Современные здоровьесберегающие технологии №01 2016

Особенности подготовки велосипедистов индивидуальнойгонки

Номера страниц в выпуске:21-28

Аннотация
. В настоящее время вопросы подготовки велосипедистов индивидуальной гонки в литературе практически не рассматриваются. Снижение возрастного ценза при наборе детей в группы начальной подготовки поставило перед специалистами много проблем,связанных с направленностью тренировочного процесса, рациональным сочетанием тренировочных средств и методов, адекватных возрастным особенностям занимающихся. Поэтому установление количественной характеристики критериев, определяющих физическую работоспособность юных велосипедистов, позволит оптимизировать дозирование тренировочных нагрузок в соответствии с адаптационных возможностей организма спортсменов. Для успешного результата необходимо учитывать физическое, психологическое и моральное состояние спортсмена, тогда тренировки будут способствовать хорошим результатам в соревнованиях

Ключевые слова: велосипедист, индивидуальная гонка, спортивная подготовка, велосипедный спорт, тренировочный процесс, скорость, ловкость


Постановка проблемы
. Необходимость рассмотрения общей физической, психологической и моральной готовности спортсмена к процессу многолетней тренировки обусловлена тем, что без оптимизации его построения тренировок на ранних этапах вся работа по подготовке велосипедистов высшей спортивной квалификации на завершающих этапах не дает ожидаемых результатов. Поэтому обязательно нужно принимать во внимание все необходимые составляющие для успешной и результативной тренировки велосипедиста индивидуальной гонки

Анализ последних публикаций по тематике статьи. Изучение отдельных сторон подготовки велосипедистов перед соревнованиями посвящено много исследований. Почти все авторы утверждают, что в этот период уменьшается общий объем нагрузки и количество повторений, увеличиваются интервалы отдыха между повторениями, повышается интенсивность выполнения упражнений

В научной и методической литературе достаточно полно представлена система планирования спортивной подготовки в многолетнем аспекте, согласно которой весь процесс делится на этапы: начальной подготовки; предварительной базовой подготовки; специализированной базовой подготовки; максимальной реализации индивидуальных возможностей;сохранение достижений. Однако, не менее важной выступает общая подготовка спортсмена,которая включает в себя физическую, психологическую и моральную [3]

Широкое освещение эти вопросы получили в учебниках, монографиях и докторских диссертациях [2, 4, 5, 7]. Методические аспекты проблем оптимизации многолетнего учебнотренировочного процесса в спорте изложены в работах [1, 3, 6] и других авторов

Глубокие исследования основ построения спортивной тренировки во многих видах спорта [4, 6, 7] показали, что продолжительность, границы и содержание указанных этапов могут варьировать в определенных пределах в зависимости от индивидуальных возможностей и специфики вида спорта

Актуальность заключается в том, что молодому Украинскому государству нужны перспективные, хорошо подготовленные велосипедисты. А достичь высоких спортивных результатов можно только при выборе наиболее рациональной системы тренировки, отборе наиболее эффективных средств и методов подготовки подростков и юношей, а также хорошего физического, психологического и морального состояния спортсмена

Цель. Раскрыть особенности повышения эффективности тренировочного процесса в индивидуальной гонке

Задачи: Определить основные физические качества подготовки велосипедистов и способы их освоения и охарактеризовать возрастные периоды становления спортсмена во время тренировок

Организация и методы исследования: теоретический анализ и обобщение научнометодической литературы

Результаты исследования. Овладение техникой велоспорта, повышения тренированности организма, достижения спортивных результатов происходят за счет использования различных физических упражнений. Необходимая общая физическая подготовка закладывается в первые годы занятий велоспортом, и от нее зависят последующие спортивные результаты

Одним из основных направлений повышения эффективности подготовки велосипедистов высокого класса, специализирующихся в гонках преследования, является совершенствование силовых и скоростных возможностей гонщиков, уровень развития которых в значи тельной степени обусловливает скорость прохождения дистанции соревнования. Поиск путей эффективного использования велосипедистами повышенных передаточных соотношений в соревнованиях тесно связан с вопросами разработки соответствующих тренировочных программ силовой направленности в рамках годового цикла подготовки. Это позволит достигать максимального уровня силового потенциала спортсменов до момента их участия в главных соревнованиях сезона [5]. Выделим основные качества физической подготовки и способы их освоения

Силовые тренировки можно проводить как на преодоление собственного веса, так и с помощью гантель, мешков с песком. В первую очередь силовые упражнения должны быть направлены на развитие общей физической формы. Отжимания от пола, подтягивание, приседание на двух и одной ноге укрепляют различные группы мышц и помогают сохранить форму в периоды, когда кататься на велосипеде невозможно, из-за погоды, например. Во вторую очередь следует развивать мышцы, непосредственно задействованные в езде на велосипеде, то есть мышцы ног. Усталость после занятий должна быть приятной, она должно быстро проходить. Нельзя забывать о важности разогрева мышц и растяжки перед тренировкой

Травмированная мышца может надолго выбить велосипедиста из седла [4]

Выносливость - особенно важна, как физическое качество для велосипедистов, выражается в длительной работоспособности. Общая выносливость является составной частью всестороннего физического развития человека. Лучший способ развить выносливость это длительные с относительно невысокой интенсивностью тренировки в циклических видах спорта (бег, ходьба на лыжах, плавание, гребля, и езда на велосипеде само собой). Выносливость также бывает общей и специальной. Общая выносливость развивается различными тренировками и является хорошей базой для развития специальной выносливости для велоспорта. То есть, велосипедист не должен упускать возможность пробежаться или поплавать

Скорость движений - качество особенно необходимое велосипедисту. Она зависит в большой степени от развития спортивной техники, от эластичности мышц и их силы, от подвижности в суставах и выносливости спортсмена. Скорость движений повышается в меру развития силы мышцы, поскольку тренированные мышцы сокращаются быстрее. Но упражнения на развитие скорости отличаются от силовых упражнений. Самое главное при тренировке скорости - поддерживать высокую скорость выполнения упражнения. Такие усилия вскоре вызывают усталость, скорость движений снижается, а это значит, что тренировки уже не эффективно [1]

Ловкость - это умение четко и быстро справляться со сложными по координации, неожиданно возникающими задачами, которые требуют немедленного исполнения. Во многом ловкость определяется врожденными качествами, хорошо вырабатывается в детском возрас те. Ловкость развивают с помощью спортивных игр, таких как волейбол, баскетбол, футбол,различных игры на воде с мячом, а также акробатических упражнений. Упражнения на ловкость требуют не столько хорошей физической формы, сколько умение справляться с нервным напряжением

Тренировочный процесс многогранен комплексом элементов системы подготовки спортсменов. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве владеть теорией построения тренировочного процесса в выбранном виде спорта, грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия

Тренировочный процесс - является динамической системой, развивающейся, которая влияет на спортсмена. Каждый спортсмен имеет свои индивидуально-психологические, физиологические и другие особенности, присущие только ему одному. Для правильного управления спортивной тренировкой требуется знание индивидуальных особенностей и свойств личности [6]

Система управления тренировочным процессом представляет совокупность подсистем: сбор и обработка полученной информации, организация исследования, анализ полученных данных и подведение итогов. Под управленческим решением понимают творческий акт субъекта управления (тренер), направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления (воспитанник) и реализацию определенной программы (тренировочные планы)

Последовательность звеньев, в системе подготовки спортсменов следующая: осуществляется разработка конечной цели; в соответствии с поставленной целью, ставятся задачи,выделяются этапы подготовки; производится подбор средств и методов для использования в тренировочном процессе, определяется их сочетание

Задача этапа начальной подготовки является укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в уровне физического развития, обучения технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специальноподготовительных упражнений. Подготовка юных спортсменов характеризуется разнообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, использованием игрового метода. На этапе начальной подготовки не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предусматривающие применение однообразного, монотонного материала. В техническом совершенствовании следует ориентироваться на необходимость освоения много образных подготовительных упражнений. В процессе технического совершенствования ни в коем случае не следует пытаться стабилизировать технику движений, добиваться устойчивого двигательного навыка, что позволяет достичь определенных спортивных результатов. В это время у юного спортсмена закладывается разносторонняя техническая база, которая предусматривает овладение широкого комплекса разнообразных двигательных действий. Такой подход - основа для дальнейшего технического совершенствования. Это положение распространяется и на последующие два этапа многолетней подготовки, однако, особенно оно должно учитываться в период начальной подготовки [2]

Поскольку нет периода в возрастной периодизации развития с 10 до 12 лет, то этот период можно рассмотреть, как часть младшего школьного возраста и начало подросткового возраста. Период жизни детей с 7 до 11 лет относится к младшему школьному возрасту, мы рассмотрим часть этого периода, а именно от 10 до 11 лет. При определении его границ учитывают особенности психического и физического развития детей, переход их к учебной деятельности, которая становится основной

Физически ребенок в этом возрасте развивается достаточно равномерно. Увеличивается рост и вес тела, повышается иммунитет, быстро развиваются мышцы сердца. Артерии у школьника несколько шире, чем у взрослого человека, и именно этим объясняются особенности артериального давления. Частота сердечных сокращений устойчива, но под влиянием различных движений, положительных и отрицательных эмоций она быстро меняется. Костно-соединительный аппарат младших школьников достаточно гибкий, поскольку в их костях еще много хрящевой ткани. На это нужно учитывать, чтобы предотвратить возможное искажение позвоночника, вдавливанию груди, сутулости [7]Развитие мышечной системы способствует увеличению физической силы детей. Но малые мышцы кисти рук развиваются медленнее. Дети этого возраста дышат чаще, чем взрослые. Вес мозга младшего школьника приближается к весу мозга взрослого человека

Особенно увеличиваются лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. В то же время происходят значительные изменения в развитии и работе центральной нервной системы. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга усложняется

Коллективные занятия способствуют развитию нравственных чувств и формированию таких черт характера, как ответственность, общительность, коллективизм. Младшие школьники эмоционально уязвимы. Происходит дифференциация застенчивости, которая проявляется в реагировании на человека, мнение которого важно для них. Развивается чувство самолюбия, что проявляется в гневном реагировании на унижение их достоинства и положительное эмоциональное переживание за признание их положительных личных качеств. Развитию нравственных чувств (дружбы, товарищества, долга, гуманности) способствует пребывание учащихся в коллективе, объединенном общей учебной деятельностью [4]

В связи с развитием самосознания, малым жизненным опытом дети могут последовать нежелательные формы поведения: грубость, недисциплинированность и тому подобное

В других случаях, когда они берут за образец поведение любимого учителя, авторитетных для них взрослых, подражание и повышенное внушение облегчает усвоение норм и правил поведения. В этот период возрастает роль личного примера взрослых, прежде всего учителя

Подростковый возраст охватывает период развития ребенка от 11 до 15 лет, мы рассмотрим часть периода от 11 до 12 лет. Он является органическим продолжением младшего школьного возраста и одновременно отличается от него. Его называют переходным, так как происходит переход от детства к юности в физическом, психическом и социальном аспектах

Подростковый возраст - период сложных анатомо-физиологических изменений в организме человека. Физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и осложнениями, связанными с половым созреванием. В нем выделяют три стадии: стадию, предшествующую половому созреванию, стадию полового созревания и стадию половой зрелости [6]

На первой стадии развития активизируется деятельность щитовидной железы и гипофиза. Это способствует усилению обменных процессов в организме, а также возбуждению нервной системы, которая становится более чувствительной к раздражениям, особенно тем,которые возникают в самом организме. Каждое волнения резко отражается на работе сердца и сердечно-сосудистой системы, в развитии которых наблюдаются диспропорции. Мускулатура сердца и его объем увеличивается вдвое, а диаметр сосудов остается малым. Масса тела увеличивается в настоящее время в 1,5 раза. Недостаточное развитие кровеносной и мышечной систем способствует тому, что ребенок быстро устает, не может переносить чрезмерных физических нагрузок. Поэтому при их дозировке необходимо учитывать особенности физического развития подростка [1]

Скелетная система крепнет, однако, она еще не такая, как у взрослых. Окостенение позвоночника, грудной клетки, таза еще не закончилось, поэтому при неблагоприятных условиях возможны их искажение. Неправильная поза во время сидения за партой или столом приводит к нарушению дыхания и кровообращения, в частности нормального притока крови к мозгу. А это может сказываться на умственной деятельности, работоспособности подростка. Организм его требует много кислорода, однако легкие развиты еще недостаточно. Поэтому дышит он чаще, но неглубоко. Важно приучать его правильно дышать, управлять своим дыхательным аппаратом. Головной мозг подростков по весу приближается к весу мозга взрослого человека Интенсивное развитие высшей нервной деятельности проявляется в умственной активности детей, в росте контрольной деятельности коры больших полушарий относительно подкорковых процессов. Но в высшей нервной деятельности наблюдаются и некоторые противоречия, проявляющиеся в поведении подростков, повышенной возбудимости, неустойчивости настроения [5]

Подростковый возраст характеризуется значительным развитием психики, познавательных процессов. Обучение остается основным видом деятельности, однако претерпевает значительные изменения в организации, содержании. Оно характеризуется произвольностью,ростом активности и самостоятельности, изменением познавательных и социальных мотивов учения. Совершенствуется восприятие, становясь разносторонним, но не достигает еще полного развития. На него влияет не только характер объекта, который воспринимается, но и эмоциональное состояние подростка

Претерпевает качественные изменения мотивация обучения. Углубляясь и дифференцируясь, познавательные интересы подростков становятся выразительнее, устойчивыми и содержательными. Учебный процесс предъявляет повышенные требования во внимание подростков, способности сосредоточиться на содержании учебной деятельности и отвлекаться от посторонних показателей. Обучение требует, как непроизвольной, так и произвольного внимания, способствует росту объема внимания, совершенствованию умения распределять и переключать ее. Для подростков характерно стремление воспитывать в себе способность быть внимательными, элементы самоконтроля и регуляции. Подростки стремятся к логическому осмыслению материала, применяя при этом сравнение, сопоставление, обобщение,классификация и т. Память приобретает большую логичности, произвольности и управляемости [3]

Коллектив имеет значение в формировании личности подростка. Одной из самых характерных его черт является стремление к самоутверждению. Желание занять свое место в коллективе, быть лидером, заметным или малозаметным исполнителем, активным или пассивным, действовать ради коллектива или для себя является проявлением внутренних, недостаточно осознанных позиций ребенка. Но в процессе их проявления, оценка коллективом подросток под влиянием коллективного мнения начинает осознавать свои устремления, притязания, поступки и место в коллективе, становится субъектом воспитания. Особое значение приобретают дружба и дружбы, которые становятся активными, набирают новых форм: просто товарищи, близкий товарищ, друг [7]

Выводы. Анализ велосипедного спорта в мире выявил тенденцию постоянного роста спортивных результатов и мастерства велосипедистов. Неуклонный рост спортивных достижений, свидетельствует о скрытых функциональных возможностях организма человека. Од нако скрытые резервы организма могут проявляться только в результате научной обоснованной системы подготовки спортсменов. В дальнейшем спортивные достижения напрямую зависят от того, насколько эффективно будут определены перспективные пути совершенствования спортивной тренировки. Необходимым условием эффективного управления подготовкой спортсменов является соответствие программ тренировочных действий функциональным возможностям организма

Перспективы дальнейших исследований. Подготовка велосипедистов индивидуальной гонки будут всегда актуальны, ведь спортсмены этого вида спорта еще только начинают добиваться успехов. Поэтому я ставлю себе за перспективы исследования новых методик подготовки велосипедистов индивидуальной гонки и других видов. А также я считаю,что нужно исследовать развитие велоспорта в Украине

FEATURES OF PREPARATION OF INDIVIDUAL CYCLISTS RACE
N. GorbenkoPereyaslav-Khmelnitsky State Pedagogical University named after Gregoriy Skovoroda
Abstract. Currently, the preparation of individual cyclists to race in literature almost not considered. Lowering the age limit in the recruitment of children in the initial training of profes-sionals confronted many problems associated with the thrust of the training process, the rational combination of training tools and methods appropriate age peculiarities of those involved. There-fore, quantitative characteristic setting criteria that determine the physical performance of young cyclists will optimize training loads dosage according to the adaptive capacity of an athlete. The successful outcome must take into account physical, psychological and moral condition of the ath-lete, then training will contribute to good results in competitions

Keywords: bicyclist, individual race, sports training, cycling, training process, speed, agility

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Горбенко Николай Иванович - доцент кафедры спортивных дисциплин и туризма ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий, Украина. E-mail: sivolapovv@ukr.netGorbenko Nikolay - associate professor of chair of sports disciplines and tourism, Pereyas-lav-Khmelnitsky state pedagogical university named after Gregoriy Skovoroda, Pereyaslav-Khmelnitsky, Ukraine. E-mail: sivolapovv@ukr.net УДК 615.825:796.32-057.854
Список исп. литературыСкрыть список
1. Веpхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /
Ю.В. Веpхошанский – М.: Физкультура и спорт, –1988. – С. 276-330.
2. Крылатых Ю.Г. Подготовка юных велосипедистов / Крылатых Ю.Г., С.М. Минаков
— М.: ФиС, – 1982. — 201 с.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания / Л.П. Матвеев —
М.:ФиС, –1976. — 304 с.
4. Осадчий В.П. Система педагогического контроля над развитием специальных фи-
зических качеств велосипедистов / В.П. Осадчий, Д.А. Полищук - М., ФиС., –1980 – С.24-37.
5. Платонов В.Н. Организационно-методические проблемы подготовки велосипеди-
стов / В.Н. Платонов - М., ФиС., –1983. – (Ежегодник).
6. Пруднікова М.С. Теорія і методика обраного виду спорту (велосипедний спорт):
Методичний посібник / М. Пруднікова, В. Мулик. — Харків: – 2006. — 100с.
7. Филин В.П. Воспитание физических качеств у спортсменов / В.П. Филин - М., ФиС.
– 1985г. – С.13-27.
Количество просмотров: 2002
Предыдущая статьяОценка физического развития студентов государственногогуманитарно – технологического университета методоминдексов
Следующая статьяГидрокинезотерапия в реабилитации детей с церебральнымпараличом
Прямой эфир