Современные здоровьесберегающие технологии №01 2016

Методика проведения занятий оздоровительным бегом сошкольниками

Номера страниц в выпуске:103-110
Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты использования оздоровительного бега для улучшения здоровья школьников. Авторы приводят рекомендации, относительно использования средств и методов проведения занятий с разными возрастными группами

Ключевые слова: школьник, оздоровительный бег, ходьба, общеразвивающие упражнения, игры

Постановка проблемы: Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательные составляющие здорового образа жизни

Однако повышение сложности учебных школьных программ, компьютеризация и телевидение автоматически сократили двигательную активность, увеличили дефицит мышечной роботы школьников. Это, естественно, отрицательно сказывается на их здоровье и физическом развитии

В целом последствия гипокинезии на протяжении всего периода обучения в школе являются причиной отставания в физическом развитии и физической подготовленности даже вполне здоровых школьников, что в свою очередь, обусловливает ограничение в выборе будущей профессии, недостаточное владение жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями, а в дальнейшем трудности в жизни

Анализ последних публикаций по тематике статьи. Сегодня одним из факторов кризисного состояния здоровья граждан Украины является ограниченная двигательная активность. Только 13% украинцев имеют необходимый физически обусловленный уровень двигательной активности, тогда как в странах ЕС 40-60%, а в Японии 70-80% [1, с.2]

Специальными исследованиями установлено, что двигательная активность учеников младших классов падает на 50% по сравнению с дошкольниками, а старшеклассники 75%всего времени бодрствования активно не двигаются [7, с.85]

Актуальность.
В данное время медицина и спортивная наука рекомендует включить упражнения на выносливость в режим жизни человека. Как показывают исследования, из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время, при достаточном обеспечении организма кислородом, то есть в аэробном режиме [7, с.85]

Одним из средств, которое может улучшить состояние здоровья, повысить трудоспособность, скомпенсировать недостаточную двигательную активность школьников – является самое простое, природное и доступное упражнение, выполнение которого не требует спортивных залов – это оздоровительный бег

Целью работы является обоснование влияния оздоровительного бега на ликвидацию последствий гиподинамии у школьников, его использования для ликвидации отставания в физическом развитии и профилактики заболеваний

Организация и методы исследования: При проведении работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научной и научно-методической литературы и передовой практики физического воспитания

Результаты исследований. Оздоровительный бег лучше других средств развивает такое важное качество, как выносливость, играющую на протяжении всей жизни важнейшую роль в поддержании здоровья, нормальной деятельности таких важных физиологических систем, как сердечно-сосудистая и дыхательная. Выносливость – это способность организма выдерживать продолжительную физическую нагрузку, интенсивность которой колеблется, взависимости от возраста школьника, его подготовленности и состояния здоровья

Использование бега как основного средства развития выносливости не исключает, а напротив, предусматривает включение в систему занятий упражнений на быстроту, развитие мышечной силы, ловкости, гибкости, удельный вес которых в программе оздоровительного бега основывается на вышеприведенные закономерности естественного развития качеств

Систему внешкольных занятий оздоровительным бегом целесообразно формировать отдельными этапами на протяжении годового периода подготовки, таким образом, чтобы каждый последующий период предусматривал наращивание нагрузок, в полном соответствии с данными педагогического и врачебного контроля

Дифференцированная система нагрузок в оздоровительном беге и ходьбе предназначается для школьников 7-17 лет. Структурно эти нагрузки подразделяются на три возрастные категории: для младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего (11-14) и старшего (15-17) [5, C.12]
2016-08-29_23-00_szt 01_2016.PDF(2).jpg
2016-08-29_23-01_szt 01_2016.PDF.jpg
2016-08-29_23-01_szt 01_2016.PDF(2).jpg
К концу первого года занятий допускается увеличение скорости бега для школьников7-10 лет – с 7,30 до 6,30 мин. на 1 км, 11-14 лет – с 6,30 до 6,00 мин. на 1 км, 11-14 лет – с 6,00 до 5,30 мин. на 1 км

В структуре выражен относительно устойчивый порядок нарастания нагрузок в учебном году по времени и объему бега, его интенсивности: скорости и процентному соотношению ускоренной ходьбы к медленному и быстрому бегу. Этим самым обеспечивается логическая связь параметров нагрузки в каждой возрастной и медицинской группе

Систематически, в течение всего года, занятия оздоровительным бегом и ходьбой дополняются во всех возрастах подвижными играми и элементами спортивных игр – в среднем и старшем возрасте. Игры содействуют повешению эмоциональности, всесторонне физически развивают школьников, комплексно совершенствуют двигательную деятельность. Подвижным и спортивным играм, в соответствии с возрастом школьников, отводиться от 10 до30 мин. в каждом занятии. Причем общеразвивающие занятия и игры могут проводиться как до основной части, так и после

Подготовительная часть занятия занимает 10-12 минут и состоит из 5-7 минут ходьбы в сочетании с бегом и 5-6 минут общеразвивающих и специальных упражнений

Заключительная часть занимает 3-5 минут и состоит из упражнений на расслабление,выполняемых в движении, после которых пульс должен быть примерно на 50 ударов ниже,чем после нагрузки в основной части занятия

младших группах (7-10 лет) занятия продолжительностью 45 минут проводятся в первом семестре 2-3 раза в неделю, во втором 3-4 раза, а в период летних каникул 4-5 раз в неделю. средних группах (11-14 лет) занятия продолжительностью 60 минут проводятся в первом семестре 2-3 раза в неделю, во втором 3-4 раза, а в период летних каникул 4-5 раз в неделю. старших группах (15-17 лет) занятия продолжительностью 60 минут проводятся в первом семестре 2-3 раза в неделю, во втором 3-5 раз, а в период летних каникул 5-6 раз в неделю. Для девочек нагрузка по объѐму может быть меньше на 10% в группах 11-14 лет, а в группах 15-17 лет – на 15%. У всех девочек интенсивность ходьбы и бега может быть снижена на 3-5%

Скорость равномерного передвижения постепенно возрастает, а время пробегания 1км уменьшается с 7 минут до 5 минут 30 секунд, а в ходьбе – с 9 до 8 минут

На втором году занятий в группах ходьба, проводимая со скоростью 9-8 минут 1 км,может быть заменена медленным бегом (7-7,5 минут 1 км). Таким образом, на втором году занятий, вместо ускоренной ходьбы, в темпе 180-190 шагов, можно использовать бег в медленном темпе. Ходьба же проводится только в подготовительной и заключительной частях занятий. Кроме того, нагрузка в беге может быть увеличена на 20-25% для младшего возраста, на 15-20% для среднего и на 10-15% для старшего

Рекомендации по организации методики проведения занятий оздоровительной ходьбой и бегом составлены на основе педагогического опыта, результатов экспериментальных исследований, а также установок программы по физической культуре для общеобразовательной школы и анализа научно-методической литературы

Практика показывает, что во время занятий оздоровительным бегом в период первых одного-двух месяцев отсеивается до 30% новичков. По наблюдениям специалистов, основные причины приостановки занятий следующие:1. Прежде всего, неудовлетворение тренировками и недостаточное терпение. Для того чтобы подобрать оптимальную нагрузку для каждого из начинающих, нужно от 2 до 4недель регулярных занятий. Во время первых тренировок для некоторых учеников нагрузка будет большой, а для других – недостаточной. В обоих случаях ученики не получают удовольствия и могут бросить тренировки. Учитель обязан постараться свести до минимума период акклиматизации [4, c.26]

В начале занятий, даже при правильно подобранной нагрузке, возможны неко- торые неприятные ощущения, например, появление болей в области сердца, печени, селезенки. В таком случае необходимо сделать перерыв в тренировках и проконсультироваться с тренером и врачом. Обычно организм человека, который впервые приступает к занятиям, насколько детренирован, что малейший раздражитель может вывести его из равновесия [3, c.25]. Но это совсем не означает, что в такой ситуации бег недоступен. При разумном поведении организм постепенно адаптируется к нагрузкам

«Определенный» процент отсеивания могут вызвать простудные заболевания, особенно если начать занятия поздней осенью или зимой. Поэтому лучше всего приступать к тренировкам в апреле-мае, чтобы к зиме организм ученика адаптировался к тренировкам на открытом воздухе

В единичных случаях причиной приостановки занятий начинающими могут быть боли в мышцах. Однообразие методических подходов, слабая эмоциональность, малая актив- ность во время занятий подвижными и спортивными играми, эстафетами тоже могут вызвать нежелание начинающих продолжать занятия оздоровительным бегом

Эти рекомендации рассчитаны на минимальные нагрузки. Они предназначены для тех, кто некогда не занимался спортом. Исходя из индивидуальных особенностей и уровня физического развития того или иного школьника, эти нагрузки педагог может повысить и даже увеличить вдвое. Но и при этом необходимо соблюдать принцип постепенности, не увлекаться повышением скорости, а увеличивать расстояние ходьбы и бега, однако ориентируясь при этом на показатели ЧСС и личное самочувствие. Необходимо помнить, что в возрасте от 7 до 17 лет ЧСС в покое снижается с 90-100 до 75-70 уд/мин, а восстановление ЧСС должно происходить быстрее и эффективнее. Как уже было сказано, обязательным условием являются систематический врачебный и педагогический контроль, а также самоконтроль

Выводы. Оздоровительный бег в занятиях со школьниками является одним из основных и доступных средств повышения функциональных возможностей сердечнососудистой системы школьников. Это средство позволяет избежать гиподинамии, ожирения и других болезней. Именно поэтому необходимо привлекать педагогических и медицинских работников, общественные организации, ветеранов физической культуры и спорта к проведению просветительской роботы со школьниками, объясняя им необходимость двигательной активности и оздоровительного бега в качестве неотъемлемого фактора здоровья и основного залога здорового способа жизни

THE METODOLOGY OF THE TRAINING JOGGING WITH STUDENTSN.
ShulgaPereyaslav-Khmelnitsky state pedagogical university named after Gregoriy Skovoroda
Abstract. The value of the jogging for the improvement of the health of schoolchildren is considered in the article.The tools and methods of lessons with different age group are recommended in this article

Key words: schoolchild, jogging, walking, overall developmental exercises, games

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Шульга Н. П. - доцент кафедры спортивных дисциплин и туризма, ГВУЗ «ПереяславХмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды», г. Переяслав-Хмельницкий, Украина. E-mail: koval557@ukr.netShulga N. - associate professor of chair of sports disciplines and tourism, Pereyaslav-Khmelnitsky state pedagogical university named after Gregoriy Skovoroda, Pereyaslav-Khmelnitsky, Ukraine. E-mail: koval557@ukr.net
Список исп. литературыСкрыть список
1. Концепція загальнодержавної цільової соціальної програми «Здорова нація» на
2009-2013 роки, ухвалена розпорядженням Кабінету Міністрів України від 21.05.2008 р.
2. Лидьярд Д. «Бег ради жизни». - М. : ФиС., 1971. - 177с.
3. Мильнер Е. Вас консультирует врач // Легкая атлетика - 1985. - №11. - 25 с.
4. Мильнер Е. Выбираю бег - М. : ФиС., 1985 г. - С. 25-30.
5. Мотылянская С. Школьники и оздоровительный бег / С. Мотылянская,
Ю.Травин, В. Велитченко // Легкая атлетика – 1983. - №10. - С. 11-13.
6. Травин Ю. Физическая подготовка школьников / Легкая атлетика. – 1985. - №7.
- С. 17-18.
7. Стан та чинники здоров’я українських підлітків. Український інститут
соціальних досліджень імені Олександра Яременка. Київ. - 2001.- 85 с.
Количество просмотров: 705
Предыдущая статьяФизкультурно-оздоровительные занятия, как средствооздоровления студентов

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямой эфир