, специальной литературы убеждает в том, что важную роль в этом процессе играет внеаудиторная физкультурнооздоровительная работа. Ученые определяют внеаудиторную работу как «систему действий в свободное от обязательного обучения время, основанные на добровольных началах» [4]; «Систему дел, организованных за пределами занятий, и направленных на формирование у студентов определенного опыта поведения, навыков и привычек с целью воспитания в них чувств, личностных качеств, особенностей, характеристик» [1]; «Систему взаимосвязанных мероприятий и действий педагогов и воспитанников с целью самоопределения, самовыражения, самоорганизации последних» [2]

В контексте выше указанного, внеаудиторная физкультурно-оздоровительная работа в вузе, должна быть направлена на решение следующих взаимосвязанных задач:- укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности студенческой молодежи; развитие и коррекцию физических и двигательных возможностей;- формирование привычки здорового образа жизни, позитивного отношения к физической культуры и спорта;- содействие усвоению необходимого минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта;- развитие эмоционально-волевой сферы, морально-волевых качеств; расширение коммуникативных возможностей студентов в процессе занятий физическими упражнениями,играми, спортом;- воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и т.д. [1]

Важным условием эффективности внеаудиторной физкультурно-оздоровительной работы в пределах вуза является выбор форм занятий физическими упражнениями, которые согласуются с функциональными и двигательными возможностями студентов, а именно: активный отдых на свежем воздухе с выполнением физических упражнений, кроссовый бег с преодолением препятствий, спортивные соревнования по упрощенным правилам; туристские походы; соревнования по ориентированию на местности; массовые физкультурнооздоровительные мероприятия с элементами эстетического и развлекательного характера;спортивные соревнования; летние и зимние универсиады, спартакиады, студенческие игры;матчевые встречи; участие в занятиях спортивных секций по различным видам спорта, группах общей физической подготовки, группах лечебной физкультуры и физической реабилитации; самостоятельные упражнения в режиме дня; гигиенические и закаливающие процедуры и т.д

Заметим, что в контексте реализации названных форм целесообразно ознакомить студентов с историей физической культуры и спорта, основами физической подготовки казаков Запорожской Сечи, Сычевых стрельцов, пластунов, выдающихся спортсменов советской эпохи и современности. Это будет способствовать формированию у студенческой молодежи гордости за свое государство, своих предков, положительной мотивации к систематическимх занятиям физкультурно-оздоровительными упражнениями и привычки к здоровому образу жизни

Внеаудиторная физкультурно-оздоровительная работа в вузе должна носить регулярный характер и подлежать планированию. При этом следует соблюдать следующие требования: разнообразие форм занятий; внесение элементов новизны в занятия физическими уп ражнениями; осуществление индивидуального подхода к каждому, кто занимается оздоровительной и лечебной физической культурой; проведение разъяснительно-просветительской работы; ознакомление с методами самоконтроля за состоянием собственного здоровья; введение соответствующих поощрений и общественной поддержки [3]

Сейчас существует много форм организации и проведения физкультурнооздоровительных занятий. Физическая культура является неотъемлемой частью жизни любого человека. Физкультура влияет не только на биологическую природу человека, но и на духовную сферу. Поэтому важно создать в понимании каждого человека необходимость занятий спортом

Существует два основных типа проведения занятий в вузах: это урочная форма и внеурочная форма. Первая форма занятий является обязательным и не всегда в должной мере востребована у студентов. Зачастую они просто не понимают всей значимости физического развития. Поэтому сейчас появляются новые способы проведения урочной формы занятий

Разнообразие занятий и понимание всей важности физической культуры способствует становлению личности человека не только в физическом плане, но и в социальном

В процессе освоения знаний по оздоровительной физкультуре у студентов воспитывается: привычка к регулярным занятиям физическими упражнениями и проявляется их спортивная направленность для последующего совершенствования в одном из видов спорта на факультативных занятиях или на занятиях в спортивных секциях студенческого коллектива физической культуры. Факультативные занятия организуются по отдельным видам спорта

Каждому студенту дается право выбрать один из видов спорта и систематически заниматься им на протяжении всего периода обучения в вузе. Эти занятия проводятся в течение всего года, используются зимние и летние каникулы. Круглогодичные тренировки является обязательным и непременным условием правильной организации работы по спортивному совершенствованию

Спортивные студенческие коллективы играют большую роль в деле физического воспитания студенчества. Самодеятельными физкультурными организациями в большинстве вузов служат коллективы физической культуры. В крупных учреждениях, имеющих большое количество спортсменов-разрядников и хорошую материальную базу, создаются спортивные студенческие клубы

Спортклубы организовуют и проводят: агитационно-массовые мероприятия по привлечению студентов и профессорско-преподавательский состав к систематическим занятиям отдельными видами спорта, игр, гимнастики; занятия спортивных секций по видам спорта;спортивные праздники, вечера, соревнования и другие массовые мероприятия; строительство и ремонт спортивных сооружений и инвентаря; зимние и спортивные летние лагеря; физкультурные и спортивные мероприятия в студенческих общежитиях

Большое значение в жизни любого студента играют спортивные секции. Секционная спортивная работа органически увязывается со всей работой по физическому воспитанию студентов (занятия, консультации, зачеты), также она служит целям всестороннего физического развития и повышения спортивной подготовленности. В вузах наиболее широкое распространение получили спортивные игры (баскетбол и волейбол), различные виды спорта(легкая атлетика, лыжи, плавание и др.) и гимнастика (спортивная и художественная)

Учебно-тренировочная работа проводится в течении всего учебного года. В некоторых спортивных секциях (легкая атлетика, футбол, гребля и др.) Основной период работы приходится на время каникул студента. В целях продолжения общего процесса и сохранения плана тренировки в течении круглого года студентам рекомендуется участвовать в занятиях и спортивных соревнованиях там, где они находятся во время каникул

Вместе с учебной работой в спортивных секциях большое значение имеет массовая физкультурная и спортивная работа вузов, осуществляемая курсом физического воспитания и спортклубом. Массовая физкультурная работа ставит задачей рационально использовать досуг студентов для укрепления их здоровья и физической подготовки. Она проводится в виде физкультурных и агитационно-пропагандистских мероприятий

Физкультурно-оздоровительные мероприятия осуществляются в формах: спортивные соревнования вневузовские; экскурсии, пробеги, вылазки, прогулки, походы, физкультурные выступления, оздоровительные мероприятия

Также для привлечения студентов к занятиям спортом проводят агитационнопропагандистские мероприятия: беседы, доклады, лекции, спортивные вечера, консультации;организация фотовитрин, выставок, альбомов; использование плакатов, таблиц, афиш,средств массовой информации

Физическое воспитание студентов включает: обучение - направленное на формирование и совершенствование в процессе занятий, жизненно важных двигательных умений и навыков. Воспитание - предполагает развитие двигательных качеств (силы, выносливости, ловкости, гибкости, скорости), повышение функциональных особенностей организма и укрепления здоровья. Обучение и воспитание между собой тесно связаны

Самостоятельные занятия можно проводить с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств: выносливости, силы и т. п. Они могут проводиться как зимой, так и летом, на открытом воздухе или в помещении. Самостоятельные занятия имеют большое воспитательное значение, они вызывают интерес к спортивной деятельности, воспитывают инициативу, самообладание, критическое отношение к своим успехам и недостаткам. В процессеэтих занятий повышается активность и дисциплинированность занимающихся, подражают указания преподавателя или тренера

Самостоятельные занятия проводятся с целью улучшения здоровья и общего физического развития; укрепления отдельных мышечных групп; улучшения гибкости, подвижности в отдельных суставах; воспитания силы, быстроты, выносливости; закрепления техники отдельных упражнений, изученных в процессе урочных занятий. Самостоятельные занятия проводятся в виде тренировок между урочными занятиями с преподавателем. Особое значение эти тренировки приобретают в случае, когда занимающийся по некоторым возникшим условиями (каникулы) не может регулярно заниматься с преподавателем. В практике проведения самостоятельных тренировок наибольшее распространение приобрели занятия спортивными играми, атлетической гимнастикой, оздоровительным бегом, лыжными прогулками. В последнее время у студенток растущей популярностью стали пользоваться ритмическая гимнастика (аэробика) и шейпинг

Для любого студента существует определенный вид деятельности, к которому он более расположен. Важно чтобы этот вид занятий был доступен для студента, чтобы он мог нормально заниматься и приносить пользу не только вузов, но и себе. Если это доступно, то востребованность в физической культуре растет

Выводы.
Подводя итоги выше изложенного, можно с уверенностью сказать, что физкультурно-оздоровительные занятия являются незаменимой частью жизни студенческой молодежи. Физкультурно-оздоровительные занятия могут быть как аудиторными (занятия физкультурой), так и внеаудиторными (это разные универсиады, походы, секции, спортивные состязания) Студенты даже не замечают, что непроизвольно увлекаются физкультурнооздоровительными занятиями, что позволяет с уверенностью утверждать, физические упражнения разного вида стимулируют развитие студента

SPORT AND RECREATION CLASSES, AS A MEANS OF IMPROVEMENT OFSTUDENTS
I.V. Posternak Pereyaslav-Khmelnitsky state pedagogical university named after Gregoriy Skovoroda
Abstract. Sport and recreation classes as a means of rehabilitation students. The article highlights one of the major problems of modern students - reducing health by years of study. The health of current students has been the subject of attention of researchers. High interest in this prob-lem is related primarily to the deterioration recently in Ukraine, the health of young people who are studying. The reason the situation has become a way of life of students: irrational job, not the suffi-ciency of rest, reducing physical activity, excess information, significant educational and emotional stress, chronic sleep deprivation caused the sedentary life of students. All this makes the sports and health classes relevant. After all these activities help young people to keep fit and maintain health

Key words: physical education, sports and health classes, extracurricular sports and recreation activities, sport games

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Постернак Игорь Викторович – преподаватель кафедры спортивных дисциплин и туризма, ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий, Украина. E-mail: garbarchyk_y@ukr.netPоsternak Igor - lecturer of chair of sports disciplines and tourism, Pereyaslav-Khmelnitsky state pedagogical university named after Gregoriy Skovoroda, Pereyaslav-Khmelnitsky, Ukraine. E-mail: garbarchyk_y@ukr.netУДК 796.422
Список исп. литературыСкрыть список
1. Гиголаева Т.В. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к реа-
лизации здорового образа жизни: дис. кандидата пед. наук. 13.00.02 / Т.В. Гиголаева. – Шуя.
- 2006. – 200с.
2. Круцевич Т.Ю. Теорія і методика фізичного виховання: / Т.Ю. Круцевич / [пер. з
рос. Л.К.Кожевнікової]. – К.: Олімпійська літ., - 2008. - 368 с.
3. Малімон О.О. Диференційований підхід у процесі фізичного виховання студентів:
автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фіз. виховання і спорту: спец. 24.00.02
―Фізична культура, фізичне виховання різних груп населення‖ / О.О. Малімон. – Луцьк. -
1999. – 19 с.102
4. Пильненький В.В. Організаційно-методичні основи оздоровчого тренування
студентів з низьким рівнем соматичного здоров'я: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня
канд. наук з фіз. виховання і спорту: спец. 24.00.02 ―Фізична культура, фізичне виховання
різних груп населення‖ / В. В. Пильненький. – Львів. - 2005. – 20 с.
Количество просмотров: 851
Предыдущая статьяФормирование культуры здоровья учеников профессиональнотехнических училищ средствами физического воспитания
Следующая статьяМетодика проведения занятий оздоровительным бегом сошкольниками

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямой эфир